Внеурочная деятельность как условие усвоения младшими школьниками базовых национальных ценностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2013 в 08:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности формирования базовых национальных ценностей у младших школьников.
Задачи исследования:
1.Систематизировать теоретические подходы по проблеме исследования.
2. Изучить характеристики национального воспитания и сущность базовых национальных ценностей.
3.Теоретически обосновать особенности формирования базовых национальных ценностей в младшем школьном возрасте.

Содержание

Введение....................................................................................................................3
Глава 1.Теоретические аспекты формирования базовых национальных ценностей в младшем школьном возрасте.........................................................6
1.1. Сущность национального воспитания..............................................................6
1.2. Базовые национальные ценности....................................................................10
1.3. Способы организации усвоения младшими школьниками базовых национальных ценностей во внеурочной деятельности.......................................13
Выводы по 1 главе..................................................................................................23
Глава 2. Опыт формирования базовых национальных ценностей у младших школьников....................................................................................25
2.1. Диагностика уровня освоения младшими школьниками базовых национальных ценностей.........................................................................................25
2.2. Практика работы по организации усвоения младшими школьниками базовых национальных ценностей во внеурочной деятельности.…….....38
Выводы по 2 главе ...........................................................................................46
Заключение…………………………………………………………………….......47
Список использованной литературы…………..…………………....….........49

Вложенные файлы: 1 файл

3.4.Христолюбова _курс.раб.docx

— 127.61 Кб (Скачать файл)

Национальная система воспитания основывается на принципах национального  мировоззрения, научной философии  и идеологии, семейного воспитания, народной педагогики, научной педагогической мысли, впитавшая в себя все достояния национальной воспитательной мудрости. [39, c. 230].

Она охватывает идейное богатство народа. Его морально-эстетические ценности трансформированы в средствах народной педагогики, народоведения, принципах, формах и методах организации воспитательного влияния на личность (теоретический аспект), а также постоянную и систематическую воспитательную деятельность семьи, государственных и общественных учебно-воспитательных учреждений (практический аспект).

          Национальное образование является единым звеном в цепи образовательной культуры каждой страны. Здесь устанавливается своего рода иерархия образовательных ценностей: усвоение общечеловеческих ценностей – овладение культурными ценностями цивилизации – духовность и интеллигентность – воспитание человека-гражданина – усвоение национальных ценностей – приобщение к региональным особенностям – овладение индивидуальным потенциалом и развитие способностей – приобщение к самовоспитанию  и  самообразованию. [9,  c.  120]. 
          С учетом этой общей идеологии образования национальное воспитание выполняет следующие функции: [19, c. 10].

- формирует национальное сознание и самосознание, определяющее социальную адаптацию и вхождение индивида в зону ближнего и среднего социального окружения;

- воспитывает качества личности, особенно присущие данному народу;

- обеспечивает преемственность поколений в сфере жизненного, практического опыта;

- способствует глубокому усвоению ценностей национальной культуры;

- предоставляет образцы, формулирует идеалы, цели и мотивы в процессе самообразования и самовоспитания;

- является связующим звеном между мировой и личностной культурой растущего человека и гражданина.

 

 

1.2. Базовые национальные ценности.

 

Основным содержанием  духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые  национальные ценности, хранимые в  социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Ценности – одно из основных понятий, используемых при построении психологических концепций личностной регуляции поведения. В современных исследованиях они рассматриваются в контексте проблем психологической адаптации личности и процессов ее саморегуляции.

Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей её исторической и культурной полноте, этническом многообразии. В сфере национальной жизни можно выделить источники нравственности и человечности, т. е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, саму систему общественных отношений.

Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

Соответственно  традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

• патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

• социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

• гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

• семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

• труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлѐнность и настойчивость;

• наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

• традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

• искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

• природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

• человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного  развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего  урочную, внеурочную и внешкольную  деятельность обучающихся. Для организации  такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные  усилия всех социальных субъектов —  участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений. Ведущая, содержательно определяющая роль в создании уклада школьной жизни принадлежит субъектам образовательного процесса.

Система базовых национальных ценностей  лежит в основе представления  о единой нации и готовности основных социальных сил к гражданской  консолидации на основе общих ценностей  и социальных смыслов в решении  общенациональных задач, среди которых  воспитание детей и молодёжи.

Достижение  гражданского согласия по базовым национальным ценностям позволит укрепить единство российского образовательного пространства, придать ему открытость, диалогичность, культурный и социальный динамизм.

Гражданское согласие по базовым  национальным ценностям не имеет  ничего общего с единообразием ценностей  нации и самой нации, духовной и социальной унификацией. Единство нации достигается через базовый  ценностный консенсус в диалоге  различных политических и социальных сил, этнических и религиозных сообществ  и поддерживается их открытостью  друг другу, готовностью сообща решать общенациональные проблемы, в числе  которых духовно-нравственное воспитание детей и молодѐжи как основа развития нашей страны. [19, c. 18-23].

 

1.3. Способы организации усвоения младшими школьниками базовых национальных ценностей во внеурочной деятельности.

 

Младший школьный возраст  – этап развития ребёнка, который  соответствует периоду обучения в начальной школе.  Поступивший  в школу ребенок автоматически  занимает совершенно новое место  в системе отношений людей: у  него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние  люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и  как с человеком, взявшим на себя обязательство (неважно вольно или  по принуждению) учиться, как все  дети в его возрасте. [44, c. 230].

В этом возрасте появляется также масса психолого-социальных новообразований. Число факторов, влияющих на самооценку, заметно расширяется. У детей в возрасте от 7 до 12 лет  продолжает формироваться стремление на все иметь свою точку зрения. У них также появляются суждения о собственной социальной значимости – самооценка. Она складывается благодаря развитию самосознания и  обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Высокая  оценка обычно бывает у детей в  том случае, если родители относятся  к ним с заинтересованностью, теплотой и любовью. Младший школьный возраст – завершение развития самосознания.

Ребенок в младшем школьном возрасте начинает думать об основаниях того, почему он думает так, а не иначе. Возникает механизм коррекции своего мышления со стороны логики, теоретического знания. Следовательно, ребенок становится способен подчинить намерение интеллектуальной цели. Дети не только лучше запоминают, но и способны размышлять о том, как  они это делают.

Осознание необходимости  реализации в своем поведении  определенной системы ценностей  и тем самым осознание себя субъектом исторического процесса, творцом "должных" нравственных отношений  становится источником самоуважения, достоинства и нравственной активности личности. На основе сложившихся ценностных ориентаций осуществляется саморегуляция деятельности, заключающаяся в способности человека сознательно решать стоящие перед ним задачи, осуществлять свободный выбор решений, утверждать своей деятельностью те или иные социально-нравственные ценности. Реализация ценностей в этом случае воспринимается индивидом как нравственный, гражданский, профессиональный и т.д. долг, уклонение от которого предотвращается прежде всего механизмом внутреннего самоконтроля, совестью.

Особенностью системы  нравственных ценностей является то, что в ней отражается не только нынешнее состояние общества, но и  прошлое, и желаемое будущее его  состояния. Целевые ценности, идеалы проецируются на эту иерархию, вследствие чего происходит ее корректировка. Под  воздействием конкретных исторических условий перестраивается система, иерархия ценностей. [26, c. 43].

Изменения в системе ценностей, а это, прежде всего, смена ведущей, основной ценностной ориентации, задающей нормативную определенность таким  ценностно-мировоззренческим представлениям, как смысл жизни, назначение человека, нравственный идеал и др., играют роль "аксиологической пружины", передающей свою активность всем остальным звеньям системы.

Общественная потребность  в новой системе ценностей  появляется тогда, когда прежняя  верховная ценностная ориентация не отвечает требованиям изменившейся исторической действительности, оказывается  неспособной выполнять присущие ей функции, ценности не становятся убеждениями  людей, последние в моральном  выборе все реже апеллируют к ним, то есть происходит отчуждение индивидов  от этих моральных ценностей, возникает  ситуация ценностного вакуума, порождающая  духовный цинизм, подрывающая взаимопонимание  и интеграцию людей.

Новая ведущая ценностная ориентация, выступая альтернативой  прежней, способна не только перестроить  систему нравственных ценностей, но и изменить силу их мотивационного воздействия. Как отмечает отечественный  психолог Д. Н. Узнадзе, перестройка системы ценностных ориентаций, изменение субординации между ценностями свидетельствуют о глубоких преобразованиях в смысловой картине окружающего мира, изменении семантических характеристик различных его элементов. [40, c. 120].

Итак, ценностные ориентации, играя важную роль в формировании нравственной активности, обеспечивают общую направленность поведения  личности, социально значимый выбор  ею целей, ценностей, способов регуляции  поведения, его форм и стиля.

В психологической литературе выделяются следующие общие возрастные особенности детей младшего школьного  возраста:

  1. В младшем школьном возрасте у ребенка отмечается наибольшее увеличение мозга - от 90 % веса мозга взрослого человека в 5 лет и до 95 % в 10 лет.
  2. Продолжается совершенствование нервной системы. Развиваются новые связи между нервными клетками, усиливается специализация полушарий головного мозга. К 7-8 годам нервная ткань, соединяющая полушария, становится более совершенной и обеспечивает их лучшее взаимодействие.

Эти изменения нервной системы закладывают основу для следующего этапа умственного развития ребенка и доказывают тезис, что воспитательное воздействие на младшего школьника со стороны семьи именно в младшем школьном возрасте оказывает большое влияние на процесс формирования у ребёнка личностных качеств, личностных особенностей, востребованных обществом. [27, c. 320].

В этом возрасте также происходят значительные качественные и количественные изменения в костной и мышечной системе младшего школьника. Так что, именно в младшем школьном возрасте как никогда важно стремиться к физическому развитию и совершенствованию организма ребенка. И в этом процессе роль влияния семьи на младшего школьника также велика.

В общем виде можно представить  следующие психологические особенности:

1) Склонность к игре. В  условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где- либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» - говорил А.С.Макаренко. [24, c. 30-33].

2) Невозможность долго  заниматься монотонной деятельностью.  Как утверждают психологи, дети 6-7-летнего возраста не могут  удерживать свое внимание на  одном каком-либо предмете более 7-10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.

3) Недостаточная четкость  нравственных представлений в связи с небольшим опытом. Учитывая возраст детей, нормы нравственного поведения можно разбить на 3 уровня: Ребенок до 5 лет усваивает примитивный уровень правил поведения, основанный на запрете или отрицании чего-либо. Например: «Не разговаривай громко», «Не перебивай беседующих», «Не трогай чужую вещь», «Не бросай мусор» и т.д. Если ребенка приучили к выполнению данных элементарных норм, то окружающие считают его воспитанным ребенком. К 10-11-ти годам необходимо, чтобы ребенок умел учитывать состояние окружающих людей, и его присутствие не только не мешало им, но и было бы приятным.

Информация о работе Внеурочная деятельность как условие усвоения младшими школьниками базовых национальных ценностей