Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 23:51, реферат
Социализация, воспитание молодого поколения рассматриваются в единстве с закономерностями социальной действительности, с логикой функционирования и развития российского общества. Глубокие изменения, происходящие в обществе, сказались на всех сферах его жизни, в том числе на системе образования, воспитания и социализации. Практика убеждает, что перевод социализации и воспитания личности в новое состояние – проблема сложная и противоречивая.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ( сущность процесса социализации)
1.1 Понятие процессов социализации и воспитания (понятие социализации. этапы социализации)
1.2 Противоречия в сфере социализации и воспитания (содержание процесса социализации )
ГЛАВА II. ПРИНЦИПЫ ВОИТАНИЯ
2.1 Специфика принципов воспитания
2.2 Общественная направленность воспитания
2.3 Опора на положительное
2.4 Гуманизация воспитания
2.5 Личностный подход
2.6 Единство воспитательных действий
ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЁЖИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:
1) постоянно изучал и
хорошо знал индивидуальные
2) умел диагностировать
и знал реальный уровень
3) постоянно привлекал
каждого воспитанника к
4) своевременно выявлял
и устранял причины, которые
могут помешать достижению
5) максимально опирался
на собственную активность
6) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;
7) развивал самостоятельность,
инициативу, самодеятельность
Комплексное осуществление этих требований устраняет упрощенность возрастного и индивидуального подходов, обязывает воспитателя учитывать не поверхностное, а глубинное развитие процессов, опираться на закономерности причинно-следственных отношений.
При личностном подходе учет
возрастных и индивидуальных особенностей
приобретает новую
В числе индивидуальных особенностей, на которые надо опираться воспитателю, чаще других выделяются особенности восприятия, мышления, памяти, речи, характера, темперамента, воли. Хотя при массовом воспитании обстоятельно изучать эти и другие особенности довольно трудно, воспитатель, если он желает добиться успеха, вынужден идти на дополнительные затраты времени, энергии, средств, собирая важные сведения, без которых знание личностных качеств не может быть полным и конкретным.
Учитывая возросший уровень знаний современных школьников, их разнообразные интересы, воспитатель и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.
Быстрые темпы формирования личностных качеств в детском и подростковом возрасте, требуют действовать с опережением, не дожидаясь, пока содержание, организация, методы я формы воспитания придут в противоречие с уровнем развития воспитанников, пока вредные привычки не успели укорениться в их душе. Однако, повышая требования, взвешивайте силы тех, кому они адресованы. Непосильные требования могут подорвать веру в свои силы, привести к разочарованиям или, то намного хуже, к недостаточно полному, поверхностному выполнению требований. Обычно в таких случаях вырабатывается привычка обходиться полу-достигнутым.
Особенно внимательно воспитатели следят за изменением главных личностных качеств — направленности ценностных ориентации, жизненных планов деятельности и поведения, оперативно корректируют процесс воспитания, направляя его на удовлетворение личностных и общественных потребностей. [4]
Некоторые воспитатели ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется лишь по отношению к «трудным» школьникам, нарушителям правил поведения. Бесспорно, эти воспитанники нуждаются в повышенном внимании. Но нельзя забывать и «благополучных». За внешним благополучием могут скрываться и неблаговидные мысли, мотивы, поступки. Подозревать в этом никого и никогда не следует, но внимание необходимо уделять всем.
Понять глубинные
2.6 Единство воспитательных воздействий
Этот принцип, называемый также принципом координации усилий школы, семьи и общественности или, в другом варианте принципом совместной деятельности учителей, общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающих поколений требует, чтобы все лица, организации, общественные институты причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявлял воспитанникам согласованные требования, шли рука об рук) помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воз действие. Если такое единство и координация усилий не достигаются, то участники воспитательного процесса уподобляются крыловским персонажам - Раку, Лебедю и Щуке, которые, как известно, тянули воз в разные стороны. Если воспитательные усилия не складываются, а противодействуют, то на успех рас считывать трудно. Воспитанник при этом испытывает огромны психические перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти, не может определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильные. Освободить его от этой перегрузи сложить действие всех сил, увеличивая тем самым влияние и личность, и требует принцип единства воспитательных воздействий. [6]
Правила реализации принципа
помогают воспитателям охватить все
стороны воспитательного
1. Личность воспитанника
формируется под влиянием
2. Огромная роль в формировании
личности принадлежит семье.
3. Воспитатель должен
быть воспитан сам. У
4. В практике воспитания
нередко возникают конфликтные
ситуации, когда воспитатели не
соглашаются с деятельностью
семьи, или, напротив, семья отрицательно
относится к требованиям
5. Бывает, что воспитатель
не согласен с мнением
6. Практическая реализация
этого принципа требует
7. Способ достижения единства
воспитательных воздействий –
координация усилий причастных
к воспитанию людей, служб,
социальных институтов. Вот почему
воспитатели, классные
ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЁЖИ
Все механизмы социализации молодежи, так или иначе, касаются решения трех групп проблем: социально-психологических, естественно-культурных и социально-культурных.
Социально-психологические проблемы связаны со становлением самосознания молодых людей, их самоопределением, самоактуализацией, самоутверждением и саморазвитием. На этапе молодости эти проблемы социализации имеют особое, специфическое содержание, появляются разные способы их решения.
Естественно-культурные проблемы также оказывают влияние на процесс социализации молодежи в современном российском обществе. Его содержание связано с достижением человеком определенного уровня физического и сексуального развития. Проблемы эти часто касаются региональных различий, поскольку темпы физического и полового созревания могут заметно разниться: на юге они оказываются значительно более высокими, чем на севере. Естественно-культурные проблемы социализации могут затрагивать также вопросы формирования эталонов мужественности и женственности в различных культурах, этносах, регионах.
Социально-культурные проблемы социализации имеют своим содержанием приобщение личности к определенному уровню культуры, к той или иной совокупности знаний, умений и навыков.
В юношеском возрасте (18–23 года), можно выявить следующие опасности, которые негативно влияют на процесс социализации, такие как: пьянство, наркомания, проституция; нищета, безработица; стрессы; вовлечение в противоправную деятельность, в тоталитарные группы; одиночество; разрыв между уровнем притязаний и социальным статусом; невозможность продолжить образование.
Все перечисленные
проблемы социализации и их решения
являются объективной необходимостью
для личности. В случае осознания
таких проблем она вполне способна
их плодотворно решать — конечно,
при наличии необходимых
Однако нужно иметь в виду, что если какие-либо проблемы социализации не решаются на том или ином ее этапе, это может тормозить процесс развития личности, делать его неполноценным. Осмысление такой ситуации может заставить человека ставить перед собой новые цели, менять способы их достижения. В целом это не страшно. Гораздо хуже, если нерешенные или не решаемые проблемы не будут осознаны личностью, и она не станет искать никаких поворотов в процессе социализации.
В этом случае может возникнуть явление, которое некоторые авторы применительно к такой личности определяют термином «жертва социализации». Дело в том, что процесс социализации противоречив. С одной стороны, он предполагает успешность освоения личностью социальных ценностей, норм, стандартов поведения, с другой — способность человека определенным образом противостоять обществу в том случае, если оно (или eгo отдельные структуры) мешают удовлетворению его потребностей в социализации.
Следовательно, необходима, с одной стороны, идентификация личности с обществом, с другой — обособление в нем. Здесь и возможны две крайности, которые приводят личность к тому, что она становится «жертвой социализации». Во-первых, в случае полной идентификации с обществом и «абсолютного» принятия его ролевых предписаний и ролевых ожиданий, неспособности хоть в чем-то ему противостоять личность превращается в конформиста. Во-вторых, неприятие многих социальных требований принципиального для общества характера способно превратить человека в борца против его устоев (что особенно характерно для тоталитарного или авторитарного режима). Острота этого противоречия сопряжена не только с характером общества, но и процесса социализации, а также влиянием социальных факторов на личность.
Информация о работе Воспитание и социализация. Принципы воспитания