Воспитание и социализация. Принципы воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 23:51, реферат

Краткое описание

Социализация, воспитание молодого поколения рассматриваются в единстве с закономерностями социальной действительности, с логикой функционирования и развития российского общества. Глубокие изменения, происходящие в обществе, сказались на всех сферах его жизни, в том числе на системе образования, воспитания и социализации. Практика убеждает, что перевод социализации и воспитания личности в новое состояние – проблема сложная и противоречивая.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ( сущность процесса социализации)
1.1 Понятие процессов социализации и воспитания (понятие социализации. этапы социализации)
1.2 Противоречия в сфере социализации и воспитания (содержание процесса социализации )
ГЛАВА II. ПРИНЦИПЫ ВОИТАНИЯ
2.1 Специфика принципов воспитания
2.2 Общественная направленность воспитания
2.3 Опора на положительное
2.4 Гуманизация воспитания
2.5 Личностный подход
2.6 Единство воспитательных действий
ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЁЖИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

социализация и воспитание.docx

— 53.57 Кб (Скачать файл)

Принцип личностного подхода  в воспитании требует, чтобы воспитатель:

1) постоянно изучал и  хорошо знал индивидуальные особенности  темперамента, черты характера, взгляды,  вкусы, привычки своих воспитанников;

2) умел диагностировать  и знал реальный уровень сформированное  таких важных личностных качеств,  как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные  ориентации, жизненные планы и  другие;

3) постоянно привлекал  каждого воспитанника к посильной  для него и все усложняющейся  по трудности воспитательной  деятельности, обеспечивающей прогрессивное  развитие личности;

4) своевременно выявлял  и устранял причины, которые  могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось  вовремя выявить и устранить — оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;

5) максимально опирался  на собственную активность личности;

6) сочетал воспитание  с самовоспитанием личности, помогал  в выборе целей, методов, форм  самовоспитания;

7) развивал самостоятельность,  инициативу, самодеятельность воспитанников,  не столько руководил, сколько  умело организовывал и направлял  ведущую к успеху деятельность. [6]

Комплексное осуществление  этих требований устраняет упрощенность возрастного и индивидуального  подходов, обязывает воспитателя  учитывать не поверхностное, а глубинное  развитие процессов, опираться на закономерности причинно-следственных отношений.

При личностном подходе учет возрастных и индивидуальных особенностей приобретает новую направленность. Диагностируются потенциальные  возможности, ближайшие перспективы. Мы уже знаем, что максимально  благоприятные возможности для  формирования нравственных и социальных качеств - в младшем школьном возрасте. Чем меньше возраст, тем непосредственнее восприятие, тем больше ребенок верит  своему воспитателю, безоговорочно  подчиняется его авторитету. Поэтому  в младшем школьном и раннем подростковом возрасте легче воспитывать положительные  привычки, приучать воспитанников к  труду, дисциплине, поведению в обществе. Старшие подростки понимают уже  прямую, открытую постановку задач  в конкретных видах полезной деятельности, активны и инициативны. Однако эта  активность, стремление к самостоятельности  должны быть хорошо организованы педагогом. Старших школьников отличает возросшее  стремление к самостоятельности. Опираясь на эту особенность, у них развивают  высокие нравственные идеалы, чувство  ответственности. Проектируя будущие  результаты воспитания, надо помнить  о постепенном снижении потенциальных  возможностей воспитанников при  выработке ряда качеств из-за уменьшения с возрастом пластичности нервной  системы, нарастания психологической сопротивляемости внешнему воздействию и необратимости сензитивных периодов. [13]

В числе индивидуальных особенностей, на которые надо опираться воспитателю, чаще других выделяются особенности  восприятия, мышления, памяти, речи, характера, темперамента, воли. Хотя при массовом воспитании обстоятельно изучать эти  и другие особенности довольно трудно, воспитатель, если он желает добиться успеха, вынужден идти на дополнительные затраты времени, энергии, средств, собирая важные сведения, без которых  знание личностных качеств не может  быть полным и конкретным.

Учитывая возросший уровень  знаний современных школьников, их разнообразные интересы, воспитатель  и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для  своих воспитанников высоким  примером нравственности, носителем  человеческих достоинств и ценностей.

Быстрые темпы формирования личностных качеств в детском  и подростковом возрасте, требуют  действовать с опережением, не дожидаясь, пока содержание, организация, методы я формы воспитания придут в противоречие с уровнем развития воспитанников, пока вредные привычки не успели укорениться  в их душе. Однако, повышая требования, взвешивайте силы тех, кому они адресованы. Непосильные требования могут подорвать  веру в свои силы, привести к разочарованиям или, то намного хуже, к недостаточно полному, поверхностному выполнению требований. Обычно в таких случаях вырабатывается привычка обходиться полу-достигнутым.

Особенно внимательно  воспитатели следят за изменением главных  личностных качеств — направленности ценностных ориентации, жизненных планов деятельности и поведения, оперативно корректируют процесс воспитания, направляя  его на удовлетворение личностных и  общественных потребностей. [4]

Некоторые воспитатели ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется лишь по отношению к  «трудным» школьникам, нарушителям  правил поведения. Бесспорно, эти воспитанники нуждаются в повышенном внимании. Но нельзя забывать и «благополучных». За внешним благополучием могут  скрываться и неблаговидные мысли, мотивы, поступки. Подозревать в  этом никого и никогда не следует, но внимание необходимо уделять всем.

Понять глубинные характеристики личности по внешним актам поведения  очень сложно и не всегда удается. Нужно, чтобы сам воспитанник  помогал воспитателю. Сделайте его  своим другом, союзником, сотрудником. Это кратчайший и верный путь диагностики  глубинных качеств.

 

2.6 Единство воспитательных воздействий

 

Этот принцип, называемый также принципом координации  усилий школы, семьи и общественности или, в другом варианте принципом  совместной деятельности учителей, общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающих поколений требует, чтобы  все лица, организации, общественные институты причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявлял воспитанникам  согласованные требования, шли рука об рук) помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воз действие. Если такое единство и координация усилий не достигаются, то участники воспитательного процесса уподобляются крыловским персонажам - Раку, Лебедю и Щуке, которые, как известно, тянули воз в разные стороны. Если воспитательные усилия не складываются, а противодействуют, то на успех рас считывать трудно. Воспитанник при этом испытывает огромны психические перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти, не может определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильные. Освободить его от этой перегрузи сложить действие всех сил, увеличивая тем самым влияние и личность, и требует принцип единства воспитательных воздействий. [6]

Правила реализации принципа помогают воспитателям охватить все  стороны воспитательного взаимодействия:

1. Личность воспитанника  формируется под влиянием семьи,  товарищей, окружающих взрослых  людей, общественных организаций,  ученического коллектива и т.д.  Среди этих многообразных влияний  немалая роль принадлежит классному  коллективу и личности воспитателя,  однако воспитатель всегда должен  помнить и о других сферах  воспитательного воздействия. Очень  важно, чтобы требования, исходящие  от них и от воспитателя,  были едиными и не противоречили  одно другому.

2. Огромная роль в формировании  личности принадлежит семье. Интимность  отношений, индивидуальность воздействий,  неповторимость подходов к воспитанию  в сочетании с глубоким учетом  особенностей детей, которых родители  знают значительно лучше воспитателей, никакими другими педагогическими  воздействиями заменить нельзя. Недаром большинство педагогов  согласно с формулой — по-настоящему  в человеке воспитано лишь  то, что воспитано в семье. Отсюда  требование поддерживать и укреплять  связь с семьей, опираться на  нее при решении всех воспитательных  задач, тщательно согласовывать  воспитательные действия. Проверенное  средство связи школы с семьей - дневник школьника. Педагогически  правильное ведение этого документа  позволяет эффективно координировать  усилия родителей и учителей. Сейчас в некоторых школах  отказались от дневников, в  других учителя не обращают внимание на то, что ребята ведут дневники неряшливо. Но ведь пока нет лучшего средства оперативной связи — индивидуальные компьютерные карточки, используемые в западных школах, вряд ли скоро придут в нашу школу. Поэтому нужно, наоборот, повысить роль дневника, сделав его главным оперативным документом, отражающим текущую жизнь школьника.

3. Воспитатель должен  быть воспитан сам. У педагогов  и родителей нет иного пути, как культивировать у себя  те качества, которые они хотели  бы прививать своим детям.

4. В практике воспитания  нередко возникают конфликтные  ситуации, когда воспитатели не  соглашаются с деятельностью  семьи, или, напротив, семья отрицательно  относится к требованиям воспитателей. Часто родители сводят на нет  усилия педагогов, заласкивая, занеживая своих детей, воспитывая у них потребительскую психологию. Устранять недоразумения следует, опираясь не на то, что разобщает, а на то, что соединяет все воспитательные усилия.

5. Бывает, что воспитатель  не согласен с мнением коллектива, общественных организаций, критикует  поступки и действия других  воспитателей и т.п. Все это  не может не отражаться отрицательно  на формировании взглядов и  убеждений личности. Поэтому воспитателям  надо всегда помнить о необходимости  поддерживать разумные требования  друг друга, бережно относиться  к авторитету коллектива.

6. Практическая реализация  этого принципа требует создания  единой системы воспитания как на занятиях, так и во внеучебное время. Систематичность процесса воспитания обеспечивается соблюдением преемственности и последовательности в формировании черт личности. В воспитательной работе следует опираться на приобретенные ранее положительные качества, нормы поведения. Постепенно и нормы, и средства педагогического воздействия должны усложняться. Воспитатели следят за соблюдением этого требования в семье, консультируя родителей.

7. Способ достижения единства  воспитательных воздействий –  координация усилий причастных  к воспитанию людей, служб,  социальных институтов. Вот почему  воспитатели, классные руководители  не должны жалеть усилий на  установление и восстановление  связей между всеми причастными  к воспитанию людьми: работниками  молодежных и спортивных организаций,  творческих союзов. [4]

 

 

ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЁЖИ

 

Все механизмы  социализации молодежи, так или иначе, касаются решения трех групп проблем: социально-психологических, естественно-культурных и социально-культурных.

Социально-психологические  проблемы связаны со становлением самосознания молодых людей, их самоопределением, самоактуализацией, самоутверждением и саморазвитием. На этапе молодости эти проблемы социализации имеют особое, специфическое содержание, появляются разные способы их решения.

Естественно-культурные проблемы также оказывают влияние  на процесс социализации молодежи в  современном российском обществе. Его  содержание связано с достижением  человеком определенного уровня физического и сексуального развития. Проблемы эти часто касаются региональных различий, поскольку темпы физического  и полового созревания могут заметно  разниться: на юге они оказываются  значительно более высокими, чем  на севере. Естественно-культурные проблемы социализации могут затрагивать  также вопросы формирования эталонов мужественности и женственности  в различных культурах, этносах, регионах.

Социально-культурные проблемы социализации имеют своим  содержанием приобщение личности к  определенному уровню культуры, к  той или иной совокупности знаний, умений и навыков.

В юношеском возрасте (18–23 года), можно  выявить следующие опасности, которые  негативно влияют на процесс социализации, такие как: пьянство, наркомания, проституция; нищета, безработица; стрессы; вовлечение в противоправную деятельность, в тоталитарные группы; одиночество; разрыв между уровнем притязаний и социальным статусом; невозможность продолжить образование.

Все перечисленные  проблемы социализации и их решения  являются объективной необходимостью для личности. В случае осознания  таких проблем она вполне способна их плодотворно решать — конечно, при наличии необходимых объективных  предпосылок для этого. Значит, тогда  человек выступает субъектом  собственного развития, субъектом социализации.

Однако  нужно иметь в виду, что если какие-либо проблемы социализации не решаются на том или ином ее этапе, это может  тормозить процесс развития личности, делать его неполноценным. Осмысление такой ситуации может заставить  человека ставить перед собой  новые цели, менять способы их достижения. В целом это не страшно. Гораздо  хуже, если нерешенные или не решаемые проблемы не будут осознаны личностью, и она не станет искать никаких  поворотов в процессе социализации.

В этом случае может возникнуть явление, которое  некоторые авторы применительно  к такой личности определяют термином «жертва социализации». Дело в том, что процесс социализации противоречив. С одной стороны, он предполагает успешность освоения личностью социальных ценностей, норм, стандартов поведения, с другой — способность человека определенным образом противостоять обществу в том случае, если оно (или eгo отдельные структуры) мешают удовлетворению его потребностей в социализации.

Следовательно, необходима, с одной стороны, идентификация личности с обществом, с другой — обособление в нем. Здесь и возможны две крайности, которые приводят личность к тому, что она становится «жертвой социализации». Во-первых, в случае полной идентификации с обществом и «абсолютного» принятия его ролевых предписаний и ролевых ожиданий, неспособности хоть в чем-то ему противостоять личность превращается в конформиста. Во-вторых, неприятие многих социальных требований принципиального для общества характера способно превратить человека в борца против его устоев (что особенно характерно для тоталитарного или авторитарного режима). Острота этого противоречия сопряжена не только с характером общества, но и процесса социализации, а также влиянием социальных факторов на личность.

Информация о работе Воспитание и социализация. Принципы воспитания