Воспитание бережного отношения к природе детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить эффективность инновационных форм экологического образования в формировании осознанно-правильного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ОСОЗНАННО-ПРАВИЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 6 1.1.Экологическое воспитание как приоритетное направление в работе с дошкольниками. 6 1.2.Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе. 11
1.3 Роль экологических знаний в воспитании осознанно-правильного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста. 14
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСОЗНАННО-ПРАВИЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ 16
2.1 Выявление уровня сформированности экологических знаний у детей методика и результаты констатирующего эксперимента. 16
2.2.Методика совершенствования работы по формированию осознанно-правильного отношения к природе старших дошкольников посредствам инновационных форм экологического образования (организация и содержание формирующего эксперимента). 25 2.3 Анализ и результаты исследования. 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

vospit(1).doc

— 1.29 Мб (Скачать файл)

·        приобщение ребенка к ценностям сотрудничества с другими людьми;

·        развитие коммуникативной компетентности ребенка и формирование у него социальных навыков;

·        формирование правового сознания у детей через ознакомление их с ближайшим окружением. 

 

Социально-психологическая  деятельность.

Эту работу мы будем  продолжать, выстраивая систему и  качество. Переход ребенка в школу  – качественно-новый этап в его развитии. Поэтому перед собой ставим проведение следующих мероприятий:

·        мониторинг образовательного процесса;

·        индивидуальное консультирование и психологическая коррекция деятельности детей и взрослых (воспитателей и родителей);

·        проведение тренингов общения с детьми и их родителями, воспитателями;

·        привлечение родителей к совместной деятельности;

·        проведение бесед, консультаций, собраний с воспитателями и родителями

Вся эта работа строится на принципах:

- гуманизма и педагогического оптимизма, который заключается в требовании - не навреди;

- принцип эффективности и научности подразумевает изучение психологического развития, его механизмов и закономерностей в понятиях именно детской психологии, а не с точки зрения других наук;

- принцип детерменизма исходит из того, что становление психических функций и свойств, а также особенности их проявления связаны с внешними, так и внутренними причинами;

- принцип создания в деятельности показывает, что деятельность выступает как условие проявления и развития психики ребенка;

- принцип единства сознания и деятельности (разработанный С.Л.Рубенштейном) означает взаимовлияние сознания и деятельности;

- принцип возрастного индивидуального и личностного подхода подразумевает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка индивидуально, включая закономерные и особенные черты;

- принцип комплексности, системности и систематичности предполагает, что однократное исследование не дает полной карты психического развития ребенка.

Мы считаем, что реализация разработанной  программы может способствовать созданию максимально благоприятных  условий для развития воспитательно-образовательного процесса. Системы, способной сформировать полноценную творческую личность здорового ребенка. 

 

 

                  4. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ 

 

1 ЭТАП,  подготовительный, один год (       )  

 Задачи:

1.     Создание материально-технических и финансовых условий для работы учреждения.

2.     Разработать необходимую нормативно-правовую базу программы развития

3.     Обеспечение возможности выбрать учебные планы, программы, средства, методы и формы образовательной работы.

4.     Отработка организации, содержания и технологии педагогического процесса.      

   

2 ЭТАП, поисково-преобразующий (      )  

 Задачи:

1.     Практическая реализация программы развития.

2.     Диагностика уровня развития детей

3.     Коррекция программ и учебных планов.

4.     Создание системы гражданского и правового воспитания.

5.     Сохранение и развитие единого государственного образовательного пространства, расширение образовательных услуг. Социальная защита субъектов образовательного процесса.  

 

3 ЭТАП, заключительный (     )  

 Задачи:

1.     Диагностирование продвижения детей .

2.     Анализ работы ДОУ по программе развития 2010 – 2011годы.

3.     Подготовка и издание материалов по опыту работы дошкольного учреждения по экологическому воспитанию и оздоровительной работе.

4.     Ознакомление специалистов района с результатами работы .

5.     Осуществить модернизацию развития в соответствии с программой развития. 

 

 

  

 

 

   

 

5. ПЛАН  ДЕЙСТВИЙ 

 

Задачи 

Направление деятельности

Сроки

Ответственный

2009

2010

2011

2012

 

1. Создание механизма  эффективного управления программой

1.1. Определить функции программы, периодичность его работы, формы работы с участниками программы

+

       

Додосова ТН,Валиуллина МИ.

Ст воспитатель  Газимова НА

2. Информирование  участников программы(родители)

2.1. Провести  открытое собрание «Координация  деятельности сотрудников ДОУ по реализации программы развития»

2.2. Провести  родительское собрание «Роль  семьи в реализации программы  развития»

+

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

     

Додосова ТН.

валиуллина

3. Определение  уровня развития и здоровья  каждого ребенка

3.1. Организовать  комплексную диагностику детей,  валеокарта воспитанника.

+

+

+

   

Додосова ТН,Валиуллина МИ.

4. Определение  содержательных связей с учреждениями  муниципального округа

4.1. Определить  и проработать дополнительные  возможности по взаимодействию;

- с поликлиникой,

- со школой,Отделом  образования.

 

+

+

     

 Заведующая  ДОУ Кузнецова ЛП

Старший воспитатель  Газимова НА

5. Кадровое обеспечение

5.1. Подготовить  предложения по повышению профессионального  мастерства педагогов и 

+

+

     

Зав.ДОУ Кузнецова ЛП.


 

 

 

Направления деятельности

Задачи 

Сроки

Ответственный

2009

2010

2011

   

Физкультурно-оздоровительная  работа

- продолжить  работу по здоровьесберегающей  программе;

- совершенствовать  физическое и эмоциональное благополучие  детей посредством введения оздоровительных мероприятий;

-в целях воспитания  осознанного отношения к своему  здоровью разработать и ввести  систему занятий на тему: «Беседы  о здоровье»

 

 

 

+

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

   

Воспитатели Додосова ТН,

Валиуллина МИ.

Коррекция нарушения  речи. 

- совершенствовать  коррекционную работу по развитию  связной речи и развитию мышления  детей;

- - ознакомиться  с коррекционной программой С.Г.Шевченко «Коррекционное обучение детей с ЗПР» (разделы ФЭМП и ознакомление с окружающим миром)

+

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

+

   

Ст. воспитатель  Газимова.,

и специалисты  ДОУ

Экологическое воспитание. 

- совершенствовать  практические методы обучения  по экологическому воспитанию;

- разработать  серию занятий по экологии;

- разработать рекомендации для родителей по экологическому воспитанию.

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

+

   

Воспитатели Додосова ТН,

Валиуллина  МИ

Правовое воспитание.  

- создать базовые  разделы книг в библиотеке  по гражданскому и правовому  воспитанию детей для сотрудников ДОУ и родителей

- разработать  и осуществить проект «Открытый  микрофон» для детей дошкольного  возраста по реализации прав  ребенка

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

   

Ст. воспитатель  Газимова НА., 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социально-психологическая  деятельность. 

 

 

- продолжить  работу по психологическому сопровождению образовательного процесса «Развитие социальной уверенности у дошкольников»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

+

   

 

 

ДОУ Додосова ТН,ВалиуллинаМИ

Патриотическое  воспитание. 

- создать технологию  «Развитие личности ребенка через приобщение к истокам русской народной культуры»

   

+

   

Валиуллина  МИ 




 

 Цель: отработка приоритетных направлений деятельности ДОУ, обеспечивающих обогащенное развитие ребенка. 

 

 

 

Определение перспектив дальнейшей работы:

1.     Подведение итогов работы по программе.

Ответственная Зав. ДОУ Кузнецова ЛП

Сроки: май  2011г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование проведения игровых занятий  по математике детей пятого года жизни.

Реализуемая программа  «Детство» под редакцией Т.И .Бабаевой,

 З.А Михайловой, Л.М. Гурович.

Средняя группа 2010-2011 гг.

Месяц.

Неделя.

№ комплекса

Цель.

Игра

Игровое упражне-

ние

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Октябрь 2010г 

1 неделя

Комплекс №1

Развитие воображения, умения видеть характерные признаки предметов, сравнивать.

«Сложи узор», «Вперед, назад».

«Кто назовет как  можно больше признаков отличия».

2 неделя

Комплекс № 2

Развитие воображения,

наблюдательности,

умения решать логические задачи, составлять узор

путем комбини-рования  цвета и формы.

«Сложи узор», «Больше- меньше»

«Подбери картинки»

3 неделя

Комплекс

№3

Развитие смекалки, фантазии, умения рассуждать, дока-зывать.

«Сложи узор», «Разно-

цветные дорожки.»

«Вопрос -ответ».

4 неделя

Комплекс

№4

Развитие внимания, памяти, сообразительности, аналитического восприятия, творчес-кого мышления

«Что измени

лось?», «Волшеб

ные фигуры»

«Дорисуй и сосчитай, «Составь картину».

 

 

Ноябрь

 

2010г

 

 

1неделя

Комплекс

№4

Развитие внимания, памяти, сообразительности, аналитического восприятия, творческого мышления

«Что измени

лось?», «Волшеб-

ные фигуры»

«Дорисуй и сосчитай, «Составь картину».

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрь

2010г

 

 

2неделя

Комплекс

№5

Развитие внимания, творческого  воображения, умения делать логические выводы.

«По три в трех»

«Какая фигура следую

щая»

3неделя

Комплекс № 6

Развитие комбинаторных  способностей, творческого вообра-жения, логики мышления.

«Дорисуй и назови предмет», «составь фигуру»

«Сложи узор»

4неделя

Комплекс №7

Развитие творческого  воображения, умения ориентироваться  в пространстве, распознавать услов-ные обозначения

«Составь картину»

«Найди ключи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Декабрь

2010

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 неделя

Комплекс

№7

Развитие творческого  воображения, умения ориентироваться  в пространстве, распознавать услов-ные  обозначения

«Составь картину»

«Найди ключи»

2 неделя

Комплекс

№8

Развитие комбинаторных  способностей, смекалки, сообразительности.

«Составь свое имя» «Подбери ключи к замку»

«Угадай, какая фигура», «Составь фигуру из счетных палочек»

3 неделя

Комплекс

№9

Развитие комбинаторных  способностей, умения обобщать и сравнивать.

«Найди лишнюю».

«Логичес-кие концовки  Микки-Мауса»

4 неделя

Комплекс

№10

Развлечение с использованием игр и упражнений

«Отгадай число, светофор»

«Сходство и различие камней», «Веселые мастера»

Январь

2011 г

1 неделя

Комплекс

№10

Развлечение с использованием игр и упражнений

«Отгадай число, светофор»

«Сходство и различие камней», «Веселые мастера»

2 неделя

Комплекс

№11

Развитие смекалки, комбинаторных  способностей, умения обобщать преобра-зовывать, делать логические выводы.

«Монгольская игра»

«Где чей дом»

3 неделя

Комплекс

№12

Развитие творческого  воображения, смекалки, умения воссоздать модель по образцу.

«Монгольская игра»

«Собери фигуру».

(блоки Дьеныша)

 

 

 

 

 

 

 

Февраль

2011 г

1 неделя

Комплекс

№12

Развитие творческого воображения, смекалки, умения воссоздать модель по образцу.

«Монгольская игра»

«Собери фигуру».

(блоки Дьеныша).

2неделя

Комплекс

№13

Развитие творческого  воображения, сообразительности, комбинаторных  способностей, внимания.

Животные, растения, птицы.

«Собери квадрат» (палочки  Кюизенера)

3неделя

Комплекс

№14

Развитие пространственного  воображения, смекалки, умения составлять задачи на преобразование.

Составь и отгадай  загадку.

«Найди Микки»

(ориентир по листу)

4неделя

Комплекс

№15

Освоение приемов мнемотехники, развитие умения выделять основные признаки предметов: цвет, форму, величину и находить предметы с задан-ными свойствами

 «Кто быстрее соберет  пирамидку»

«Назови цепочку слов»

 

 

 

 

 

 

 

 

Март 

2011 г

1неделя

Комплекс

№15

Освоение приемов мнемотехники, развитие умения выделять основные признаки предметов: цвет, форму, величину и находить предметы с задан-ными свойствами

«Кто быстрее соберет  пирамидку»

«Назови цепочку слов»

2неделя

Комплекс

№16

Развитие пространственных представлений, аналитических способностей, освоение понятия итогового числа.

«Угадай что спрятано?».

«Разложи по порядку»

3неделя

Комплекс

№17

Развитие умения запоминать, комбинаторных способностей; название и сравнение чисел в пределах 10.

«Цветная лесенка».

Задача-головоломка.

4 неделя

Комплекс

№18

Развитие пространственного  воображения, образного мышления, умения выявлять наличие нескольких признаков( цвет, форма, величина) и отсутствие  одного из них, умения составлять число  из двух меньших.

«Кто где живет ?»

«Уголки»

 

Апрель 

 

2011 г

 

1неделя

 

Комплекс

№18

 

Развитие пространственного  воображения, образного мышления, умения выявлять наличие нескольких признаков( цвет, форма, величина) и отсутствие  одного из них, умения составлять число  из двух меньших.

 

 

 

«Кто где живет ?»

 

 

 

«Уголки»

2неделя

Комплекс

№19

Освоение умения классифицировать множества по двум свойствам: цвет и  форма, размер и форма; развитие пространственного  воображения.

«Мастер-ская ковров»

«Исправь и раскрась лесенку»

3неделя

Комплекс

№20

Развлечение «Приключение Микки-Мауса»

   

4 неделя

Комплекс

№21

Формирование временных  представлений, развития внимания, творческого  воображения.

«Найди лишний предмет».

Загадки-отгадки. (времена  года)

 

 

 

Май2011 г

1 неделя

Комплекс

№21

Формирование временных  представлений, развития внимания, творческого воображения.

«Найди лишний предмет».

Загадки-отгадки. (времена  года)

2 неделя

Комплекс

№22

Освоение временных  понятий, развитие внимания, воображения.

«Найди Микки-Мауса»

«Вчера, сегодня, завтра».

3 неделя

Комплекс

№23

Развитие умения предвидеть результат деятельности , умения сравнивать, воображения.

«Сложи узор», « сложи  квадрат».

«Эстафета»

4 неделя

неделя

Комплекс

№24

Развитие пространственного  воображения, сообразительности,

смекалки.

Придумай головолом-ку, «Назови больше фигур».

«Что измени-лось?»


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реализованные  задачи на 2009-2010 уч. г.

I квартал

Задачи экологического воспитания детей четвертого года жизни

Определение состояния  погоды: тепло, холодно, идет дождь, дует ветер.

Предоставление о признаках  осени; об изменениях в поведении  птиц; осенних работах в саду и  на огороде. Различение и узнавание  по внешним признакам 2-3 домашних и  диких животных, растений .Проявление интереса к труду взрослых по уходу  за животными, растениями.

II квартал

 Сформированы представления  о зиме, отдельных объектах природы:  о природном материале (песок,  вода, снег, лед) и его свойствах;  о строении растений, и их потребностях  во влаге; о внешнем виде  животных и способах их передвижения, питания. Развивали умения устанавливать простейшие связи м\у временем года и погодой, состоянием растений и уход за ними.

III квартал

Изменение и обобщение  первичных представлений о явлениях, происходящих в природе весной: росте  растений, их цветение, интенсивности  роста животных, появление у них детенышей; Различение и называние 1-2 растений; птиц, насекомых, диких животных. Формирование позиции помощника и защитника природы.

 

Математическое  развитие.

I квартал

 

  Освоение детьми  геометрических фигур и форм  предметов, группировка их по цвету, величине, форме, цвету и форме. Выявление отношения групп предметов по количеству и числу. Установление взаимосвязи между ( м/у) качественными и количественными признаками предметов. Сравнение и подбор контрастных по величине предметов, определение отношений предметов по длине, ширине, высоте. Ориентировка в схеме собственного тела и основных пространственных  направлений от себя: внизу, вверху, впереди, сзади, справа, слева .Использование в речи слов: раньше, позже, утро, вечер, ночь, день.

II квартал

Определение равенства  и неравенства предметов по конкретным признакам( большой- маленький,  длинный- короткий, толстый- тонкий. Высокий- низкий, узкий- широкий, такой же, больше чем).Различение геометрических фигур и правильное название круга, квадрата, треугольника, куба. Различение контрастных частей суток: утро-вечер, день-ночь; направление и местонахождения предметов. Определение количества  путем пересчета и без него. Определение массы предметов сенсорно-чувственным путем. Объединение  предметов по выбранному общему качественному признаку: величине. Форме, цвету, количеству. Последовательность выполнения действий по условному знаку.

Информация о работе Воспитание бережного отношения к природе детей дошкольного возраста