Воспитание бережного отношения к природе детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить эффективность инновационных форм экологического образования в формировании осознанно-правильного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ОСОЗНАННО-ПРАВИЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 6 1.1.Экологическое воспитание как приоритетное направление в работе с дошкольниками. 6 1.2.Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе. 11
1.3 Роль экологических знаний в воспитании осознанно-правильного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста. 14
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСОЗНАННО-ПРАВИЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ 16
2.1 Выявление уровня сформированности экологических знаний у детей методика и результаты констатирующего эксперимента. 16
2.2.Методика совершенствования работы по формированию осознанно-правильного отношения к природе старших дошкольников посредствам инновационных форм экологического образования (организация и содержание формирующего эксперимента). 25 2.3 Анализ и результаты исследования. 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

vospit(1).doc

— 1.29 Мб (Скачать файл)

III квартал

Сравнение контрастных  и одинаковых предметов. Определение  размера предметов путем их непосредственного сравнения: приложения, сопоставления на глаз. Группировка и воссоздание  из элементов плоских и объемных геометрических фигур. Сосчитывание и сравнение предметов  в количестве3-5.развитие умения представлять предмет по схематическому изображению. Различение понятий: сегодня, завтра, вчера, утро, день.

 

 

 

 

 

 Художественно- творческая деятельность.

I квартал

 

   Обогащение детского  замысла яркими впечатлениями  через художественную литературу, музыкально- театрализованную деятельность, восприятия произведения. Формирование эмоциональной отзывчивости, стремление выполнить имитационные действия. Освоение умения отображать простые предметы и явления окружающей среды в лепке, аппликации, рисовании и конструировании.

II квартал

Освоение  умения изображать рисунок на всей площади листа бумаги, передавать пропорции отдельных характерных деталей. Закрепление в лепке знакомых способов и освоение нового-раскатывания глины ладонями под углом. Создание образов предметов. Декоративных композиций, используя готовые формы; освоение последовательности  этапов работы. Приобретение умений в строительстве и конструировании объектов не только по горизонтали но и по вертикали.

Музыкально- театрализованная деятельность

Разыгрывание с помощью  воспитателя знакомых сказок, народных песен, потешек, с использованием игрушек. Развитие способностей удерживать в памяти и воспроизводить последовательность событий в сказках «Колобок», «Репка», «Теремок», задавать вопросы различного характера.

III квартал

Накопление сенсорно-эмоциональных впечатлений о произведениях народно-прикладного искусства. Освоение способов изображения простейших предметов и явлений действительности ,используя прямые , округлые, наклонные, длинные, короткие линии. Подбор цвета и оттенков как передачи предметного признака и эмоциональной характеристики образа. Освоение в лепке способа –скатывание и вдавливание  пальцами глины . Понимание настроения, переданного в произведения искусств. Освоение округлых разрезов в аппликации. Рассказывание и обыгрывание сказок, стихов, песен.

Социально- нравственное воспитание.

 I квартал

 

Побуждение воспитателем детей к эмоциональной отзывчивости на состояние близких людей, сверстников, животных, героев сказок. Освоения разных способов взаимодействия со взрослыми  и сверстниками в игре, в общении, бытовой деятельности; проявления вежливости и сопереживания во взаимоотношениях. Воспитание самостоятельности в самообслуживании.

II квартал

Формирование представлений  о людях , об особенностях их внешнего вида, половых различиях. Развитие умения соотносить свои интересы и желания  с интересами других людей в повседневной жизни.  Понимание связи м\у  соответствующим эмоциональным состоянием и действиями детей, взрослых. Изменение ролевого поведения в ходе игры в зависимости от роли партнера. Представление о себе , других членах семьи .

III квартал

Выделение действий и  поступков взрослых, в которых  проявляется их забота о других. Формирование добрых чувств  к членам семьи, их действиям. Различение ярко выраженных эмоциональных состояний людей. Проявление интереса к положительным действиям и поступкам детей в группе, выделение примеров доброго отношения детей к окружающим. Поощрение проявления активности в познании самого себя.

 

 

Физическое  развитие.

 

I квартал

 Развитие глазомера,  ловкости, умений действовать   сообща , в общем для всех темпе в процессе выполнения занимательных физических упражнений; выполнение правил подвижных игр.

II квартал.

Упражнение  в прыжках  с продвижением вперед. Приобретение навыков совместного действия  в общем для всех темпе, выполнения правил в подвижных играх. Упражнение в ходьбе с перешагиванием , «змейкой», в ловле и бросании мяча, прокатывании.

III квартал

Развитие умения действовать  сообща при выполнении игровых упражнений,  в играх. Формирование навыков разнообразных движений, развития ориентировки в пространстве, быстроты ,координации .Освоение движений не только по показу, имитации, но и по словесному указанию. Овладение умением действовать  в соответствии с простыми правилами в совместной игре. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поставленные  задачи на 2010-2011 уч.г

 

 

Задачи  экологического воспитания  детей  :

 

I квартал (сентябрь- ноябрь)

  Уточнение представлений  об осени по существенным признакам  сезона; основные осенние явления.  Узнавание деревьев, кустарников  по листьям, плодам, семенам . Различение и называние комнатных растений, деревьев, кустарников и травяных растений по внешнему виду; выделение отличительных признаков деревьев и кустарников. Предоставление о поливе, как удовлетворении потребности растений во влаге. Расширении представлений об овощах и фруктах на основе сенсорного  обследования Уточнение представлений о домашних животных, диких зверях, о приспособлении их к сезонным изменениям в природе. Появление интереса к самостоятельному наблюдению.

 

 II квартал.(декабрь- февраль)

Расширение представления  о явления  неживой природы  зимой(морозы, дуют холодные ветры, идет снег, замерзли реки, озера, метут метели; день короче ночи, небо серое) Установление связей м\у живой и неживой  природой. Различение хвойных и лиственных деревьев. Уточнение представлений об образе жизни диких животных зимой: пища, способы добывания её зимой; условия жизни зверей в лесу. Расширение представлений о многообразии птиц. Узнавать, называть и сравнивать комнатные растения.

 

 

 

III квартал (март-май).

Уточнение представлений  о признаках весны(изменение цвета, неба, таяние снега, оттепель, солнечные  лучи, появление проталин, сосульки и их таяние, появление травы. )Уточнение  особенностей весеннего состояния  деревьев, различение 2-3 деревьев по цветкам. Расширение представлений о жизни диких животных весной. Название взрослого животного и детеныша. Представление о птицах , их образе жизни, установление связи м\у изменениями условий и прилетом птиц. Представление о жизни насекомых, установление простейших связей . Уточнение представления о биологических процессах в природе на примерах размножения растений и животных (посадка растений и наблюдение за ними); упражнение в навыках посадки, развитие наблюдательности.

 

 

Математическое  развитие.

 

I квартал (сентябрь- ноябрь)

  Различение геометрических  фигур по характерным признакам  , выделение одновременно двух  свойств фигур. Выделении пространственных  отношений. Счет однородных и  разнородных предметов в доступных  ребенку пределах. Количественный  и порядковый счет. Сравнение численности  множеств; сравнение предметов по длине,  ширине, высоте, толщине, массе, составление упорядоченных рядов. Различение контрастных и смежных частей суток, определение их последовательности. Понимание схематического изображения позы человека.

 

 

 

II квартал.(декабрь- февраль)

Обобщение геометрических фигур, предметов по форме, размеру, цвету. Выделение одновременно трех свойств геометрических фигур (форма , цвет, размер). Ориентировка в групповой  комнате по плану , умение двигаться в заданном направлении, определение расположения предмета по отношению к себе. Ориентировка на плоскости стола и листе бумаги.  Сосчитывание , сравнение , воспроизведение количества предметов по образцу, числу с использованием цифр ( в пределах 9). Манипулирование с жидкостями и сыпучими материалами , определяя их объем переливанием или пересыпанием.

III квартал (март-май).

 Изменение величин  различными условными мерками.  Решение задач на геометрические  построения и перестроения  при  помощи палочек. Обследование фигур. Выделение их  основных признаков, структуры, связей

( наличие углов, вершин); умение словесно описывать фигуру. Классификация предметов по одному, двум признакам. Число как показатель  количества , итог счета; порядок  следования чисел. Умение вести поиск решения самостоятельно. Придумывание новых вариантов игр,

 сюжетов совместно  со  взрослыми  и другими  детьми. Участие в воссоздании  силуэтов, построек, изображений в  играх моделирующего характера  как по образцу, так и по  собственному замыслу.

 

Художественно- творческая деятельность.

 

I квартал (сентябрь- ноябрь)

Развитие эмоциональной  отзывчивости на произведения изобразительного искусства, понимание содержания , средств  выразительности. Подведение детей  к пониманию того, что цвет передает настроение. Овладение умением располагать изображение  на листе бумаги, строить планы по всему листу, передавать пространственную и временную взаимосвязь. Освоение умений использовать формирующиеся движения, проводить узкие и широкие  полосы, кольца, дуги. Создание декоративных образов, соотнося их по цвету с фоном. Освоение умения пользоваться ножницами по прямой, диагонали.

  Освоение в лепке  операций : оттягивание деталей из  целого куска, соединение частей, прижимая и примазывая их.

  Овладение умением создавать варианты знакомых сооружений из готовых геометрических форм и тематического конструктора.

 Создание поделок  из частей , формирования умения  соотносить литературные факты  с имеющимся жизненным опытом, устанавливать причинные связи  в тексте. Проявление интереса к театрализованной деятельности, участие в играх-имитациях, хоровых играх.

 

II квартал.(декабрь- февраль)

Представление о натюрморте как о жанре живописи .  Изображение  в рисунке и лепке  типичных ,индивидуальных, характерных признаках предметов. Умение создавать свой тон на палитре. Создание аппликационного образа путем обрывания материала и составление изображения из частей с последовательным их наклеиванием. Действие в лепке различными способами ( комбинаторным и конструктивным). В конструировании - варьирование постройки в длину ширину, высоту, соблюдая заданный принцип конструкции. Освоение способов работы с бумагой: складывание квадрата  по диагонали и вертикали с совмещением сторон. Использование при работе с природным материалом для закрепления частей изображения клея и пластилина. Формирование первых представлений о декоративно-прикладном искусстве  (изготовление поздравительных открыток); использование детских работ в оформлении детского сада и группы.

III квартал (март-май).

Формирование представлений  о некоторых видах русского народного  декоративно- прикладного искусства ( дымковская, филимоновская игрушки).  В рисовании: владение умения выделять главное цветом, положением на листе  бумаги, размером; использовать для  большей выразительности образа изображение позы, движения, жестов, различных деталей. В декоративном изображении- умение красиво украшать изделие. Приобретения навыка накладывать одну краску на другую. Сочетая некоторые материалы ( гуашь, восковые краски, уголь). В лепке: освоение украшения с помощью стеки и налепов. В конструировании: формирование умения замещать формы, придавать конструкции устойчивость, прочность; использование перекрытий. Замыкания пространства.

 

Социально- нравственное воспитание

I квартал (сентябрь- ноябрь)

Различение людей разного  возраст и пола, выделение некоторых  особенностей их внешности, одежды, обуви, рода занятий. Сравнение разных эмоциональных  состояний людей.  Углубление представлений  о членах семьи и ближайшего окружения. Представление о детях разного пола и возраста ; знание своего имени, фамилии, возраста, улицы, двора, квартиры. Представление о некоторых особенностях своего организма.

II квартал.(декабрь- февраль)

Воспитание доброжелательности , инициативности в общении со взрослыми, умения видеть связь м\у действиями и эмоциональным состоянием взрослых. Узнавание и называние людей разных профессий. Различение настроения сверстников; оказание помощи и внимания нуждающемуся в этом сверстнику. Освоение элементарных правил культуры поведения в детском коллективе: быть вежливым, внимательным, делиться игрушками , беречь игрушки. Формирование представления о том , что все в семье заботятся друг о друге. Воспитание умения устанавливать связи м\у своим действием и состоянием своего организма, своим настроением и самочувствием. Формирование умения объединятся в небольшие подгруппы для общей игры, стремления в игре к согласованным действиям .

III квартал (март-май).

Развитие потребности  в познавательном общении со взрослыми, укрепления доверия к ним. Формирование поведения на основе определенных правил взаимоотношений, уточнение связи правил с конкретными ситуациями и поступками в жизни детей. Реагирование на негативное действие других детей , их последствия. Умения задавать вопросы о своих близких, о себе, выражать свои желания, высказываться о себе , своем самочувствии, настроении. Проявление самостоятельности и инициативы  в выборе игр; побуждение  воспитателем детей к изменению первоначально принятой роли в процессе развертывания игры.

 

Физическое  развитие

 

I квартал (сентябрь- ноябрь)

 

Совершенствование координации  движений, равновесия, умения следить  за положением своего тела в разнообразных  упражнениях, лазать по гимнастической стенке, ловить мяч кистями рук. 

 

 

 

II квартал.(декабрь- февраль)

 

Создание воспитателем условий для проявления ловкости , выносливости в играх и упражнениях.

 

III квартал (март-май).

 

Развитие ловкости, равновесия, точности и правильности выполнения упражнений. Закрепления умения пролезать  между рейками гимнастической стенки. Формирование умений и навыков в ловле и подбрасывании мяча по-разному , в прыжках на одной ноге через короткую скакалку. Совершенствование навыков катания на велосипеде по прямой. Выполнение правил в подвижных играх.

Информация о работе Воспитание бережного отношения к природе детей дошкольного возраста