Воспитание нравственных качеств у младших школьников во внеучебное время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 15:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: выяснить процесс нравственного воспитания у младших школьников во внеучебное время.
Задачи исследования:
Проанализировать характеристику нравственных качеств с точки зрения разных авторов.
Рассмотреть понятие нравственного воспитания.
Выявить особенности воспитания нравственных качеств в младшем школьном возрасте.
Рассмотреть формы и методы воспитания нравственных качеств у младших школьников во внеучебное время.

Содержание

Введение ……………………………………………….………
Теоретические основы воспитания нравственных качеств младших школьников во внеучебное время……..
Характеристика нравственных качеств, точки зрения разных авторов…………………………………………………………...
Особенности воспитания нравственных качеств в младшем школьном возрасте……………………………………………...
Выводы по первой главе……………………………………...
Диагностика формирования нравственных качеств у младших школьников во внеучебной деятельности……...
Анализ программ изучения воспитанности школьников…….
Формы и методы нравственных качеств во внеучебной деятельности у младших школьников…………………………
Выводы по второй главе …………………………………….
Заключение ……………………………………………………
Список литературы …………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Пашина.doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)

Пример  –  воспитательный  метод  исключительной  силы.  Его  воздействие основывается  на  известной  закономерности:  явления,  воспринимаемые  зрением, быстро  и  без  труда  запечатлеваются  в  сознании,  потому  что  не  требуют  ни  раскодирования,  ни  перекодирования,  в  котором  нуждается  любое  речевое  воздействие.  Пример  действует  на  уровне  первой  сигнальной  системы,  а  слово  –  второй.  Пример  дает  конкретные  образцы  для  подражания  и  тем  самым  активно  формирует  сознание,  чувства,  убеждения,  активизирует  деятельность. 

Психологической  основой  примера  служит подражательность. 

В  педагогической  литературе  описывается  и  такой  метод  формирования  сознания  личности,  как  диспут.  Он  представляет  собой  живой  горячий  спор  на  какую-то  тему,  волнующую  воспитанников.  Диспуты  ценны  тем,  что  убеждения,  мотивы  вырабатываются  при  столкновении  и  сопоставлении  различных  точек  зрения.  Этот  метод  сложный,  используется  в  основном  в  средних  и  старших  классах.  В  начальной  школе  его  можно  использовать  как  прием,  например,  в  этической беседе.

Беседа является одним из главных методов педагогической диагностики. Метод беседы обязывает педагога прислушиваться к суждениям окружающих ребенка (учителей, воспитателей, родителей, сверстников), находящихся в непосредственной близости со школьником, чтобы правильно определить сущность формирующей личности.

Метод наблюдения  - наиболее доступный способ получения информации знаний об учащихся.

Большое значение метод  наблюдения имеет в начальной  школе. Если педагог в начальной  школе умеет дать точную характеристику развития личности ребенка, объективно анализировать причины отклонения в поведении ученика и вовремя использовать результаты изучения в работе с семьей и педагогическим коллективом, то он может помочь многим ученикам сохранить себя, не растеряться, не озлобиться.

Метод анкетирования - позволяет выяснить не только мнения ребят по интересующим вопросам, но и выявить их склонности, связи, оценочные суждения. Результативность анкетного опроса зависит от ряда условий: результаты опроса не будут использованы им во вред; формулировка вопроса должна быть четкой, ясной, доступной для данного возраста; анкета не должна быть громоздкой. Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нем (приложение 1) .

Опросник дает возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретного ребенка или группы класса в целом, уровень тревожности учащихся класса. Опросник эффективен при выявлении отношений учащихся к конкретным проблемам и явлениям.

Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям.

Графические и рисуночные тесты. Данные тесты позволяют изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействие с педагогами и родителями.

Сочинения помогают изучить интеллектуальные умения учащихся, их кругозор, личностные качества, отношение к мировым ценностям, мироощущение ребенка. Содержание сочинения тоже очень много может сказать классному руководителю: об интересах учащегося, его эмоциях и чувствах, переживаниях, поиске решения и т.д.

Социометрия - этот метод помогает проникнуть во взаимоотношения одноклассников, выявить разные микрогруппы, неформальных лидеров, а также личную позицию ребенка в коллективе сверстников. Используя метод социометрии, следует помнить, что он налагает на педагога большую ответственность и требует от него высокого чувства такта и меры.

Метод ранжирования – это расположение по значимости (по рангу). Ранжирование можно использовать не только применительно к личности, но и для выяснения ценностных ориентаций ребят. Педагогу полезно знать, какие качества ценят в людях его воспитанники.

Цветограмма - (раскрашивание дней недели, часов дня: соответственно настроению, душевному состоянию человека) позволяет не только знать, но и корректировать с помощью определенных воспитательных воздействий эмоциональное состояние своих воспитанников.

В обобщающей диагностике  пользуются также методом анализа продуктов творчества учеников в процессе их самостоятельной деятельности – художественно – эстетической, трудовой, учебной. Педагог создает условия для творчества школьников, организует творческие игры, ситуации, реальную деятельность.

Выявлять, а тем более  фиксировать в реальных показателях результаты нравственного развития чрезвычайно сложно в силу динамичности формирующейся личности ребенка, а также трудности объективной оценки и измерений показателей воспитанности.

Очень хорошо на развитие нравственных качеств у младших школьников влияет совместная педагогическая деятельность семьи и школы по системе: оформление информационного стенда «Для вас, родители»; тематические общие родительские собрания (приложение 2); участие родителей в работе совета школы; организация субботников по благоустройству территории; организация и проведение совместных праздников, экскурсионных походов, посещение театров, музеев; праздник «Здравствуй, школа!»; праздник «Золотая осень»; новогодний праздник; праздник семьи; участие родителей в смотрах – конкурсах, проводимых в школе; родительский лекторий; индивидуальные консультации; изучение мотивов и потребностей родителей [Федоскина О. В., 2001, с. 37-39]. 

Ключевые дела: день знаний; участие в праздничном концерте «День Учителя»;

праздничные концерты: «День матери», «Праздник семьи»; КТД «Новогодний марафон»; совместные мероприятия с детской библиотекой; благотворительная акция «Ветеран живет рядом!»; дни профилактики правонарушений; беседы школьного инспектора ОДН с обучающимися «Правила поведения в общественных местах», «Как не стать жертвой преступления, мошенничества»; вовлечение школьников в кружки, секции, клубы по интересам.

Системы внеклассных  часов  духовно – нравственного  воспитания  с 3 –го класса: культура общения; виды этикета (школа, улица, библиотека и т.д.); нравственные отношения; гигиена и нравственность; «Вежливые» советы; герои нашего времени; красота окружающего мира; мои верные друзья; мое любимое животное; моя семья – моя крепость; поздравляем наших мам.

При реализации программ по воспитанию нравственности во внеучебое  время у младших школьников используются групповые и индивидуальные формы работы, основными элементами которых являются: игровая педагогика, соревнования, КВНы, праздники. Использование на занятиях различных игровых моментов позволяет удовлетворить базовые возрастные потребности ребенка в игре, подражании, движении, практическом действии.

 

Выводы по второй главе.

Педагогический  смысл  работы  по  нравственному  становлению  личности  младшего  школьника  состоит  в  том,  чтобы  помогать  ему  продвигаться  от  элементарных  навыков  поведения  к  более  высокому  уровню,  где  требуется  самостоятельность  принятия  решения  и  нравственный  выбор.

В  педагогической  литературе  описывается  множество методов и приемов нравственного воспитания.  Очевидно,  что они не  одинаково направлены  на  формирование  мотивов нравственного поведения.  Методов и особенно  различных версий  методов накоплено так много,  что разобраться в  них,  выбрать  адекватные  целям  и  реальным  обстоятельствам  помогает  лишь  их  упорядочение,  классификация.  Но  явления  воспитания  очень  сложны  и  противоречивы,  а  потому  единое  логическое  основание  для  классификации  многочисленных  способов  педагогического  воздействия  найти  трудно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

1. В кратком словаре по философии понятие нравственного приравненного к понятию мораль «Мораль (лат. точез – нравы) – нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческого поведения (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)».

В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность – это внутреннее, духовное качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».

В.А. Сухомлинский говорил  о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека».

Н.И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью воспитания нравственных качеств является то, что его нельзя обособить в какой – то специальный воспитательный процесс.

В формировании личности младшего школьника, с точки зрения С.Л. Рубинштейна, особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения.

На определенные роли планирования, как в учебной деятельности, так и в нравственном поведении  детей младшего школьного возраста было направленно внимание таких  ученых как Л.А. Матвеева, Л.А. Регуш  и многих других.

  1. Нравственное воспитание -  это процесс, который способствует формированию нравственных чувств (совести, долга, ответственности, гражданственности, патриотизма); нравственного облика (терпения, милосердия); нравственной позиции (способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления доброй воли личности).
  2. Воспитание подрастающего поколения - важнейший фактор развития общества. Функция его состоит в передаче от поколения к поколению многостороннего опыта людей, выраженного в общей культуре, науке, искусстве, языке, нравственности, поведении, общественных отношениях. Становление личности в детстве, в отрочестве и юности, происходящее в школе и семье - основные этапы подготовки человека для общества с помощью воспитания. В общей системе всестороннего развития личности большую роль играет нравственное воспитание. Нравственное становление личности - сложный и противоречивый процесс. Это и усвоение исторически сложившихся понятий в области нравственности современного общества, и достижение высокого уровня самоконтроля.

Нравственное воспитание ребенка начинается рано, с дошкольного возраста, когда закладываются первые привычки поведения у детей. Развитию нравственных качеств необходимо уделять серьезное внимание.

В младшем школьном возрасте большое значение имеют широкие  социальные мотивы – долга, ответственность  и др.

Проблема адекватного  нравственного воспитания осуществляется не только в школе, семье, по месту  жительства (там, где учащиеся проводят большую часть своего времени), но и во внешкольных учреждениях. Очень важно, чтобы школа, родители и общественность объединили свои усилия в воспитании подрастающего поколения.

  1. В  педагогической  литературе  описывается  множество  методов  и  приемов  нравственного  воспитания.  Так,  например,  по  результатам  методы  воздействия  можно  разделить  на два  класса: влияния,  создающие  нравственные  установки,  мотивы,  отношения,  формирующие  представления,  понятия,  идеи; влияния,  создающие  привычки, определяющие  тот или иной  тип поведения.

Наиболее  последовательной  и  современной  представляется  классификация,  в  которой  выделяют  такие  группы  методов:

Методы  разностороннего  воздействия  на  сознание,  чувства  и  волю  учащихся  в  интересах  формирования  у  них  нравственных  взглядов  и  убеждений  (методы  формирования  сознания  личности);

Методы  организации  деятельности  и  формирования  опыта  общественного  поведения.

Методы  стимулирования  поведения  и  деятельности.

В  младших  классах  часто  используется  рассказ  на  этическую  тему. 

Разъяснение  –  метод  эмоционально-словесного  воздействия  на  воспитанников. 

В  практике  школьного  воспитания  разъяснение  опирается  на  внушение. 

Этическая  беседа  –  метод  систематического  и  последовательного  обсуждения  знаний,  предполагающий  участие  обеих  сторон  –  воспитателя  и  воспитанников. 

Пример  –  воспитательный  метод  исключительной  силы.

Психологической  основой  примера  служит  подражательность. 

В  педагогической  литературе  описывается  и  такой  метод  формирования  сознания  личности,  как  диспут. 

Беседа является одним из главных методов педагогической диагностики.

Метод наблюдения  - наиболее доступный способ получения информации знаний об учащихся.

Метод наблюдения  - наиболее доступный способ получения информации знаний об учащихся.

Метод анкетирования - позволяет выяснить не только мнения ребят по интересующим вопросам, но и выявить их склонности, связи, оценочные суждения.

Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям.

Информация о работе Воспитание нравственных качеств у младших школьников во внеучебное время