Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2013 в 08:58, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности формирования базовых национальных ценностей у младших школьников.
Задачи исследования:
1.Систематизировать теоретические подходы по проблеме исследования.
2. Изучить характеристики национального воспитания и сущность базовых национальных ценностей.
3.Теоретически обосновать особенности формирования базовых национальных ценностей в младшем школьном возрасте.
Введение....................................................................................................................3
Глава 1.Теоретические аспекты формирования базовых национальных ценностей в младшем школьном возрасте.........................................................6
1.1. Сущность национального воспитания..............................................................6
1.2. Базовые национальные ценности....................................................................10
1.3. Способы организации усвоения младшими школьниками базовых национальных ценностей во внеурочной деятельности.......................................13
Выводы по 1 главе..................................................................................................23
Глава 2. Опыт формирования базовых национальных ценностей у младших школьников....................................................................................25
2.1. Диагностика уровня освоения младшими школьниками базовых национальных ценностей.........................................................................................25
2.2. Практика работы по организации усвоения младшими школьниками базовых национальных ценностей во внеурочной деятельности.…….....38
Выводы по 2 главе ...........................................................................................46
Заключение…………………………………………………………………….......47
Список использованной литературы…………..…………………....….........49
Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентаций. Необходимо уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у личности системы ценностей или даже неискренность ответов.
Достоинствами методики являются универсальность,
удобство и экономичность в проведении
обследования и обработке результатов,
гибкость — возможность варьировать
как стимульный материал (списки ценностей),
так и инструкции. Существенными
ее недостатками являются влияние социальной
желательности, возможность неискренности.
Поэтому особую роль в данном случае
играют мотивация диагностики, добровольный
характер тестирования. Методику не рекомендуется
применять в целях отбора и
экспертизы.
Для преодоления указанных недостатков
и более глубокого проникновения в систему
ценностных ориентаций возможны изменения
инструкции, которые дают дополнительную
диагностическую информацию и позволяют
сделать более обоснованные выводы. Так,
после основной серии можно повторно проранжировать
карточки, отвечая на следующие вопросы.
1. В каком порядке, и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в вашей жизни?
2. Как бы вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?
3. Как на ваш взгляд это
сделал бы человек,
4. Как сделали бы это, по вашему мнению, большинство людей?
5. Как ранжировали бы карточки близкие вам люди?
Таким образом, с целью
диагностики уровня освоения младшими
школьниками базовых
2.2. Практика работы по организации усвоения младшими школьниками базовых национальных ценностей во внеурочной деятельности.
В целях организация усвоения базовых национальных ценностей младшими школьниками во внеурочной деятельности используются различные воспитательные методы, формы и средства. Опишем программу курса «Наше наследие». [45].
Введение.
В настоящее время возникла большая опасность – разрушение личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
В концепции духовно –
нравственного развития и воспитания
личности гражданина России сформулированы
цель и задачи, описан национальный
воспитательный идеал: «Цель и задачи
духовно – нравственного
Нравственный портрет идеально воспитанного учащегося начальной школы:
Добрый, не причиняющий зла живому.
Честный и справедливый.
Любящий и заботливый.
Трудолюбивый и настойчивый.
Творящий и оберегающий красоту мира.
Стремящийся к знаниям и критично мыслящий.
Смелый и решительный.
Свободолюбивый и
Самостоятельный и законопослушный.
Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой.
Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам.
Патриотичный (готовый поступиться своими интересами ради «своих» - класса, школы, города/села, России).
Толерантный (уважающий других, не похожих на него).
Чтобы помочь человеку развить в себе вышеперечисленные качества, необходимо ставить конкретные задачи. Для процесса воспитания задача заключается в том, чтобы помочь человеку принять конкретное правило, идею (ценность) как важное основание при выборе поступка. Таким образом, перечень воспитательных задач – это перечень ценностей, которые ребёнок должен присвоить, с точки зрения общества, то есть всех нас. Этих ценностей много.
Цели курса:
- воспитание нравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России, знающего и уважающего свои корни, культуру, традиции, обычаи своей родной земли; свободно ориентирующегося в современном мире, способного к принятию ответственных самостоятельных решений на основе ценностей отечественной православной культуры.
- уяснение неразрывной связи, единства истории своего края, семьи, школы с жизнью нашей страны;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в светских и религиозных традициях России;
-осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
Задачи:
- формирование представлений об историческом прошлом и настоящем поселка, о личностях, оставивших заметный след в истории края, о вкладе, который внесли жители поселка в историко-культурное наследие региона;
- формирование активной жизненной позиции;
- создание условий для приобщения учащихся к духовно-нравственным ценностям Православия и формирования гражданского патриотизма;
- развитие способности к духовно-нравственному совершенствованию;
- изучение истории своего поселка, его святынь;
- воспитание любви и уважения к России, к малой родине – Лотошино: культуре, народу, святыням;
- формирование у детей целостного миропонимания и добропорядочности в межличностных отношениях;
- формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
- развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
- развитие культуры общения.
Общая характеристика курса.
Актуальность изучения
данного курса в
Духовно-нравственные ценности играют важнейшую роль в жизни человека и общества. Они определяют отношение человека к различным явлениям, мотивируют его деятельность, и, разумеется, определяют содержание всей создаваемой нами культуры. Общество не может благополучно существовать и развиваться без единства ориентиров, которые бы объединяли людей, стали значимыми в их жизни. Именно это условие есть важнейшая основа стабильного развития любого современного государства.
Изучение курса «Наше наследие» ориентирует на развитие чувства любви: любви к Отечеству, любви к традициям своего народа, любви к человеку, любви к своей вере, любви к истории своей малой Родины, к своей земле, семье, к своему храму, к своей вере. Важно, чтобы ученики осознали, почему тысячу лет назад наши предки сделали этот конкретный выбор, и знали о существовании духовных законов, выполняя которые, они смогут жить в гармонии с собой и окружающим миром.
Программа содержит два тематических модуля. Это обусловлено задачами курса.
В модуле 1 программы
значительное место уделяется изучению
родного края: его исторических,
культурных особенностей. Многое связывает
человека с тем местом, где он
родился и вырос. Родной край, его
люди, природа – всё это становится
частью его судьбы. Осознание малой
родины – главный методологический
принцип духовно-нравственного
В основе Модуля 2 лежит понятие духовности. С древних времен русские люди воспитывались на ценностях, которые формировали такое качество, как духовность. Этому качеству характерно не внешнее подражание нравственным идеалам, а глубокое внутреннее одухотворение. По мнению Святейшего патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, «Есть такая мудрость: нельзя подняться на вершину лестницы, не преодолев нижних ступеней. Точно так же, невозможно достичь неба, не будучи способным сперва полюбить свой родной дом – страну, где ты родился, и народ, частью которого ты являешься». Духовность личности воспитывается православной верой, прививая человеку любовь к Родине, смирение, миролюбие, самоотверженность, ответственность, терпение. Кроме того, православная духовность дарует человеку истинную свободу, которая открывает перед ним широкие возможности праведной и добродетельной жизни. К.Ушинский говорил: «Нельзя служить общечеловеческому, не выполняя долга перед Родиной». Поэтому в основе образования и воспитания должно лежать национальное начало.
Таким образом, через изучение курса «Наше наследие» предполагается знакомство с национальными культурными традициями. В беседах с родителями надо объяснить, что нельзя жить в России и не знать историю и культуру своей страны. Обязательно отметить культурологическую направленность курса. Знание национальных особенностей, традиций, характера русского народа, исторических условий их формирования поможет понять нам и другие народы.
Состав участников образовательного процесса:
Предусмотренные программой занятия рассчитаны на – 8 - 10-летних ребят и предназначены для реализации в одном отдельно взятом классе.
Режим занятий:
Программа рассчитана на 34 часа и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками.
Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрации.
Формы организации деятельности: индивидуальные, групповые, коллективные.
Занятия кружка являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера:
- беседы;
- творческие задания;
- викторины;
- конкурсы;
- выставки творческих работ учащихся;
- праздники;
- работа с наглядными пособиями;
- анкетирование.
Занятия в кружке чередуются с посещением краеведческого музея, библиотеки, школьной библиотеки, экскурсиями в церковь, монастырь, встречами с интересными людьми.
Широко привлекаются наглядные материалы: книги, картины, иконы, видео, аудио записи, фотографии. Демонстрируются презентации.
Ожидаемые результаты:
- знакомство с традиционными ценностями российской культуры;
- формирование позитивного отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе; стремление к самосовершенствованию;
- приобщение к здоровому образу жизни;
- усвоение ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия в стремлении его к добру и неприятию зла.
Предполагается, что усвоение курса
приведет учащихся осознанию роли Православия
в истории и культуре России, поможет
действовать в реальной жизни
в соответствии с нравственными
нормами и создаст
Конкретный результат курса:
Составление творческих отчетов в форме тематических презентаций, рукотворных журналов, фотоэтюдов, альбомов с рисунками или творческие работы в форме сочинений, эссе, авторских стихотворений.
В ходе изучения курса учащиеся будут знать: