Внеурочная деятельность как условие усвоения младшими школьниками базовых национальных ценностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2013 в 08:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности формирования базовых национальных ценностей у младших школьников.
Задачи исследования:
1.Систематизировать теоретические подходы по проблеме исследования.
2. Изучить характеристики национального воспитания и сущность базовых национальных ценностей.
3.Теоретически обосновать особенности формирования базовых национальных ценностей в младшем школьном возрасте.

Содержание

Введение....................................................................................................................3
Глава 1.Теоретические аспекты формирования базовых национальных ценностей в младшем школьном возрасте.........................................................6
1.1. Сущность национального воспитания..............................................................6
1.2. Базовые национальные ценности....................................................................10
1.3. Способы организации усвоения младшими школьниками базовых национальных ценностей во внеурочной деятельности.......................................13
Выводы по 1 главе..................................................................................................23
Глава 2. Опыт формирования базовых национальных ценностей у младших школьников....................................................................................25
2.1. Диагностика уровня освоения младшими школьниками базовых национальных ценностей.........................................................................................25
2.2. Практика работы по организации усвоения младшими школьниками базовых национальных ценностей во внеурочной деятельности.…….....38
Выводы по 2 главе ...........................................................................................46
Заключение…………………………………………………………………….......47
Список использованной литературы…………..…………………....….........49

Вложенные файлы: 1 файл

3.4.Христолюбова _курс.раб.docx

— 127.61 Кб (Скачать файл)

- историю  своей малой Родины, его достопримечательности и святыни;

- символы России;

- историю своей семьи, семейные реликвии;

- азы православной культуры и православного образа жизни;

- моральные нормы поведения;

- духовно-нравственные устои христианской  культуры (через  экскурсии в местные храмы, а также  на основе таких образцов, как Богородичные иконы)  традиции празднования православных праздников (Пасха, Троица).

Учащиеся будут уметь:

- обобщать материал в ходе занятия;

- формулировать вопросы;

- делать выводы, умозаключения;

- соотносить опыт православного учения и свой жизненный опыт.

Программа построена на принципах:

- развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать;

- действенного подхода, при котором ребенок становится активным субъектом деятельности;

- свободы, сотрудничества, партнерства учащихся, учителей начальной школы, педагогов дополнительного образования, работников библиотек, краеведческого музея, священнослужителей.  Психологическая свобода, атмосфера тепла и доверия   предоставляют школьнику возможность утвердиться в поиске новых идей и новых знаний.

Способы мотивации:

1. Содержание курса. 

2. Использование ИКТ.

3. Разнообразие форм проведения  занятий.

По итогам работы в данном направлении  проводятся конкурсы, выставки, защита проектов.

Говоря о духовно-нравственном минимуме программы «Наше наследие», мы имеем в виду те прогнозируемые в соответствии с программой изменения (новообразования) в освоение базовых национальных ценностей ребенка, которые произойдут после включения его в данную  программу. 
      Само название программы подсказывает и ассоциируется у детей с понятиями: Родина, ответственность перед предками, перед отечественной культурой, перед родным языком, литературой, искусством. Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины – главный методологический принцип духовно-нравственного воспитания учащихся. В программе значительное место уделяется изучению родного края.

Русская культурная, художественная традиция и «Наше наследие» - суть двух сторон Личности, которая и является, в конечном счете, прогнозируемым результатом данной  программы. 
         Воспитание такой личности невозможно без её активного включения в процесс творческой саморефлексии, а соответственно и педагогической саморефлексии профессионалов, участвующих в реализации данной программы. Это и есть основная технологическая составляющая, одновременно критерий результативности программы "Наше  наследие". 
         На методическом уровне программа призвана наметить механизмы для организации такой саморефлексии.

 

Выводы по 2 главе.

Система ценностей составляет основу отношений личности к окружающему  миру, к другим людям, к себе самой. Являясь содержательной стороной направленности, ценности выступают основой мировоззрения  и ядром мотивационно - потребностной сферы. Становление системы ценностей начинается в раннем возрасте и непосредственно связано с личностным и жизненным самоопределением человека.

Для изучения смысло-жизненных ценностей обучающихся нами предложены  методики, которые в сочетании с педагогическими средствами изучения личности образуют комплексы, позволяющие получить целостное представление о ценностях  обучающихся.

Усвоение базовых национальных ценностей  младшими школьниками  является одной из сложнейших задач  учителя. Для решения этой задачи учителю требуется не только знание предметов начальных классов  и методики их преподавания, но и  умение направить свою деятельность на формирование базовых национальных ценностей детей.

В помощь учителю можно предложить, рассмотренную нами программу, "Наше наследие", которая направлена на решение таких задач, как:

- знакомство учеников с  традиционными  ценностями  российской культуры;

- формирование позитивного отношения   к окружающему миру, другим людям  и самому себе;   стремление  к самосовершенствованию;

- приобщение к здоровому образу  жизни;                                                                                                                                                                                      

- усвоение ребенком вечных ценностей:  милосердия, сострадания, правдолюбия   в стремлении его к добру  и неприятию зла.

 

Заключение.

В рамках нашего исследования мы изучили психолого–педагогическую литературу по данной проблеме, рассмотрели сущность, содержание и основные понятия национального воспитания, а также характеристики младшего школьного возраста, раскрыли особенности национального воспитания в младшем школьном возрасте, изучили методы, формы и приемы формирования ценностей младших школьников во внеурочной деятельности, рассмотрели методики диагностик ценностей младших школьников, и пришли к следующим  выводам: 
         1. Национальное воспитание - это созданная на протяжении веков самим народом система взглядов, убеждений, идей, идеалов, традиций, обычаев, призванных формировать мировоззренческое сознание и ценностные ориентации детей и молодежи, передавать им социальный опыт, достижения предыдущих поколений. Оно включает формирование национального сознания, воспитание и развитие национальных чувств, усвоение вечных ценностей.          Национальное образование является единым звеном в цепи образовательной культуры каждой страны. Здесь устанавливается своего рода иерархия образовательных ценностей: усвоение общечеловеческих ценностей – овладение культурными ценностями цивилизации – духовность и интеллигентность – воспитание человека-гражданина – усвоение национальных ценностей – приобщение к региональным особенностям – овладение индивидуальным потенциалом и развитие способностей – приобщение к самовоспитанию  и  самообразованию.

2. Выявили особенности формирования базовых национальных ценностей в младшем школьном возрасте, а также установили, что ценности в младшем школьном возрасте формируется на основе смысложизненных ориентаций, механизмов и стратегий социально - психологической адаптации и психических состояний. Система ценностей определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни» и как следствие продуктивности личности.

3. Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Нравственное развитие младших школьников отличается заметным своеобразием. Они начинают активно, самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер.

4. Методики М. Рокича и Д.А. Леонтьева в сочетании с педагогическими средствами изучения личности образуют комплексы,  позволяющие получить целостное представление о ценностях обучающихся. Их можно будет использовать  при планировании и проведении коррекционно-развивающей и учебно-воспитательной  работы с классом, с группой детей, с отдельными учащимися.  
         5. Внеурочная деятельность имеет все возможности, позволяющие формировать у учащихся базовые национальные ценности. Важное значение для формирования представлений о базовых национальных ценностях школьников имеет не только содержание, но и организация внеучебного процесса. Для этого необходимо деятельность учащихся строить как коллективную. Организация коллективной и групповой форм возможна на внеклассных занятиях, часах классного руководства, экскурсиях. Развивающие программы позволяют добиться позитивной динамики ценностных ориентаций младших  школьников. 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Абульханова-Славская, К.А. Типология активности личности в социальной психологии /К.А. Абульханова-Славская // Психология личности и образ жизни. – М., 2005. С. 230.
  2. Альманах психологических тестов. – М.: «КСП», 2006. С. 40-43.
  3. Андреева, Г.М. Психология социального познания: Учебн. Пособие / Г.М. Андреева - М.: Аспект Пресс,- 2007. С. 340.
  4. Асмолов, А.Г., Братусь, Б.С., Зейгарник, Б.В., Петровский, В.А. и др. О некоторых перспективах исследований смысловых образований личности/ А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Б.В. Зейгарник, В.А Петровский и др. // Вопросы психологии. - 2004. № 4. С. 35-37.
  5. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности: Под ред. Д.И. Фкельдштейна / Л.И. Божович - М.: Международная педагогическая академия, 2004. С. 12.
  6. Болотова, А.К. «Временные аспекты структуры и функционирования личности»/ А.К. Болотова // Материалы III съезда РПО «Психология и культура». С.-Пб., Июнь 2003 г. (Круглый стол «Практические возможности тренинга: от индивидуального развития до личностного роста»). С. 230.
  7. Болотова, А.К. Фактор времени в переживании и преодолении ситуации социальной нестабильности / А. К. Болотова // Психология человека в условиях социальной нестабильности. – М., 2009. С. 47-62.
  8. Васильев, В. Проектно – исследовательская технология: развитие мотивации / В. Васильев // Народное образование №9. 2009. С. 177 – 180.
  9. Величковский, Б.М. Современная когнитивная психология / Б.М. Величковский - М., 2004. С. 120.
  10. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие для студ. Пед. институтов по спец. №2121 «Педагогика и методика начального обучения» / М.В. Матюхина, Г.С. Михальчин, Н.Ф. Прокина и др; / под ред. М.В. Гамезо и др. / – М.: Просвещение, 2004. С. 256.
  11. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. С. 168.
  12. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский // Собр. соч. М., 1982. Т. 2. С. 122.
  13. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - Москва. АПРЕЛЬ ПРЕСС, ЭКСМО – ПРЕСС. 2004. С. 159.
  14. Галицкая, И.А. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике / И.А. Галицкая, И.В.Метлик //  Педагогика.- 2009.- № 10. С. 36-46.
  15. Гафаров, Р.М. Современные проблемы нравственного воспитания / Р.М. Гафаров // Воспитание школьников. - 2010.- № 9. С. 3.
  16. Гильбух, Ю.З. Понятие зоны ближайшего развития и его роль в решении актуальных задач педагогической психологии / Ю.З. Гильбух // Вопросы психологии. 2007. № 6. С. 78.
  17. Грейс, Крайг. Психология развития. Санкт – Петербург / Крайг Грейс. - Питер 7-е международное издание 2005. С. 307.
  18. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение,2011.- 96 с.- (Работаем по новым стандартам).- ISBN 978-5-09-02524.8  С. 5-7.
  19. Данилюк А.Я., Кондаков A.М., Тишков B.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009. С. 9-10, С. 18-20.
  20. Дубровина, И.В. и др. Психология: Учеб. для студентов сред. пед. учеб. заведений / под ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд., стереотип./ И.В. Дубровина и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. С. 464.
  21. Забродин, Ю.М., Сосновский, Б.А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека / Ю.М. Забродин, Б.А. Сосновский. // Вопросы психологии. 2005. № 6. С. 100-102.
  22. Зейгарник, Б.В., Холмогорова, А.Б., Мазук, Е.С. и др. Саморегуляция поведения в норме и патологии / Б.В. Зейгарник, А.Б. Холмогорова, Е.С. Мазук и др. // Психол. журн. 2004. № 2. С. 121-123.
  23. Зинченко, В. П. Проблема объективного метода в психологии / В. П. Зинченко //Вопросы философии. 2007. №7. С. 23.
  24. Зотова, О.И. Направленность личности и социальная регуляция поведения / О.И. Зотова // Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 2007. С. 30-33.
  25. Зотов Н.Д. Личность как субъект нравственной активности / Н.Д. Зотов. – Томск, 2007. С. 230.
  26. Зотов, Н.Д. Нравственная активность личности: сущность и этапы становления / Н.Д. Зотов. – М., 2004. С. 430.
  27. Ильин, Е.П. Теория функциональной системы и психофизиологические состояния / Е.П. Ильин //Теория функциональных систем в физиологии и психологии. М., 2003. С. 320.
  28. Каплунович, И.Я. Измерение и конструирование обучения в зоне ближайшего развития / И.Я. Каплунович // Педагогика 2005. № 10. - С.37 – 44.
  29. Крылов, А.А. Психологический учебник /А.А. Крылов. - Москва. Издательство Проспект. 2005. С. 218.
  30. Леонова, А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека / А.Б. Леонова. - М., 2004. С. 125.
  31. Меерович, М., Шрагина, Л. Управляемое воображение / М. Меерович, Л. Шрагина // Народное образование. 2005. № 9. С. 141-142.
  32. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утверждено Президентом Российской Федерации Д.Медведевым 04.02.2010 № Пр-271 // Официальные документы в образовании.- 2010.- № 9. С. 5-12.
  33. Немов, Р.С. Психология.  Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика / Р.С. Немов. - М.: Просвещение: Владос, 2005. С. 512.
  34. Панферов, В.Н. Психология человека / В.Н. Панферов – СПб: Издательство В. А. Михайлова, 2006. С. 159.
  35. Психология психических состояний / под. Ред. Прохорова А.О., Казань, 2004. С. 230.
  36. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питерком, 2005. С. 72.
  37. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. – СПб., 2006. С. 900.
  38. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / А.Э. Симановский– Ярославль: «Академия развития», 2006. С. 192.
  39. Соколов, Э.В. Культура и личность / Э.В. Соколов – М., 2005. С. 23.
  40. Узнадзе, Д.Н. Психологические исследования / Д.Н. Узнадзе. – М., 2005. С. 120.
  41. Фельдштейн, Д.И. Психология становления Личности / Д.И. Фельдштейн. - М., 1994. С. 124.
  42. Франселла, Ф., Баннистер, Д. Новый метод исследования личности / Ф.Франселла, Д. Баннистер. - М.: Прогресс, 2007. С. 340.
  43. Чудновский, В.Э. Воспитание способностей и формирование личностей / В.Э. Чудновский. – М.; Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. С. 324.
  44. Эльконин, Д.Б. Введение в психологию развития / Д.Б. Эльконин. - М., 1994. С. 230.
  45. Лотошинская средняя общеобразовтельная школа № 1. Программа развития на 2007-2009 гг. 23.08.2007. URL: http://lotosoch1.narod.ru/rkpmo.html (дата обращения. 17.04.2013).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Внеурочная деятельность как условие усвоения младшими школьниками базовых национальных ценностей