Воспитание нравственных качеств у младших школьников во внеучебное время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 15:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: выяснить процесс нравственного воспитания у младших школьников во внеучебное время.
Задачи исследования:
Проанализировать характеристику нравственных качеств с точки зрения разных авторов.
Рассмотреть понятие нравственного воспитания.
Выявить особенности воспитания нравственных качеств в младшем школьном возрасте.
Рассмотреть формы и методы воспитания нравственных качеств у младших школьников во внеучебное время.

Содержание

Введение ……………………………………………….………
Теоретические основы воспитания нравственных качеств младших школьников во внеучебное время……..
Характеристика нравственных качеств, точки зрения разных авторов…………………………………………………………...
Особенности воспитания нравственных качеств в младшем школьном возрасте……………………………………………...
Выводы по первой главе……………………………………...
Диагностика формирования нравственных качеств у младших школьников во внеучебной деятельности……...
Анализ программ изучения воспитанности школьников…….
Формы и методы нравственных качеств во внеучебной деятельности у младших школьников…………………………
Выводы по второй главе …………………………………….
Заключение ……………………………………………………
Список литературы …………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Пашина.doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)

Необходимое звено в  процессе нравственного развития –  моральное просвещение. Цель которого – сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах  и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков.

Начальное обучение в  настоящее время строится таким  образом, что развивает у школьников познавательные способности; вырабатывает навыки активного овладение учебным материалом, ведет к объединению полученных знаний в целостную систему, направленную на осознание окружающего мира. Развитие мышления, овладение разнообразными способами работы с учебным материалом оказывает прямое влияние на усвоение детьми нравственных знаний; организация учебного процесса и его методы способствуют накоплению нравственного опыта. Все эти задачи решаются комплексно, постоянно, на всех уроках и внеурочное время, изменяются только акценты в зависимости от основных целей [Баттерворт Дж., 2000, с. 72-84].

Работая над проблемой  воспитания нравственных качеств младших  школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности:

Одно из особенностей является – склонность к игре. В  игровых упражнениях ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где–либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчиняется мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает урок справедливости, честности, правдивости. Игра требует от участников умения действовать по правилам. «Каков ребенок в иге, таков во многом он будет в работе, когда вырастает» говорил А.С. Макаренко.

Невозможно долго заниматься монотонной деятельностью. Как утверждают психологи, дети 6-7 – летнего возраста не могут  удерживать свое внимание на одном каком либо предмете более 7 – 10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.

Не всегда звание моральных  норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит не совпадение этических норм и личных желаний ребенка.

Поступление ребенка  в школу знаменует собой не только начало перехода познавательных процессов на новый уровень развития, но и возникновение новых условий для личного роста человека. На личностное развитие ребенка влияют учебная, игровая, трудовая деятельность, а также общение, т.к. именно в них складывается деловые качества учащихся, которые проявляются в подростковом возрасте.

Младший школьник существо эмоциональное: чувства господствуют над всеми его сторонами жизни, придавая им особую окраску. Ребенок  полон экспрессии – его чувства  быстро и ярко вспыхивают. Он, конечно, уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы. Но это происходит в том случае, когда это очень и очень надо. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми. Потребность в положительных эмоциях со стороны других людей определяет поведение ребенка. Эта потребность порождает сложные многоплановые чувства: любовь, ревность, сочувствие, зависть и др. [Михайлова Е.В., 2006, с. 52-62].

Когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. В этих условия развивается жизнерадостный, активный физически и психически ребенок. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Мотивы поведения развиваются  в школьном детстве по двум направлениям:

        1. изменяется их содержание, появляется новые методы в связи с расширением круга деятельности и общения ребенка;
        2. мотивы объединяются, формируется их иерархия, а в связи с этим и новые их качества: большая осознанность и произвольность. Если ребенок в раннем и младшем дошкольном возрасте целиков был во власти сиюминутных желаний, не мог делать отчет о причинах своего поведения, то у старшего дошкольника появляется определенная линия поведения. Ведущими становятся общественные моральные мотивы. Ребенок может отказаться от интересного занятия, то игры, чтобы выполнить требование взрослого и заняться не привлекательным для него делом. Важным новообразованием личности является соподчинение мотивов, когда одни становятся первостепенными, а другие подчиненными.

Появление новых видов  деятельности у младшего школьника  влечет за собой формирование новых  методов: игровых, трудовых, учебных, к процессу рисования и конструктирования, изменяются мотивы общения ребенка со взрослыми – это интерес к миру взрослых, желание действовать как взрослый, получать его одобрение и сочувствие, оценку и поддержку. По отношению к сверстникам развивается мотивы самоутверждения и самолюбия. Особое место занимают мотивы нравственные, связанные с отношением к другим людям, усвоение норм поведения, понимание своих поступках и поступков других людей. Развиваются не только положительные мотивы, но и отрицательные связанные с упрямством, капризами, ложью.

В младшем школьном возрасте большое значение имеют широкие  социальные мотивы – долга, ответственность  и др. Такая социальная установка  важна для успешного начала учения. Однако многие из этих методов могут  быть реализованы только в будущем, что снижает их побудительную силу. Познавательный интерес (интерес к содержанию и процессу обучения) у большинства детей даже к концу этого возраста находится на низком или средненизком уровне. Большое место мотивации младшего школьника занимают узколичные мотивы – мотивация благополучия, престижа. Среди этих мотивов первое место занимает мотив «хочу получить хорошие отметки». В то же время отметка снижает активность детей, их стремление к умственной деятельности. Отрицательная мотивация (избежание неприятностей) не занимает ведущего места мотивации младшего школьника.

Формирование нравственной самостоятельности осуществляется на всех ступенях обучения.

Воспитательный процесс  строится таким образом, что в  нем предусматриваются ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Моральные ситуации для школьников всех возрастов ни в коем случае не должны быть представлены или выглядеть как обучающие, или контролирующие, иначе их воспитательное значение может быть сведено на нет.

Результат нравственного  воспитания появляется в отношениях школьников к своим обязанностям, к самой деятельности, к другим людям.   

Итак, в младшем школьном возрасте большое значение имеют  широкие социальные мотив – долга, ответственности и т.д. При такой социальной установке особенно внеучебная деятельность, т.к. в данном школьном возрасте она формирует, вместе с учебной деятельностью, основные новообразования, и психическое развитие ребенка идет интенсивно.

Только глубокое осмысление научных основ содержания нравственного развития вообще и творческий подход к определению тех конкретных моральных свойств и качеств, которые необходимо формировать у учащихся младшего школьного возрастают учителю правильную ориентировку, как в планирование воспитательной работы, так и в организации эффективного психолого – педагогического воздействия на своих воспитанников [Кульневыч С.В., Лакоценина Т.П., 2004, с. 168].

Организуя нравственное просвещение младших школьников, учитель проводит работу по изучению реальных знаний детей, выявляет возможные проблемы и ошибки в сложившихся представлениях.

Нравственное воспитание -  это процесс, который способствует формированию нравственных чувств (совести, долга, ответственности, гражданственности, патриотизма); нравственного облика (терпения, милосердия); нравственной позиции (способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления доброй воли личности).

В процессе обучения и  воспитания человек осваивает социокультурные  нормы, которые имеют культурно-историческое значение. Смысл образования заключается  в воспроизводстве устоявшихся  форм общественной жизни в пространстве культуры.

Духовное начало в  человеке проявляется благодаря его вливанию в «культурное» наследие семьи и культурную традицию, которую он осваивает посредством процессов образования, воспитания и профессиональной деятельности на протяжении всей жизни.

Нравственная  культура – систематический, интегральный результат всего духовного развития личности. Она характеризуется как уровнем усвоенных моральных ценностей, как и участием человека в их создании.

Культура рассматривается  как способ человеческой деятельности, как синтетическая характеристика развития человека. Она выражает степень его овладения отношениями к природе, к обществу и к самому себе. Культура не только совокупность материальных и духовных ценностей, созданных обществом, она – специфический способ человеческой деятельности, определённое качество этой деятельности, которое охватывает как мотивацию и стимуляцию социальной активности, так и механизмы социальной регуляции и саморегуляции.

Нравственная  культура проявляется в способности  личности сознательно и добровольно реализовать требования моральных норм, осуществлять такое целенаправленное поведение, которое характеризуется гармоническим соответствием личных и общественных интересов.

 Без устойчивой системы нравственно-духовных ценностей не устоят ни село, ни город, ни Земля наша… А.И.Солженицын                        

Воспитание подрастающего поколения - важнейший фактор развития общества. Функция его состоит в передаче от поколения к поколению многостороннего опыта людей, выраженного в общей культуре, науке, искусстве, языке, нравственности, поведении, общественных отношениях. Становление личности в детстве, в отрочестве и юности, происходящее в школе и семье - основные этапы подготовки человека для общества с помощью воспитания.

В общей системе всестороннего  развития личности большую роль играет нравственное воспитание. Нравственное становление личности - сложный и противоречивый процесс. Это и усвоение исторически сложившихся понятий в области нравственности современного общества, и достижение высокого уровня самоконтроля.

Нравственное воспитание ребенка начинается рано, с дошкольного возраста, когда закладываются первые привычки поведения у детей. Развитию нравственных качеств необходимо уделять серьезное внимание.

Систематическое нравственное воспитание дети получают в школе. Здесь они овладевают основами наук, познают мир, развивают ум, чувства, приобщаются к жизни коллектива. Но это только самые общие этапы формирования личности.

Быть нравственно воспитанным - это значит уважать всех, кто трудится, самому хорошо трудиться, быть активным во всем, творчески подходить к делу, стараться приносить как можно больше пользы, быть честным, справедливым, нетерпеливым к жестокости, злу, ко всяким формам унижения человека.

Фундамент нравственности заложен в человечности, в доброте. Воспитывая доброту, следует знать, что человек, испытавший на себе доброе отношение других, сам становится лучше, отзывчивей к чужой беде.

Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребёнка и  предполагает становление его отношений к родителям, окружающим, к коллективу, к труду своим обязанностям и к самому себе. Младший школьный возраст это этап развития ребёнка, соответствующий обучению в начальной школе [Шестопалов С.В., 2008, с. 28-36].

Следовательно, огромная обязанность ложится на начальные классы. В этой важной ответственной работе важное место уделяется взаимодействию школы и семьи.

Проблема адекватного  нравственного воспитания осуществляется не только в школе, семье, по месту  жительства (там, где учащиеся проводят большую часть своего времени), но и во внешкольных учреждениях. Очень важно, чтобы школа, родители и общественность объединили свои усилия в воспитании подрастающего поколения. Так, Кайкавус отмечает, что «Когда люди возникают из небытия, природа и нрав их им уже даны, только по мягкости, слабости и бессилии не могут они их проявить. По мере того как человек растет, тело и дух его становятся сильнее, а дела очевиднее, и добрые и злые. И когда созревают они, разовьются окончательно и обычаи их, выявятся все добродетели и пороки. А ты воспитание, образование и обучение сделай своим наследством и оставь ему, чтобы удовлетворить его права, ибо нет для детей знати наследства лучше воспитания».

Нормативно-правовой и  документальной основой Примерной  программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России  (далее — Концепция). Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.  

В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Примерная  программа духовно-нравственного  развития и воспитания обучающихся  являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.

Информация о работе Воспитание нравственных качеств у младших школьников во внеучебное время