Воспитание и социализация. Принципы воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 23:51, реферат

Краткое описание

Социализация, воспитание молодого поколения рассматриваются в единстве с закономерностями социальной действительности, с логикой функционирования и развития российского общества. Глубокие изменения, происходящие в обществе, сказались на всех сферах его жизни, в том числе на системе образования, воспитания и социализации. Практика убеждает, что перевод социализации и воспитания личности в новое состояние – проблема сложная и противоречивая.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ( сущность процесса социализации)
1.1 Понятие процессов социализации и воспитания (понятие социализации. этапы социализации)
1.2 Противоречия в сфере социализации и воспитания (содержание процесса социализации )
ГЛАВА II. ПРИНЦИПЫ ВОИТАНИЯ
2.1 Специфика принципов воспитания
2.2 Общественная направленность воспитания
2.3 Опора на положительное
2.4 Гуманизация воспитания
2.5 Личностный подход
2.6 Единство воспитательных действий
ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЁЖИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

социализация и воспитание.docx

— 53.57 Кб (Скачать файл)

Между тем  социализация предполагает высокую степень внутренней активности личности, необходимость ее самореализации. Другими словами, много зависит от человека, его умения управлять собственной деятельностью. Но этот процесс имеет место тогда, когда объективные условия жизни порождают определенные потребности и интересы, создают у личности те или иные стимулы деятельности. В этом и состоит существо перехода объективной детерминации личностной деятельности в субъективную.

Социализация  связывает разные поколения, через  нее осуществляется передача социального  и культурного опыта. Центральное  звено социализации - значимая деятельность. И если ее нет, энергия направляется на «дискотечно - потребительское» времяпрепровождение, утверждение себя лишь в сфере развлечений. Постоянное навязывание потребительской психологии и бездуховности нашей молодежи привело к кризису нравственных идеалов и смыслообразующих целей, культивированию сиюминутных гедонистических удовольствий, что способствует широкому распространению девиантно-делинквентного поведения. [15]

Примером  такого поведения может служить  массовое распространение алкоголизма  среди молодежи.

В результате анализа проведенного мною анкетного  исследования в общежитии медицинского училища города Борзи Забайкальского края (см. приложение), я пришла к выводу, что пристрастие к алкоголю укоренилось среди молодёжи.

Всего было проанкетировано 48 студентов медицинского училища, юноши и девушки.

По результатам  анкеты - большинство молодых людей  подвержены данной вредной привычке, в частности: 93% парней и 66% девушек.

Основной  целью потребления спиртных напитков является повышение настроения – 50% (53% - девушки, 46% - парни).

Кроме того, 46% молодых людей употребляют  спиртное, чтобы поддержать компанию – также 46%; среди девушек более  популярна такая причина, как  снятие стресса – 53%.

Отказаться  от предложения выпить уже не могут 20% юношей и 6,7% девушек.

Степень зависимости от алкоголя показана следующими показателями:

  • ежедневно употребляют спиртные напитки 6,7% юношей и 0% девушек.
  • не более трёх раз в неделю – 67% юношей и 46% девушек.
  • не более трёх раз в месяц – 33% юношей и 46% девушек (см. приложение).

Таким образом, на лицо виден дефект социализации молодых людей, когда в роли социализирующего агента выступали улица, общение  с какими-либо неформальными молодежными  группами, также возможно негативное воздействие семьи, в которой  живет и воспитывается молодой  человек.

Самое опасное  в нынешнем состоянии российского  общества - усиливающееся ощущение духовной пустоты, бессмысленности, бесперспективности, временности всего происходящего, которое зримо охватывает все  новые и новые слои россиян. Ломка ценностных ориентации отражается в настроениях молодежи. Самое главное и основное здесь - нарастание разочарованности в перспективах, психологии «ноувизма» («здесь и сейчас»), распространение правового нигилизма, снижение нравственных критериев. Молодое поколение оказалось в нелепой, тяжелой и сложнейшей ситуации, когда оно, логикой истории призванное продолжать развитие на базе унаследованных материальных и духовных ценностей, вынуждено, находясь в стадии становления, участвовать в выработке этих ценностей, зачастую осуществлять эту работу самостоятельно, нередко вопреки рецидивам старого мышления своих отцов, их попыткам реставрировать прошлое. В результате естественные противоречия «отцов и детей» в нашем обществе приняли гипертрофированный характер и также стали источником конфликтов на фоне процессов отчуждения молодежи в обществе, снижения ее социального статуса, сокращения социальных молодежных программ, возможностей получения образования, работы, политического участия.

Из всего  вышесказанного можно сделать вывод, что обособленное от прошлого и будущего настоящее остается в «собственном соку» — в самозамкнутом, безвыходном пространстве. Социализация распадается, когда наряду с культивируемым веками должным (культ духа, традиции, пространства, качества) возникает, растет, оформляется как культ наличное (наружное временное, повседневное, количественное).

Самооценка  молодежью изменений, произошедших в их жизни, с одной стороны, отражает характер социальных перемен (их позитивную или негативную направленность, состояние социума в целом) статичное, динамичное, кризисное, с другой стороны, показывает, как происходит процесс социальной адаптации молодых людей к этим переменам. [15]

Социализация является успешной, если имеется, с одной стороны, эффективная  адаптация человека в обществе, а  с другой – способность в какой-то мере противостоять обществу, а точнее – части тех жизненных коллизий, которые мешают развитию, самореализации, самоутверждению человека.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение можно сформулировать некоторые выводы.

Во-первых, преобразования в России осуществляются противоречиво, порождая противоречие между требованиями обновления, творчества, созидающей инициативы и консерватизмом, инерцией, корыстными интересами. Действенное средство преодоления  такого противоречия – реальные подвижки в экономике, социальной сфере, образовании, в развитии демократии и гласности.

Во-вторых, успех социализации и воспитания молодёжи возможен при  использовании позитивных факторов, заложенных в современных общественных отношениях, в образе жизни, и нейтрализации  факторов, которые мешают осуществлению  задач социализации, обучения и воспитания.

В-третьих, в процессе формирования ценностных ориентаций подрастающих поколений  на активное участие в обновлении российского общества творчески  использовать позитивный социальный опыт, накопленный Россией и всем человечеством.

В-четвёртых, перестройка  системы образования и общественного  воспитания может быть успешна лишь тогда, когда она станет делом  всего общества. Важно переориентировать  всю общественную жизнь, социокультурную среду, систему воспитания, обучения на молодое поколение.

В-пятых, систематически проводить  конкретно-социологические и политологические исследования, педагогические и психологические  эксперименты по актуальным проблемам  молодёжи, на основе которых управлять  процессами обучения и воспитания молодёжи.

Таким образом, изучение противоречий, проявляющихся в процессе социализации и воспитания молодёжи, создаёт теоретико-методологическую базу формирования государственной молодёжной политики, определения эффективных механизмов её реализации.

Что касается принципов воспитательного  процесса (принципов воспитания), то это общие исходные положения, в  которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации  воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и  в отличие от общих принципов  педагогического процесса, это общие  положения, которыми руководствуются  педагоги при решении воспитательных задач.

Проведенное исследование проблем социализации молодежи показало, что все механизмы  социализации молодежи, так или иначе, касаются решения трех групп проблем: социально-психологических, естественно-культурных и социально-культурных. Все перечисленные проблемы социализации и их решения являются объективной необходимостью для личности. В случае осознания таких проблем она вполне способна их плодотворно решать — конечно, при наличии необходимых объективных предпосылок для этого.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968.
  2. Бондаревская Е.В. Воспитание как рождение человека культуры и нравственности / Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону, 1991.
  3. Выготский Л.С. Собр. соч., т. 2. М., 1990.
  4. Гликман И.З. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. вузов / И.З. Гликман. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.- 176 с.
  5. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. - М., 1986.
  6. Ильина Т. А. Педагогика: курс лекций: учебное пособие для студентов пед. ин-тов.– М: Инфра, 2008.
  7. Константинов А.С. История педагогики. М., 1995.
  8. Лигачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 2006.
  9. Макаренко А.С. Соч. т. 5, 1960.
  10. Макаренко А.С. О воспитании. М., 1988.
  11. Мельников А.Э., Рожков М.И., Успенский В.Б., Государственный экзамен по педагогике. - Ярославль, 2008.
  12. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 2003.
  13. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 2: Процесс воспитания. – 256 с.
  14. Фельдштейн Д.И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте. М., 1999.
  15. Чупров В.И. Социализация молодежи в посткоммунистической России. Социально-политический журнал. – 2002. -  №6. – С.13-15.

 

 


Информация о работе Воспитание и социализация. Принципы воспитания