Воспитание нравственных качеств у младших школьников во внеучебное время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 15:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: выяснить процесс нравственного воспитания у младших школьников во внеучебное время.
Задачи исследования:
Проанализировать характеристику нравственных качеств с точки зрения разных авторов.
Рассмотреть понятие нравственного воспитания.
Выявить особенности воспитания нравственных качеств в младшем школьном возрасте.
Рассмотреть формы и методы воспитания нравственных качеств у младших школьников во внеучебное время.

Содержание

Введение ……………………………………………….………
Теоретические основы воспитания нравственных качеств младших школьников во внеучебное время……..
Характеристика нравственных качеств, точки зрения разных авторов…………………………………………………………...
Особенности воспитания нравственных качеств в младшем школьном возрасте……………………………………………...
Выводы по первой главе……………………………………...
Диагностика формирования нравственных качеств у младших школьников во внеучебной деятельности……...
Анализ программ изучения воспитанности школьников…….
Формы и методы нравственных качеств во внеучебной деятельности у младших школьников…………………………
Выводы по второй главе …………………………………….
Заключение ……………………………………………………
Список литературы …………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Пашина.doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)

Графические и рисуночные тесты. Данные тесты позволяют изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействие с педагогами и родителями.

Сочинения помогают изучить интеллектуальные умения учащихся, их кругозор, личностные качества, отношение к мировым ценностям, мироощущение ребенка.

Опросник дает возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретного ребенка или группы класса в целом, уровень тревожности учащихся класса.

Социометрия - этот метод помогает проникнуть во взаимоотношения одноклассников, выявить разные микрогруппы, неформальных лидеров, а также личную позицию ребенка в коллективе сверстников.

Метод ранжирования – это расположение по значимости (по рангу).

Цветограмма - (раскрашивание дней недели, часов дня: соответственно настроению, душевному состоянию человека) позволяет не только знать, но и корректировать с помощью определенных воспитательных воздействий эмоциональное состояние своих воспитанников.

В обобщающей диагностике  пользуются также методом анализа продуктов творчества учеников в процессе их самостоятельной деятельности – художественно – эстетической, трудовой, учебной.

Таким образом, в работе направленной на формирование нравственных качеств у младших школьников любые методы, формы и методики работы с детьми, занимательная беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, инсценирование ситуаций, просмотр диапозитивов, диафильмов, кинофильмов и др., важны для освоения знаний. Методики организации учебного процесса также могут быть разнообразными: занятия в классе и в природе, экскурсии, уроки – путешествия, уроки – КВН.

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. - 2005 - №11 - С. 68-71
  2. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства-М.: Издательский центр "Академия",1999.
  3. Аголарова П.И. Игры – соревнования в экологическом образовании школьников. // Начальная школа. – 2007. - №12.
  4. Баттерворт Дж., Принципы психологии развития. - М., 2000.
  5. Бойко Л.А. Воспитание экологической культуры детей. // Начальная школа. – 2005. - №6.
  6. Варламова С.И. Здоровье наших учеников /С.И. Варламова // Начальная школа. - 2003. - № 2.-С.65-66.
  7. Выготский Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. - М: Детская психология, 2001. - 362с.
  8. Герриг Р., Зимбардо Ф. Психология и жизнь. - СПБ.: Питер,. 2004.
  9. Грач И.С. Здоровый образ жизни: Сущность понятия и содержание работы по его формированию /И.С. Грач // Образование. - 2002. - № 5.-С.88-91. - (Здоровье и образование).
  10. Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. М. Центр «Педагогический поиск», 2002 г.
  11. Егорова Г.В., Хотулева О.В. Материалы к проведению экскурсии на пришкольный участок. // Начальная школа. – 2001. - №3.
  12. Железняк В. Н. Пайдейя. Десять категорий теоретической педагогики // Философия образования и реформа современной школы. – Пермь, 2002.
  13. Зайцева С.К. Экология для младших школьников. // Начальная школа. – 2005. - №4.
  14. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Начальная школа. – 2005. - №9, 55-59с.
  15. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Начальная школа. – 2004. - №2, 96- 101с.
  16. Иванов АВ. Современный подход к содержанию деятельности классного руководителя и развитие его педагогической культуры. М. 2005
  17. Исаев Е.И. Возрастная психология, М.: Психология 2000.
  18. Казначеев В.П. Здоровье нации – феномен экологии XXI века / В.П. Казначеев // Материалы I Всероссийского форума «III тысячелетие. Пути к здоровью нации». Москва, 15-17 мая 2001. – 194с.
  19. Кропочева Т.Б. Исследовательские экскурсии в начальной школе. // Начальная школа. – 2007. - №11.
  20. Кульневыч С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе: Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов средних и высших педагогических учебных заведений. – Воронеж: Учитель, 2004. – 168с.
  21. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебник. – М.: Педагогическое общество России, 2004.- 480с.
  22. Менчинская Е. А. О проблемах социокультурного развития младших школьников в практике современного гуманистического воспитания // Педагогический вуз как региональный культурно-образовательный центр в условиях Урала и Сибири: Материалы региональной научно-практической конференции. Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2003. С.112-114 
  23. Менчинская Е. А. Рекомендации для педагогов начальной школы по построению модели воспитательного пространства ОУ, направленного на обеспечение условий для воспитания младшего школьника как субъекта социокультурного развития // Пути реализации основных направлений модернизации начального образования юга Тюменской области: Методические рекомендации. Тюмень: ТОГИРРО, 2003. 79 с.
  24. Михайлова Е.В. Психологические основы формирования нравственных ценностей у младших школьников // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – Кострома: КГУ им. Некрасова, 2007. - №1. – С. 72-75 
  25. Михайлова Е.В. Детская книга как средство нравственного воспитания младшего школьника // Эффективный учитель: Материалы научно-практической конференции, посвященной 180-летию со дня рождения К.Д. Ушинского. – М.: МГПУ, 2004. – С. 54-58 
  26. Михайлова Е.В. Диагностика сформированности нравственных ценностей у младших школьников // Школа ХХI века: Материалы научно-практической конференции. – М.: МГПУ, 2005. – С. 38-42 
  27. Михайлова Е.В. Проблема формирования нравственных ценностей у школьников во внеурочной краеведческой деятельности // Инновационные подходы к организации краеведческой работы в образовательных учреждениях и социуме: Материалы научно-методической конференции. – Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2005. – С. 93-95.
  28. Михайлова Е.В. Особенности формирования нравственных ценностей у младших школьников // Актуальные проблемы психологии, педагогики и общественных наук: Международный межвузовский сборник научных работ. Вып. 2. В 2-х частях. Часть 1. – М.: Экон-Информ, 2006. – С. 221-228.
  29. Михайлова Е.В. Формирование нравственных ценностей у младших школьников // Сборник работ молодых ученых МГПУ. Выпуск XXIII / Сост. И отв. ред. Ю.Н. Рыбин. – М.: МГПУ, 2006. – С. 52-62 
  30. Рудченко Л.И. по учебнику Плешаковой А.А. Мир вокруг нас. 3 класс. Начальная школа, 2005г., 143 с.
  31. Серов И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М., «Академия», 2005.
  32. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. М. «Педагогический поиск», 2000г.
  33. Степанов Е.Н., Создание системы воспитания: формы, методы и приемы.  /ж. Директор школы, № 2, 2000 г.
  34. Тарасова Т. И., Калашникова П. Т. Экологическое образование младших школьников во внеклассной работе: Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. – Борисоглебск: БГПИ, 2002. – 146 с.
  35. Федоскина О. В. Взаимодействие педагога с родителями – путь к развитию личности ребёнка // Каптерев и современное образование. Тюмень: ТОГИРРО, 2001. С. 37-39.
  36. Федоскина О. В. Дорога к ученическому счастью // Организация мыслительной деятельности младших школьников в условиях совершенствования содержания и структуры начального образования в системе Л.В. Занкова: Материалы межрайонной научно-практической конференции учителей начальных классов. Тюмень: ТОГИРРО, 2002. С.17-22. 
  37. Федоскина О. В. «Здравствуй, мир! Здравствуй, Я!» Использование учебного комплекта в образовательном процессе начальной школы с целью социокультурного развития младшего школьника: Методическое руководство. Тюмень: ТОГИРРО, 2002. 24 с. 
  38. Фридман, Л.М. Психологический справочник учителя [Текст]/ Л.М. Фридман. – Москва, 2001. – 173с.
  39. Шестопалов С.В. Нравственно-психологические идеи / С.В. Шестопалов // Психология и современное общество: взаимодействие как путь саморазвития: материалы III Международной научно-практической конференции. - С.-Петербург: СПБИУиП. – 2008 
  40. Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. М. 2001.
  41. Шиховцова, Н.Н. Формирование нравственных ценностей у школьников во внеклассной работе/ Н.Н. Шиховцова // Новые исследования в педагогико-психологических науках. Выпуск 3. – М.: изд-во НИР РАО, 2006. – С. 103 - 109. 

 

Приложение 1

 

Вопросы анкетирования

      1. Как вы понимаете, что такое виды? Приведите примеры.
      2. Назовите признаки жизни животных.
      3. Каких животных заинтересуют желуди?
      4. Что такое сеть питания?
      5. Что такое экологическая пирамида?
      6. Как размножаются животные?
      7. Чем отличается размножение зверей от других животных?

 

Приложение 2

Классный час на тему — "О культуре поведения в школе".

Цели: Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета, проработанными и внедренными самими учащимися в результате групповой работы по темам классного часа; профилактика спорных ситуаций среди учеников, предотвращение конфликтных ситуаций между учителями и учениками.

Мотивация выбора данной темы: учащиеся сами должны прийти к правилам поведения в школе и школьному этикету, сами должны осознать их необходимость, чтобы потом более осознанно всего этого придерживаться.

Задача: Развитие коммуникативных способностей учащихся.

Оснащение и  оборудование: столы со стульями для групп, Задания для групп для обсуждения одной тем, подсказки по каждой теме (общие для всех), бумага и фломастеры для записи, мультимедиа проектор, интерактивная доска.

Форма проведения: работа учащихся в группах по выработке правил поведения в школе, школьного этикета, а также разработка обязанностей дежурного класса.

Содержание  классного часа.

Класс делится классным руководителем на 3 группы с учетом пожеланий учащихся. Ребята рассаживаются  за свои столы. Классный руководитель вводит учеников в курс дела: сообщает тему классного часа, рассказывает в какой форме будет он проходить.

Ход классного  часа.

До начала выступления  учителя включается песня Б.Окуджавы «Давайте восклицать!» С классом  обсуждается смысл слов песни, ведется  поиск связи с тематикой классного  часа.

Вводное слово.

Человек с самого своего рождения живет среди людей. Среди  них делает свои первые шаги и говорит  первые слова, развивается и раскрывает свои способности. Только человеческий социум может стать основой для  развития личности, для развития “я”  каждого человека. И таким социумом может стать не только крупное объединение людей, но и малая группа - школьный класс. Что такое класс? Класс - объединение людей, где “я” каждого превращается в общее “мы”. И нужно чтобы каждое отдельное “я” чувствовало себя в этом большом “мы” комфортно. И чтобы “я” каждого не подавляло “я” своего соседа. Для этого необходимо существование определенных правил поведения, которые дали бы возможность каждому “я” полноценно развиваться. Давайте посчитаем, со сколькими людьми мы встречаемся ежедневно. Дома мы общаемся с родными: мамой, папой, братьями и сестрами, с соседями; в школе – с учителями, школьными товарищами, библиотекарем; в магазине - с продавцом, кассирами, незнакомыми людьми; на улице – с прохожими; старыми и молодыми людьми, взрослыми и сверстниками. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь; с одними только поздороваешься, с другими поговоришь, поиграешь, третьим ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с просьбой. Каждый человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, на улице, в магазине, в кино, в библиотеке и т.д. Все мы знаем, что поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляют в душе след на целый день. Часто хорошее настроение у человека зависит от того, оказали ли ему внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Очень много времени мы с вами проводим в школе, поэтому сегодня будем говорить о правилах поведения в школе, а также о моментах неуважительного отношения, то есть такого, после которого возникают обиды. Как правило, обиды взаимны. К сожалению, не во всех школьных коллективах утверждаются правила вежливости, приветливости, деликатности. Надо задуматься над своими ошибками в поведении. Ровный дружный тон, внимание друг к другу, взаимная поддержка укрепляют отношения. И наоборот, бесцеремонность или грубое обращение, бестактность, обидные прозвища, клички больно ранят, резко ухудшают ваше самочувствие. Некоторые считают, что все это мелочи, пустяки. Однако грубые слова не безобидны. Недаром народ сложил мудрые поговорки о роли слова в человеческих взаимоотношениях: “От одного слова да навек ссора”, “Бритва скребет, а слово ранит”, “Ласковое слово – это вешний день”.

Как вы думаете, что обозначает слово “вежливый” (соблюдающий  правила приличия).

Итак, предлагаю вам  в группах выполнить следующую  работу: в течение 5 минут придумать, точно, кратко и выразительно разыграть  сценки типичных ситуаций соблюдения или нарушения норм культуры поведения и общения в различных ситуациях. Например: “Как мы приветствуем, друг друга, взрослых в школе, на улице”, “Как мы возражаем взрослым, родителям”, и т. д.

Самостоятельная работа в группах. Выступления от групп и общее обсуждение. Отношение других групп к ситуации.

Задание: Перед вами на интерактивной доске нарисован человечек. Пусть каждый из вас подарит ему признак воспитанного человека (от человечка в разные стороны чертятся стрелочки и ученики по очереди записывают характеристики воспитанного человека).

Обсуждаются качества личности воспитанного человека. Вырабатываются правила поведения.

Правила:

  • Вежливость, доброжелательность, дружелюбие в отношениях - это взаимно. Вырабатывайте в себе такие качества. 
  • Не допускай ссор, драк, брани, крика, угроз. Это унижает человека. 
  • Дорожи своей честью, честью семьи, школы, удерживай своих товарищей от плохи<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__C

Информация о работе Воспитание нравственных качеств у младших школьников во внеучебное время