Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 17:58, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать понятие «национальная культура».
В соответствии с целью, объектом и предметом нами определены задачи исследования:
1. Изучить понятие «национальная культура» в педагогической литературе.
2. Выявить особенности воспитания национальной культуры дошкольника.
3. Изучить опыт воспитания национальной культуры дошкольника.
Введение…………………………………………………………………. 3
1. Понятие «национальная культура»…………………………………….. 5
2. Особенности воспитания национальной культуры дошкольника…… 15
3. Опыт воспитания национальной культуры дошкольников…………... 21
Заключение………………………………………………………………. 32
Литература………………………………………………………………. 34
Приложение……………………………………………………………… 37
В результате длительного исторического взаимодействия русского и других народов Россия сформировалась как сложная полиэтническая система цивилизации с уникальной полиэтнической по своему глубинному содержанию культуры. В отличие от колонизаторской политики западной цивилизации, приведшей к исчезновению ряда этносов на разных континентах и соответственно их культур, в России сохранились все народы, жившие здесь с древнейших времен. [29]
Для России, как сложной и многообразной полиэтнической системы культуры, на всех этапах ее развития исключительно важной была проблема межэтнических контактов. Именно они выступали мощнейшим фактором взаимодействия и сотрудничества различных народов страны, обеспечивая социально-экономическое и духовное единство российского суперэтноса. Наиболее активной областью культурных заимствований в процессе межэтнических контактов всегда выступала система культуры жизнеобеспечения. Каждый этнос в России накопил немало ценного в этой сфере и охотно передавал другим народам свои знания и опыт.
В этнической культуре ведущее место всегда занимали народные промыслы и ремесла. В современных условиях, когда промышленное производство, основанное на массовом применении машин и поточных линий, тотально обеспечивает потребности общества, сфера пользования предметами ручного и кустарного производства существенно изменилась. Последние, в значительной мере, утратили свою утилитарную функцию и превратились в предметы декоративно-прикладного искусства.
Таким образом, изначально объединяясь на полиэтнической основе, народы России сформировали уникальное социально-экономическое пространство, обеспечили жизнеспособность и разнообразие своей материальной и духовной культуры, создали яркое и самобытное искусство, ставшее их общим достоянием и национальной гордостью. В такой многонациональной стране, как Россия, значение опыта каждой нации, каждого народа в сфере искусств (как и культуры в целом) огромно, поскольку важнейшие духовные ценности становятся доступны другим народам, обогащают и оплодотворяют единую многонациональную культуру. [15]
Надо видеть и понимать, что русская цивилизация (как своеобразная империя) исторически была и остается универсальным объединением народов, считающих Россию своей Родиной. [3]
Таким образом, национальная культура – это совокупность символов, верований убеждений ценностей, норм образцов поведения, которые характеризуют духовную жизнь человеческого сообщества в той или иной стране, государстве. В государстве однородном в лингвистическом и этническом отношении может быть одна национальная культура. Однако в большинстве стран земного шара имеется несколько национальных культур, как правило, в этих странах можно выделить культуру большинства населения и национальных меньшинств, между которыми устанавливаются либо отношения диалога, либо культурных конфлитов. [17]
Национальная культура, в общем, не может ограничиваться узкими рамками гомогенной этнической общности. Напротив, полноценное развитие нации требует гораздо более высокого уровня дифференциации духовных ориентаций и образа жизни, чем этническая. Внутри национальных культур выделяют субкультуры. Это культуры отдельных демографических или социальных слоев и групп воплощающие в себе их отличия их образа жизни, мышления и поведения от культурных общенациональных норм (молодежная субкультура, субкультура преступного мира, субкультуры религиозных конфессий). Часто отмечается, что нация складывается не через утверждение единообразия. Она представляет собой чрезвычайно неоднородное образование, состоящее из компонентов различного рода, хотя каждый из них в отдельности содержит общие культурные признаки, отличающие данную нацию. Характерной особенностью национальных культур является их широкая дифференциация по профессиональному и социальному признакам. [4]
Этнические культуры входят в состав национальной культуры. Большинство современных национальных культур полиэтничны. Однако национальная культура не сводится к механической сумме этнических культур. Она имеет нечто сверх того. У нее есть собственно национальные черты культуры, возникшие тогда, когда представители всех этносов осознали свою принадлежность к новой нации. Осознание большими социальными группами своей приверженности к территории своего расселения, общенациональному литературному языку, национальным традициям и символам составляет содержание национальной культуры.
Национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательно связанных кровнородственными отношениями. Обязательным условием появления национальной культуры специалисты считают новый тип социальной коммуникации, связанный с изобретением письменности, с моментом рождения литературного языка и национальной литературы. Именно благодаря письменности идеи, необходимые для национального объединения, приобретают популярность среди грамотной части населения.
Таким образом, национальная культура строится на фундаменте письменной культуры, в то время как этническая культура может быть вполне бесписьменной, например, культура отсталых племен, сохранившихся до наших дней. Но та и другая культура, по отношению ко всем другим видам культуры на данной, территории, должна называться доминирующей. Вот почему национальная культура изучается преимущественно филологией, имеющей дело с памятниками письменности, а этническая культура — этнографией и антропологией, имеющими дело, прежде всего с дописьменной литературой. [19]
Еще национальная культура рассматривается как - собирательное понятие, не имеющее четко определенных границ и включающее культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени. Формирование и функционирование феномена национальной культуры в этническом сообществе или социальных группах и общностях разного типа связано с осознанием их принадлежности к народу. Самоидентификация с народом, народными традициями в стереотипах социального поведения и действия, обыденных представлениях, выборе культурных эталонов и социальных норм, ориентациях на определенные формы досуга, любительской художественно-творческой практики - проявления народной культуры. [5]
Ее субъектом является весь народ, а не отдельные профессионалы, поэтому функционирование национальной культуры неотделимо от труда и быта людей. Авторы ее зачастую анонимны, произведения существуют обычно во множестве вариантов, передаются устно из поколения в поколение. В этом плане можно говорить о народном искусстве (народные песни, сказки, легенды), народной медицине (лекарственные травы, заговоры), народной педагогике, суть которой часто выражается в пословицах, поговорках». [22]
Национальная культура в историческом прошлом в значительной мере совпадала с этнической. Затем она обрела ярко выраженную национальную окраску и стала культурой определенного социального слоя (прежде всего крестьян). Она определяла и нормировала все аспекты жизнедеятельности, обычаи, обряды, регулировала взаимоотношения членов сообщества, тип семьи, воспитание детей, характер жилища, способы освоения окружающего пространства, тип одежды, отношение к природе, миру, предания, верования, язык, художественное творчество. Иными словами, определялось, когда сеять зерно, выгонять скот, убирать урожай, как выстраивать взаимоотношения в семье, в общине и мн. др. В настоящее время, когда общество усложнилось, появилось множество больших и малых социальных групп формального и неформального типа, произошло расслоение социальной и социально-культурной практики, народная культура стала одним из элементов современной многослойной культуры.
Можно выделить два уровня — высокий, связанный с фольклором и включающий народные предания, сказки, эпос, старинные танцы и др., и сниженный, ограниченный так называемой поп-культурой. [8]
По исполнению элементы национальной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия).
Аудитория национальной культуры — всегда большинство общества. Так было в традиционном и индустриальном обществе. Ситуация меняется только в постиндустриальном обществе.
Понятие "национальная культура" связано с самыми разными обыденными ассоциациями, по преимуществу ценностными представлениями, порой чисто популистского толка. В самом общем виде можно сказать, что с национальной культурой в общественном сознании соотносится множество понятий и объектов, в названии которых присутствует эпитет "народный (-ая, -ое, -ые)". В культуре и языке они представлены весьма широко: народное творчество, народное искусство, народная мудрость, молва, народные традиции, предания, верования, песни, танцы, пословицы, народные мастера, целители и т. д. [24]
Таким образом, проанализировав определения понятия «национальная культура» в своей работе мы будем придерживаться следующего, что:
2. Особенности
воспитания национальной
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, этническую культуру, испытать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психолог, - лучший период для формирования любви к малой родине. [9]
Одно из наиболее эффективных средств развития и воспитания детей – обращение к традиционной русской культуре. Почему именно к ней?
Детская душа очень чувствительна к родному слову, красоте нашей природе, народной музыке, поэтому русская культура должна стать для ребенка началом, порождающим личность.
Патриотическое воспитание
детей является одной из основных задач
дошкольного учреждения. Чувство патриотизма
многогранно по содержанию.
Любой край, область, даже небольшая деревня
неповторимы в своей природе, людях и их
труде, замечательном народном творчестве.
Отбор соответствующего материала позволяет
сформировать у дошкольников представление
о том, чем славен край родной.
Родной город… Надо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, и особенно – близких людей.
Такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству”, “трудовой подвиг” и т. д., необходимо прививать на конкретных фактах из жизни старших членов семьи – участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов. Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили в Великой Отечественной войне потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Задача воспитывать у детей чувство привязанности, о какой – то части родного города по отношению к дошкольникам трудновыполнима. Можно рассказать детям о своих любимых местах городе, постараться через иллюстрации, фотографии, открытки показать им не только всю панораму города, но и отдельные места. Можно провести несколько бесед, например о парках, о памятниках и др. Содержание воспитатель отбирает сам, опираясь на местные условия. Важно лишь, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес, желание посетить эти места. В обобщающей беседе “За что я люблю свой город” дети вспомнят то, что о нем узнали.
Необходимо, чтобы дети принимали
участие в праздновании Дня города или
в других событиях, чтобы они имели возможность
окунуться в атмосферу общей радости,
веселья. Это может осуществляться в таких
формах, как отражение впечатлений от
экскурсий в рисовании, конструировании,
изготовлении макетов или подарков, которые
дети вручают бывшим воинам в День Победы,
просто на улице, в парке и т.п.
Воспитывая у детей любовь к родному городу,
необходимо подвести их к пониманию, что
их город – частица Родины, поскольку
во всех местах, больших и маленьких, есть
много общего: повсюду люди трудятся для
всех (учителя, врачи…); везде соблюдаются
традиции: Родина помнит героев, защитивших
ее от врагов; повсюду живут люди разных
национальностей, совместно трудятся,
помогают друг другу. Люди берегут и охраняют
природу. Есть общие профессиональные
и общественные праздники
Работа по воспитанию любви
и привязанности к своему городу требует
большой опоры на когнитивную сферу ребенка,
на воображение и память.
В базисной программе «Пралеска. Воспитание
и обучение детей в дошкольном учреждении»
отмечается, что четырехлетний ребенок
должен знать название своей улицы и той,
на которой находится детский сад. [24]
Информация о работе Воспитание национальной культуры дошкольников