Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 12:53, дипломная работа
Цель исследования – изучение возможностей внеклассной работы в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся. Задачи исследования:
1) изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
2) определить понятие духовно-нравственного воспитания;
3) рассмотреть роль внеклассной работы в процессе духовно-нравственного воспитания;
4) изучить положительный опыт учителей ИЯ по проблеме исследования;
5) провести опытное обучение.
Введение…………………………………………………………………………...3
I. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного воспитания учащихся посредством внеклассной работы в курсе французского языка….8
1.1. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современном общеобразовательном пространстве………………………………………………8
1.2. Внеклассная работа как обязательный компонент ФГОС в области духовно-нравственного воспитания учащихся………………………………16
1.3. Роль внеклассной работы в духовно-нравственном воспитании учащихся в курсе французского языка……………………………………….26
1.4. Положительный опыт учителей, использующих внеклассную работу как средство духовно-нравственного воспитания в курсе французского языка……………………………………………………………………………..33
1.5. Изучение уровня духовно-нравственной воспитанности учащихся (констатирующий срез)…………………………………………………………38
II. Методические основы духовно-нравственного воспитания учащихся посредством внеклассной работы в курсе французского языка………………47
2.1. Пути организации духовно-нравственного воспитания учащихся посредством внеклассной работы в курсе французского языка……………47
2.2. Опытное обучение…………………………………………………..52
2.3. Изучение уровня духовно-нравственной воспитанности учащихся (контрольный срез)……………………………………………………………..55
Заключение………………………………………………………………………63
Список использованных источников………………………………………….65
Приложение 1. Анкета на тему «Любишь ли ты животных?»………………70
Приложение 2. Анкета на тему «Бородино»…………………………………72
Приложение 3. Внеклассное мероприятие на тему «Les animaux»…………78
Приложение 4. Внеклассное мероприятие на тему «Бородинское сражение»………………………………………………………………………………87
Диаграмма 3.
Следующий этап исследования мы проводили на базе гимназии № 26 им. Андре Мальро в 11 «Б» классе. Повторное анкетирование «Бородинское сражение» так же имело положительные результаты. Анкета содержала 25 вопросов. Количество испытуемых составляло 11 человек. Вопросы исследования содержали 4 варианта ответа.
Первый вопрос «Какой император правил Россией во время Отечественной войны 1812 года?» показал изменения в ответах учеников. До опытного обучения 54% знали правильный ответ, после – 90%.
На второй вопрос «За сколько дней Наполеон надеялся победить Россию?» до опытного обучения 36% учащихся ответили правильно, после – 54%.
На третий вопрос «Через какую реку переправилась «Великая армия Наполеона», вторгаясь 12 июня 1812 года в пределы Российской империи?» до опытного обучения 72% учащихся ответили правильно, после опытного обучения 81% ответили правильно.
На четвертый вопрос «Как называли Отечественную войну 1812 года французы?» 54% школьников дали правильный ответ до опытного обучения, после – 63%.
Пятый вопрос «В 19-м веке в высшем обществе довольно часто встречались двойные фамилии. У Михаила Илларионовича Кутузова тоже была двойная фамилия. Какая?» не показал изменений, до и после опытного обучения 90% учеников дали правильный ответ.
Шестой вопрос «В каком месяце 1812 года пост главнокомандующего занял М.И. Кутузов?» так же не показал изменений в ответах учащихся – до и после опытного обучения 72% правильных ответов.
На седьмой вопрос «Кого сменил князь Кутузов на посту главнокомандующего русской армией в августе 1812 года?» до опытного обучения 45% учеников дали правильный ответ, после – 63%.
На восьмой вопрос «Сражение за какой российский город происходило на Бородинском поле?» 90% учеников знали правильный ответ, после опытного обучения правильный ответ знала вся группа – 100%.
На девятый вопрос «Самое главное сражение Отечественной войны 1812 года состоялось:…» до опытного обучения 72% учащихся ответили правильно, после – 100%.
Десятый вопрос «В скольких километрах от Москвы находится село Бородино?» остался без изменений – до и после опытного обучения 36% правильных ответов.
Одиннадцатый вопрос «В каком районе Московской области находится Бородинское поле?» так же остался без изменений – до и после опытного обучения 63% учащихся дали правильный ответ.
На следующий вопрос «Сколько часов продолжалась Бородинская битва?» до опытного обучения 72% школьников ответили правильно, после – 81%.
Вопрос «Кто из русских генералов был смертельно ранен в Бородинском сражении и похоронен на Бородинском поле?» не показал изменений – 54% правильных ответов.
Четырнадцатый вопрос «Как называли французы Бородинскую битву?» показал изменения – 90% учащихся знали правильный ответ после опытного обучения, до – 36%.
Пятнадцатый вопрос «Бородинская (Замоскворецкая) битва считается самой … битвой позапрошлого века. Вставьте пропущенное слово.» показал, что 36% учащиеся до опытного обучения знали правильный ответ, а после – 72%.
На следующий вопрос «За какое сражение М. И. Кутузов получил чин генерал-фельдмаршала?» до опытного обучения 72% учеников дали правильный ответ, после – 100%.
Следующий вопрос «Кто из участников Бородинского сражения стал первым (в истории ордена Св. Георгия) полным Георгиевским кавалером?» показал изменения – до опытного обучения 81% правильных ответов, после – 90%.
На вопрос «На совете в каком подмосковном селе в 1812 году Кутузов решил сдать Москву французам с целью сохранения армии?» 100% учеников дали правильный ответ после опытного обучения, до опытного обучения 45% знали правильный ответ.
Девятнадцатый вопрос «Пожар, вызванный пребыванием французов в этом городе, был назван «великим». Он вынудил Наполеона отступать. Название этого города:…» не показал изменений, до и после опытного обучения 100% учеников ответили правильно.
На следующий вопрос «Во время войны 1812 года в среде русского дворянства возросла потребность в преподавателях этой дисциплины. Какой?» до опытного обучения 45% учащихся ответили правильно, после – 63%.
На двадцать первый вопрос «В сражении у посёлка с каким названием (в Смоленской области) в ноябре 1812 года русские войска нанесли тяжелые потери отступавшей наполеоновской армии?» до опытного обучения 63% ответили правильно, после опытного обучения – 81%.
На вопрос «Назовите единственного из всех маршалов и генералов Наполеона, кто был против похода в Россию?» до опытного обучения 72% учеников дали правильный ответ, после опытного обучения 81% дали правильный ответ.
На двадцать третий вопрос «В каком месяце Александр I известил об окончании войны 1812 года?» ответы остались неизменными, до и после опытного обучения 81% правильных ответов.
Следующий вопрос «Освобождая Европу, русские войска в 1812 году дошли до ...» так же показал, что вся группа учеников знает правильный ответ – до и после опытного обучения 100% правильных ответов.
Последний вопрос «На каком поле стоит памятник французским солдатам?» показал изменения, до опытного обучения 90% правильных ответов, после – 100% учеников ответили правильно.
Результаты данного анкетирования мы представили в диаграмме 4.
Диаграмма 4.
В целом результаты анкетирования представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Уровни духовно-нравственной воспитанности учащихся
Уровень |
Характеристика учащихся |
Количество учащихся (до опытного обучения) |
Количество учащихся (после опытного обучения) | ||
Младший этап |
Старший этап |
Младший этап |
Старший этап | ||
Высокий |
Учащиеся, которые имеют духовно- |
9 |
– |
12 |
2 |
Средний |
Учащиеся, которые имеют недостаточно духовно-нравственных знаний и посредственное отношение к поставленной проблеме |
5 |
4 |
2 |
7 |
Низкий |
Учащиеся, которые имеют немногочисленные духовно-нравственные знания и равнодушное отношение к поставленной проблеме |
– |
7 |
– |
2 |
Таким образом, опытное обучение на младшем и старшем этапах показало положительные результаты, что говорит об эффективности использования внеклассной работы в процессе формирования духовно-нравственного воспитания учащихся.
Заключение
Раскрыв сущность понятий духовность и нравственность, мы рассмотрели процесс духовно-нравственного воспитания школьников во внеклассной работе школы. Этот целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс заключается в совокупности систематических воспитательных воздействий, направленных на формирование духовно развитой личности ученика, на возникновение у неё практической потребности изучения окружающей действительности, развитие высоких духовно-нравственных чувств и убеждений, выработку навыков и привычек, закрепление устойчивых моральных установок духовно-нравственного поведения.
Формирование духовно-
Решать проблему формирования духовно-нравственных
чувств и убеждений школьников необходимо
при научно-обоснованном подходе к вопросам
взаимоотношений ученика и природы, индивида
и коллектива, личности и общества. Духовно-нравственное
отношение — это связь личности школьника
с обществом, друзьями, окружающими людьми,
природой, культурно-историческими ценностями
своего народа, оно заключается в духовно-нравственном осознании
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Нравственные ориентиры в настоящее время претерпевают многочисленные изменения, зачастую это выражается в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому в данной работе рассматриваются проблемы духовно-нравственного воспитания школьников.
В данной работе мы также рассмотрели внеклассную работу, как обязательный компонент ФГОС в области духовно-нравственного воспитания школьников, внеурочные формы организации обучения, которые дают возможность школьникам посредством свободно избранной духовно-творческой, нравственной деятельности глубоко и разносторонне познавать жизнь, развивать творческую самостоятельность работы, тем самым, повышая уровень духовно-нравственной воспитанности.
В нашем исследование мы выявили связь внеклассной работы в процессе духовно-нравственного воспитания и мы сделали вывод, что работа учителя по повышению уровня духовно-нравственной воспитанности школьников состоит в том, чтобы сформировать у учащихся навыки поведения, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей. Нами также были рассмотрены пути формирования духовно-нравственного воспитания посредством внеклассной работы в курсе французского языка. Благодаря рассмотренному нами опыту учителей иностранного языка в организации внеклассных мероприятий, способствующих приобщению школьников к духовным ценностям, мы провели опытное обучение, которое помогло нам доказать положительную роль внеклассной работы в процессе духовно-нравственного воспитания школьников.
Список использованных источников
1. Аверина, Е.Д. Методические указания и материалы по немецкому языку для студентов неязыковых вузов. Основной курс / Е.Д. Аверина. — СПб., 2008. — 127 с.
2. Аверкиева, Г.В. Проблема формирования ценностных ориентаций современных школьников. Ребенок и современный мир/ Г.В. Аверкиева. — Архангельск, 2001. — 212 с.
3. Айрапетова, В.В. Н.О. Лосский о морали и духовно-нравственном развитии личности/ В.В. Айрапетова.— Пятигорск: ПГЛУ, 2001. — 156 с.
4. Баженова, Н.Г. Литературно-музыкальная композиция, посвященная великой княгине Елизавете Федоровне / Н.Г. Баженова // Иностранные языки в школе – 2010. – № 7. – С. 50-56.
5. Баженова, Н.Г. Сценарий праздника Рождества / Н.Г. Баженова // Приложение к журналу «Иностранные языки в школе»: Методическая мозаика. – 2010. – № 10. – С. 10-13.
6. Баженова, Н.Г. Сценарий, посвященный празднованию Пасхи / Н.Г. Баженова // Иностранные языки в школе – 2011. – № 2. – С. 50-53.
7. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. / В.П. Беспалько – М., Наука, 1989. – 115 с.
8.Богданова, О.С. Нравственное воспитание старшеклассников/С.О. Богданова, С.В. Черникова. — М.:Просвещение,1988.— 204 с.
9. Блайтон, Э.Великолепная пятерка на острове сокровищ / ЭнидБлайтон. Перевод с англ. В. Исаакович. — М.: Прогресс, 1998. — 366 с.
10. Болдырев, Н.И. Методика работы классного руководителя / Н.И. Болдырев. – М., Просвещение, 1984. – 89 с.
11. Вестник ОГПУ / Под редакцией В.В. Князевой. – Оренбург, 2001. –139 с.
12. Власова, Т.И. Духовно ориентированная парадигма воспитания в отечественной педагогике. Педагогика/Т.И. Власова.— Москва, 2006.–156 с.
13. Воронов, В.В. Современная технология воспитания: Пособие для препод. вузов, студентов и учителей / В.В. Воронов. – М.: Школьная Пресса, 2000. – 96 с.
14. Выготский, Л. С. Собрание Сочинений/Л.С. Выготский. — М.,1982.—Т. 2. —504 с.
15. Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов, С.К. Фоломкина, С.В. Шатилов. – Москва «Высшая школа», 1982. – 371 с.
16. Гликман, И.З. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / И.З. Гликман – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. ― 176 с.
17. Гурин, В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников/В.Е. Гурин.—М.: Педагогика, 1988.— 227 с.
18. Духовно-нравственное