Воспитание национальной культуры дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 17:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать понятие «национальная культура».
В соответствии с целью, объектом и предметом нами определены задачи исследования:
1. Изучить понятие «национальная культура» в педагогической литературе.
2. Выявить особенности воспитания национальной культуры дошкольника.
3. Изучить опыт воспитания национальной культуры дошкольника.

Содержание

Введение…………………………………………………………………. 3
1. Понятие «национальная культура»…………………………………….. 5
2. Особенности воспитания национальной культуры дошкольника…… 15
3. Опыт воспитания национальной культуры дошкольников…………... 21
Заключение………………………………………………………………. 32
Литература………………………………………………………………. 34
Приложение……………………………………………………………… 37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Беловаdoc.docx

— 1.93 Мб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

Министерство образования Оренбургской области

ГБОУ СПО «Педагогический колледж им. Н.К. Калугина» г.Оренбурга

 

Отделение заочного обучения

 

 

                                                                              Специальность 050144

                                                                                      «Дошкольное образование»

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Тема: «Воспитание национальной культуры дошкольников»

 

 

 

                                                  

                                                  Выполнила:

                                                             студентка 3а курса

                                                                            Белова Татьяна Николаевна

 

                                                                         Научный руководитель:

                                                                 Масляева Маргарита

                                                                                                          Сергеевна

 

 

                                                                            Оценка_________________

                                                                           Подпись________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оренбург

2013

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………….

3

Понятие «национальная культура»……………………………………..

5

2.

Особенности воспитания национальной культуры дошкольника……

15

3.

Опыт воспитания национальной культуры дошкольников…………...

21

 

Заключение……………………………………………………………….

32

 

Литература……………………………………………………………….

34

 

Приложение………………………………………………………………

37


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства. Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, он постоянно с гордостью рассказывает о красоте, богатстве своего родного края? «Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В.А. Сухомлинского как нельзя точно отражает работу в дошкольных учреждениях по патриотическому воспитанию.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

Патриотическое воспитание – понятие ёмкое. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то всё, что усвоено в этот период, – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.

Каждое понятие и направление патриотического воспитания дошкольников необходимо уравнять до детей определенной возрастной категории: то, что может быть приемлемо в старшем дошкольном возрасте, может совершенно не восприниматься младшим дошкольником и наоборот. Работа должна проходить с широким использованием педагогических средств: иллюстративных материалов, художественной литературы, музыкальных произведений и предметов народно-прикладного искусства, диафильмов, слайдов, использовать мини-музеи.

Актуальность данной проблемы определила выбор темы нашего исследования «Воспитание национальной культуры дошкольников».

Цель исследования: теоретически обосновать понятие «национальная культура».

Объект исследования – национальная культура дошкольника.

Предмет исследования  - развитие национальной культуры дошкольника.

В соответствии с целью, объектом и предметом нами определены задачи исследования:

  1. Изучить понятие «национальная культура» в педагогической литературе.
  2. Выявить особенности воспитания национальной культуры дошкольника.
  3. Изучить опыт воспитания национальной культуры дошкольника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        1. Понятие «национальная культура»

 

Корни русской национальной культуры уходят в толщу славянского этноса. Именно в те исторические далекие времена закладывались основы отечественной материальной и духовной культуры. Постепенно, выделившись из общеславянского этноса, русские, взаимодействуя с другими народами, создали не только великое государство, но и великую культуру, которые в XIX–XX вв. вышли на самые передовые позиции в мире и во многом оказали решающее воздействие на развитие всей человеческой цивилизации. [31]

И теперь можно с точностью сказать в каких исторических условиях протекал этот процесс социокультурного творчества, определивший особенности формирования русской национальной культуры.

Прежде всего, особенности нашей культуры, как материальной, так и духовной, в огромной мере определяются природно-климатическими условиями жизни народа. Воздействие природно-климатического фактора настолько велико, что оно явно прослеживается не только в особенностях производства, способах и приемах труда, техники, но и в организации всей социальной жизни, духовном облике, национальном характере народа. [3]

Русский человек, несмотря на упорный труд и выносливость, не мог обеспечить себе безбедное существование. Даже в 1907 г. И.Н. Божерянов отмечал, что совершенно не во власти людей предотвратить неурожаи. Голодовки - постоянный спутник русского человека. Не случайно, начиная с Ярослава Мудрого, люди научились говорить: "Голод есть Божие наказание"…За десять веков Россия пережила более 350 голодных лет.

Помимо суровых природно-климатических условий народу приходилось преодолевать низкий биоклиматический потенциал (урожайность зерновых составляла всего лишь сам – 2 и сам – 3, а в Западной Европе уже в XVIII  в. она была сам – 18), огромные расстояния и труднодоступность большей части территории (что в несколько раз увеличивало стоимость получаемой продукции), сложные горноклиматические условия залегания полезных ископаемых (что также обесценивало живой труд народа). В результате совокупного прибавочного продукта был крайне низким. Человек нередко стоял на грани гибели. Его жизнь зачастую зависела от случая, а чаще – от окружения. [5]

В этих условиях и родилась специфическая социально-хозяйственная и духовно-культурная организация жизни русского человека – община. Она просуществовала в России свыше тысячи лет и сыграла в жизни русского человека огромную роль. Вся хозяйственная деятельность регламентировалась общиной, ибо земля принадлежала не отдельным людям, а всей общине – она делилась по числу душ на равные части. Каждый член общины наделялся равным земельным паем, который он не имел права ни продавать, ни закладывать. В общем пользовании общины находились луга, сенокосы, выгоны, лес. Отдельные виды работ (сенокос) осуществлялись "всем миром", полученные результаты разделялись по числу земляных частей. "Каждый крестьянин не то делает с землей, что хочет, то, что говорит мир. У крестьян заведен порядок: начинать работу вместе, пахать, навоз возить, косить, жать, так что одному не дают какую-нибудь работу делать…".  [31]

Сообща осваивая различные способы и виды хозяйственных работ, русские люди учились вместе создавать соответствующие орудия труда, технологию их применения. Так, для занятия земледелием были изобретены деревянная соха и борона, серпы и косы, примитивные молотилки и др. орудия труда. Рыболовы создали лодку-долбленку, с которой "лучили" рыбу при помощи остроги. [29]

Развитие гончарного, овчинного, валяльного, веретенного, ложкарного, слесарного и других промыслов сопровождалось созданием необходимой техники. В зависимости от природно-климатических, а затем и социально-экономических условий у русских формируются разные виды хозяйственной культуры земледелия. [31]

Наряду с полеводством в хозяйственной культуре крестьян широко были представлены и другие отрасли: огородничество, садоводство. Выращивали капусту, огурцы, лук, чеснок, морковь, редьку, репу, свеклу и др.

Таким образом, за более чем тысячелетнюю историю русские, взаимодействуя с другими народами, создали уникальную во многих отношения хозяйственную культуру, уникальность которой заключается:

Во-первых, трудом и талантом многих поколений освоена в хозяйственном отношении самая большая часть земного шара. Россия и сегодня – крупнейшее хозяйственное объединение.

Во-вторых, обустроена и сделана приемлемой для жизни, ведения хозяйства самая неблагоприятная в природно-климатическом отношении часть Земли: свыше 70% ее приходится на Север и зону рискованного земледелия.

В-третьих, усилиями народа было создано многоотраслевое хозяйство мирового уровня: развитая промышленность с десятками отраслей, транспорт, средства связи, сельскохозяйственной производство, строительная индустрия. Сельское хозяйство, например, представлено целыми отраслями на индустриальной основе: зерноводство, скотоводство, промышленное свиноводство, птицеводство, рыболовство, овощеводство, лесоводство, виноградарство, табаководство и др. [31]

Пройдя долгий и тернистый путь от первобытной общины до современного индустриального общества, освоив социально-экономические уклады, народы России накопили колоссальный опыт в сфере материальной культуры, который во многом поучителен и ценен для нынешнего и последующих поколений людей.

Другим основополагающим фактором, исторически определившем особенности формирования и самого русского народа, и его культуры, была бесконечная борьба за свое выживание с различными захватчиками. Уже наши предки – славяне много воевали, отбиваясь от многочисленных врагов.[14]

Это значит, что наш народ жил и продолжает жить в обстановке столетиями непрекращающихся войн, которые формировали наше мироощущение, наш национальный характер, наше культурное наследие. [3]

Во-первых, это объясняет нашу концентрацию и централизацию в едином государстве, особую заботу русских о сохранении национальной независимости. Вся наша духовная культура (песни, искусство, кино) в полной мере отразила железную несгибаемую волю русских людей, проявляемую в строительстве и защите государства.

Во-вторых, историческая память о внешней угрозе России "навечно" поселилась в русской "душе" и потерять ее было невозможно ни при каких обстоятельствах: проходили столетия за столетиями, менялись "физиономии" нападающих, но опасность быть порабощенным оставалась… Не случайно русские готовы были терпеть любые лишения, несли невероятные тяготы,- "лишь бы не было войны".

В-третьих, бесконечные нашествия, завоевания, походы против России истощали силы русских и других народов нашей многонациональной Родины, уничтожали с таким невероятным трудом, созданный культурный слой отечественной цивилизации. [3]

Без знания и глубокого понимания этой стороны отечественной истории вряд ли можно понять и феномен русской национальной культуры.

Важнейшей особенностью русской национальной культуры, как и самой цивилизации, является то, что она складывалась не внутри континента, а на стыке материков: Запад-Восток; Юг-Север. Исторически Россия формировалась и развивалась как многонациональная, полиэтническая держава. Она росла, распространяя свое политическое, экономическое и культурное влияние на огромные территории, простиравшиеся к концу XIXв. от устья Дуная и Вислы на Западе до Тихого океана на Востоке, от евразийской тундры на Севере до границ Турции и Ирана, Афганистана и Китая на Юге. На этих территориях жили многочисленные народы, отличавшиеся друг от друга языком, образом жизни, религий, культурными традициями, уровнем и самобытностью общественно-экономического развития. [26]

Информация о работе Воспитание национальной культуры дошкольников