Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:36, курсовая работа
Цель исследования: изучить эффективность инновационных форм экологического образования в формировании осознанно-правильного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ОСОЗНАННО-ПРАВИЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 6 1.1.Экологическое воспитание как приоритетное направление в работе с дошкольниками. 6 1.2.Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе. 11
1.3 Роль экологических знаний в воспитании осознанно-правильного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста. 14
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСОЗНАННО-ПРАВИЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ 16
2.1 Выявление уровня сформированности экологических знаний у детей методика и результаты констатирующего эксперимента. 16
2.2.Методика совершенствования работы по формированию осознанно-правильного отношения к природе старших дошкольников посредствам инновационных форм экологического образования (организация и содержание формирующего эксперимента). 25 2.3 Анализ и результаты исследования. 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
· приобщение ребенка к ценностям сотрудничества с другими людьми;
· развитие коммуникативной компетентности ребенка и формирование у него социальных навыков;
· формирование правового сознания у детей через ознакомление их с ближайшим окружением.
Социально-психологическая деятельность.
Эту работу мы будем продолжать, выстраивая систему и качество. Переход ребенка в школу – качественно-новый этап в его развитии. Поэтому перед собой ставим проведение следующих мероприятий:
· мониторинг образовательного процесса;
· индивидуальное консультирование и психологическая коррекция деятельности детей и взрослых (воспитателей и родителей);
· проведение тренингов общения с детьми и их родителями, воспитателями;
· привлечение родителей к совместной деятельности;
· проведение бесед, консультаций, собраний с воспитателями и родителями
Вся эта работа строится на принципах:
- гуманизма и педагогического оптимизма, который заключается в требовании - не навреди;
- принцип эффективности и научности подразумевает изучение психологического развития, его механизмов и закономерностей в понятиях именно детской психологии, а не с точки зрения других наук;
- принцип детерменизма исходит из того, что становление психических функций и свойств, а также особенности их проявления связаны с внешними, так и внутренними причинами;
- принцип создания в деятельности показывает, что деятельность выступает как условие проявления и развития психики ребенка;
- принцип единства сознания и деятельности (разработанный С.Л.Рубенштейном) означает взаимовлияние сознания и деятельности;
- принцип возрастного индивидуального и личностного подхода подразумевает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка индивидуально, включая закономерные и особенные черты;
- принцип комплексности, системности и систематичности предполагает, что однократное исследование не дает полной карты психического развития ребенка.
Мы считаем, что реализация разработанной программы может способствовать созданию максимально благоприятных условий для развития воспитательно-образовательного процесса. Системы, способной сформировать полноценную творческую личность здорового ребенка.
4. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
1 ЭТАП, подготовительный, один год ( )
Задачи:
1. Создание материально-технических и финансовых условий для работы учреждения.
2. Разработать необходимую нормативно-правовую базу программы развития
3. Обеспечение возможности выбрать учебные планы, программы, средства, методы и формы образовательной работы.
4. Отработка организации, содержания и технологии педагогического процесса.
2 ЭТАП, поисково-преобразующий ( )
Задачи:
1. Практическая реализация программы развития.
2. Диагностика уровня развития детей
3. Коррекция программ и учебных планов.
4. Создание системы гражданского и правового воспитания.
5. Сохранение и развитие единого государственного образовательного пространства, расширение образовательных услуг. Социальная защита субъектов образовательного процесса.
3 ЭТАП, заключительный ( )
Задачи:
1. Диагностирование продвижения детей .
2. Анализ работы ДОУ по программе развития 2010 – 2011годы.
3. Подготовка и издание материалов по опыту работы дошкольного учреждения по экологическому воспитанию и оздоровительной работе.
4. Ознакомление специалистов района с результатами работы .
5. Осуществить модернизацию развития в соответствии с программой развития.
5. ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
Задачи |
Направление деятельности |
Сроки |
Ответственный | ||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
||||
1. Создание механизма
эффективного управления |
1.1. Определить функции программы, периодичность его работы, формы работы с участниками программы |
+ |
Додосова ТН,Валиуллина МИ. Ст воспитатель Газимова НА | ||||
2. Информирование участников программы(родители) |
2.1. Провести
открытое собрание « 2.2. Провести родительское собрание «Роль семьи в реализации программы развития» |
+
+ |
+ |
Додосова ТН. валиуллина | |||
3. Определение уровня развития и здоровья каждого ребенка |
3.1. Организовать
комплексную диагностику детей, |
+ |
+ |
+ |
Додосова ТН,Валиуллина МИ. | ||
4. Определение
содержательных связей с |
4.1. Определить и проработать дополнительные возможности по взаимодействию; - с поликлиникой, - со школой,Отделом образования.
|
+ |
+ |
Заведующая ДОУ Кузнецова ЛП Старший воспитатель Газимова НА | |||
5. Кадровое обеспечение |
5.1. Подготовить
предложения по повышению |
+ |
+ |
Зав.ДОУ Кузнецова ЛП. |
Направления деятельности |
Задачи |
Сроки |
Ответственный | ||||
2009 |
2010 |
2011 |
|||||
Физкультурно-оздоровительная работа |
- продолжить работу по здоровьесберегающей программе; - совершенствовать
физическое и эмоциональное -в целях воспитания
осознанного отношения к |
+
+
+ |
+
+
+ |
+
+
+ |
Воспитатели Додосова ТН, Валиуллина МИ. | ||
Коррекция нарушения речи. |
- совершенствовать
коррекционную работу по - - ознакомиться
с коррекционной программой С. |
+ |
+
+
+ |
+
+
+ |
Ст. воспитатель Газимова., и специалисты ДОУ | ||
Экологическое воспитание. |
- совершенствовать практические методы обучения по экологическому воспитанию; - разработать серию занятий по экологии; - разработать рекомендации для родителей по экологическому воспитанию. |
+ |
+
+ |
+
+
+ |
Воспитатели Додосова ТН, Валиуллина МИ | ||
Правовое воспитание. |
- создать базовые
разделы книг в библиотеке
по гражданскому и правовому
воспитанию детей для сотрудник - разработать
и осуществить проект « |
+ |
+ |
+
+ |
Ст. воспитатель Газимова НА.,
| ||
Социально-психологическая деятельность. |
- продолжить работу по психологическому сопровождению образовательного процесса «Развитие социальной уверенности у дошкольников» |
+
+
+ |
+
+
+ |
+
+
+ |
ДОУ Додосова ТН,ВалиуллинаМИ | ||
Патриотическое воспитание. |
- создать технологию «Развитие личности ребенка через приобщение к истокам русской народной культуры» |
+ |
Валиуллина МИ |
Цель: отработка приоритетных направлений деятельности ДОУ, обеспечивающих обогащенное развитие ребенка.
Определение перспектив дальнейшей работы:
1. Подведение итогов работы по программе.
Ответственная Зав. ДОУ Кузнецова ЛП
Сроки: май 2011г
Календарно-тематическое планирование проведения игровых занятий по математике детей пятого года жизни.
Реализуемая программа «Детство» под редакцией Т.И .Бабаевой,
З.А Михайловой, Л.М. Гурович.
Средняя группа 2010-2011 гг.
Месяц. |
Неделя. |
№ комплекса |
Цель. |
Игра |
Игровое упражне- ние |
Октябрь 2010г |
1 неделя |
Комплекс №1 |
Развитие воображения, умения видеть характерные признаки предметов, сравнивать. |
«Сложи узор», «Вперед, назад». |
«Кто назовет как можно больше признаков отличия». |
2 неделя |
Комплекс № 2 |
Развитие воображения, наблюдательности, умения решать логические задачи, составлять узор путем комбини-рования цвета и формы. |
«Сложи узор», «Больше- меньше» |
«Подбери картинки» | |
3 неделя |
Комплекс №3 |
Развитие смекалки, фантазии, умения рассуждать, дока-зывать. |
«Сложи узор», «Разно- цветные дорожки.» |
«Вопрос -ответ». | |
4 неделя |
Комплекс №4 |
Развитие внимания, памяти, сообразительности, аналитического восприятия, творчес-кого мышления |
«Что измени лось?», «Волшеб ные фигуры» |
«Дорисуй и сосчитай, «Составь картину». | |
Ноябрь
2010г
|
1неделя |
Комплекс №4 |
Развитие внимания, памяти, сообразительности, аналитического восприятия, творческого мышления |
«Что измени лось?», «Волшеб- ные фигуры» |
«Дорисуй и сосчитай, «Составь картину». |
Ноябрь 2010г
|
2неделя |
Комплекс №5 |
Развитие внимания, творческого воображения, умения делать логические выводы. |
«По три в трех» |
«Какая фигура следую щая» |
3неделя |
Комплекс № 6 |
Развитие комбинаторных способностей, творческого вообра-жения, логики мышления. |
«Дорисуй и назови предмет», «составь фигуру» |
«Сложи узор» | |
4неделя |
Комплекс №7 |
Развитие творческого воображения, умения ориентироваться в пространстве, распознавать услов-ные обозначения |
«Составь картину» |
«Найди ключи» | |
Декабрь 2010
|
1 неделя |
Комплекс №7 |
Развитие творческого воображения, умения ориентироваться в пространстве, распознавать услов-ные обозначения |
«Составь картину» |
«Найди ключи» |
2 неделя |
Комплекс №8 |
Развитие комбинаторных способностей, смекалки, сообразительности. |
«Составь свое имя» «Подбери ключи к замку» |
«Угадай, какая фигура», «Составь фигуру из счетных палочек» | |
3 неделя |
Комплекс №9 |
Развитие комбинаторных способностей, умения обобщать и сравнивать. |
«Найди лишнюю». |
«Логичес-кие концовки Микки-Мауса» | |
4 неделя |
Комплекс №10 |
Развлечение с использованием игр и упражнений |
«Отгадай число, светофор» |
«Сходство и различие камней», «Веселые мастера» | |
Январь 2011 г |
1 неделя |
Комплекс №10 |
Развлечение с использованием игр и упражнений |
«Отгадай число, светофор» |
«Сходство и различие камней», «Веселые мастера» |
2 неделя |
Комплекс №11 |
Развитие смекалки, комбинаторных способностей, умения обобщать преобра-зовывать, делать логические выводы. |
«Монгольская игра» |
«Где чей дом» | |
3 неделя |
Комплекс №12 |
Развитие творческого воображения, смекалки, умения воссоздать модель по образцу. |
«Монгольская игра» |
«Собери фигуру». (блоки Дьеныша) | |
Февраль 2011 г |
1 неделя |
Комплекс №12 |
Развитие творческого воображения, смекалки, умения воссоздать модель по образцу. |
«Монгольская игра» |
«Собери фигуру». (блоки Дьеныша). |
2неделя |
Комплекс №13 |
Развитие творческого воображения, сообразительности, комбинаторных способностей, внимания. |
Животные, растения, птицы. |
«Собери квадрат» (палочки Кюизенера) | |
3неделя |
Комплекс №14 |
Развитие пространственного воображения, смекалки, умения составлять задачи на преобразование. |
Составь и отгадай загадку. |
«Найди Микки» (ориентир по листу) | |
4неделя |
Комплекс №15 |
Освоение приемов мнемотехники, развитие умения выделять основные признаки предметов: цвет, форму, величину и находить предметы с задан-ными свойствами |
«Кто быстрее соберет пирамидку» |
«Назови цепочку слов» | |
Март 2011 г |
1неделя |
Комплекс №15 |
Освоение приемов мнемотехники, развитие умения выделять основные признаки предметов: цвет, форму, величину и находить предметы с задан-ными свойствами |
«Кто быстрее соберет пирамидку» |
«Назови цепочку слов» |
2неделя |
Комплекс №16 |
Развитие пространственных представлений, аналитических способностей, освоение понятия итогового числа. |
«Угадай что спрятано?». |
«Разложи по порядку» | |
3неделя |
Комплекс №17 |
Развитие умения запоминать, комбинаторных способностей; название и сравнение чисел в пределах 10. |
«Цветная лесенка». |
Задача-головоломка. | |
4 неделя |
Комплекс №18 |
Развитие пространственного воображения, образного мышления, умения выявлять наличие нескольких признаков( цвет, форма, величина) и отсутствие одного из них, умения составлять число из двух меньших. |
«Кто где живет ?» |
«Уголки» | |
Апрель
2011 г |
1неделя |
Комплекс №18 |
Развитие пространственного воображения, образного мышления, умения выявлять наличие нескольких признаков( цвет, форма, величина) и отсутствие одного из них, умения составлять число из двух меньших. |
«Кто где живет ?» |
«Уголки» |
2неделя |
Комплекс №19 |
Освоение умения классифицировать множества по двум свойствам: цвет и форма, размер и форма; развитие пространственного воображения. |
«Мастер-ская ковров» |
«Исправь и раскрась лесенку» | |
3неделя |
Комплекс №20 |
Развлечение «Приключение Микки-Мауса» |
|||
4 неделя |
Комплекс №21 |
Формирование временных представлений, развития внимания, творческого воображения. |
«Найди лишний предмет». |
Загадки-отгадки. (времена года) | |
Май2011 г |
1 неделя |
Комплекс №21 |
Формирование временных представлений, развития внимания, творческого воображения. |
«Найди лишний предмет». |
Загадки-отгадки. (времена года) |
2 неделя |
Комплекс №22 |
Освоение временных понятий, развитие внимания, воображения. |
«Найди Микки-Мауса» |
«Вчера, сегодня, завтра». | |
3 неделя |
Комплекс №23 |
Развитие умения предвидеть результат деятельности , умения сравнивать, воображения. |
«Сложи узор», « сложи квадрат». |
«Эстафета» | |
4 неделя неделя |
Комплекс №24 |
Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки. |
Придумай головолом-ку, «Назови больше фигур». |
«Что измени-лось?» |
Реализованные задачи на 2009-2010 уч. г.
I квартал
Задачи экологического воспитания детей четвертого года жизни
Определение состояния погоды: тепло, холодно, идет дождь, дует ветер.
Предоставление о признаках осени; об изменениях в поведении птиц; осенних работах в саду и на огороде. Различение и узнавание по внешним признакам 2-3 домашних и диких животных, растений .Проявление интереса к труду взрослых по уходу за животными, растениями.
II квартал
Сформированы представления
о зиме, отдельных объектах природы:
о природном материале (песок,
вода, снег, лед) и его свойствах;
о строении растений, и их потребностях
во влаге; о внешнем виде
животных и способах их
III квартал
Изменение и обобщение
первичных представлений о
Математическое развитие.
I квартал
Освоение детьми геометрических фигур и форм предметов, группировка их по цвету, величине, форме, цвету и форме. Выявление отношения групп предметов по количеству и числу. Установление взаимосвязи между ( м/у) качественными и количественными признаками предметов. Сравнение и подбор контрастных по величине предметов, определение отношений предметов по длине, ширине, высоте. Ориентировка в схеме собственного тела и основных пространственных направлений от себя: внизу, вверху, впереди, сзади, справа, слева .Использование в речи слов: раньше, позже, утро, вечер, ночь, день.
II квартал
Определение равенства и неравенства предметов по конкретным признакам( большой- маленький, длинный- короткий, толстый- тонкий. Высокий- низкий, узкий- широкий, такой же, больше чем).Различение геометрических фигур и правильное название круга, квадрата, треугольника, куба. Различение контрастных частей суток: утро-вечер, день-ночь; направление и местонахождения предметов. Определение количества путем пересчета и без него. Определение массы предметов сенсорно-чувственным путем. Объединение предметов по выбранному общему качественному признаку: величине. Форме, цвету, количеству. Последовательность выполнения действий по условному знаку.
Информация о работе Воспитание бережного отношения к природе детей дошкольного возраста