Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 15:41, курсовая работа
Цель работы: выяснить процесс нравственного воспитания у младших школьников во внеучебное время.
Задачи исследования:
Проанализировать характеристику нравственных качеств с точки зрения разных авторов.
Рассмотреть понятие нравственного воспитания.
Выявить особенности воспитания нравственных качеств в младшем школьном возрасте.
Рассмотреть формы и методы воспитания нравственных качеств у младших школьников во внеучебное время.
Введение ……………………………………………….………
Теоретические основы воспитания нравственных качеств младших школьников во внеучебное время……..
Характеристика нравственных качеств, точки зрения разных авторов…………………………………………………………...
Особенности воспитания нравственных качеств в младшем школьном возрасте……………………………………………...
Выводы по первой главе……………………………………...
Диагностика формирования нравственных качеств у младших школьников во внеучебной деятельности……...
Анализ программ изучения воспитанности школьников…….
Формы и методы нравственных качеств во внеучебной деятельности у младших школьников…………………………
Выводы по второй главе …………………………………….
Заключение ……………………………………………………
Список литературы …………………………………………
Пример – воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово – второй. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность.
Психологической основой примера служит подражательность.
В педагогической литературе описывается и такой метод формирования сознания личности, как диспут. Он представляет собой живой горячий спор на какую-то тему, волнующую воспитанников. Диспуты ценны тем, что убеждения, мотивы вырабатываются при столкновении и сопоставлении различных точек зрения. Этот метод сложный, используется в основном в средних и старших классах. В начальной школе его можно использовать как прием, например, в этической беседе.
Беседа является одним из главных методов педагогической диагностики. Метод беседы обязывает педагога прислушиваться к суждениям окружающих ребенка (учителей, воспитателей, родителей, сверстников), находящихся в непосредственной близости со школьником, чтобы правильно определить сущность формирующей личности.
Метод наблюдения - наиболее доступный способ получения информации знаний об учащихся.
Большое значение метод наблюдения имеет в начальной школе. Если педагог в начальной школе умеет дать точную характеристику развития личности ребенка, объективно анализировать причины отклонения в поведении ученика и вовремя использовать результаты изучения в работе с семьей и педагогическим коллективом, то он может помочь многим ученикам сохранить себя, не растеряться, не озлобиться.
Метод анкетирования - позволяет выяснить не только мнения ребят по интересующим вопросам, но и выявить их склонности, связи, оценочные суждения. Результативность анкетного опроса зависит от ряда условий: результаты опроса не будут использованы им во вред; формулировка вопроса должна быть четкой, ясной, доступной для данного возраста; анкета не должна быть громоздкой. Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нем (приложение 1) .
Опросник дает возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретного ребенка или группы класса в целом, уровень тревожности учащихся класса. Опросник эффективен при выявлении отношений учащихся к конкретным проблемам и явлениям.
Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям.
Графические и рисуночные тесты. Данные тесты позволяют изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействие с педагогами и родителями.
Сочинения помогают изучить интеллектуальные умения учащихся, их кругозор, личностные качества, отношение к мировым ценностям, мироощущение ребенка. Содержание сочинения тоже очень много может сказать классному руководителю: об интересах учащегося, его эмоциях и чувствах, переживаниях, поиске решения и т.д.
Социометрия - этот метод помогает проникнуть во взаимоотношения одноклассников, выявить разные микрогруппы, неформальных лидеров, а также личную позицию ребенка в коллективе сверстников. Используя метод социометрии, следует помнить, что он налагает на педагога большую ответственность и требует от него высокого чувства такта и меры.
Метод ранжирования – это расположение по значимости (по рангу). Ранжирование можно использовать не только применительно к личности, но и для выяснения ценностных ориентаций ребят. Педагогу полезно знать, какие качества ценят в людях его воспитанники.
Цветограмма - (раскрашивание дней недели, часов дня: соответственно настроению, душевному состоянию человека) позволяет не только знать, но и корректировать с помощью определенных воспитательных воздействий эмоциональное состояние своих воспитанников.
В обобщающей диагностике пользуются также методом анализа продуктов творчества учеников в процессе их самостоятельной деятельности – художественно – эстетической, трудовой, учебной. Педагог создает условия для творчества школьников, организует творческие игры, ситуации, реальную деятельность.
Выявлять, а тем более фиксировать в реальных показателях результаты нравственного развития чрезвычайно сложно в силу динамичности формирующейся личности ребенка, а также трудности объективной оценки и измерений показателей воспитанности.
Очень хорошо на развитие нравственных качеств у младших школьников влияет совместная педагогическая деятельность семьи и школы по системе: оформление информационного стенда «Для вас, родители»; тематические общие родительские собрания (приложение 2); участие родителей в работе совета школы; организация субботников по благоустройству территории; организация и проведение совместных праздников, экскурсионных походов, посещение театров, музеев; праздник «Здравствуй, школа!»; праздник «Золотая осень»; новогодний праздник; праздник семьи; участие родителей в смотрах – конкурсах, проводимых в школе; родительский лекторий; индивидуальные консультации; изучение мотивов и потребностей родителей [Федоскина О. В., 2001, с. 37-39].
Ключевые дела: день знаний; участие в праздничном концерте «День Учителя»;
праздничные концерты: «День матери», «Праздник семьи»; КТД «Новогодний марафон»; совместные мероприятия с детской библиотекой; благотворительная акция «Ветеран живет рядом!»; дни профилактики правонарушений; беседы школьного инспектора ОДН с обучающимися «Правила поведения в общественных местах», «Как не стать жертвой преступления, мошенничества»; вовлечение школьников в кружки, секции, клубы по интересам.
Системы внеклассных часов духовно – нравственного воспитания с 3 –го класса: культура общения; виды этикета (школа, улица, библиотека и т.д.); нравственные отношения; гигиена и нравственность; «Вежливые» советы; герои нашего времени; красота окружающего мира; мои верные друзья; мое любимое животное; моя семья – моя крепость; поздравляем наших мам.
При реализации программ по воспитанию нравственности во внеучебое время у младших школьников используются групповые и индивидуальные формы работы, основными элементами которых являются: игровая педагогика, соревнования, КВНы, праздники. Использование на занятиях различных игровых моментов позволяет удовлетворить базовые возрастные потребности ребенка в игре, подражании, движении, практическом действии.
Выводы по второй главе.
Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
В педагогической литературе описывается множество методов и приемов нравственного воспитания. Очевидно, что они не одинаково направлены на формирование мотивов нравственного поведения. Методов и особенно различных версий методов накоплено так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогает лишь их упорядочение, классификация. Но явления воспитания очень сложны и противоречивы, а потому единое логическое основание для классификации многочисленных способов педагогического воздействия найти трудно.
Заключение.
1. В кратком словаре по философии понятие нравственного приравненного к понятию мораль «Мораль (лат. точез – нравы) – нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческого поведения (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)».
В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность – это внутреннее, духовное качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».
В.А. Сухомлинский говорил
о том, что необходимо заниматься
нравственным воспитанием ребенка,
учить «умению чувствовать
Н.И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью воспитания нравственных качеств является то, что его нельзя обособить в какой – то специальный воспитательный процесс.
В формировании личности младшего школьника, с точки зрения С.Л. Рубинштейна, особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения.
На определенные роли планирования, как в учебной деятельности, так и в нравственном поведении детей младшего школьного возраста было направленно внимание таких ученых как Л.А. Матвеева, Л.А. Регуш и многих других.
Нравственное воспитание ребенк
В младшем школьном возрасте большое значение имеют широкие социальные мотивы – долга, ответственность и др.
Проблема адекватного нравственного воспитания осуществляется не только в школе, семье, по месту жительства (там, где учащиеся проводят большую часть своего времени), но и во внешкольных учреждениях. Очень важно, чтобы школа, родители и общественность объединили свои усилия в воспитании подрастающего поколения.
Наиболее последовательной и современной представляется классификация, в которой выделяют такие группы методов:
Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);
Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.
Методы стимулирования поведения и деятельности.
В младших классах часто используется рассказ на этическую тему.
Разъяснение – метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников.
В практике школьного воспитания разъяснение опирается на внушение.
Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – воспитателя и воспитанников.
Пример – воспитательный метод исключительной силы.
Психологической основой примера служит подражательность.
В педагогической литературе описывается и такой метод формирования сознания личности, как диспут.
Беседа является одним из главных методов педагогической диагностики.
Метод наблюдения - наиболее доступный способ получения информации знаний об учащихся.
Метод наблюдения - наиболее доступный способ получения информации знаний об учащихся.
Метод анкетирования - позволяет выяснить не только мнения ребят по интересующим вопросам, но и выявить их склонности, связи, оценочные суждения.
Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям.
Информация о работе Воспитание нравственных качеств у младших школьников во внеучебное время