Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 12:53, дипломная работа
Цель исследования – изучение возможностей внеклассной работы в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся. Задачи исследования:
1) изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
2) определить понятие духовно-нравственного воспитания;
3) рассмотреть роль внеклассной работы в процессе духовно-нравственного воспитания;
4) изучить положительный опыт учителей ИЯ по проблеме исследования;
5) провести опытное обучение.
Введение…………………………………………………………………………...3
I. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного воспитания учащихся посредством внеклассной работы в курсе французского языка….8
1.1. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современном общеобразовательном пространстве………………………………………………8
1.2. Внеклассная работа как обязательный компонент ФГОС в области духовно-нравственного воспитания учащихся………………………………16
1.3. Роль внеклассной работы в духовно-нравственном воспитании учащихся в курсе французского языка……………………………………….26
1.4. Положительный опыт учителей, использующих внеклассную работу как средство духовно-нравственного воспитания в курсе французского языка……………………………………………………………………………..33
1.5. Изучение уровня духовно-нравственной воспитанности учащихся (констатирующий срез)…………………………………………………………38
II. Методические основы духовно-нравственного воспитания учащихся посредством внеклассной работы в курсе французского языка………………47
2.1. Пути организации духовно-нравственного воспитания учащихся посредством внеклассной работы в курсе французского языка……………47
2.2. Опытное обучение…………………………………………………..52
2.3. Изучение уровня духовно-нравственной воспитанности учащихся (контрольный срез)……………………………………………………………..55
Заключение………………………………………………………………………63
Список использованных источников………………………………………….65
Приложение 1. Анкета на тему «Любишь ли ты животных?»………………70
Приложение 2. Анкета на тему «Бородино»…………………………………72
Приложение 3. Внеклассное мероприятие на тему «Les animaux»…………78
Приложение 4. Внеклассное мероприятие на тему «Бородинское сражение»………………………………………………………………………………87
С другой стороны, духовный кризис, характеризующийся бездуховностью и безнравственностью – явление отечественное, которое особенно стало явным, начиная с 90-х гг. XX века. Это связано не только с реалиями социальной жизни, но прежде всего с утратой прежних основ и ценностей воспитания, порожденной долгими годами идеологической неопределенности и аксиологическим кризисом.
Изначально
сущность, основное назначение воспитания
заключается в формировании духовного
стержня человека – его внутреннего,
духовного мира, который проявляется
в системе его эмоционально-
Рассмотрим,
в чем заключается сущность духовно-нравственного
воспитания. Существуют разные точки зрения
на этот счет. Одна из них заключается
в том, что в их объединении проявляется
стремление соединить религиозное и светское
понимание духовности (духовность – понятие
религиозное, нравственность – светское).
По мнению А. Лихачева, «в наше время, когда
говорят о смысловых, идейных исканиях
отдельного человека или целого культурного
течения, но при этом желают подчеркнуть
их автономность от религиозной сферы,
термины "духовный" и "нравственный"
зачастую соединяют, образуя новое слово духовно-нравственный.
Согласно другой точке зрения, нравственность распространяется на повседневную жизнь, а духовность – на жизнь в ее высшем качестве – бытии человека [25, с.10].Рассмотрим по отдельности понятия духовность и нравственность и разберем, всегда ли духовное воспитание может быть нравственным, а нравственное – духовным.
Духовность — это качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром. Она определяется не столько образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов, сколько предполагает постоянный и непрекращающийся труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя, преобразованию пространства собственного внутреннего мира, расширению своего сознания. Это и особый эмоциональный строй личности, проявляющийся в тонких движениях души, обостренном восприятии всего, что окружает человека, в способности к высоким духовным состояниям и установлению тонких духовных связей между людьми, в основе которых – чуткое отношение к человеку, забота о его духовном росте и благополучии. Недаром значение слова «дух» – (лат. spiritus) – дуновение, тончайший воздух, дыхание [28].
Второе понятие, важное для осознания сущности духовного воспитания, – «духовная жизнь», или «духовное бытие» человека. «Духовность» и «духовное бытие» – взаимопроникающие, но не синонимичные понятия. Духовное бытие личности проявляет ее духовность, а духовность выступает основой и результатом ее духовного бытия.
Если религиозная традиция чаще всего рассматривает духовное бытие как трансцендентный выход человека за пределы своей реальной жизни, то светская включает в нее всю сферу духовно-практической жизнедеятельности личности: поиск и обретение смысла жизни, своего призвания; духовное самосовершенствование и обогащение внутреннего мира посредством приобщения к культуре, духовного общения между людьми; духовно-практическую деятельность, направленную на служение и помощь окружающим.
Н. Никитина [21] считает неоправданным сводить процесс становления человека как существа духовного лишь к способности совершенствовать свою духовную сущность на основе выхода за пределы собственного «я» и подготовки к иной, высшей цели своего бытия. Духовные искания могут привести человека как к просветлению, к совершенствованию своей человеческой природы, так и разрушению, фанатизму, отвержению всего человеческого, нарушению нравственных связей с близкими и другими людьми. Не случайно говорят о двойственном характере духовного становления, о светлой и темной духовности.
По мнению русских философов (И. Ильина, В. Соловьева, Г. Федотова и др.), истинная духовность не существует вне нравственности. Высшая духовность невозможна без душевности – эмоциональной чуткости, отзывчивости, способности к эмоциональному отклику: жалости, состраданию, любви к ближнему.
Анализируя различные философские подходы к определению сущности человека, Г. Федотов пишет: «Сам человек становится предметом отрицания, унижения, подавления в передовых явлениях современной культуры. Он подавляется во имя мира идеального (кантианство) и мира социального (марксизм, фашизм), ради духа и ради материи, во имя Бога и во имя зверя. Свободно и окружено почетом тело, освобождается, хотя и в очень ограниченной степени, и дух; гибнет только душа. Но это «только»! Телесный человек живет звериной жизнью, духовный – ангельской. Лишь душевный остается человеком... Духовность, оторванная от разума и чувства, бессильна найти критерий святости: смотря на многих современных "духоносцев", трудно решить, от Бога они или от дьявола? Внеэтическая духовность и есть самая страшная форма демонизма»[27, c.46]. Человек реализует себя как личность, лишь развивая в себе душевную духовность: способность к состраданию и сопереживанию, чуткость и отзывчивость, совестливость, готовность прийти на помощь другому человеку, ответственность за все, что совершается вокруг него.
Необходимо отметить, что, в отличие от некоторых других религиозных мировоззрений, православие выступает во многом как бытийное, реально-практическое педагогическое мировоззрение и рассматривает духовность не как отвлеченное, но как реально-практическое свойство человека, проявляющееся во внимательном, глубоком, уважительном отношении к жизни другого человека, к собственной жизни как к внутреннему подвигу. Понимание Другого, взаимодействие с Другим рассматривается в качестве сущностных характеристик духовного воспитания как в светской, так и в православной педагогике, где постоянно подчеркивается направленность человеческого бытия на благо ближнего и на приближение к Богу как абсолютно значимому Другому [25, c.8]. Итак, истинно духовное воспитание всегда нравственно ориентировано.
Рассмотрим
сущность и специфику духовно-
К сожалению, традиционная система воспитания (в том числе этического образования) ориентирована на сообщение нравственных знаний, внедрение в сознание ребенка определенной системы норм и принципов, а не на развитие его духовно-нравственного сознания и самосознания. В современных условиях, когда происходит утрата обществом существовавших ранее норм и принципов морали, а новые еще не выработаны, размыты, особенно актуальным становится формирование у подрастающего поколения способности к нравственному выбору, базирующейся на высоком уровне духовного развития личности.
Итак, «духовно-нравственное воспитание направлено на "возвышение сердца" ребенка как центра духовной жизни (И.-Г. Песталоцци). Оно, – по мнению Т.И. Петраковой, – представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира» [33].
Решение
задач духовно-нравственного
Проблема первая связана с подготовкой учителя, способного стать духовным наставником личности. Существует философский принцип: подобное создается подобным – нравственность воспитанника формируется нравственностью воспитателя, духовность – духовностью. Как отмечается в аннотации к журналу «Духовно-нравственное воспитание», педагог должен осознанно стремиться к собственному духовному росту и оказывать помощь своим воспитанникам в духовном взрослении; – глубже понять себя, свое предназначение – в семье, роде, профессии, Отечестве; – найти путь к своему подлинному «я»; – жить, следуя своей природе; – различать пласты человеческой жизни – физический, душевный, духовный, помочь в этом своим ученикам; – внутренне приобщиться к национальной духовной традиции – религии, фольклору, архитектуре, искусству, литературе, философии; – осознать серьезность и неповторимость каждого дня и всякого дела; – обрести реальную радость бытия. Согласитесь, что это сложная задача, и не все смогут с ней справиться.
Решение
задач духовно-нравственного
Втораяпроблема касается
1) опыт переживания высоких духовных состояний;
2) опыт осознания своей внутренней духовной реальности и понимания самоценности духовного мира другого человека;
3) опыт определения воспитанником актуальных для него смысложизненных и нравственных проблем;
4) опыт индивидуального и совместного смыслопорождения, смыслообразования и смыслостроительства:
5) опыт разрешения нравственных проблем;
6) опыт содержательного, духовного общения;
7) опыт определения и реализации своих ценностных приоритетов в искусстве, в духовно-практической деятельности (творчество, общение, помощь людям, социальное служение, благотворительность, добровольчество, волонтерство и т.д.)
Безусловно, приобретение данного опыта невозможно без освоения и соотнесения его с духовным опытом человека и человечества, воплощенного в образцах – нравственных и духовных ценностях, нормах и традициях, жизнеописаниях и биографиях их носителей.
Возникает вопрос выбора системы ценностей, светской или религиозной, либо общечеловеческой или национальной, на которой необходимо строить это воспитание. Думается, что ответ на вопрос содержится в самой системе общечеловеческих ценностей, которые по сути своей являются религиозными по своему происхождению. Учитывая необходимость соблюдать паритетность в представлении культурных норм и традиций разных народов в содержании образования, мы исходим из того, что в центре образовательного процесса должны быть духовно-нравственные ценности, нормы и традиции своей национальной общности, не противоречащие общечеловеческим.
Проблема третья связана со способами (методами и формами) духовно-нравственного воспитания, поскольку ценности человека – это то, что труднее всего поддается простой трансляции, передаче от их носителей-воспитателей воспитанникам. Логика постижения культуры отличается от логики «наукоучения». Педагог может лишь создать условия для того, чтобы ввести ребенка в культуру, помочь ему определиться в ней. Это ни в коей мере не означает то, что он должен быть бесстрастным посредником: его ценности и смыслы должны быть вовлечены в диалог. Он не может их навязывать воспитанникам, но в состоянии создать то эмоционально-интеллектуальное поле напряжения, в котором происходит проживание и осознание ими бытия, сущности культуры, обретение духовно-нравственных смыслов и ценностей (именно в этом мы видим силу воздействия проповеди в отличие от информационно насыщенного монолога). Только в таком общении, где один перед другим раскрывает свои ценности –исповедуется, а тот отвечает своей исповедью; «в этой встрече двух душ рождаются духовно-ценностное, мировоззренческое единство, общность веры, надежды и любви, жизненных установок и поведенческих устремлений, идеалов и неприятий»[11, с.294] .
Все это предполагает использование в педагогическом процессе методов, апеллирующих не только к мышлению, но и к эмоциональному миру человека – создающих проблемные ситуации ценностного выбора, диалога и дискуссии, которые обеспечивают духовно-нравственное восприятие явлений жизни и культуры, актуализируют эмоциональную память и повторное чувствование, развивают способность к сопереживанию, создают условия для рефлексии своих внутренних состояний. От степени готовности педагогов к таким методам и формам общения во многом зависит успешность решения задач духовно-нравственного воспитания молодого поколения.