Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 22:43, контрольная работа
У Китая пяти-тысячелетняя древняя история и издревле существует традиция уважения к учителям и почитания образования. Просвещение в древнем Китае сыграло не только важнейшую роль в передаче следующим поколениям китайской цивилизации и ее развитии, но и внесло колоссальный вклад в развитие мировой цивилизации. Китайское образование в новое время берет свое начало в период радикальных социальных подвижек столетие назад. Однако полуколониальное, полуфеодальное состояние тогдашнего общества в Китае приводило к общему замедлению развития китайского образования в новое время, к его отставанию от хода развития образования в мире.
В данной контрольной работе я рассмотрю развитие школы и педагогики в Китае с древних времен и до наших дней. Цель данной работы: рассмотреть влияние времени, различных мыслителей и династий на развитие образования в Китае.
Образованию в Китае всегда придавали большое значение, поскольку путь ко всем высшим должностям лежал через сдачу государственных экзаменов. Теоретически экзамены мог сдать человек любого сословия, если в его семье на протяжении трех поколений не было актеров, цирюльников, палачей, тюремщиков или проституток, однако на практике образование было в достаточной мере элитарным. В народе бытовало множество пословиц, выражающих уважение к образованию: "И золото имеет цену, знания же - бесценны", "Пища утоляет голод, знания же излечивают от невежества", "Чем растить сына неучем, лучше растить свинью".
Введение 2
Воспитание и образование в китайском первобытном и рабовладельческом обществе (3000—770 гг. до н.э.) 3
Воспитание и образование в китайском феодальном обществе 5
Воспитание в период династии Цинь 8
Развитие образования при династии Тан 10
Развитие школы в период правления династии Мин 12
Развитие школы в период правления династии Цин 14
Реформа и развитие образования после образования КНР 16
Дошкольное воспитание 17
Дошкольное образование предназначено для детей в возрасте 1-6 лет 18
Начальное и среднее образование 19
Особое образование 21
Профессиональное обучение 22
Образование на селе 24
Высшее образование 25
Образования для взрослых 27
Негосударственные образовательные учреждения 30
Сетевое образование 31
Заключение 33
Список литературы 35
При династии Тан в Китае была создана великая унитарная и цивилизованная империя, мощное в тогдашнем мире государство, в котором получили большое развитие образование, наука и производство. Благодаря относительной социальной стабильности, облегчению положения крестьянства, росту государственного богатства школьная система достигла более высокого, чем прежде, уровня развития, как и при династии Хань. Танская образовательная система состояла из государственных и частных учебных заведений. Государственные делились на центральные и местные.
Наиболее престижным учебным заведением была императорская академия, доступ в которую был открыт только для сыновей аристократов и высших чиновников. Дети средних чиновников могли поступать в императорскую высшую школу «Тайсюэ». Высшая школа формально была открыта для талантливых и способных представителей из простого народа, однако фактически в ней учились дети богатых помещиков. Представителям простого народа было не под силу посылать на учебу в центральные учебные заведения своих сыновей. В период правления династии Тан на учебу в Китай приезжало большое число молодых людей из соседних стран, прежде всего, из Японии.
При
династии Тан была значительно усовершенствована
императорская система
В
1368-1644 гг. в Китае правила династия
Мин. Минская администрация
В годы правления манчжурской династии Цин (1644-1911) положение в сфере образования в Китае оставалось примерно таким же, как и в годы правления династии Мин. Маньчжуры сохранили государственную систему императорских экзаменов с ее стилем «багувэнь» и прежнюю школьную систему. Для представителей манчжурской знати были созданы «восьмизнаменные» школы. Термин «Баци» (восемь знамен) был символом маньчжурской армии. Маньчжуры сохранили в прежнем виде образовательную систему, что привело в итоге к ее полному застою. Это отрицательно сказалось на развитии китайского общества, способствовало консервации феодальных отношений и явилось одной из причин отставания Китая от стран Западной Европы и Америки в XIX в.
После поражения, нанесенного англичанами в Опиумной войне в 1840 г., монархический Китай был вынужден подписать ряд неравноправных договоров с Англией, а затем и другими странами, в результате чего страна ослабила свои позиции как независимое государство и стала превращаться в полуколонию. Интервенция империалистических держав и коррупция монархического правительства породила антиимпериалистическую и антифеодальную борьбу китайского народа. Эта борьба выразилась в Тайпинской революции, величайшем крестьянском восстании в истории Китая, а также в движении «Ихэтуань» (Боксерское восстание).
Движение
«Ихэтуань» в Северном Китае в 1900 г. представляло
собой антиимпериалистическую вооруженную
борьбу крестьян и ремесленников. Оно
нанесло сильный удар по империалистам
и феодальному правлению династии Цин.
Некоторые деятели образования и патриотически
настроенные интеллигенты были сильно
озабочены коррумпированностью и некомпетентностью
пинского правительства. Они сознавали,
что китайское общество непрерывно идет
к национальному кризису, видели беспомощность
феодальной системы, склонялись к реализации
более прогрессивной капиталистической
системы и выступали за осуществление
реформ в обществе. Известные представители
этого круга лиц, такие, как Гун Цзицзэнь
(1792-1841), Линь Цзэской (1785-1850), Вэй Юань (1794-1857),
были одними из первых интеллигентов,
которые выступали за изучение опыта западных
стран, за политику, которая способствовала
бы превращению Китая в богатую страну
с сильной армией. Они критиковали китайскую
традиционную (древнюю) феодальную систему
образования, схоластическую неоконфуцианскую
доктрину, выступали за изучение и использование
прикладных наук, достижений науки и технологии
западных стран, критиковали систему императорских
экзаменов отбора талантливых людей с
использованием стиля «Багу» при написании
восьмичленных сочинений, требовали обеспечить
условия для отбора действительно талантливых
людей для управления страной.
Уже в первые годы после образования КНР китайское правительство рассматривало просвещение как дело первостепенной важности, а повышение культурного уровня народа - как краеугольную стратегию государственного строительства. До 1949 года 80 процентов 500-миллионного населения Китая было неграмотными. Китайской правительство приложило огромные усилия для преобразования старой системы образования, упорядочения политического курса и установок в области образования, в результате быстро возросло число обучающихся в стране. К настоящему времени 91 процент районов страны охвачен обязательным начальным обучением, 99 процентов детей школьного возраста ходят в школу, сокращается число детей, который по той или иной причине прервали учебу. В масштабе страны неграмотных среди людей молодого и среднего возраста сократилось до 7 процентов. С 1978 года по мере проведения политики реформ и открытости и в результате возобновления системы государственных экзаменов при приеме в вузы дело образования в Китае получило бурное развитие. Признав образование стратегически важным для социально-экономического развития страны, китайское правительство выработало курс развития народного образования: "В развитии образования - лицом к модернизации, к внешнему миру, у будущему".
На конец 1998 г. в стране насчитывалось 1022 вузов, где обучалось 3,41 млн. человек, в том числе 1,08 млн. первокурсников; при 736 вузах открыты отделения аспирантуры, где обучается 199 тыс. соискателей, из них 73 тыс. были приняты в том же году; открыто 962 высших учебных заведений для взрослых, где обучаются 2,82 млн. человек, в том числе 1 млн. новичков. Одновременно в стране насчитывается 13948 общеобразовательных средних школ высшей ступени, где обучаются 9,38 млн. человек; открыто 17106 средних профессиональных школ всех типов и уровней, учащихся в которых насчитывается 11,26 млн. (включая 1,73 млн. студентов техникумов) или 55 процентов всех учащихся средних школ высшей ступени. В средних школах первой ступени всей страны обучалось 54,5 млн. человек, поступившие в средние школы составили 87,3 процента абитуриентов, окончивших начальные школы. Число учащихся в начальных школах страны достигло 139,54 млн., 98,9 процентов детей школьного возраста ходят в школу. Школьники, по той или иной причине прервавшие учебу в общеобразовательных средних школах первой ступени и начальных школах, составили соответственно 3,23 и 0,93 процента от общего числа учащихся. В средних профессиональных школах для взрослых обучаются 2,51 млн. человек, а число людей, проходивших курсы технической подготовки для взрослых, составило 86,82 млн. В 1998 г. была искоренена неграмотность еще для 3,21 млн. человек. Эти данные говорят об отрадных успехах Китай в народном образовании.
Период
с конца нынешнего и до начала
следующего века является чрезвычайно
важным для социально-экономического
развития Китая. Китайское правительство,
исходя из стратегии "подъем страны
за счет науки и образования" и стратегии
продолжительного развития, придает приоритетное
значение развитию образования и повышению
культурного уровня граждан. По мере наступления
эпохи "взрыва информации" в Китае
все убедительнее проявляется приоритетное
значение образования для социально-экономического
развития страны.
Дошкольное воспитание в Китае осуществляется совместными усилиями всего общества в разных формах и по разным каналам. Помимо административных органов просвещения разных ступеней, государство поощряет предприятия, непроизводственные и общественные организации, а также отдельные лица на открытие детских садов согласно соответствующим правилам. Придерживаясь принципа "сочетания воспитания с физическим развитием", все детские сады помогают детям всесторонне развиваться в физическом, умственном, эстетическом и других отношениях, чтобы с юного возраста обеспечить гармоничное развитие личности. В детсадах основным средством воспитания служит игра, там созданы благоприятные условия для развития детей, им обеспечена возможность показать себя и проявлять способности.
Государство
выработало цензы квалификации и
порядок аттестации воспитателей детсадов.
В стране открыто 67 педагогических
училищ дошкольного воспитания, в
части профессиональных школ учреждены
специальности дошкольного воспитания,
в результате в основном сформировалась
система подготовки и повышения квалификации
педагогов дошкольного воспитания. Благодаря
принятым государством "Правилам управления
детскими садами", "Порядку работы
в детских садах" и другим документам
управление детсадами поставлено на научную
и систематизированную основу.
Согласно физическому развитию и психологическим особенностях детей разных возрастов Министерство образования Китая разработало специальную программу образования для детей грудного возраста, согласно которой учреждения дошкольного воспитания ведут обучение в области тактильного познания мира, развитие языковых навыков, арифметики, жизненных навыков и т.д.
В Китайские детские сады обычно принимаются дети в возрасте 3-6 лет. Ныне в Китае насчитывается около 150 тыс. детских садов, поэтому только 30% детей соответствующего возраста проходят в них обучение.
Детские
сады делятся на государственные и
частные. Государственные детские сады
обладают богатым педагогическим и управленческим
опытом, плата за обучение в них достаточно
низкая, а частные сады сформировались
лишь за последние несколько лет, плата
за обучение в таких учреждениях сравнительно
высокая. По мере развития рыночной экономики
постепенно увеличивается число частных
садов. Ныне их количество составляет
30% от всех детских садов.
В
Китае срок начального образования
составляет 6 лет, среднего образования
первой ступени - 3 года, среднего образования
высшей ступени - 3 года. Первые 9 лет обучения
(включая начальное и среднее образование
первой ступени) относится к обязательному.
Все дети в возрасте 6 лет должны ходить
в школу. В районах, где в основном осуществлено
всеобщее среднее образование первой
ступени, все дети, окончившие начальную
школу, могут без приемных экзаменов поступить
в средние школы, близлежащие от их мест
жительства. Чтобы поступить в среднюю
школу высшей ступени, выпускники средней
школы первой ступени должны сдать вступительные
экзамены, организованные местными просветительско-