Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 17:58, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать понятие «национальная культура».
В соответствии с целью, объектом и предметом нами определены задачи исследования:
1. Изучить понятие «национальная культура» в педагогической литературе.
2. Выявить особенности воспитания национальной культуры дошкольника.
3. Изучить опыт воспитания национальной культуры дошкольника.
Введение…………………………………………………………………. 3
1. Понятие «национальная культура»…………………………………….. 5
2. Особенности воспитания национальной культуры дошкольника…… 15
3. Опыт воспитания национальной культуры дошкольников…………... 21
Заключение………………………………………………………………. 32
Литература………………………………………………………………. 34
Приложение……………………………………………………………… 37
Министерство образования Оренбургской области
ГБОУ СПО «Педагогический колледж им. Н.К. Калугина» г.Оренбурга
Отделение заочного обучения
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Воспитание национальной культуры дошкольников»
Оренбург
2013
Оглавление
Введение………………………………………………………… |
3 | |
Понятие «национальная культура»…………………………………….. |
5 | |
2. |
Особенности воспитания национальной культуры дошкольника…… |
15 |
3. |
Опыт воспитания национальной культуры дошкольников…………... |
21 |
Заключение…………………………………………………… |
32 | |
Литература…………………………………………………… |
34 | |
Приложение…………………………………………………… |
37 |
Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства. Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, он постоянно с гордостью рассказывает о красоте, богатстве своего родного края? «Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В.А. Сухомлинского как нельзя точно отражает работу в дошкольных учреждениях по патриотическому воспитанию.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
Патриотическое воспитание – понятие ёмкое. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то всё, что усвоено в этот период, – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.
Каждое понятие и направление патриотического воспитания дошкольников необходимо уравнять до детей определенной возрастной категории: то, что может быть приемлемо в старшем дошкольном возрасте, может совершенно не восприниматься младшим дошкольником и наоборот. Работа должна проходить с широким использованием педагогических средств: иллюстративных материалов, художественной литературы, музыкальных произведений и предметов народно-прикладного искусства, диафильмов, слайдов, использовать мини-музеи.
Актуальность данной проблемы определила выбор темы нашего исследования «Воспитание национальной культуры дошкольников».
Цель исследования: теоретически обосновать понятие «национальная культура».
Объект исследования – национальная культура дошкольника.
Предмет исследования - развитие национальной культуры дошкольника.
В соответствии с целью, объектом и предметом нами определены задачи исследования:
Корни русской национальной культуры уходят в толщу славянского этноса. Именно в те исторические далекие времена закладывались основы отечественной материальной и духовной культуры. Постепенно, выделившись из общеславянского этноса, русские, взаимодействуя с другими народами, создали не только великое государство, но и великую культуру, которые в XIX–XX вв. вышли на самые передовые позиции в мире и во многом оказали решающее воздействие на развитие всей человеческой цивилизации. [31]
И теперь можно с точностью сказать в каких исторических условиях протекал этот процесс социокультурного творчества, определивший особенности формирования русской национальной культуры.
Прежде всего, особенности нашей культуры, как материальной, так и духовной, в огромной мере определяются природно-климатическими условиями жизни народа. Воздействие природно-климатического фактора настолько велико, что оно явно прослеживается не только в особенностях производства, способах и приемах труда, техники, но и в организации всей социальной жизни, духовном облике, национальном характере народа. [3]
Русский человек, несмотря на упорный труд и выносливость, не мог обеспечить себе безбедное существование. Даже в 1907 г. И.Н. Божерянов отмечал, что совершенно не во власти людей предотвратить неурожаи. Голодовки - постоянный спутник русского человека. Не случайно, начиная с Ярослава Мудрого, люди научились говорить: "Голод есть Божие наказание"…За десять веков Россия пережила более 350 голодных лет.
Помимо суровых природно-климатических условий народу приходилось преодолевать низкий биоклиматический потенциал (урожайность зерновых составляла всего лишь сам – 2 и сам – 3, а в Западной Европе уже в XVIII в. она была сам – 18), огромные расстояния и труднодоступность большей части территории (что в несколько раз увеличивало стоимость получаемой продукции), сложные горноклиматические условия залегания полезных ископаемых (что также обесценивало живой труд народа). В результате совокупного прибавочного продукта был крайне низким. Человек нередко стоял на грани гибели. Его жизнь зачастую зависела от случая, а чаще – от окружения. [5]
В этих условиях и родилась специфическая социально-хозяйственная и духовно-культурная организация жизни русского человека – община. Она просуществовала в России свыше тысячи лет и сыграла в жизни русского человека огромную роль. Вся хозяйственная деятельность регламентировалась общиной, ибо земля принадлежала не отдельным людям, а всей общине – она делилась по числу душ на равные части. Каждый член общины наделялся равным земельным паем, который он не имел права ни продавать, ни закладывать. В общем пользовании общины находились луга, сенокосы, выгоны, лес. Отдельные виды работ (сенокос) осуществлялись "всем миром", полученные результаты разделялись по числу земляных частей. "Каждый крестьянин не то делает с землей, что хочет, то, что говорит мир. У крестьян заведен порядок: начинать работу вместе, пахать, навоз возить, косить, жать, так что одному не дают какую-нибудь работу делать…". [31]
Сообща осваивая различные способы и виды хозяйственных работ, русские люди учились вместе создавать соответствующие орудия труда, технологию их применения. Так, для занятия земледелием были изобретены деревянная соха и борона, серпы и косы, примитивные молотилки и др. орудия труда. Рыболовы создали лодку-долбленку, с которой "лучили" рыбу при помощи остроги. [29]
Развитие гончарного, овчинного, валяльного, веретенного, ложкарного, слесарного и других промыслов сопровождалось созданием необходимой техники. В зависимости от природно-климатических, а затем и социально-экономических условий у русских формируются разные виды хозяйственной культуры земледелия. [31]
Наряду с полеводством в хозяйственной культуре крестьян широко были представлены и другие отрасли: огородничество, садоводство. Выращивали капусту, огурцы, лук, чеснок, морковь, редьку, репу, свеклу и др.
Таким образом, за более чем тысячелетнюю историю русские, взаимодействуя с другими народами, создали уникальную во многих отношения хозяйственную культуру, уникальность которой заключается:
Во-первых, трудом и талантом многих поколений освоена в хозяйственном отношении самая большая часть земного шара. Россия и сегодня – крупнейшее хозяйственное объединение.
Во-вторых, обустроена и сделана приемлемой для жизни, ведения хозяйства самая неблагоприятная в природно-климатическом отношении часть Земли: свыше 70% ее приходится на Север и зону рискованного земледелия.
В-третьих, усилиями народа было создано многоотраслевое хозяйство мирового уровня: развитая промышленность с десятками отраслей, транспорт, средства связи, сельскохозяйственной производство, строительная индустрия. Сельское хозяйство, например, представлено целыми отраслями на индустриальной основе: зерноводство, скотоводство, промышленное свиноводство, птицеводство, рыболовство, овощеводство, лесоводство, виноградарство, табаководство и др. [31]
Пройдя долгий и тернистый путь от первобытной общины до современного индустриального общества, освоив социально-экономические уклады, народы России накопили колоссальный опыт в сфере материальной культуры, который во многом поучителен и ценен для нынешнего и последующих поколений людей.
Другим основополагающим фактором, исторически определившем особенности формирования и самого русского народа, и его культуры, была бесконечная борьба за свое выживание с различными захватчиками. Уже наши предки – славяне много воевали, отбиваясь от многочисленных врагов.[14]
Это значит, что наш народ жил и продолжает жить в обстановке столетиями непрекращающихся войн, которые формировали наше мироощущение, наш национальный характер, наше культурное наследие. [3]
Во-первых, это объясняет нашу концентрацию и централизацию в едином государстве, особую заботу русских о сохранении национальной независимости. Вся наша духовная культура (песни, искусство, кино) в полной мере отразила железную несгибаемую волю русских людей, проявляемую в строительстве и защите государства.
Во-вторых, историческая память о внешней угрозе России "навечно" поселилась в русской "душе" и потерять ее было невозможно ни при каких обстоятельствах: проходили столетия за столетиями, менялись "физиономии" нападающих, но опасность быть порабощенным оставалась… Не случайно русские готовы были терпеть любые лишения, несли невероятные тяготы,- "лишь бы не было войны".
В-третьих, бесконечные нашествия, завоевания, походы против России истощали силы русских и других народов нашей многонациональной Родины, уничтожали с таким невероятным трудом, созданный культурный слой отечественной цивилизации. [3]
Без знания и глубокого понимания этой стороны отечественной истории вряд ли можно понять и феномен русской национальной культуры.
Важнейшей особенностью русской национальной культуры, как и самой цивилизации, является то, что она складывалась не внутри континента, а на стыке материков: Запад-Восток; Юг-Север. Исторически Россия формировалась и развивалась как многонациональная, полиэтническая держава. Она росла, распространяя свое политическое, экономическое и культурное влияние на огромные территории, простиравшиеся к концу XIXв. от устья Дуная и Вислы на Западе до Тихого океана на Востоке, от евразийской тундры на Севере до границ Турции и Ирана, Афганистана и Китая на Юге. На этих территориях жили многочисленные народы, отличавшиеся друг от друга языком, образом жизни, религий, культурными традициями, уровнем и самобытностью общественно-экономического развития. [26]
Информация о работе Воспитание национальной культуры дошкольников