Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 17:58, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать понятие «национальная культура».
В соответствии с целью, объектом и предметом нами определены задачи исследования:
1. Изучить понятие «национальная культура» в педагогической литературе.
2. Выявить особенности воспитания национальной культуры дошкольника.
3. Изучить опыт воспитания национальной культуры дошкольника.
Введение…………………………………………………………………. 3
1. Понятие «национальная культура»…………………………………….. 5
2. Особенности воспитания национальной культуры дошкольника…… 15
3. Опыт воспитания национальной культуры дошкольников…………... 21
Заключение………………………………………………………………. 32
Литература………………………………………………………………. 34
Приложение……………………………………………………………… 37
В программе «Мир детства», созданной при областном институте усовершенствования учителей г. Оренбурга (Главный редактор Л.П. Ткачева) с первой младшей группы вводится раздел «Знакомство детей с искусством». Его цель: формировать интерес к изобразительному искусству (книжная графика, народная игрушка, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура малых форм, керамика). В программе находят место следующие компоненты национальной культуры: народные игры (подвижные, хороводные); устный народный фольклор (сказки русская, украинская, словацкая, итальянская, мордовская, белорусская, казахская, французская, венгерская, немецкая, английская, загадки); декоративно-прикладное искусство (игрушки дымковская, филимоновская, каргапольская, матрешки загорская, семеновская, полхово-майдановская), керамические изделия российских и местных мастеров народных промыслов, скульптура малых форм (гжельская керамика, богородская резная деревянная, каслинская). Национальная культура является содержанием дидактических игр («Найди вещи», «Найди, что лишнее», «Найди свой домик»), изобразительной деятельности детей (рисуют орнамент, иллюстрации по сказкам, потешкам), конструирования и художественного труда (выполняют совместно со взрослыми роспись пасхальных яиц, сарафанов, матрешек; оказывают посильную помощь в создании атрибутов для праздников. Программой определены критерии представлений, которые должны быть у детей. Они должны знать, что их страна - многонациональное государство, знать родную национальную культуру (язык, песни, танцы, музыку, традиции), знать названия других государств, городов, традиции и праздники других стран. [17]
Именно по такому направлению работают сотрудники МБДОУ «Краснокоммунарский детский сад «Стрела» (детский сад, в котором работаю я). В своей работе педагоги используют все средства по приобщению дошкольников к национальной культуре нашего района. Во время занятий педагоги проводят беседы, где рассказывают об истории и традициях нашей родины; показывают презентации с фотографиями нашего поселка. В каждой группе оборудованы уголки патриотического воспитания, которые воспитатели вместе с родителями стараются с каждым годом пополнять (приложение 1).
В помещении детского сада оборудована «Горенка». Здесь дети могут увидеть, как жили наши предки, какие у них были предметы домашнего обихода (приложение 2).
В детском саду проводятся различные праздники: государственные - День Победы, 23 февраля, 8 марта; народные – Масленица, Рождество и др. (приложение 3).
Воспитанники вместе с педагогами имеют возможность посетить музей при общеобразовательной школе, где они могут познакомиться с предметами быта, утварью и другими экспонатами, которые расскажут им о прошлом их предков. Также вместе с родителями наши детки могут побывать в Национальной деревне в г. Оренбурге и узнать о других национальностях нашей области и их укладе жизни (приложение 4).
В плане решения поставленной проблемы привлекли внимание и парциальные программы. Так, программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О.Л. Князева, М.Д. Маханева)[8] содержит календарные планы работы во всех возрастных группах (используется опыт воспитателя по фольклору Л.В. Жоховой). Рекомендуется широко внедрять в работу фольклор разных жанров (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы русского народа, праздники и традиции). Данная программа нацелена на приобщение детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи и орнамента, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется авторам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его патриотических чувств.
Параллельно выходит ряд методических рекомендаций по приобщению дошкольников к ценностям и традициям национальной культуры. В этом плане интересно пособие «Сабантуй» (Авторы Ф.Ф. Харисов и Л.А. Харисова). [27] Пособие не дает тематической раскладки, а рекомендует осуществлять работу по приобщению к культуре татарского народа в форме игры.
Именно поэтому коллектив ДОУ №81 «Веселые голоса» с художественно–эстетическим уклоном из г. Воркута ведет углубленную работу по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры. На основе авторской программы О.Л. Князевой и М.Д. Маханевой «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуре» здесь разработали свою подпрограмму. Она получила название «Берегиня». Цель этой программы: заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, помочь ребенку ощутить духовную жизнь своего народа. [7]
Экспериментальная программа «Эстетическое обучение и воспитание детей» (от 3 до 10 лет) [1] построена по тематическому принципу с учетом особенностей конкретного возраста и предполагает ознакомление детей с миром природы, с реальной жизнью людей и их фантастическими представлениями, с образами и символикой народного искусства.
Стержневым видом
искусства в программе эмоционально-эстетического
Целью программы «Наследие» [20] (Авторы М.Ю. Новицкая и Е.В. Соловьева) является введение детей в традиционную русскую культуру, которая понимается авторами не в узком смысле (как «крестьянская», «простонародная»), а в широком - культура страны, как форма исторической памяти, самосознания и саморазвития народов, ее населяющих. Принципы, на которых построена программа, могут быть использованы при изучении культуры любого народа России и мира. Программа состоит из самостоятельных блоков («Круг событий», «Семейный круг», «Встанем в круг», «Круг чтения»), через которые и проходит обращение к традиционным народным ценностям в работе с детьми. Так, основу содержания блока «Круг событий» составляет народный календарь (земледельческий, православный, памятных дат), с помощью которого и происходит знакомство детей с обрядовыми и классическими традициями, культурой народа. Освоение культуры воспитания и традиций, характерных для семьи, происходит благодаря организуемым общим праздникам, клубным семейным объединениям, краеведческой работе, представленным в блоке «Семейный круг». В основе блока «Встанем в круг» традиционная народная игра. Содержание этого блока призвано помочь воспитателю создать гармоническое психическое развитие детей и предотвратить появление у них отклонений, неуверенности в себе. На приобщение детей к ценностям русской культуры через художественную литературу направлен блок «Круг чтения». Для самых маленьких авторы рекомендуют использовать произведения пестового фольклора и потешки.
Региональная программа «Планета детства» (Авторы Т.А. Тарасова, Л.Ф. Сербина, Л.И.Грехова) [26] включает в себя парциальные содержательные блоки. Так, в результате реализации историко-культурного блока «Наследники мира» у детей формируются представления о различных духовных традициях народов мира, потребность в признании общечеловеческой ценности всех культур. Эстетико-культурный блок «Мастерская солнца» предполагает знакомить детей с исторической эволюцией русской художественной культуры в совокупности ее видов и в контексте различных традиционных укладов жизни народов; с происхождением искусства и разнообразием его видов.
Руководствуясь этим, сотрудники ДОУ №3 пос. Октябрьский Забайкальского края создали историко-краеведческий музей. Он создавался годами, по крупицам. В залах музея проводятся занятия с детьми детского сада и школы, беседы, встречи с интересными людьми, экскурсии. У маленьких забайкальцев просыпается чувство гордости и любви к своей малой родине, воспитывается бережное отношение к природным ценностям края. [7]
Нам также кажется полезным и зарубежный опыт последних лет. Несмотря на различие культур и своеобразие путей развития педагогической науки и практики, в сфере дошкольного образования США, Германии, Японии и других стран имеется ряд общих проблем, связанных с расширением представлений детей о культурно-этническом многообразии.
Краткий обзор программ зарубежных стран показал, что главной идеей воспитания является воспитание не расового превосходства, не национализма, а гордости своей национальной принадлежностью, интереса к культуре разных народов. Разработчики как отечественных, так и зарубежных программ склонны констатировать, что воспитание интереса к культуре народов успешно осуществляется при организации соответствующей предметной среды и использовании специальных форм ознакомления с культурой народов.
Итак, мы видим, что в последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены в плане обновления содержания образования и воспитания детей. В педагогической работе широко используются различные компоненты народной культуры. Анализ современных программ для дошкольных учреждений позволил обнаружить не разработанность следующих компонентов: отсутствие целостности в подходе к целям, содержанию, средствам и методам ознакомления дошкольников с национальной культурой с учетом современной модели образования. В программах предусматривается приобщение дошкольников к культуре своего родного народа, но отсутствует работа по ознакомлению с другими национальными культурами. Поэтому необходимо целесообразно использовать опыт народов в процессе приобщения детей к истокам духовности, искусству своего народа и других национальностей родного края, умения творчески применять художественные традиции в разнообразной деятельности, действовать по принципу: от освоения родной культуры - к восприятию культуры народов совместного проживания и далее - к мировой культуре. Ряд дошкольных программ ориентированы на определенную систему знаний, а не на формирование личности ребенка в конкретном этнокультурном социуме. Поэтому необходимо создание новых универсальных программ, систем воспитания.
Таким образом, изучив роль и место национальных традиций в воспитании детей старшего дошкольного возраста можно утверждать следующее: в содержании отдельных разделов дошкольного образования (ознакомление с окружающим, формирование представлений о природе, праздники и развлечения и др.) просматривается включение родной культуры и национальных традиций. В педагогической науке и дошкольной педагогике повышается интерес к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. В задачу педагога в контексте данной проблемы входит способность прогнозировать и реализовывать потенциал национальных традиций, обычаев; помочь воспитать интерес к родной культуре и научиться осознавать себя как носителя этой культуры.
Следовательно, механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс в ДОУ, является народная традиция, выражающая сущность народной культуры и её связь с социальными условиями; она и в настоящее время несёт те же воспитательные и развивающие функции. Главной задачей детского сада русской культурной традиции является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Заключение
Специфика воспитания детей дошкольного возраста обусловлена основными приобретениями ребенка и дидактической направленностью процесса взаимодействия со взрослым. Базовый процесс «вращивания» ребенка в культуру в дошкольном возрасте определяет изучение форм и содержания родной культуры, помогает ребенку-дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показывает, что дети начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение становится более целенаправленным и сознательным. Создаются возможности для формирования у детей ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля, организованности. В содержании отдельных разделов дошкольного образования (ознакомление с окружающим, формирование представлений о природе, праздники и развлечения и др.) просматривается включение родной культуры и национальных традиций.
В педагогической науке и дошкольной педагогике повышается интерес к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс в ДОУ, является народная традиция, т.к. именно традиция выражает сущность народной культуры и её связь с социальными условиями; она и в настоящее время несёт те же воспитательные и развивающие функции.
Условиями эффективной реализации национальных традиций в процессе ознакомления с родной культурой являются следующие:
- взвешенный подход к
- определение базовых
- совместная деятельность
- использование разнообразных
технологий организации
Библиографический список.
обучение и воспитание детей: Экспериментальная программа от 3 до 10 лет / М., 1996. - 84с
Информация о работе Воспитание национальной культуры дошкольников