Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 17:58, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать понятие «национальная культура».
В соответствии с целью, объектом и предметом нами определены задачи исследования:
1. Изучить понятие «национальная культура» в педагогической литературе.
2. Выявить особенности воспитания национальной культуры дошкольника.
3. Изучить опыт воспитания национальной культуры дошкольника.
Введение…………………………………………………………………. 3
1. Понятие «национальная культура»…………………………………….. 5
2. Особенности воспитания национальной культуры дошкольника…… 15
3. Опыт воспитания национальной культуры дошкольников…………... 21
Заключение………………………………………………………………. 32
Литература………………………………………………………………. 34
Приложение……………………………………………………………… 37
Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
Взрослые должны рассказать о городе, показывать его. Надо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Дети вместе со взрослыми ездят по городу. Иногда экскурсии организуются детским садом. Взрослые рассказывают детям о своих любимых местах, гуляя с дошкольником, каждый раз находят объект для наблюдения. Вот ребенок видит свою улицу утром, когда идет в детсад. Это улица деловая, размеренно спешащая, с группками людей на троллейбусных и автобусных остановках. Одна сторона улицы озарена солнцем, другая в тени. Вечерняя улица совсем иная: дома кажутся выше, небо на фоне ярких фонарей - бездонно темным, витрины магазинов - особенно нарядными...
Ребенок видит зимнюю улицу, когда выпал первый снег, и весеннюю с искрящейся капелью, с лужицами-зеркалами, отражающими солнечных зайчиков, летнюю улицу, озаренную светом, и осеннюю - с серыми дождями. А сколько радости возникает у дошкольника при виде предпраздничной улицы, украшенной флагами, транспарантами, гирляндами цветов и огней! Все это впечатления, помогающие ему знакомиться с улицей в разных ракурсах, открывая новое в привычном, обыденном. Так ребенок с помощью близких всматривается в то, что его окружает, видит трудовую и праздничную жизнь родного города.
Воспитатель может провести беседы о памятниках, театрах и т.д. Важно, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес. Необходимо чтобы дети принимали участие в праздновании дня города. Свои впечатления дети должны отразить в рисовании, конструировании. Можно изготовить подарки к праздникам.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живёт. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами. [16]
Средствами патриотического воспитания дошкольников являются само окружение (природное и социальное), в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Средствами служат также та или иная деятельность (игра, труд), праздники, которые отмечаются в стране и детском саду. [14]
Основной формой патриотического
воспитания детей являются тематические
занятия. Важно, чтобы они повышали детскую
мыслительную активность. Этому помогают
приемы сравнения (город раньше и теперь),
вопросы, индивидуальные задания. Нужно
приучать детей самостоятельно анализировать
увиденное, делать обобщения, выводы. Можно
предложить найти ответ в иллюстрациях,
спросить у родителей и т.д.
Следует подчеркнуть еще раз, что для ребенка
дошкольного возраста характерны кратковременность
интересов, неустойчивое внимание, утомляемость.
Поэтому неоднократное обращение к одной
и той же теме лишь способствует развитию
у детей внимания и длительному сохранению
интереса к одной теме. Кроме того, необходимо
объединять в одну тему занятия не только
по родному языку, но и по ознакомлению
с природой, музыкой, изобразительной
деятельностью (например, "Мой город",
"Столица нашей Родины — Минск").
В нравственно – патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи необходимо привить детям такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству”, “ненависть к врагу”, “трудовой подвиг” и т.д. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (в прошлое города и т.д.). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.
Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами Беларуси, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.
В настоящее время актуальна и особенно трудна работа с родителями, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.
Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести "мини-исследование". Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее "территориальные" и "временные рамки", например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т.д. [25]
Таким образом, дошкольное детство - пора открытий. Задача взрослых - помочь ребенку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию у него нравственных чувств. Пусть маленький человек с вашей помощью открывает красоту родного города, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно. При ознакомлении ребенка с родным городом необходимо опираться на имеющийся у него опыт, а также учитывать психологические особенности дошкольника.
3. Опыт воспитания национальной культуры дошкольников
К концу XX века изменилась модель образования, перед дошкольной педагогикой встали новые проблемы воспитания детей. Они нашли отражение в современной концепции дошкольного воспитания, ориентированной на гуманизацию образования, воспитания и обучения. В ней указывается, что у детей к старшему дошкольному возрасту должно быть сформировано ценностное отношение к действительности (к природе, рукотворному миру, явлениям общественной жизни и деятельности, к себе самому). Ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, «собственно человеческое начало в человеке, средоточие общечеловеческих ценностей (красота, добро, истина и другие)».
Данный документ стимулировал разработку новых программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста. «Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком исходит из кардинально иной трактовки процессов воспитания: воспитывать - значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей». [13]
В свою очередь, эти ценности специфицируются в соприкосновении с миром национальной культуры. Проанализируем некоторые программы с позиции исследуемой нами проблемы.
В программе «Радуга»
(руководитель Т.Н. Доронова) [6] нашли достойное
место разделы: «Изобразительное искусство»,
«Развитие музыкальности»,
«Традиционные праздники», «Ребенок и
малые формы фольклора». Новизна содержания
этих разделов по сравнению с «Программой воспитания и обучения в детском
саду» заключена в ориентации на красоту и доброту
человеческих поступков, высшие духовные
ценности, особые эмоции, творящие
чудеса, возвышенные, прекрасные, благородные
чувства. Авторы программы рекомендуют
включать в педагогический процесс разнообразный песенный
фольклор (колыбельные, лирические, хороводные, шуточные, календарные,
обрядовые песни русского народа, используемые
при колядовании, во время масленичных
гуляний, на других праздниках), а также загадки,
считалки, скороговорки, сказки, легенды,
мифы, пестушки, потешки; декоративно-
Говорят, что игрушки каждого народа – это ключ к его понимаю. Интерес к старинным игрушкам возник не случайно. В давние времена родители, желая порадовать своих детей, создавали игрушки из подручных материалов: дерева, соломы, ткани. Народные игрушки пришли к нам из глубокой древности, языческих времен, из легенд и преданий, передаваемых из поколения в поколение, из уст в уста.
Коллектив д/с №26 г.Воркута старается приобщить детей к национальной культуре народа коми и привить им любовь к старинной игрушке. Из специально организованных поездок по районам Республики Коми были привезены необычные народные игрушки: тряпичные, деревянные, соломенные, глиняные куклы, игрушки–животные, сделанные из косточек домашних птиц, деревянные лодочки и шумовые инструменты (зиль–зель, шур–шар, пу–барабан) и т.д. [7]
Таким образом, данная программа нацелена на использование в воспитании дошкольников национальных ценностей народа.
В программе «Развитие» [2] авторы постарались уйти от традиционных форм формирования навыков, умений и сосредоточили внимание на целостном развитии ребенка. Центральной задачей в художественном развитии детей авторы видят формирование эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности в литературе, живописи, музыке. С этой целью рекомендуется широко использовать фольклорные произведения. В процессе рисования детям предлагается графически изобразить животных, создать живописные композиции сказочных ситуаций, нарисовать сказочный мир, сказочных героев, созданных впоследствии в их воображении. При ознакомлении с художественной литературой в процессе занятий по развитию речи широко используются народные загадки. У детей развиваются умения отгадывать, а впоследствии самостоятельно сочинять загадки. В процессе ознакомления детей с народной сказкой рекомендуется проводить не только анализ ее содержания, а учить детей «проживать» сказку, участвовать в ней, придумывать на основе конкретной русской народной сказки новые эпизоды, ситуации, создавать двигательные модели сказки.
Так, сотрудники МДОУ №4 п. Камские Поляны Республика Татарстан в педагогической практике используют фольклор: сказки, песни, пословицы, хороводы и т.д., устраивают различные праздники и посиделки. [7]
Приобщение ребенка к миру культуры, общечеловеческих ценностей нашло отражение и в программе «Детство» (разработана преподавателями кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. Герцена в Санкт-Петербурге). [15]
В разделах «Изобразительное искусство», «Музыка» делается акцент не только на расширение знаний детей о видах, жанрах искусства, авторах и исполнителях, но и на развитие умения любоваться произведениями, осознавать их роль в культуре; формирование основ музыкальной культуры. Наряду с передачей детям знаний о русской классической музыке (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков), рекомендуется развивать у них представления и о народной музыке.
Именно по этому на занятиях по рисованию сотрудники детского сада №247 г.Омска знакомят детей с урало-сибирской росписью. Знакомя детей с праздничным костюмом сибиряков, педагоги указывают на то, как их многонациональный состав повлиял на подобную одежду.
При обучении изобразительному искусству родного края здесь используют игры, игровые приемы и упражнения, повышающие эффективность усвоения техник рисования, лепки и аппликации. [7]
Названием программы «Истоки» (научно-исследовательский центр им. А.В. Запорожца) [22] авторы С.Л. Новоселова, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова и др. стремились подчеркнуть непреходящее значение дошкольного детства как уникального периода, в котором закладываются основы всего будущего развития человека. В этой программе ребенок является центральной фигурой образовательного процесса. Вся работа направлена на развитие творческих способностей детей. Особое место уделяется играм, идущим от исторически сложившихся традиций этноса. В связи с этим, подчеркивается, что именно народные игры способствуют формированию универсальных родовых, психических способностей детей, воплощающих важнейшие черты психологии этноса, создавшего игру. Работа с детьми представлена в блоках, которые интересны с точки зрения нашего исследования: художественная литература, изобразительное искусство, художественная декоративная деятельность, детский дизайн, музыка, игра на детских музыкальных инструментах, дети в музее изобразительного искусства. То есть, в данной программе национальная русская культура пронизывает разнообразные виды деятельности дошкольников.
Педагоги детского сада № 85 г. Якутска включили в свой образовательный процесс апробацию программы «Северное сияние», реализацию проекта «Семь алмазов – семь народов», который предусматривает ознакомление с эвенской, якутской, эвенкийской, русской, долганской, юкагирской и чукотской культурой. В фольклоре северных этносов запечатлен народный идеал настоящего промысловика, оленевода, воина, хранителя очага. Воспитанникам детского сада №85 очень нравится музыкальная миниатюра «Китобои», где языком танца дети показывают, как они выходят на байдарках в открытое море, как охотятся на кита и затем возвращаются с добычей в село. Понравились воспитанникам этого детского сада и игры тундровых чукчей: "Каюр и олени», «Прыжки через нарты». Дети с удовольствием освоили игры береговых чукчей – «Поймай хариуса!» и «Рыбаки», в которых дети осваивают движения рыболовов: гребут веслами, тянут сети и вынимают рыбу. [7]
Анализ, разработанной под руководством Г.Г. Кравцова и Е.Е. Кравцовой, программы «Золотой ключик» [12] показывает, что модель группы строится по типу разновозрастной семьи, а вся жизнь детей в ней построена в соответствии со сменой времен года. Это позволяет удачно использовать различные компоненты национальной культуры в течение дня (как дома спеть колыбельную, почитать сказку перед сном, отправиться на экскурсию с «волшебницей», принять гостей и отправиться в гости, в кукольный театр, в путешествие по «странам» (различным группам), поиграть в подвижные народные игры). В этой программе, в отличии от других, выделяются критерии оценки развития детей: наличие представлений об образе жизни народа, видах народного искусства, костюме, мифологии, обычаях. Кроме этого, в старшем дошкольном возрасте от детей требуется знание культуры и искусства XIX века. Авторы предлагают интересные формы работы: отдельные недели и дни посвящать различным видам изобразительного искусства, в том числе и народному декоративно-прикладному; организовывать индивидуальные и групповые наблюдения, беседы. Таким образом, мы видим, что программа предусматривает широкий охват знаний в области культуры (вплоть до 19 века), в том числе и национальной культуры.
Информация о работе Воспитание национальной культуры дошкольников