Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2013 в 08:58, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности формирования базовых национальных ценностей у младших школьников.
Задачи исследования:
1.Систематизировать теоретические подходы по проблеме исследования.
2. Изучить характеристики национального воспитания и сущность базовых национальных ценностей.
3.Теоретически обосновать особенности формирования базовых национальных ценностей в младшем школьном возрасте.
Введение....................................................................................................................3
Глава 1.Теоретические аспекты формирования базовых национальных ценностей в младшем школьном возрасте.........................................................6
1.1. Сущность национального воспитания..............................................................6
1.2. Базовые национальные ценности....................................................................10
1.3. Способы организации усвоения младшими школьниками базовых национальных ценностей во внеурочной деятельности.......................................13
Выводы по 1 главе..................................................................................................23
Глава 2. Опыт формирования базовых национальных ценностей у младших школьников....................................................................................25
2.1. Диагностика уровня освоения младшими школьниками базовых национальных ценностей.........................................................................................25
2.2. Практика работы по организации усвоения младшими школьниками базовых национальных ценностей во внеурочной деятельности.…….....38
Выводы по 2 главе ...........................................................................................46
Заключение…………………………………………………………………….......47
Список использованной литературы…………..…………………....….........49
- историю своей малой Родины, его достопримечательности и святыни;
- символы России;
- историю своей семьи, семейные реликвии;
- азы православной культуры и православного образа жизни;
- моральные нормы поведения;
- духовно-нравственные устои христианской культуры (через экскурсии в местные храмы, а также на основе таких образцов, как Богородичные иконы) традиции празднования православных праздников (Пасха, Троица).
Учащиеся будут уметь:
- обобщать материал в ходе занятия;
- формулировать вопросы;
- делать выводы, умозаключения;
- соотносить опыт православного учения и свой жизненный опыт.
Программа построена на принципах:
- развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать;
- действенного подхода, при котором ребенок становится активным субъектом деятельности;
- свободы, сотрудничества, партнерства учащихся, учителей начальной школы, педагогов дополнительного образования, работников библиотек, краеведческого музея, священнослужителей. Психологическая свобода, атмосфера тепла и доверия предоставляют школьнику возможность утвердиться в поиске новых идей и новых знаний.
Способы мотивации:
1. Содержание курса.
2. Использование ИКТ.
3. Разнообразие форм проведения занятий.
По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, выставки, защита проектов.
Говоря о духовно-нравственном
минимуме программы «Наше наследие», мы
имеем в виду те прогнозируемые в соответствии
с программой изменения (новообразования)
в освоение базовых национальных ценностей
ребенка, которые произойдут после включения
его в данную программу.
Само название программы
подсказывает и ассоциируется у детей
с понятиями: Родина, ответственность
перед предками, перед отечественной культурой,
перед родным языком, литературой, искусством.
Многое связывает человека с тем местом,
где он родился и вырос. Родной край, его
люди, природа – всё это становится частью
его судьбы. Осознание малой родины –
главный методологический принцип духовно-нравственного
воспитания учащихся. В программе значительное
место уделяется изучению родного края.
Русская культурная, художественная
традиция и «Наше наследие» - суть двух
сторон Личности, которая и является,
в конечном счете, прогнозируемым результатом
данной программы.
Воспитание
такой личности невозможно без её активного
включения в процесс творческой саморефлексии,
а соответственно и педагогической саморефлексии
профессионалов, участвующих в реализации
данной программы. Это и есть основная
технологическая составляющая, одновременно
критерий результативности программы
"Наше наследие".
На методическом
уровне программа призвана наметить механизмы
для организации такой саморефлексии.
Выводы по 2 главе.
Система ценностей составляет
основу отношений личности к окружающему
миру, к другим людям, к себе самой.
Являясь содержательной стороной направленности,
ценности выступают основой
Для изучения смысло-жизненных ценностей обучающихся нами предложены методики, которые в сочетании с педагогическими средствами изучения личности образуют комплексы, позволяющие получить целостное представление о ценностях обучающихся.
Усвоение базовых национальных ценностей младшими школьниками является одной из сложнейших задач учителя. Для решения этой задачи учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методики их преподавания, но и умение направить свою деятельность на формирование базовых национальных ценностей детей.
В помощь учителю можно предложить, рассмотренную нами программу, "Наше наследие", которая направлена на решение таких задач, как:
- знакомство учеников с традиционными ценностями российской культуры;
- формирование позитивного
- приобщение к здоровому образу
жизни;
- усвоение ребенком вечных
Заключение.
В рамках нашего исследования
мы изучили психолого–
1. Национальное
воспитание - это созданная на протяжении
веков самим народом система взглядов,
убеждений, идей, идеалов, традиций, обычаев,
призванных формировать мировоззренческое
сознание и ценностные ориентации детей
и молодежи, передавать им социальный
опыт, достижения предыдущих поколений.
Оно включает формирование национального
сознания, воспитание и развитие национальных
чувств, усвоение вечных ценностей.
Национальное образование является единым
звеном в цепи образовательной культуры
каждой страны. Здесь устанавливается
своего рода иерархия образовательных
ценностей: усвоение общечеловеческих
ценностей – овладение культурными ценностями
цивилизации – духовность и интеллигентность
– воспитание человека-гражданина – усвоение
национальных ценностей – приобщение
к региональным особенностям – овладение
индивидуальным потенциалом и развитие
способностей – приобщение к самовоспитанию
и самообразованию.
2. Выявили особенности формирования базовых национальных ценностей в младшем школьном возрасте, а также установили, что ценности в младшем школьном возрасте формируется на основе смысложизненных ориентаций, механизмов и стратегий социально - психологической адаптации и психических состояний. Система ценностей определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни» и как следствие продуктивности личности.
3. Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Нравственное развитие младших школьников отличается заметным своеобразием. Они начинают активно, самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер.
4. Методики М. Рокича и Д.А. Леонтьева
в сочетании с педагогическими средствами
изучения личности образуют комплексы,
позволяющие получить целостное представление
о ценностях обучающихся. Их можно будет
использовать при планировании и проведении
коррекционно-развивающей и учебно-воспитательной
работы с классом, с группой детей, с отдельными
учащимися.
5. Внеурочная
деятельность имеет все возможности, позволяющие
формировать у учащихся базовые национальные
ценности. Важное значение для формирования
представлений о базовых национальных
ценностях школьников имеет не только
содержание, но и организация внеучебного
процесса. Для этого необходимо деятельность
учащихся строить как коллективную. Организация
коллективной и групповой форм возможна
на внеклассных занятиях, часах классного
руководства, экскурсиях. Развивающие
программы позволяют добиться позитивной
динамики ценностных ориентаций младших
школьников.
Список литературы.