Воспитание и социализация. Принципы воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 23:51, реферат

Краткое описание

Социализация, воспитание молодого поколения рассматриваются в единстве с закономерностями социальной действительности, с логикой функционирования и развития российского общества. Глубокие изменения, происходящие в обществе, сказались на всех сферах его жизни, в том числе на системе образования, воспитания и социализации. Практика убеждает, что перевод социализации и воспитания личности в новое состояние – проблема сложная и противоречивая.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ( сущность процесса социализации)
1.1 Понятие процессов социализации и воспитания (понятие социализации. этапы социализации)
1.2 Противоречия в сфере социализации и воспитания (содержание процесса социализации )
ГЛАВА II. ПРИНЦИПЫ ВОИТАНИЯ
2.1 Специфика принципов воспитания
2.2 Общественная направленность воспитания
2.3 Опора на положительное
2.4 Гуманизация воспитания
2.5 Личностный подход
2.6 Единство воспитательных действий
ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЁЖИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

социализация и воспитание.docx

— 53.57 Кб (Скачать файл)

ГОУ ВПО «Читинская Государственная Медицинская Академия»

Федерального  агентства по здравоохранению и  социальному развитию Российской Федерации

 

 

 

 

 

ФАКУЛЬТЕТ ВЫСШЕГО  СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

Кафедра гуманитарных наук

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине

«Педагогика с методикой преподавания специальных  дисциплин»

Тема: Воспитание и социализация. Принципы воспитания

 

 

 

 

Выполнила: студентка

факультета  ВСО

Руководитель:

 

 

 

 

Чита, 2011 г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ( сущность процесса социализации)

1.1 Понятие процессов социализации и воспитания (понятие социализации. этапы социализации)

1.2 Противоречия в сфере социализации и воспитания (содержание процесса социализации )

ГЛАВА II. ПРИНЦИПЫ ВОИТАНИЯ

2.1 Специфика принципов воспитания

2.2 Общественная направленность воспитания

2.3 Опора на положительное

2.4 Гуманизация воспитания

2.5 Личностный подход

2.6 Единство воспитательных действий

ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЁЖИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Социализация, воспитание молодого поколения рассматриваются  в единстве с закономерностями социальной действительности, с логикой функционирования и развития российского общества. Глубокие изменения, происходящие в  обществе, сказались на всех сферах его жизни, в том числе на системе  образования, воспитания и социализации. Практика убеждает, что перевод социализации и воспитания личности в новое  состояние – проблема сложная  и противоречивая.

Принципы воспитания в  своём разнообразии могут охватывать целесообразным влиянием всю жизнь  детей и педагогов наряду с  педагогическим воздействием и взаимодействием. В жизни существует и содействие детей педагогам, и противодействие, и сопротивление им, и непротивление  авторитетам, и отчуждение от них. Сознание ребёнка формируется постепенно, в процессе жизни и прежде всего  средствами самой жизни. Поэтому  педагогу, чтобы добиваться позитивного  результата в воспитании, нужны не только принципы прямого воздействия, но и косвенного, опосредованного, долгосрочного  действия на сознание и привычное  поведение путём целенаправленного  и духовного насыщения всех областей детской жизни. Педагогом должно учитываться содействие самих детей  его усилиям, когда воспитанники преодолевают в себе сопротивление  и сознательное противодействие  воспитательным мерам, стремятся к  активному усвоению и приобретению духовных ценностей.

Объектом нашего исследования являются процессы воспитания и социализации.

Предметом исследования выступают принципы воспитательного процесса. социализация воспитание личность молодежь

Цель исследования: рассмотреть принципы воспитания, понятия воспитания и социализации, их взаимосвязь и выявить существующие противоречия, провести исследование проблем социализации молодежи.

Для достижения цели необходимо выполнение следующих задач:

- проанализировать  психолого-педагогическую и методическую  литературу по проблемам воспитания  и социализации;

- выявить  причины появления противоречий  в сфере социализации и воспитания;

- рассмотреть  принципы воспитательного процесса, их специфику;

- провести  исследование проблем социализации  молодёжи в современных условиях.

Курсовая  работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложения.

 

 

ГЛАВА I. ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ

 

1.1 Понятие процессов социализации и воспитания

 

Формирование  развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.

Под воспитанием  понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как  неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность. "Воспитывать - это значит направлять развитие субъективного мира человека", с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Как указывал Л.С. Выготский, "…Учитель с научной точки зрения - только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником". [3]

Такой подход к построению процесса воспитания - как активного целенаправленного  формирования личности - согласуется  с нашей методологической установкой на оценку роли общества и места  генотипа растущего человека в становлении  его личности.

Управление  процессом воспитания, осуществляемое как целенаправленное построение и  развитие системы задаваемой многоплановой  деятельности ребенка, реализуется  педагогами, вводящими детей в "зону ближайшего развития". Это означает, что на определенном этапе развития ребенок может продвигаться дальше не самостоятельно, а под руководством взрослых и в сотрудничестве с  более умными "сотоварищами", а  уж затем и вполне самостоятельно.

Целенаправленное  формирование личности человека предполагает ее проектирование, но не на основе общего для всех людей шаблона, а в  соответствии с индивидуальным для  каждого человека проектом, учитывающим  его конкретные физиологические  и психологические особенности. [13]

Одна  из центральных задач воспитания состоит в том, чтобы сформировать у растущего человека гуманистическую  направленность личности. Это значит, что в мотивационно-потребностной сфере личности общественные побуждения, мотивы социально полезных деятельностей должны устойчиво преобладать над эгоистическими мотивами. Чтобы ни делал, о чем бы ни думал подросток, в мотив его деятельности должно входить представление об обществе, о другом человеке.

Под социализацией принято  понимать усвоение человеком социального  опыта и ценностно-нравственных ориентаций, необходимых для выполнения социальных ролей в обществе. Социализация – это процесс, играющий значительную роль в жизнедеятельности как общества, так и личности, обеспечивающий самовоспроизводство общественной жизни. [12]

Воспитание (в его традиционном понимании) – это процесс систематического и целенаправленного воздействия  на личность (группу) в целях формирования у неё общественно необходимых  социальных ориентаций, сознания и  поведения.

Система воспитания как  бы упорядочивает процесс социализации, придаёт ему стройность, целеустремлённость. Процессы социализации и воспитания целесообразно рассматривать во взаимосвязи, взаимообусловленности.

 

 

1.2 Противоречия в сфере социализации и воспитания

 

В условиях модернизации российского  общества изучение проблем социализации и воспитания имеет важное значение для уяснения возникающих противоречий, связанных с жизнедеятельностью молодёжи, и для нахождения научно обоснованных путей и методов  их разрешения. Причины появления  противоречий в сфере социализации и воспитания молодёжи:

1. Существования остаточных  явлений предыдущего общества, которое  под воздействием реформ трансформируется  в новое социально-экономическое,  политическое и духовное общественное  устройство.

2. Действие объективных  законов современного общества, неизбежность борьбы нового со  старым, прогрессивного с консервативным. Так, в условиях реформирования системы образования стало проявляться противоречие между возрастающими требованиями теоретико-методологического, проблемного характера обучения и неумением преподавателей и учащихся пользоваться методологией науки и творчески воспринимать информационные потоки. Живучесть консервативных тенденций и стереотипов в жизнедеятельности людей является достаточно сильной и распространённой.

3. Нарушение объективных  законов общественного развития, нравственных, правовых и политических  требований общества. Противоречия, вытекающие из реальных общественных  отношений, по субъективным причинам  порою недооцениваются, своевременно  не блокируются и не разрешаются.  В результате они превращаются  в фактор торможения процессов  общественного развития, почву, на  которой могут возникать конфликты. [2]

Основной социальной причиной нарушений общественных норм определённой частью молодых людей является уклад  жизни, уровень развития производительных сил, зрелости общественных отношений, политической системы, системы образования, обучения и воспитания. Так преступность, пассивность, потребительские настроения, скептицизм молодёжи явились следствием стагнации общества, его перехода к иному общественному строю, а также серьёзных недостатков в реализации современных реформ, в процессе социализации и воспитания.

Реальная жизнь показывает, что только целенаправленное комплексное исследование закономерностей и противоречий становления и развития личности создаёт научную основу для осуществления мер по социализации, воспитанию молодёжи и управлению этим процессом. Игнорирование, поверхностное изучение реальных противоречий в процессе социализации человека может нанести ущерб его формированию.

Противоречия, охватывающие общество в целом, являются внешними по отношению к противоречиям  социализации и воспитательного  процесса.

В числе последних необходимо определить основное противоречие, оно является глубинным и выражает сущность процесса социализации, воспитания человека. Разрешение основного противоречия непосредственно влияет на социализацию, воспитание, социальные роли и статусы личности, на разрешение других противоречий, характерных для этого процесса. Такое противоречие может быть разрешено лишь тогда, когда процесс социализации, воспитания перейдёт в качественно новое состояние.

Основное противоречие в сфере социализации и воспитания молодёжи – это противоречие между  объективно усложняющимися общественными  отношениями, всё возрастающими  требованиями, предъявляемые обществом  к социализации и подрастающему  поколению, и недостаточно использующимися  социально-экономическими, идеологическими, политико-воспитательными средствами воздействия на человека. [8]

Своевременность разрешения основного и других противоречий в сфере социализации и воспитания личности обусловливает характер совершенствования  процесса развития личности, а преодоление  противоречий означает зарождение новых противоречий. Следовательно, противоречия – есть источник формирования, развития личности.

Общественно-экономические  и политические преобразования, происходящие в России, оказывают влияние на обострение противоречий в обществе, в том числе и в системе  управления процессами воспитания.

В этой системе усугубляются следующие противоречия:

  • Противоречие между стремлением видеть российское общество процветающим, с современной рыночной экономикой, гражданским обществом и тем состоянием России, в котором она, с точки зрения большинства молодёжи, находится. Это – полуразвалившаяся экономика, коррумпированность властей, нищенское существование большинства молодых людей, нарастание криминального беспредела и т. д.
  • Противоречие между оставшимися административными методами воспитания и управления и стремлением молодёжи к демократическим, гуманистическим формам жизнедеятельности, к самостоятельности, к самоуправлению. Догматизм и шаблоны в преподавании, оторванность его от действительности, бесконфликтность и прямолинейность некоторых учебных курсов, особенно гуманитарного цикла, их претензии на истину в последней инстанции формируют у молодёжи облегчённое представление о модернизации российского общества, собственности, политике и власти, мере труда, и потребления, настоящих и мнимых ценностях. Учителя оказались неподготовленными к новым условиям организации учебно-воспитательного процесса. Социологические исследования показывают, что они в преподавании пользуются авторитарными методами.
  • Противоречие между объективной необходимостью реформы системы образования и воспитания и возможностями государства обеспечить её ресурсами, средствами.
  • Противоречие между старыми ценностями общества, с которыми, молодые люди ещё не успели расстаться, и новыми, которые они ещё не успели освоить. Молодёжь отрицательно относится к коммунизму и социализму как ценностям старого общества и в то же время настороженно воспринимает индивидуализм, приветствует ценность рынка, частой собственности, свободы, демократии, религии, церкви.
  • Противоречие между нарождающимся новым производством, рыночными отношениями и невостребованным инновационным инвестиционным потенциалом молодёжи. Ныне в стране отчётливо проявляется отчуждение молодёжи от производительного труда, для многих молодых людей труд утратил смысл как средство самореализации, самоутверждения. Вместе с тем реалии жизни (безработица, неплатежи, задержки заработной платы и т. п.) стимулируют определённую часть молодёжи к пересмотру традиционных взглядов, побуждают к добросовестному труду, приобретению новых профессий, к учёбе.
  • Противоречие между потребностями молодёжи в повышении своего благосостояния и возможностями российского общества удовлетворить таковые потребностями.
  • Противоречие между представлениями о социальной справедливости, социальном равенстве и бурно растущей социальной и имущественной дифференциации населения, в том числе молодёжи.
  • Противоречие между формированием в России новой политической системы и непоследовательностью осуществления политического курса на демократизацию. В России ныне наблюдается политическая усталость, апатия молодёжи от безрезультатных политических дискуссий, обещаний и т. п. Это – следствие ответной реакции молодёжи на безразличие государства и общества к её проблемам. Вместе с тем, в обществе утверждается политический плюрализм в создании новых молодёжных структур.
  • Противоречие между декларируемым строительством правового социального государства и правовой, социальной незащищённостью молодёжи, в том числе детей. В стране чётко обозначились обнищание молодёжи, снижение рождаемости, рост числа разводов, показателей сиротства и детской заболеваемости, смертности. Лишь 14% детей сегодня практически здоровы, 35% страдают хроническими заболеваниями. Вырос уровень подростковой преступности (каждое десятое преступление совершается несовершеннолетними), наркомании, токсикомании, которые в 1,5 – 2 раза растут быстрее, чем среди взрослых. [6]

Информация о работе Воспитание и социализация. Принципы воспитания