Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 13:57, курсовая работа
Жизнь новорождённого зависит от того, как он сможет адаптироваться к новым условиям среды. Новорождённый изначально беспомощен. Едва появившись на свет, он должен приспособиться к условиям существования, которые резко отличаются от существования в чреве матери. Жизнь новорождённого, прежде всего, зависит от того, как его организм сможет адаптироваться к новым условиям жизни. Для организма многих новорождённых сам процесс рождения – тяжёлое физическое испытание, которое истощает организм младенца и создаёт ситуацию стресса. Младенчество – период, когда от малоподвижного образа жизни и снотворного состояния ребёнок быстро развивается в подвижное, весёлое дитя
1.4. Структура
и динамика ведущей
Ребенок не может
существовать без взрослого, который
обеспечивает все его существование,
выживание и направление
Младенец к тому же не имеет средств воздействия на взрослого, кроме экспрессивно-мимических, таких, как плач, крик.
Противоречие этой
ситуации развития состоит в том,
что ребенок максимально
Общение носит ситуативный и непосредственный характер, поскольку осуществляется только в данной конкретной ситуации и по ее поводу. Ребенок еще не владеет основным средством общения – речью, которая помогает выйти за пределы конкретной ситуации. В зависимости от содержания общения на протяжении младенчества выделяют два его вида – ситуативно-личностное и ситуативно-деловое.
Общение является ведущей деятельностью в младенческом возрасте, поскольку обеспечивает главные линии психического развития.
Период младенчества
делится на два этапа развития.
Первый – от рождения до 5-6 мес. –
характеризуется становлением ситуативно-личностного
общения и интенсивным
Переход ко второму
этапу связан с развитием хватания,
установлением зрительно-
Таким образом, между ребенком и взрослым тесная ситуация взаимодействия начинает постепенно разрываться за счет того, что «вклинивается» новая деятельность – предметная, сначала манипулирование предметами, а затем и освоение их функции.
В возрасте от 9 до 12 месяцев активность малыша значительно возрастает, он становится чрезвычайно любознательным благодаря освоению самостоятельного передвижения в пространстве – ходьбы. Речь развивается в двух направлениях: совершенствуется понимание речи взрослых и возникает собственная активная речь – первые слова в конце года. Теперь с помощью речи взрослый может воздействовать на младенца, поощряя и ограничивая его поведение.
1.5. Основные новообразования младенческого возраста. Кризис одного года
В жизнь ребенка входят первые нравственные формы и первые запреты. С появлением активной речи наступает новая фаза в развитии ситуативно-делового общения. Под влиянием понимания речи усложняются действия с предметами. Увеличивается количество действий, выполняемых с одним предметом, действия приобретают все большую целенаправленность. Происходит освоение не только физических свойств предметов, но и их назначения, простейших предметных действий, а затем орудийных, что говорит о начале развития предметной деятельности, характерной для следующего этапа – раннего детства. Расширяется диапазон эмоциональных переживаний и их мимических форм выражения, а также круг событий и объектов, вызывающих эти переживания. Закладываются предпосылки для общения со сверстниками. К концу первого года у младенца обогащается и детализируется образ себя: он переживает свою значимость для других и свою активность в мире предметов. Ребенок отделяет себя от взрослого и пытается действовать самостоятельно.
В конце года в поведении ребенка начинают появляться негативные симптомы – упрямство, настырность, обидчивость, капризность, агрессивность, трудновоспитуемость.
За аффективным поведением стоят назревшие противоречия между новыми потребностями ребенка и возможностями его действий с предметами, а также прежними отношениями со взрослыми. Эти противоречия свидетельствуют о возникновении кризиса одного года, который может протекать бурно или относительно спокойно в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и условий его воспитания.
С одной стороны,
ребенок стремится к
Появление первых слов
для обозначения, указания на предметы
и ситуации говорит о зарождении
первых чувственных обобщений. Хотя
в сознании ребенка доминирует восприятие,
аффективно заряженные образы и представления
памяти начинают перестраивать структуру
сознания и поведения ребенка. Несмотря
на ситуативность ребенка, его поведение
может управляться теперь не только
находящимися в его поле восприятия
раздражителями, но и этими образами
и представлениями –
Стремление ребенка к самостоятельности не всегда поощряется, а часто ограничивается взрослыми, хотя бы по той причине, что существуют предметы, опасные для жизни малыша. Возникновение первых запретов и ограничений приводит к возникновению собственного стремления ребенка как такового (К.Н.Поливанова). Теперь он начинает чувствовать собственный аффект, обнаруживать собственное желание. В этот период ходьба как способ передвижения становится чрезвычайно привлекательной, поскольку позволяет достичь желаемого, а речь – средством удержания стремления и его реализации.
II. Этапы и виды воспитания детей в младенческом возрасте.
2.1. Этапы и виды воспитания детей во время первого месяца жизни.
Познавательное развитие
Сенсорное воспитание и развитие действий предметами
Задачи
Социальное развитие
Эмоциональное воспитание в процессе общения со взрослыми
Задачи
1. Побуждать к эмоциональным проявлениям, основываясь на безусловно-рефлекторных зрительных и слуховых ориентировочных реакциях
2. Способствовать эмоциональным контактам с ребенком во время общения с малышом и ухода за ним.
3. В процессе эмоциональных контактов обогащать ребенка эмоционально, демонстрируя всю палитру человеческих эмоций (радость - улыбка, огорчение - печаль и т.п.).
Речевое развитие
Подготовительные этапы развития активной речи
Задачи
Моторное развитие
Развитие общих движений и действий рук
Задачи
1. На фоне зрительных
и слуховых ориентировочных
2. Побуждать к сенсомоторной
активности на чувственной
3. Использовать познавательную
потребность ребенка во
2 месяц
Познавательное развитие
Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами
Задачи
Социальное развитие
Эмоциональное воспитание в процессе общения со взрослыми
Задачи
Речевое развитие
Подготовительные этапы развития активной речи
Задачи
Моторное развитие
Развитие общих движений и действий руки
Задачи
3 месяц
Познавательное развитие
Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами
Задачи
Информация о работе Воспитание детей в младенческом возрасте