Внеурочная деятельность как условие усвоения младшими школьниками базовых национальных ценностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2013 в 08:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности формирования базовых национальных ценностей у младших школьников.
Задачи исследования:
1.Систематизировать теоретические подходы по проблеме исследования.
2. Изучить характеристики национального воспитания и сущность базовых национальных ценностей.
3.Теоретически обосновать особенности формирования базовых национальных ценностей в младшем школьном возрасте.

Содержание

Введение....................................................................................................................3
Глава 1.Теоретические аспекты формирования базовых национальных ценностей в младшем школьном возрасте.........................................................6
1.1. Сущность национального воспитания..............................................................6
1.2. Базовые национальные ценности....................................................................10
1.3. Способы организации усвоения младшими школьниками базовых национальных ценностей во внеурочной деятельности.......................................13
Выводы по 1 главе..................................................................................................23
Глава 2. Опыт формирования базовых национальных ценностей у младших школьников....................................................................................25
2.1. Диагностика уровня освоения младшими школьниками базовых национальных ценностей.........................................................................................25
2.2. Практика работы по организации усвоения младшими школьниками базовых национальных ценностей во внеурочной деятельности.…….....38
Выводы по 2 главе ...........................................................................................46
Заключение…………………………………………………………………….......47
Список использованной литературы…………..…………………....….........49

Вложенные файлы: 1 файл

3.4.Христолюбова _курс.раб.docx

— 127.61 Кб (Скачать файл)

В результате регламентированного  характера воспитательного процесса, обязательного систематического выполнения учебных поручений у младшего школьника формируются базовые национальные ценности, нравственные отношения. Учебная деятельность, являясь в младшем школьном возрасте ведущей, обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает возможности для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач. Специфической особенностью процесса национального воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Опыт формирования базовых национальных ценностей  у младших школьников.

 
2.1. Диагностика уровня освоения младшими школьниками базовых национальных ценностей.

 

С целью выявления особенностей формирования базовых национальных ценностей существует  ряд методик, направленных на изучении различных сфер жизнедеятельности человека.

В ситуации перемены социальных стереотипов и набирающих силу новых  социокультурных тенденций растет интерес к исследованию содержательных особенностей индивидуального сознания личности как интегрированного и  многомерного отражения реальности.

1. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева.

Данное исследование направлено на изучение системы ценностей. [2, c. 40-43].

Тест «СЖО» является адаптированной версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была разработана авторами на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла и преследовала цель эмпирической валидизации ряда представлений этой теории, в частности представлений об экзистенциальном вакууме и ноогенных неврозах.

«Цель в жизни», которую диагностирует  методика, авторы определяют как переживание  индивидом онтологической значимости жизни. Неудача в поиске человеком  смысла своей жизни (экзистенциальная фрустрация) и вытекающее из нее  ощущение утраты смысла (экзистенциальный вакуум) являются причиной особого  класса душевных заболеваний — ноогенных неврозов, которые отличаются от ранее описанных видов неврозов.

Инструкция. «Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача – выбрать одно из двух утверждений, которое, по вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1,2,3, в зависимости от того, насколько вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения, на ваш взгляд, одинаково верны)».

Таблица 1.

Тестовый  материал к методике Леонтьева.

1.

Обычно мне очень скучно

3210123

Обычно я полон энергии 

2.

Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей 

3210123

Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной

3.

В жизни я не имею определенных целей и намерений.

3210123

В жизни я имею очень  ясные цели и намерения.

4.

Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной.

3210123

Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной и целеустремленной.

5.

Каждый день кажется мне  всегда новым и непохожим на другие.

3210123

Каждый день кажется мне  совершенно похожим на другие.

6.

Когда я уйду на пенсию, я  займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться.

3210123

Когда я уйду на пенсию, я  постараюсь не обременять себя никакими заботами.

7.

Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал.

3210123

Моя жизни сложилась совсем не так, как я мечтал.

8.

Я не добился успехов в  осуществлении своих жизненных  планов.

3210123

Я осуществил многое из того, что было мною запланировано.

9.

Моя жизнь пуста и неинтересна.

3210123

Моя жизнь наполнена интересными  делами.

10.

Если бы мне пришлось подводить  сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной.

3210123

Если бы мне пришлось подводить  сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла.

11.

Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе.

3210123

Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз  так же, как живу сейчас.

12.

Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня с  растерянность и беспокойство.

3210123

Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности.

13.

Я человек очень обязательный.

3210123

Я человек совсем не обязательный.

14.

Я полагаю, что человек  имеет возможность осуществить  свой жизненный выбор по своему желанию.

3210123

Я полагаю, что человек  лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств 

15.

Я определенно могу назвать  себя целеустремленным человеком.

3210123

Я не могу назвать себя целеустремленным человеком.

16.

В жизни я еще не нашел  своего призвания и ясных целей.

3210123

В жизни я нашел свое призвание и цели.

17.

Мои жизненные взгляды  еще не определились.

3210123

Мои жизненные взгляды  вполне определились.

18.

Я считаю, что мне удалось  найти призвание и интересные цели в жизни.

3210123

Я едва ли способен найти  призвание и интересные цели в  жизни.

19.

Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею.

3210123

Моя жизнь не подвластна мне, и она управляется внешними событиями.

20.

Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение.

3210123

Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания.


 

Обработка результатов сводится к  суммированию числовых значений для  всех 20 шкал и переводу суммарного балла  в стандартные значения. Для подсчета баллов необходимо перевести отмеченные испытуемым позиции на симметричной шкале 3 2 1 0 1 2 3 в оценки по восходящей или нисходящей асимметричной шкале  по следующему правилу:

В восходящую шкалу 1234567 переводятся  пункты 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17.

В нисходящую шкалу 7654321 переводятся  пункты 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20.

Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) — полюсу ее отсутствия.

Например, если по первому пункту у  Вас был следующий результат 3210123, то после перевода в восходящую шкалу вы получите 5 баллов.

Если по второму пункту у Вас  был похожий результат по начальной  шкале: 3210123, то после перевода в нисходящую шкалу вы получите 3 балла.

После перевода всех двадцати пунктов  в восходящие или нисходящие шкалы  суммируются баллы по соответствующим субшкалам и заносятся в таблицу.

Субшкала 1 (Цели) – подсчитывается суммированием пунктов (пп.) 3, 4, 10, 16, 17, 18.;

Субшкала 2 (Процесс) – пп. 1, 2, 4, 5, 7, 9.;

Субшкала 3 (Результат) – пп. 8, 9, 10, 12, 20.;

Субшкала 4 (Локус контроля – Я) – пп. 1, 15, 16, 19.;

Субшкала 5 (Локус контроля – жизнь) – пп.7, 10, 11, 14, 18,19.

 

Таблица 2.

Субшкалы СЖО

Субшкалы

Мои баллы

1 (Цели)

 

2 (Процесс)

 

3 (Результат

 

4 (Локус контроля –  Я)

 

5 (Локус контроля –  жизнь)

 

6. Общий показатель ОЖ

 

 

Для подсчета общего показателя СЖО необходимо просуммировать баллы по всем 20 шкалам теста. Вы допустили ошибку, если для подсчета ОЖ просто просуммировали показатели по пяти субшкалам!

Интерпретация результатов.

1. Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне ОЖ будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектера, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО.

2. Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы по этой шкале – признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее.

3. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть, высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни. Низкие баллы – неудовлетворенность прожитой частью жизни.

4. Локус контроля - Я (Я – хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Низкие баллы – неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.

5. Локус контроля - жизнь или управляемость жизни. При высоких баллах – убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы – фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее. 

Нормы, необходимые для  оценки результатов, приведены в таблице 3. 

Таблица 3.

Средние и стандартные  отклонения субшкал и общего показателя ОЖ (N=200 чел).

Шкалы

Мальчики 
среднее

Мальчики 
стандартное 
отклонение

Девочки 
среднее

Девочки 
стандартное 
отклонение

1.Цели

32,9

5,92

29,38

6,24

2.Процесс

31,09

4,44

28,8

6,14

3.Результат

25,46

4,3

23,3

4,95

4.ЛК-Я

21,13

3,85

18,58

4,3

5.ЛК-жизнь

30,14

5,8

28,7

6,1

6.Общее

103,1

15,03

95,76

16,54


 

Определение ценностных ориентаций по методике М. Рокича.

М. Рокич предложил теоретическую модель для изучения ценностных ориентаций человека и представил действенный инструмент их измерения. [42, c. 44].

Ценностная ориентация есть, с одной стороны, конкретное проявление отношения личности к фактам действительности, а с другой — система фиксированных  установок, регулирующих поведение  в каждый данный отрезок времени.

Ценностные ориентации относятся  к важнейшим компонентам структуры  личности, по степени их сформированности можно судить об уровне развития личности. Противоречивость ценностных ориентаций порождает непоследовательность в  поведении. Неразвитость ценностных ориентаций — признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре  личности.

М. Рокич (Milton Rokeach) предложил теоретическую модель для изучения ценностных ориентаций человека (в рамках когнитивного подхода) и представил действенный инструмент их измерения (Milton Rokeach Value Survey). Теория М. Рокича объясняет, что такое ценности, что люди ценят и в чем состоят функциональные цели системы ценностей.

В качестве основного диагностического конструкта автор теста рассматривает  направленность личности, понимаемую как значимость для человека тех  или иных жизненных целей и  ценностных ориентаций, которыми он руководствуется в своей жизни.

Учеными предложено множество  типологий ценностей, наиболее известно разделение на духовные, социальные и  материальные.

М. Рокич приводит свою типологию:

  • Ценности-цели (терминальные), определяемые им как убеждения человека в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Терминальные ценности определяют для человека смысл его жизни, указывают, что именно для него особенно важно и значимо.
  • Ценности-средства (инструментальные), определяемые как убеждения человека в том, что определенный образ действий или свойство личности являются предпочтительными в любой ситуации.

Инструментальные ценности подразделяются на группы:

  • этические, ценности общения, ценности дела;
  • индивидуалистические, конформистские, альтруистические;
  • самоутверждения, принятия других людей и т. д.

Методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича основана на прямом ранжировании списков ценностей двух классов: терминальных и инструментальных (по 18 пунктов каждый). Сначала испытуемому предлагается набор терминальных, а затем инструментальных ценностей.

Результаты теста очень  зависят от адекватности в самооценке человека, поэтому специалисты рекомендуют  использовать тест М. Рокича в комплексе с другими методиками. Достоинство этого теста — универсальность, удобство и быстрота в проведении и обработке данных. Однако на результаты могут оказать влияние неискренность испытуемого, стремление (не всегда осознанное) давать социально желательные ответы.

Тестирование лучше проводить  индивидуально, а не в группе: специалисту  будет легче установить доверительные  отношения с испытуемым, что повысит  вероятность получения искренних  ответов.

Инструкция. Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек, где написаны ценности, базовые принципы, которыми Вы руководствуетесь в жизни. Ваша задача — разложить их по порядку значимости лично для Вас.

Внимательно изучите представленный список и выберите ту ценность, которая  для Вас наиболее значима —  она займет первое место (или получит  первый ранг). Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите  ее на второе место. Проранжируйте все предложенные ценности. Наименее важная останется последней и займет, соответственно, 18-е место.

Работайте не спеша, вдумчиво. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Конечный результат представит Вашу систему ценностей.

 

Бланк для ответов  к тесту ЦО М. Рокича

_______________________________________________ 
Фамилия, имя, отчество

Перечень А

Терминальные  ценности

Место в жизни

Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)

 

Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые  
благодаря жизненному опыту)

 

Здоровье (физическое и психическое)

 

Интересная работа

 

Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе  и в искусстве)

 

Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

 

Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем)

 

Наличие хороших и верных друзей

 

Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, коллег)

 

Познание (возможность расширения своего образования, кругозора,  
общей культуры, интеллектуальное развитие)

 

Продуктивная жизнь (максимально  полное использование своих возможностей, сил и способностей)

 

Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)

 

Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и  поступках)

 

Счастливая семейная жизнь

 

Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в  целом)

 

Творчество (возможность  заниматься творчеством)

 

Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

 

Удовольствия (приятное, необременительное  времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения)

 

Перечень Б

Инструментальные  ценности

Место в жизни

Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, четкость в ведении дел)

 

Воспитанность (хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения)

 

Высокие запросы (высокие  требования к жизни и высокие  притязания)

 

Жизнерадостность (оптимизм, чувство юмора)

 

Исполнительность (дисциплинированность)

 

Независимость (способность  действовать самостоятельно, решительно)

 

Непримиримость к недостаткам  в себе и других

 

Образованность (широта знаний, высокий культурный уровень)

 

Ответственность (чувство  долга, умение держать свое слово)

 

Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать  обдуманные, рациональные решения)

 

Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

 

Смелость в отстаивании  своего мнения

 

Чуткость (заботливость)

 

Терпимость (к взглядам и  мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

 

Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать  иные вкусы, обычаи, привычки)

 

Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

 

Честность (правдивость, искренность)

 

 

Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

 

Большее удобство для испытуемого (и большую точность результатов) дает использование не списков, а  наборов отдельных карточек, на каждой из которых указана определенная ценность. Человек, сортирующий карточки, более сосредоточен и видит картину  всех представленных ценностей более  полно.

Обработка результатов

Доминирующая направленность ценностных ориентаций человека фиксируется  как занимаемая им жизненная позиция, которая определяется по критериям  уровня вовлеченности в сферу труда, в семейно-бытовую и досуговую активность. Качественный анализ результатов исследования дает возможность оценить жизненные идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей-средств и представлений о нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона.

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку  испытуемым в содержательные блоки  на тех или иных основаниях. Так, например, среди терминальных ценностей  выделяются:

  • «конкретные» и «абстрактные»

Таблица 4.

Конкретные и  абстрактные ценности.

Конкретные ценности

Место в жизни

Абстрактные ценности

Место в жизни

Активная деятельная жизнь

 

Жизненная мудрость

 

Здоровье

 

Красота природы и искусства

 

Интересная работа

 

Любовь

 

Материально обеспеченная жизнь

 

Познание

 

Наличие хороших и верных друзей

 

Развитие

 

Общественное признание

 

Свобода

 

Продуктивная жизнь

 

Счастье других

 

Удовольствия

 

Уверенность в себе

 

Среди инструментальных ценностей  выделяются, представленные в таблицах 5-7.

Таблица 5.

Этические ценности, ценности общения, ценности дела     

 

Этические ценности

Место в жизни

Ценности общения

Место в жизни

Ценности дела

Место в жизни

Ответственность

 

Воспитанность

 

Аккуратность

 

Высокие запросы

 

Жизнерадостность

 

Исполнительность

 

Независимость

 

Непримиримость к недостаткам

 

Образованность

 

Самоконтроль

 

Терпимость

 

Рационализм

 

Широта взглядов

 

Чуткость

 

Смелость в отстаивании своего мнения

 
   

Честность

 

Твердая воля

 
       

Эффективность в делах

 

Таблица 6.

Индивидуалистические, конформистские и альтруистические ценности.

Индивидуалис-тические ценности

Место в жизни

Конформист-ские ценности

Место в жизни

Альтруистичес-кие ценности

Место в жизни

Независимость

 

Воспитанность

 

Терпимость

 

Непримиримость к недостаткам

 

Самоконтроль 

 

Чуткость

 

Рационализм

 

Широта взглядов

     

Смелость в отстаивании  
своего мнения

         

Твердая воля

         

Таблица 7.

Ценности самоутверждения, ценности принятия других людей.

Ценности самоутверждения

Место в жизни

Ценности принятия  
других людей

Место в жизни

Высокие запросы

 

Самоконтроль

 

Независимость

 

Терпимость

 

Непримиримость к недостаткам

 

Чуткость

 

Образованность

 

Широта взглядов

 

Смелость в отстаивании своего мнения

 

Честность

 

Твердая воля

     

Эффективность в делах

     

Информация о работе Внеурочная деятельность как условие усвоения младшими школьниками базовых национальных ценностей