Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 12:53, дипломная работа
Цель исследования – изучение возможностей внеклассной работы в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся. Задачи исследования:
1) изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
2) определить понятие духовно-нравственного воспитания;
3) рассмотреть роль внеклассной работы в процессе духовно-нравственного воспитания;
4) изучить положительный опыт учителей ИЯ по проблеме исследования;
5) провести опытное обучение.
Введение…………………………………………………………………………...3
I. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного воспитания учащихся посредством внеклассной работы в курсе французского языка….8
1.1. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современном общеобразовательном пространстве………………………………………………8
1.2. Внеклассная работа как обязательный компонент ФГОС в области духовно-нравственного воспитания учащихся………………………………16
1.3. Роль внеклассной работы в духовно-нравственном воспитании учащихся в курсе французского языка……………………………………….26
1.4. Положительный опыт учителей, использующих внеклассную работу как средство духовно-нравственного воспитания в курсе французского языка……………………………………………………………………………..33
1.5. Изучение уровня духовно-нравственной воспитанности учащихся (констатирующий срез)…………………………………………………………38
II. Методические основы духовно-нравственного воспитания учащихся посредством внеклассной работы в курсе французского языка………………47
2.1. Пути организации духовно-нравственного воспитания учащихся посредством внеклассной работы в курсе французского языка……………47
2.2. Опытное обучение…………………………………………………..52
2.3. Изучение уровня духовно-нравственной воспитанности учащихся (контрольный срез)……………………………………………………………..55
Заключение………………………………………………………………………63
Список использованных источников………………………………………….65
Приложение 1. Анкета на тему «Любишь ли ты животных?»………………70
Приложение 2. Анкета на тему «Бородино»…………………………………72
Приложение 3. Внеклассное мероприятие на тему «Les animaux»…………78
Приложение 4. Внеклассное мероприятие на тему «Бородинское сражение»………………………………………………………………………………87
19. Духовно-нравственное воспитание на
уроках английского языка[Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/
20. Духовно-нравственное воспитание на
уроках английского языка[Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru/
21. Духовно-нравственное
22. Жукова, Н.М. Методика воспитательной работы: Учебное пособие. / Н.М. Жукова. – М.: МГАУ, 2005. – 104 с.
23. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования: Учебное пособие / Э.Ф. Зеер. – М.: Психолого-социальный институт, 2003. – 480 с.
24. Зеньковский, В.В. Принцип индивидуальности в психологии и педагогике. Педагогические сочинения / В.В. Зеньковский. — Саранск, 2002. —140 с.
25. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М., Логос, 2004. — 256 с.
26. Иванов, И.В. Энциклопедия коллективных творческих дел / И.В. Иванов – М., Проспект, 1989.– 34 с.
27. Ильчиков, М. З. Социология воспитания/М.З. Ильчиков,Б.А. Смирнов.— М., 1996. — 380 с.
28. Каган,М.С.Философия культуры / М.С.Каган. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. – 416 с.
29. Конаржевский, Ю.А. Воспитательное мероприятие: состав, структура, анализ / Ю.А. Конаржевский. – Магнитогорск, 1979. – 89 с.
30. Крикунова, Т.К. Практическая педагогика: Воспитательная работа в среднем специальном учебном заведении: Уч. пос. для студ. вузов / Т.К. Крикунова – М.: Гуман. Изд. Центр Академия, 1999. – 215 с.
31. Кречетова, А.В. Личностное развитие на уроках иностранного языка: вопросы этического воспитания / А.В.Кречетова.– Самара, 2009. – 319 с.
32. Кузовлев, В.П. Учебно-методическое пособие по английскому языку / В.П. Кузовлев. – М.: Просвещение, 2004.–74 с.
33. Курочкина, И.Н. Как научить ребенка поступать нравственно / И.Н. Курочкина. – М:Флинта, 2002.– 127 с.
34. Кутейникова, М.Г. Методические рекомендации по планированию воспитательной работы / М.Г. Кутейникова. – М., МИИСП, 1987. – 127 с.
35. Лихачев, Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей/Б.Т. Лихачев. – Самара, 1997. – 296 с.
36. Лихачев, А.В. Духовно-нравственная жизнь в категориях психологии. Московский психотерапевтический журнал / А.В. Лихачев. – М.,2005. – № 3.
37. Лутошкин, А.Н. Как вести за собой / А.Н. Лутошкин. – М., Просвещение, 1986. – 165 с.
38. Макаренко, А. С. Лекции о воспитании детей. Избр. Пед. Соч./А.С. Макаренко. – М.,1977. ― Т.2.– 592 с.
39. Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию/ М.К. Мамардашвили. – М., 1990.– 215 с.
40. Методика организации внеклассной
деятельности по французскому языку[Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://otherreferats.allbest.
41. Никитина, Н.Н. Духовно-нравственное воспитание сущность и проблемы. Методическое пособие / Н.Н. Никитина. – Ульяновск: УлГПУ, 2006. – 273 с.
42. Рожков, М.И. Теория и методика воспитания / М.И. Рожков. – М.. Владос-пресс, 2004. – 278 с.
43. Рындак, В.Г. Педагогика: Учебное пособие / В.Г. Рындак. – М., БЕК, 2006. – 246 с.
44. Селевко, Г.К. Воспитательные технологии / Г.К. Селевко. – М., Русь, 2005. –320 с.
45. Смирнов, И.П. Новый принцип воспитания: ориентация на интересы молодежи / И.П. Смирнов. – Екатеринбург: ИД Сократ, 2005. – 184 с.
46. Суслова, Э.К. Воспитание у детей этики межнационального общения/ Э.К. Суслова. – М., 1994. – 243 с.
47.Соловцова, И.А. Законы духовной жизни человека как основа духовного воспитания / И.А. Соловцова. – Волгоград: ТЦ «ОПТИМ», 2006. – 273 с.
48. Cухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения/В.А.Сухомлинский.–М: Просвещение, 1980. – 258 с.
49. Тадевосян, Т.М. Духовно-нравственное воспитание и языковое образование/ Т.М. Таведосян. – М.: Просвещение, 2009. –334 с.
50. Федотов, Г.Eccehomo / Г.Федотов. – М., 1991. – 88 с.
51. Фестиваль педагогических идей «Открытый
урок» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/
52. Фролов, И.Т. Философский словарь/ И.Т. Фролов. – М.: Политиздат, 1980. – 444 с.
53. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. 4-е изд., перераб. и доп. / И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 2005. –520 с.
Приложение 1
Анкета на тему «Любишь ли ты животных?»
1.Кормил(а) ли ты когда-либо каких-нибудь животных (собак, кошек, голубей?)
а) да
б) нет
в) иногда
2. Есть ли у тебя дома животные? (Или хочешь
ли ты завести любимца?)
а) да
б) нет
в) иногда
3. Случалось ли тебе бить собаку?
а) да
б) нет
в) иногда
4. Любишь ли ты смотреть по телевизору передачи о животных?
а) да
б) нет
в) иногда
5. Животных иногда называют братьями нашими
меньшими. Согласен (согласна) ли ты с этим?
а) да
б) нет
в) иногда
6. Ты очень боишься собак?
а) да
б) нет
в) иногда
7. Если тебя клюнет твой собственный попугай, поцарапает кот или цапнет зубами собака — будешь ли ты давать сдачу?
а) да
б) нет
в) иногда
8. Подбирал(а) ли ты бездомных животных?
а) да
б) нет
в) иногда
9. Знаете ли вы, какая птица является символом Франции?
а) да
б) нет
Приложение 2
Анкета «Бородино»
1) Какой император правил Россией во
время Отечественной войны 1812 года?
а) Пётр I;
б) Павел I;
в) Александр I;
г) Николай I.
2) За сколько дней Наполеон надеялся победить
Россию?
а) За 10 дней;
б) За 20 дней;
в) За 100 дней;
г) За 200 дней.
(Именно на столько дней он
и взял с собой провианта.)
3) Через какую реку переправилась «Великая
армия Наполеона», вторгаясь 12 июня 1812
года в пределы Российской империи?
а) Одер;
б) Нева;
в) Неман;
г) Дунай.
4) Как называли Отечественную войну 1812
года французы?
а) Русская кампания;
б) Французское нашествие;
в) Хождение за три моря;
г) Холодная война.
5) В 19-м веке в высшем обществе довольно
часто встречались двойные фамилии. У
Михаила Илларионовича Кутузова тоже
была двойная фамилия. Какая?
а) Кутузов-Каблуков;
б) Кутузов-Голенищев;
в) Кутузов-Подковкин;
г) Кутузов-Носков.
6) В каком месяце 1812 года пост главнокомандующего
занял М.И. Кутузов?
а) Июнь;
б) Июль;
в) Август;
г) Сентябрь.
(20 августа 1812 года.)
7) Кого сменил князь Кутузов на посту главнокомандующего
русской армией в августе 1812 года?
а) Ермолова;
б) Багратиона;
в) Тормасова;
г) Барклая-де-Толли.
8) Сражение за какой российский город
происходило на Бородинском поле?
а) За Москву;
б) За Санкт-Петербург;
в) За Смоленск;
г) За Киев.
9) Самое главное сражение Отечественной
войны 1812 года состоялось:
а) При городе Смоленске;
б) При городе Малоярославце;
в) При селе Бородино;
г) На реке Березине.
10) В скольких километрах от Москвы находится
село Бородино?
а) 35 км;
б) 55 км;
в) 94 км;
г) 124 км.
11) В каком районе Московской области находится
Бородинское поле?
а) Можайском;
б) Наро-Фоминском;
в) Одинцовском;
г) Мытищинский.
12) Сколько часов продолжалась Бородинская
битва?
а) 5 часов;
б) 8 часов;
в) 10 часов;
г) 15 часов.
(Около 6 часов утра 26 августа
началось знаменитое Бородинское сражение.
Боевые действия продолжались до 9 часов
вечера.)
13) Кто из русских генералов был смертельно
ранен в Бородинском сражении и похоронен
на Бородинском поле?
а) Д.П. Неверовский;
б) П.И. Багратион;
в) А.А. Тучков;
г) С.Г. Волконский.
14) Как называли французы Бородинскую
битву?
а) Московская;
б) Подмосковная;
в) Замоскворецкая;
г) Столичная.
15) Бородинская (Замоскворецкая) битва
считается самой … битвой позапрошлого
века. Вставьте пропущенное слово.
а) Долгой;
б) Короткой;
в) Кровавой;
г) Бескровной.
(Потери каждой из сторон составили
по 40 тысяч убитыми, ранеными и пропавшими
без вести.)
16) За какое сражение М. И. Кутузов получил
чин генерал-фельдмаршала?
а) Бородинское;
б) Малоярославецкое;
в) Смоленское;
г) При Красном.
17) Кто из участников Бородинского сражения
стал первым (в истории ордена Св. Георгия)
полным Георгиевским кавалером?
а) М.И. Кутузов;
б) П.И. Багратион;
в) М.Б. Барклай де Толли;
г) Н.Н. Раевский.
18) На совете в каком подмосковном селе
в 1812 году Кутузов решил сдать Москву французам
с целью сохранения армии?
а) Измайлово;
б) Сокольники;
в) Фили;
г) Замоскворечье.
19) Пожар, вызванный пребыванием французов
в этом городе, был назван «великим». Он
вынудил Наполеона отступать. Название
этого города:
а) Киев;
б) Санкт-Петербург;
в) Москва;
г) Смоленск.
20) Во время войны 1812 года в среде русского
дворянства возросла потребность в преподавателях
этой дисциплины. Какой?
а) Фехтования;
б) Верховая езда;
в) Французский язык;
г) Русский язык.
(Русское дворянство говорило в основном
на французском языке, а во время войны
говорить на улице по-французски стало
небезопасно. Поэтому срочно пришлось
учить родной язык.)
21) В сражении у посёлка с каким названием (в Смоленской области) в ноябре 1812 года русские войска нанесли тяжелые потери отступавшей наполеоновской армии?
а) Красный;
б) Синий;
в) Зелёный;
г) Чёрный.
22) Назовите единственного из всех маршалов и генералов Наполеона, кто был против похода в Россию.
а) Коленкур;
б) Даву;
в) Ней;
г) Компан.
(Луи Коленкур. Поход
в Россию он называл "дорогой
в ад".)
23) В каком месяце Александр I известил
об окончании войны 1812 года?
а) Сентябрь;
б) Октябрь;
в) Ноябрь;
г) Декабрь.
(14 декабря – полное изгнание “великой
армии” из России. 25 декабря Александр
I известил об окончании войны 1812 года.
Изгнанием французов из России закончилась
Отечественная война, но война Наполеона
продолжалась, т.к. в повиновении находилась
вся Европа. Мы сказали Европе, что Наполеона
можно победить.)
24) Освобождая Европу, русские войска в
1812 году дошли до ...
а) Парижа;
б) Берлина;
в) Праги;
г) Рима.
25) На каком поле стоит памятник французским
солдатам?
а) Марсово;
б) Куликово;
в) Бородинское;
г) Прохоровское.
(На месте, где был командный
пункт Наполеона, в районе Шевардинского
редута.)
Приложение 3
Внеклассное мероприятие на тему «Les animaux» во 2 «Ж» классе
в средней школе № 27
Дата: Le 11 mars, 2011
Цель: развитие интереса к изучению французского языка посредством занимательных форм контроля знаний.
Задачи:
Практические: 1) совершенствование лексических навыков по теме
«Цвета»;
2) совершенствование лексических навыков по теме
«Животные»;
3) формирование лексических
«Животные»;
4) совершенствование
Образовательные:1) расширение кругозора учеников по теме
«Цвета», «Животные»;
2) расширение
лингвострановедческого
кругозора, знакомство с
Воспитательные: 1) воспитание культуры, уважения и
толерантности к стране изучаемого языка;
2) привитие любви к животным.
Развивающая: 1)развитие памяти, мышления, внимания.
Оснащение: доска, мел, тетрадь, ручка в виде указки, раздаточный материал, наглядность, грамоты.
Ход мероприятия:
Реплики учителя |
Реплики учеников |
Примечание |
- Bonjour, les amis! - Asseyez-vous. Comment ça va ? Aujourd’hui nous allons parler des animaux. Сегодня мы поговорим с вами о животных. Vous prenons part à la compétition. Вы примете участие в конкурсах. Mais d’abord je voudrais vous raconter une petite histoire. Но сначала я расскажу вам одну маленькую историю. Regardez le tableau. Посмотрите, кто у нас сегодня в гостях. Qui est-ce? - Но это не простой петух. Это галльский петух. И этот петух является символом Франции. А кто-нибудь знает, почему именно эта птица является символом? - Écoutez-moi. Раньше территорию Франции называли Галлией. А жителей Галлии называли галлами. А с латинского языка слово «галл» переводится как «петух». А почему же именно этим словом прозвали так жителей бывшей Франции? Один французский ученый выяснил, что они все были рыжеволосыми и огненно-рыжие хохолки их напоминали петушиные гребешки. Так же петуха изображали на монетах и французы, считавшие галлов своими предками, осмыслили петуха как «галльского петуха» и стали считать его своей национальной эмблемой. Петух являлся символом боевого духа Франции, и многие художники изображали Францию в виде петуха. А по-французски галльский петух будет “Un coq gaulois”. Répétons encore une fois. Qui est-ce? - Très bien! Ребята, галльский петух приготовил нам задания. Но для того что бы их выполнить вам необходимо разделиться на 2 команды. Le devoir № 1. Первое ваше задание будет придумать на французском языке название команды. Je vous donne 1 minute. - Très bien, lesamis! Regardezletableau. - Посмотрите, ребята, это наш с вами галльский петух, только он черно-белый. Чтобы вернуть ему цвета, необходимо правильно выполнять его задания и с каждым конкурсом он будет прибавлять в цвете, вы ему поможете в этом? - D’accord. Bien. Le devoir suivant. Следующее задание. Je voudraisvoircombien des animauxvoussavez. Мне бы хотелось увидеть, сколько животных вы знаете. Ecoutez attentivement. Каждая команда называет по очереди животных, но нельзя повторяться. Та команда, которая называет последнее слово, получает очко. - Très bien, les enfants. Итак, раскрывается первый цвет у нашего галльского петуха. - Maintenant le devoir suivant. Следующее задание. Vous savez beaucoup d’ animaux. Вы знаете много животных. Devinez-les! Отгадайте их. Я вам буду загадывать загадки, а вы будете отгадывать животных, но на французском языке.
- Молодцы, теперь нам открывается еще одни цвет! - Le devoir suivant. Следующее задание. Ecoutez-moi. Вам необходимо расшифровать названия животных. Я раздам вам карточки, и вы подписываете рядом зашифрованное слово.Je vous donne 4 minutes. - Bien! Открывается новый цвет! - Le devoir suivant. Ecoutez moi. Следующее задание будет для вас познавательным. Regardez-letableau. Посмотрите на табличку. Вам необходимо заполнить ее, переместить в одну колонку диких животных, а в другую домашних. - Commençons à faire. От каждой команды выходит по человеку. - Bien! Что же сейчас будет за выполненное задание? Правильно, новый цвет. - Ledevoirsuivant. Следующее задание называется «Вспомним буквы». Вам необходимо произнести слова по буквам. Сейчас мы проверим, как вы помните алфавит. - Bien. Наш петух ждет еще одного цвета! - Maintenant le devoir suivant. Нашим следующим заданием будет составить предложения. Я раздам вам карточки, и вы складываете из них предложения. Je vous donne trois minutes. - И наш последний цвет. Посмотрите, как наш петух заиграл красками! Он очень доволен, что вы выполнили все его задания и приготовил вам сюрприз! Но для начала давайте посчитаем очки. - Команда «…» выигрывает, но все отвечали хорошо, вы вспомнили материал и даже запомнили кое-что новое. Первая занимает первое место и получает грамоту. Вторая команда занимает второе место и также получает грамоту! А за активное участие наш галльский петух приготовил вам небольшой презент. - Levez-vous! Vous avez bien travaillé, au revoir. |
-Bonjour, Mademoiselle.
- C’est un coq.
- Незнаем.
- Un coq gaulos.
- Да!
- Au revoir, mademoiselle. |
- Каждая команда придумывает название на французском языке. Учитель записывает названия на доске. За название командам дается по баллу. На доске картинка петуха.
Члены обеих команд называют животных по очереди, не повторяясь.
Ребята раскрашивают часть петуха.
Ребята закрашивают еще одну часть.
Слова на карточках: caht, tgire, cihen, orus, lopu, puole.
На доске написана таблица и вывешены рисунки с животными с названиями.
Ученики выполняют задание. Слова: Le cheval, la vache, le chat, le chien, l’ours, le loup, le tigre, le cochon, la girafe, le rat.
На листах по одному слову. Каждая команда произносит по букве. Слова: la tortue, la girafe.
Раздаточный материал, предложения: « Je joue à la balle », « Elle joue à la poupée » , «Le crocodile est vert » , « Le chat est gris» , « C’est un bouledogue » , « C’ est un doudou ».
Ведется подсчет очков каждой команды. Раздача грамот и подарков. |