Воспитание детей в младенческом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

Жизнь новорождённого зависит от того, как он сможет адаптироваться к новым условиям среды. Новорождённый изначально беспомощен. Едва появившись на свет, он должен приспособиться к условиям существования, которые резко отличаются от существования в чреве матери. Жизнь новорождённого, прежде всего, зависит от того, как его организм сможет адаптироваться к новым условиям жизни. Для организма многих новорождённых сам процесс рождения – тяжёлое физическое испытание, которое истощает организм младенца и создаёт ситуацию стресса. Младенчество – период, когда от малоподвижного образа жизни и снотворного состояния ребёнок быстро развивается в подвижное, весёлое дитя

Вложенные файлы: 1 файл

воспитание детей в младенческом возрасте.docx

— 63.29 Кб (Скачать файл)

1.4. Структура  и динамика ведущей деятельности  в младенческом возрасте.

Ребенок не может  существовать без взрослого, который  обеспечивает все его существование, выживание и направление активности по отношению к внешнему миру. Поскольку  ребенок не может самостоятельно передвигаться, самостоятельно поддерживать свое существование, взрослый создает  возможности для изменения положения  и передвижения младенца в пространстве, захватывания тех или иных предметов.

Младенец к тому же не имеет средств воздействия  на взрослого, кроме экспрессивно-мимических, таких, как плач, крик.

Противоречие этой ситуации развития состоит в том, что ребенок максимально нуждается  во взрослом, но не имеет средств  воздействия на него. Взрослый же обращается с малышом так, будто надеется на его ответные действия, будто ребенок понимает обращенные к нему слова, жесты, эмоциональные реакции. В результате такого поведения взрослого у ребенка появляется первая социальная потребность – потребность в общении со взрослым. Она знаменует собой возникновение первой деятельности ребенка – деятельности общения, где предметом становится другой человек. Теперь активность в установлении контактов переходит от взрослого к ребенку. Младенец сам начинает воздействовать на взрослого, чтобы вступить с ним в общение, побудить его к контакту.

Общение носит ситуативный  и непосредственный характер, поскольку  осуществляется только в данной конкретной ситуации и по ее поводу. Ребенок  еще не владеет основным средством  общения – речью, которая помогает выйти за пределы конкретной ситуации. В зависимости от содержания общения  на протяжении младенчества выделяют два его вида – ситуативно-личностное и ситуативно-деловое.

Общение является ведущей  деятельностью в младенческом возрасте, поскольку обеспечивает главные  линии психического развития.

Период младенчества делится на два этапа развития. Первый – от рождения до 5-6 мес. –  характеризуется становлением ситуативно-личностного  общения и интенсивным развитием  сенсорных систем, зрения, слуха.

Переход ко второму  этапу связан с развитием хватания, установлением зрительно-двигательных координаций. Ребенок может удержать предмет и поэтому интенсивно осваивает манипулирование с  предметами. Так ребенок усваивает  движения (поворот на бок, переворот  со спины на живот и обратно, ползание, ходьба), его пространство расширяется. Зарождаются предпосылки для  развития речи.

Таким образом, между  ребенком и взрослым тесная ситуация взаимодействия начинает постепенно разрываться  за счет того, что «вклинивается» новая деятельность – предметная, сначала манипулирование предметами, а затем и освоение их функции.

В возрасте от 9 до 12 месяцев активность малыша значительно  возрастает, он становится чрезвычайно  любознательным благодаря освоению самостоятельного передвижения в пространстве – ходьбы. Речь развивается в  двух направлениях: совершенствуется понимание речи взрослых и возникает  собственная активная речь – первые слова в конце года. Теперь с  помощью речи взрослый может воздействовать на младенца, поощряя и ограничивая  его поведение.

1.5. Основные  новообразования младенческого  возраста. Кризис одного года

В жизнь ребенка  входят первые нравственные формы и  первые запреты. С появлением активной речи наступает новая фаза в развитии ситуативно-делового общения. Под влиянием понимания речи усложняются действия с предметами. Увеличивается количество действий, выполняемых с одним  предметом, действия приобретают все  большую целенаправленность. Происходит освоение не только физических свойств предметов, но и их назначения, простейших предметных действий, а затем орудийных, что говорит о начале развития предметной деятельности, характерной для следующего этапа – раннего детства. Расширяется диапазон эмоциональных переживаний и их мимических форм выражения, а также круг событий и объектов, вызывающих эти переживания. Закладываются предпосылки для общения со сверстниками. К концу первого года у младенца обогащается и детализируется образ себя: он переживает свою значимость для других и свою активность в мире предметов. Ребенок отделяет себя от взрослого и пытается действовать самостоятельно.

В конце года в  поведении ребенка начинают появляться негативные симптомы – упрямство, настырность, обидчивость, капризность, агрессивность, трудновоспитуемость.

За аффективным  поведением стоят назревшие противоречия между новыми потребностями ребенка  и возможностями его действий с предметами, а также прежними отношениями со взрослыми. Эти противоречия свидетельствуют о возникновении кризиса одного года, который может протекать бурно или относительно спокойно в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и условий его воспитания.

С одной стороны, ребенок стремится к эмансипации  от взрослого, но с другой - он не владеет  способами действия с предметами. Поэтому он обращается за помощью  к взрослому, т.е. возникает необходимость  более интенсивного общения со взрослым, сотрудничества с ним, направленного на усвоение назначения предметов и общественно выработанных способов обращения с ними. Возникновение новых, предметно опосредованных отношений ребенка со взрослыми требует новых средств – речевых. Первые слова автономной речи младенцев выполняют функцию указательных жестов, но не собственно общения. Они связаны с наглядной ситуацией и не содержат истинного значения, свойственного речи взрослых. Поэтому автономная речь как новообразование кризисного периода исчезает, уступая место социальной речи взрослых (Л.С.Выгодский).

Появление первых слов для обозначения, указания на предметы и ситуации говорит о зарождении первых чувственных обобщений. Хотя в сознании ребенка доминирует восприятие, аффективно заряженные образы и представления  памяти начинают перестраивать структуру  сознания и поведения ребенка. Несмотря на ситуативность ребенка, его поведение  может управляться теперь не только находящимися в его поле восприятия раздражителями, но и этими образами и представлениями – мотивирующими  представлениями. (Л.И. Божович).

Стремление ребенка  к самостоятельности не всегда поощряется, а часто ограничивается взрослыми, хотя бы по той причине, что существуют предметы, опасные для жизни малыша. Возникновение первых запретов и  ограничений приводит к возникновению  собственного стремления ребенка как такового (К.Н.Поливанова). Теперь он начинает чувствовать собственный аффект, обнаруживать собственное желание. В этот период ходьба как способ передвижения становится чрезвычайно привлекательной, поскольку позволяет достичь желаемого, а речь – средством удержания стремления и его реализации.

II. Этапы и виды воспитания детей в младенческом возрасте.

2.1. Этапы и виды воспитания детей во время первого месяца жизни.

Познавательное развитие

Сенсорное воспитание и развитие действий  предметами

Задачи

  1. Активизировать реакцию поворота головы в сторону источника света.
  2. Учить слежению за движущимся предметом, фиксированию взгляда на неподвижном предмете.
  3. Побуждать реагировать на внезапно возникшие звуки (интонации человеческого голоса, простые мелодии, шумы).
  4. Создавать ситуации, развивающие зрительные и слуховые ориентировочные реакции на предмет, находящийся в поле зрения.
  5. Создавать ситуации, развивающие способность видеть объект (игрушку), определять его место в пространстве; удерживать в поле зрения неподвижный объект.
  6. Развивать слуховое сосредоточение на звучащем предмете, находящемся вне поля зрения ребенка.
  7. Развивать плавное слежение за предметом при изменении траектории его движения (влево-вправо, вверх-вниз) и темпа (убыстренный-замедленный).
  8. Способствовать развитию зрительно-слуховых условных связей между предметом и издаваемым им звуком.

Социальное развитие

Эмоциональное воспитание в  процессе общения со взрослыми

Задачи

1. Побуждать к эмоциональным  проявлениям, основываясь на безусловно-рефлекторных зрительных и слуховых ориентировочных реакциях

2. Способствовать эмоциональным контактам с ребенком во время общения с малышом и ухода за ним.

3. В процессе эмоциональных  контактов обогащать ребенка  эмоционально, демонстрируя всю  палитру человеческих эмоций (радость  - улыбка, огорчение - печаль и  т.п.).

  1. В процессе бодрствования создавать эмоционально уравновешенное состояние, необходимое для индивидуальных проявлений ребенка в двигательных, голосовых, мимических реакциях и пр.
  2. Обогащать эмоциональные проявления ребенка, стимулируя двусторонний контакт с малышом, постепенно переводя его от безусловно-рефлекторного реагирования к социальному взаимодействию со взрослым. К концу первого месяца жизни способствовать появлению улыбки - первой социальной реакции.

Речевое развитие

Подготовительные этапы  развития активной речи

Задачи

  1. В процессе ухода за ребенком напевно (в несколько замедленном темпе) вести "диалог", говоря с ребенком и отвечая за него.
  2. Фразы строить короткие, эмоционально обогащенные звукоподражаниями и интонациями. Формировать у ребенка эмоциональное отношение к говорящему с ним взрослому.
  3. Наклонившись над ребенком, взрослый утрированно демонстрирует не только слова, короткие фразы, но и фонемы (звуки) родной речи.
  4. Побуждать малыша к речевым реакциям доступными для него средствами. К концу первого месяца способствовать возникновению гуканья.

Моторное развитие

Развитие общих движений и действий рук

Задачи

1. На фоне зрительных  и слуховых ориентировочных реакций  создавать ситуации двигательной  активности и расслабления (отдыха) ребенка в "ответ" на контакты  со взрослым

2. Побуждать к сенсомоторной  активности на чувственной основе  первых реакций на "новизну"  в окружающем.

3. Использовать познавательную  потребность ребенка во внешних  стимулах - повороты головы в сторону  источника звука, света, яркого  предмета.

2 месяц

Познавательное развитие

Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами

Задачи

  1. Формировать более длительное, чем во время первого месяца, прослеживание за движущимся предметом, игрушкой.
  2. Формировать более длительное сосредоточение взора на неподвижном предмете.
  3. Совершенствовать восприятие предметов во взаимодействии различных анализаторов (зрение, слух, осязание и др.).
  4. Обогащать тактильную чувствительность рук (контакт с предметами), подготавливающую появление осязания.

Социальное развитие

Эмоциональное воспитание в  процессе общения со взрослыми

Задачи

  1. Формировать двусторонний эмоциональный контакт на основе улыбки, которая приобретает все более явную социальную направленность.
  2. Формировать эмоциональный контакт, используя яркие игрушки и образцы народного поэтического слова (потешки, поговорки, пестушки).

Речевое развитие

Подготовительные этапы  развития активной речи

Задачи

  1. Создавать ситуации, побуждающие ребенка прислушиваться к звукам речи.
  2. В процессе эмоциональных речевых контактов давать образцы для формирующегося речевого подражания и освоения звуков родного языка.
  3. Осуществлять подготовительные этапы развития активной речи: побуждать малыша к вокализациям (это отдельные гласные звуки, которые ребенок произносит на выдохе и которые впоследствии переходят в речевую реакцию, называемую гулением) и речевым реакциям.
  4. Включать в занятия с малышом не только речевые и интонационные образцы, но и пение: развивать речевой и музыкальный слух.

Моторное  развитие

Развитие  общих движений и действий руки

Задачи

  1. Обогащать ребенка впечатлениями, показывая ему различные предметы, игрушки и т.п., побуждающие к двигательной активности: поворачивать голову влево и вправо в поисках источника звука; придерживая головку, поднимать малыша ненадолго в вертикальное положение.
  2. Начать развивать тактильную чувствительность ладоней и мышечное усилие пальцев рук, побуждая схватывать и зажимать палец взрослого, ленточку и т.п.
  3. Побуждать ребенка делать попытки более длительного удерживания головки в положении лежа на животе.

3 месяц 

Познавательное развитие

Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами

Задачи

  1. Продолжать совершенствовать зрительное и слуховое сосредоточение, показывая предметы, выполненные из разных материалов, различные по физическим свойствам: цвету, форме, величине, а также звучанию и положению в пространстве. Включать их в более широкие показы, способствующие совершенствованию ориентировочно-исследовательской активности.
  2. Активизировать действия руки. Создавать ситуации, побуждающие ребенка к самостоятельному прикосновению и притягиванию игрушки-подвески, подведенной на ленте к руке ребенка.
  3. Способствовать активизации моторики кистей рук, раскрытию ладони. На основе ладонного рефлекса начать формирование схватывания предмета (игрушки), вложенного в ручку ребенка.

Информация о работе Воспитание детей в младенческом возрасте