Воспитание нравственных качеств у младших школьников во внеучебное время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 15:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: выяснить процесс нравственного воспитания у младших школьников во внеучебное время.
Задачи исследования:
Проанализировать характеристику нравственных качеств с точки зрения разных авторов.
Рассмотреть понятие нравственного воспитания.
Выявить особенности воспитания нравственных качеств в младшем школьном возрасте.
Рассмотреть формы и методы воспитания нравственных качеств у младших школьников во внеучебное время.

Содержание

Введение ……………………………………………….………
Теоретические основы воспитания нравственных качеств младших школьников во внеучебное время……..
Характеристика нравственных качеств, точки зрения разных авторов…………………………………………………………...
Особенности воспитания нравственных качеств в младшем школьном возрасте……………………………………………...
Выводы по первой главе……………………………………...
Диагностика формирования нравственных качеств у младших школьников во внеучебной деятельности……...
Анализ программ изучения воспитанности школьников…….
Формы и методы нравственных качеств во внеучебной деятельности у младших школьников…………………………
Выводы по второй главе …………………………………….
Заключение ……………………………………………………
Список литературы …………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Пашина.doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)

Собственная программа  образовательного учреждения должна содержать  теоретические положения и методические рекомендации по формированию целостной  образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития школьника, иначе определяемого как уклад школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей (законных представителей). При этом образовательное учреждение должно создавать условия для реализации разработанной собственной программы, обеспечивая духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к базовым российским ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс в начальной школе на воспитание ребенка в духе любви к Родине и  уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Выводы по первой главе.

В кратком словаре  по философии понятие нравственного  приравненного к понятию мораль «Мораль (лат. точез – нравы) – нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческого поведения (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)».

Нравственное воспитание -  это процесс, который способствует формированию нравственных чувств (совести, долга, ответственности, гражданственности, патриотизма); нравственного облика (терпения, милосердия); нравственной позиции (способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления доброй воли личности).

В процессе обучения и  воспитания человек осваивает социокультурные  нормы, которые имеют культурно-историческое значение. Смысл образования заключается в воспроизводстве устоявшихся форм общественной жизни в пространстве культуры.

Духовное начало в  человеке проявляется благодаря  его вливанию в «культурное» наследие семьи и культурную традицию, которую он осваивает посредством процессов образования, воспитания и профессиональной деятельности на протяжении всей жизни.

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

2.1. Анализ программ изучения воспитанности школьников

 

Чтобы изучение было целеустремленным и носило конкретный характер, надо заранее хорошо продумать, что нужно  изучать, на что следует обратить внимание. Говоря другими словами - необходимо наметить ориентировочную программу изучения. Такая программа необходима любому воспитателю, так как без нее очень трудно и, пожалуй, невозможно организовать систематическое и целеустремленное изучение личности и коллектива. Программа позволяет наметить основное направление деятельности воспитателей по изучению школьников. Она дает ответ на вопросы, что надо изучать, на какие стороны личности и коллектива обращать внимание.

В настоящее время  существует множество диагностических  программ и методик, позволяющих  усовершенствовать диагностический инструментарий изучения как нравственной воспитанности учащихся, так и воспитательного процесса в целом [Серов И.С., 2005, с. 43-52].

Диагностика воспитанности - это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. Данные оценочного уровня сопоставляются с исходными характеристиками воспитанности, разница между ними определяет эффективность воспитательного процесса.

Классный руководитель диагностирует развитие учеников, изучая качества личности, которые были объектом воспитания, являлись ведущими на данном этапе их развития.

Содержание диагностики  зависит также от возраста учеников. Учитывая специфику возрастного развития учеников и опираясь на сенситивные периоды, соответствующие возрасту, педагог диагностирует ту или иную группу интегративных свойств, характерную для данного возраста.

В качестве эталонных  показателей воспитанности используются критерии (от лат. «сравнение»).

Критерий воспитанности - это теоретически разработанные учеными показатели уровня сформированности различных качеств личности.

Особенность личностного  возрастного развития заключается  в том, что на каждом этапе присутствуют многие качества, но в разной степени проявляющиеся. Возрастная и индивидуальная характеристики воспитанности нередко не совпадают. Поэтому нужны эталоны - шкалы, вычлененные признаки, приметы распознавания.

 

2.2. Формы и  методы нравственных качеств  во внеучебной деятельности у  младших школьников

 

Определение уровней  воспитанности представляет собой такое же тестирование, с той, однако, разницей, что тестом служит не теоретическое задание, а практическое поведение воспитанника в определенной ситуации, выполнение им требуемых действий, свидетельствующих о наличии или отсутствии определенных качеств. Второе направление диагностики – изучение индивидуальных особенностей каждого. Особое внимание нужно обратить на проявление результатов воспитания во внешней форме (суждения, оценки, поступки, действия ребенка), и связанных с явлениями, скрытых от глаз педагога (мотивы, убеждения, планы, ориентации). А также оценка поведения окружающими людьми (родителями, учителями – предметниками, сверстниками) и самооценка. Технологии такого изучения задают соответствующие диагностические программы для младших школьников [Шестопалов С.В., 2008, с. 84-91].

В настоящее время, следует  отметить, проявляется всеобщий интерес  к диагностическим методикам, которые  проводятся непосредственно самим  педагогом, либо опосредованно, благодаря  работе с группой школьного психолога. Благоприятное общественное мнение содействует общему положительному отношению к диагностике как таковой в жизни человека и воспитание личности.

Диагностическая деятельность проводится с учетом следующих условий: исследования направлены на выявление особенностей развития каждого ребенка; результаты диагностики сравниваются только с предыдущими результатами того же ученика, чтобы выявить степень его продвижения в развитии; изучение личности учащегося и ученического коллектива осуществляется на протяжении всех лет обучения в начальной школе; определяются перспективы развития ученика и коллектива; исследования носят комплексный системный характер; диагностика проводится в естественных условиях учебно-воспитательного процесса.

Изучение детей и  коллектива проводится не только с помощью специальных психологических методик, но и путем индивидуальных бесед, наблюдений, бесед с родителями, учителями [Федоскина О. В., 2002, с.17-22].

В педагогическом процессе диагностика выполняет следующие  функции: информационную, прогнозирующую, оценочную, развивающую.

Информационная функция  диагностики заключается в том, чтобы: выявить относительный уровень развития ребёнка; выявить уровень состояния педагогического взаимодействия; определить основные параметры будущей характеристики ученика.

Прогнозирующая функция  диагностики заключается в том, чтобы: способствовать выявлению потенциальных возможностей развития учащихся; определяет прогноз организации взаимодействия с учеником.

Оценочная функция диагностики  заключается в том, чтобы: иметь представление о результативности педагогического взаимодействия; определить эффективность использования в педагогическом процессе различных воспитательных и обучающих средств.

Развивающая функция  диагностики заключается в том, чтобы: использовать диагностические методики для демонстрации ученику его возможностей и перспектив развития; создать условия для самореализации, самоощущения и саморазвития личности на основе диагностики.

Основные задачи диагностики  в начальной школе:

1. определить уровни развития ребёнка;

2. обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону;

3. увидеть норму и отклонение (ориентируясь на эталон);

4. проанализировать полученные факты;

5. установить причины изменений;

6. выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.

Работая с диагностическими методиками, классный руководитель должен придерживаться следующих правил: содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат; диагностика должна быть достаточно информативной и создавать широкое поле исследовательской деятельности; результаты диагностического исследования должны анализироваться компетентными людьми; любые результаты исследования должны служить не во вред учащимся и родителям, а во благо; по результатам диагностического исследования должна проводиться систематическая коррекционная работа; необходимость педагогической диагностики должна разъясняться учащимся и их родителям [Щуркова Н.Е., 2001, с. 13-41].

При проведении диагностического исследования необходимо соблюдение педагогического такта. Недопустимо без согласия автора публичное оглашение ответов на вопросы анкеты или беседы, сообщение результатов, которые унижают достоинство отдельных учителей или школьников. При исследовании результатов и эффективности воспитательного процесса необходимо использовать не одну методику, а их систему, в которой методы дополняли бы друг друга и подтверждали объективность и достоверность результатов изучения. Методики и методы должны по возможности представлять собой обычное учебное или воспитательное средство, учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, специфику коллектива и взаимоотношений в нем. В ряде случаев при проведении изучения важно исключать влияние испытуемых друг на друга. Это может быть обеспечено заполнением каждого персонального опросника, анкеты. Педагог подчеркивает важность независимости мнений при изучении проблемы [Землянская Е.Н., 2005, с. 55-59].

Основными эмпирическими  методами получения фактов в начальной школе является беседа, наблюдение. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность, позволяют получить информацию о личности школьников и уровне их знаний, эмоциональном состоянии, интересах, мотивах деятельности личности.

Так,  например,  по  результатам  методы  воздействия  можно  разделить  на два  класса:

Влияния,  создающие  нравственные  установки,  мотивы,  отношения,  формирующие  представления,  понятия,  идеи.

Влияния,  создающие  привычки,  определяющие  тот  или  иной  тип  поведения.

Наиболее  последовательной  и  современной  представляется  классификация,  в  которой  выделяют  такие  группы  методов:

Методы  разностороннего  воздействия  на  сознание,  чувства  и  волю  учащихся в интересах формирования  у них нравственных  взглядов  и убеждений (методы  формирования  сознания  личности);

Методы  организации  деятельности  и  формирования  опыта  общественного  поведения.

Методы  стимулирования  поведения  и  деятельности.

Каждый  из  методов  имеет  свою  специфику  и  область  применения.  Несмотря  на  кажущуюся  простоту,  все  без  исключения  методы  этой  группы  требуют  высокой  педагогической  квалификации.

В  младших  классах  часто  используется  рассказ  на  этическую  тему.  Это  яркое  эмоциональное  изложение  конкретных  фактов и  событий,  имеющих  нравственное  содержание.  Воздействуя  на  чувства,  рассказ  помогает  воспитанникам  понять  и  усвоить  смысл  моральных  оценок  и  норм  поведения. 

У  рассказа  на  этическую  тему  несколько функций: служить  источником  знаний, обогащать  нравственный  опыт  личности  опытом  других  людей, служить  способом  использования  положительного  примера  в  воспитании.

Разъяснение  –  метод  эмоционально-словесного  воздействия  на  воспитанников.  Важная  черта,  отличающая  разъяснение  от  объяснения  и  рассказа, –  ориентированность  воздействия  на  данную  группу  или  отдельную  личность.  Для  младших  школьников  применяются  элементарные  приемы  и средства  разъяснения. Разъяснение применяется: чтобы сформировать  или закрепить новое моральное качество  или форму поведения; для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку,  который уже совершен.

В  практике  школьного воспитания  разъяснение опирается на  внушение.  Для него  характерно  некритическое восприятие  школьником  педагогического воздействия.  Внушение,  проникая  незаметно в психику,  действует на  личность  в целом,  создавая  установки  и  мотивы поведения.

Этическая  беседа  –  метод  систематического  и  последовательного  обсуждения  знаний,  предполагающий  участие  обеих  сторон  –  воспитателя  и  воспитанников.  Воспитатель  выслушивает  и  учитывает  мнения,  точки  зрения  своих  собеседников,  строит  свои  отношения  с  ними  на  принципах  равноправия  и  сотрудничества.  Этической  беседа  называется  потому,  что  ее  предметом  чаще  всего  становятся  нравственные,  моральные,  этические  проблемы.  Цель  этической  беседы  –  углубление,  упрочение  нравственных  понятий,  обобщение  и  закрепление  знаний,  формирование  системы  нравственных  взглядов  и  убеждений.

Информация о работе Воспитание нравственных качеств у младших школьников во внеучебное время