Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 22:43, контрольная работа
У Китая пяти-тысячелетняя древняя история и издревле существует традиция уважения к учителям и почитания образования. Просвещение в древнем Китае сыграло не только важнейшую роль в передаче следующим поколениям китайской цивилизации и ее развитии, но и внесло колоссальный вклад в развитие мировой цивилизации. Китайское образование в новое время берет свое начало в период радикальных социальных подвижек столетие назад. Однако полуколониальное, полуфеодальное состояние тогдашнего общества в Китае приводило к общему замедлению развития китайского образования в новое время, к его отставанию от хода развития образования в мире.
В данной контрольной работе я рассмотрю развитие школы и педагогики в Китае с древних времен и до наших дней. Цель данной работы: рассмотреть влияние времени, различных мыслителей и династий на развитие образования в Китае.
Образованию в Китае всегда придавали большое значение, поскольку путь ко всем высшим должностям лежал через сдачу государственных экзаменов. Теоретически экзамены мог сдать человек любого сословия, если в его семье на протяжении трех поколений не было актеров, цирюльников, палачей, тюремщиков или проституток, однако на практике образование было в достаточной мере элитарным. В народе бытовало множество пословиц, выражающих уважение к образованию: "И золото имеет цену, знания же - бесценны", "Пища утоляет голод, знания же излечивают от невежества", "Чем растить сына неучем, лучше растить свинью".
Введение 2
Воспитание и образование в китайском первобытном и рабовладельческом обществе (3000—770 гг. до н.э.) 3
Воспитание и образование в китайском феодальном обществе 5
Воспитание в период династии Цинь 8
Развитие образования при династии Тан 10
Развитие школы в период правления династии Мин 12
Развитие школы в период правления династии Цин 14
Реформа и развитие образования после образования КНР 16
Дошкольное воспитание 17
Дошкольное образование предназначено для детей в возрасте 1-6 лет 18
Начальное и среднее образование 19
Особое образование 21
Профессиональное обучение 22
Образование на селе 24
Высшее образование 25
Образования для взрослых 27
Негосударственные образовательные учреждения 30
Сетевое образование 31
Заключение 33
Список литературы 35
План
Введение 2
Заключение 33
Список литературы
35
Введение
У Китая пяти-тысячелетняя древняя история и издревле существует традиция уважения к учителям и почитания образования. Просвещение в древнем Китае сыграло не только важнейшую роль в передаче следующим поколениям китайской цивилизации и ее развитии, но и внесло колоссальный вклад в развитие мировой цивилизации. Китайское образование в новое время берет свое начало в период радикальных социальных подвижек столетие назад. Однако полуколониальное, полуфеодальное состояние тогдашнего общества в Китае приводило к общему замедлению развития китайского образования в новое время, к его отставанию от хода развития образования в мире.
В данной контрольной работе я рассмотрю развитие школы и педагогики в Китае с древних времен и до наших дней. Цель данной работы: рассмотреть влияние времени, различных мыслителей и династий на развитие образования в Китае.
Образованию в Китае всегда придавали большое значение, поскольку путь ко всем высшим должностям лежал через сдачу государственных экзаменов. Теоретически экзамены мог сдать человек любого сословия, если в его семье на протяжении трех поколений не было актеров, цирюльников, палачей, тюремщиков или проституток, однако на практике образование было в достаточной мере элитарным. В народе бытовало множество пословиц, выражающих уважение к образованию: "И золото имеет цену, знания же - бесценны", "Пища утоляет голод, знания же излечивают от невежества", "Чем растить сына неучем, лучше растить свинью".
Китай - страна древней цивилизации - имеет издавна развитую культуру и образовательную систему. Первые ростки школьного образования в Древнем Китае восходят примерно к третьему тысячелетию до нашей эры.
Согласно историческим свидетельствам в Древнем Китае существовали специальные места «Сян», где воспитывали детей и подростков. Появление этих первых своего рода школ относится приблизительно к 3000 г. до н.э.
В эпоху Шан (1766-1122 гг. до н.э.) в Китае существовала довольно развитая иероглифическая письменность, о чем свидетельствуют дошедшие до нас надписи на гадательных костях и черепашьих панцирях, которые относятся к XIV-XII вв. до н.э. В них содержится около 3 000 различных иероглифов.
В эпоху расцвета китайского рабовладельческого общества (1122-771 гг. до н.э.) наблюдалось интенсивное развитие образования. Учебные заведения делились на два основных типа: одни создавались в столице под управлением правительства, другие управлялись местными органами власти.
Столичные учебные заведения подразделялись на две ступени: начальные и высшие школы. В древней классической книге «Ли Цзи» (Книге обрядов и этикета) содержится описание этих школ. Дети из благородных семей в возрасте 13 лет поступали в начальные школы «Сяо сюэ» и обучались в них в течение 7 лет. В возрасте 20 лет они могли продолжать образование в высших школах «Да Сюэ» с 9-летним сроком обучения.
Основным содержанием воспитания и обучения в период рабовладельческого общества было изучение этикета и норм поведения, счета, письма, а также овладение различными умениями и навыками. Именно в этот период широкое распространение получает термин «Лю И» (шесть искусств). Шесть искусств - это перечень учебных предметов: мораль и этика, церемонии и обряды; музыка; счет (арифметика); чтение и письмо; стрельба из лука; управление лошадью и боевой колесницей.
В
этот период Чжоу для учебного процесса
было характерно сочетание гражданского
и военного обучения, что диктовалось
потребностями общества в условиях
начала перехода от рабовладельческого
строя к феодальному.
Процесс перехода от рабовладения к феодализму в Китае начался в 771-249 гг. до н.э. Период раннего феодального общества характеризуется возникновением ряда философских школ и направлений, расцветом философской мысли. В период Восточного Чжоу жил Конфуций (551-479 гг. до н.э.).
История образования эпохи феодализма подразделяется на три периода: ранний, средний и поздний.
В период раннего феодализма происшедшие социально-экономические изменения в обществе, связанные с появлением частного землевладения и конкурентной борьбы между землевладельцами, вызвали изменения в области идеологии, культуры и образования. Была сломана монополия рабовладельцев на культуру и образование. Стали появляться различные философские школы и течения, начался период быстрого развития образования. Этот период в истории Китая называют периодом развития «Ста школ и ста цветов», появились частные школы «Сы сюэ». Имущие слои нуждались в грамотных и талантливых людях, которые могли бы быть у них на службе, помогать в управлении, вести политические дела. Это привело к формированию ученого сословия («Ши»). Из этого сословия стали выходить учителя, которые создавали свои независимые (авторские) школы.
Педагогическая мысль в тот период существовала и развивалась в рамках различных философских школ и течений:
1. Даоская
школа (Даоцзя), родоначальником
которой принято считать Лао-
2. Конфуцианская школа (Жуцзя), основанная Кун-цзы (Конфуцием) (551-479 гг. до н.э.).
3. Школа моистов (Моцзя), основателем которой был ученый и философ Мо-цзы (Моди) (479-381 гг. до н.э.).
Немного позже появилась школа легистов (законников) (Фацзя), которую основал философ Хань Фэй (280-230 гг. до н.э.).
Наиболее влиятельными принято считать конфуцианскую и моист-скую школы, которые противостояли друг другу. Конфуцианская школа занимала ведущие позиции в сфере культуры и образования. Во многом она определила пути образования в Китае в тот период и последующие века. Конфуций создал этико-политическое учение, которое оказало огромное влияние на все китайское общество. Его педагогические идеи легли в основу всей феодальной системы образования в Китае.
Конфуций считал, что развитие человека зависит от образования, а потому каждый должен стремиться к совершенствованию и повышению образовательного уровня. Главной целью образования он считал воспитание всесторонне развитого в нравственном отношении человека («Цзюньцзы»). Он считал, что обучать и воспитывать надо всех людей и был против того, чтобы воспитание было уделом и удовольствием благородных (аристократов). Каждый человек в обществе должен занимать свое положение по отношению к правителю, родителям, братьям, друзьям, подчиненным. Правильность взаимоотношений людей в обществе зависит от их воспитания, которое должно культивировать гуманность («Жэнь») и добродетель. Воспитанный человек отличается вежливостью и уважением к людям. Конфуций выступал против войн, которые часто велись при нем между княжествами и причиняли много невзгод простому народу. Он был против коррупции, выступал против назначения людей на службу по протекции, осуждал фаворитизм. По его мнению, назначение на службу должно определяться не знатностью, а степенью талантливости.
Важным принципом нравственного воспитания у Конфуция был принцип компромисса, осуществляемый путем координации разнообразных отношений людей в обществе. Этот принцип обозначал гармонию в обществе. Для этого каждый должен иметь свои цели в жизни и стремиться к их реализации, что требует серьезной и упорной учебы с целью совершенствования. При этом следует исправлять допущенные ошибки и продолжать учебу и совершенствование.
Процесс обучения по Конфуцию должен быть связан с размышлением. Оно в процессе воспитания способствует не только достижению высоких идеалов и моральных качеств, умеренности, но и расширению знаний.
Конфуций считал, что каждый человек должен постоянно, без усталости и с радостью учиться, быть хорошим примером, что, в первую очередь, должно относиться к учителю.
Педагогические
идеи Конфуция, несомненно, представляют
большую ценность и до сих пор
являются духовным богатством китайского
народа. Уязвимой стороной учения Конфуция
была идея врожденных знаний и качеств
человека, в связи с чем он делил
людей на две категории: мудрых и глупых
от рождения. Эта идея содержится в книге
«Чжу-нюн» (Учение о середине). Кроме того,
Конфуций игнорировал естественнонаучные
и производственно-практические знания,
а также презирал физический труд.
В IV и III вв. до н.э. в Китае происходили многочисленные войны между различными царствами и княжествами. Победителем в этих войнах стало царство Цинь, которое уничтожило полную самостоятельность других царств и в 221 г. до н.э. объединило страну. Так, впервые в китайской истории было создано первое централизованное феодальное государство, которое включало огромную территорию от Южной Манчжурии до Сычуани и Гуандуна.
Администрация Цинь пропагандировала идею возврата к древним формам государственного правления. В 213 г. император Цинь Ши-Хуанди решился на крайние меры: по его приказу были сожжены конфуцианские книги, а многие конфуцианские ученые были казнены.
Образовательная политика при Цинь Ши-хуанди основывалась на принципах школы легистов (законников). Эти принципы сводились в основном к двум положениям: «закон является основой образования», а учитель должен быть чиновником.
Для развития образования в Китае в период правления Цинь большое значение имела реформа иероглифической письменности. В процессе этой реформы было проведено упрощение иероглифов, а затем их унификация.
Династия Цинь пала в результате победы династии Западная Хань. Экономическая политика новой династии (ослабление налогов, развитие сельского хозяйства, решение социальных вопросов) создала материальные предпосылки для развития образования, которое должно было способствовать усилению государственного управления.
В 124 г. до н.э. была выдвинута программа расширения сети школ и других учебных заведений, конфуцианство было признано как официальная (ортодоксальная) идеология государства. С тех пор конфуцианство в Китае стало не только официальной идеологией, но и легло в основу всей китайской традиционной системы воспитания и обучения вплоть до начала XX в.
По приказу императора У-Ди (156-87 гг. до н.э.) в столице империи Чанань была основана высшая императорская школа «Тайсюэ», которая явилась одним из древних в Китае и во всем мире прообразом государственного университета. Здесь могли учиться только сыновья аристократов и чиновников.
Система
образования при династии Хань состояла
из государственных и частных учебных
заведений. Государственные учебные заведения
делились на центральные и местные. К центральным
учебным заведениям относились: императорская
высшая школа «Тайсюэ», а также ряд специальных
(профессиональных) школ. Среди специальных
школ выделялась литературная школа «Хунду
мэньсюэ», в которой в основном обучались
дети чиновников и аристократов, т.е. выходцы
из «благородных» семей.