Воспитательная работа в ГБОУ НПО РО «Сельскохозяйственный профессиональный лицей №92 как средство формирование общих компетенций учащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 17:06, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: выявление педагогических условий формирования общих компетенций учащихся в процессе реализации воспитательного процесса профессионального лицея.
Гипотеза:
Задачи:
Выявить сущность и особенности организации воспитательного процесса в профессиональном лицее;
Изучить социальный портрет учащегося профессионального лицея №92;
Рассмотреть условия и тенденции, определяющие эффективность воспитательной работы;
Определить основные формы и методы организации воспитательного процесса в профессиональном лицее № 92.

Содержание

Введение.....................................................................................................
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования общих компетенций в процессе воспитательной работы учащихся в ГБОУ НПО РО……………………………………………………………………………….
1.1. Понятие воспитательной работы учащихся в ГБОУ НПО РО«Сельскохозяйственный профессиональный лицей №92 как средство формирование общих компетенций учащихся»…………………………..
1.2. Формирование общих компетенций учащихся в воспитательном процессе …………………………………………………..
1.3 Развитие личности в воспитательном процессе профессионального лицея………………………………………………….
1.4Основные формы и методы организации воспитательного процесса в учреждениях НПО…………………………………………………………
Глава 2. Приёмы и способы организации воспитательной работы в ГБОУ НПО РО «Сельскохозяйственный профессиональный лицей №92 как средство формирование общих компетенций учащихся».……......................
2.1 Описание учебного заведения…………………………………………
2.2 Состояние проблемы организации воспитательной работы учащихся в ГБОУ НПО РО
2.3 Разработка методических материалов для воспитательной работы ГБОУ НПО РО…………………………………………………………….
2.4. Оценка результативности воспитательной работы учащихся в ГБОУ НПО РО……………………………………………………………
Глава 3. Безопасность и экологичность работы .............................................................................................................................
3.1 Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в ГБОУ НПО РО...................................................................................................
3.2 Экологическая безопасность ................................................................
Заключение ………………………………………………………………...
Библиография ……………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

диплом Диана теория (1).docx

— 74.36 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент научно-технологической политики и  образования

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ бюджетноеОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«АЗОВО-ЧЕРНОМОРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АГРОИНЖЕНЕРНАЯ АКАДЕМИЯ»

 

Факультет: «Инженерно-экономический»

Кафедра профессиональной педагогики и психологии

Зав. кафедрой: _____________ /канд. филос. н., доцент И.А. Остапенко/

     (подпись)

 

 

 

 

Дипломная работа

 

 

Тема: Воспитательная работа в ГБОУ НПО РО «Сельскохозяйственный профессиональный лицей №92 как средство формирование общих компетенций учащихся».

 

Автор _____________________________________________________


                                     (подпись)          (фамилия, имя, отчество)

Руководитель_______________________________________________

                                        (подпись)  (ученая степень, звание, ф.и.о.)

 

Консультанты по:

Технической части___________________________________________

           (подпись)  (ученая степень, звание, ф.и.о.)

Безопасности жизнедеятельности______________________________

(подпись) (ученая степень, звание, ф.и.о.)

 

 

 

 

Зерноград – 2012

Тема: Воспитательная работа в ГБОУ НПО РО «Сельскохозяйственный профессиональный лицей №92 как средство формирование общих компетенций учащихся».

Оглавление

Введение.....................................................................................................

Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования общих компетенций  в процессе воспитательной работы учащихся в ГБОУ НПО РО……………………………………………………………………………….

1.1. Понятие воспитательной  работы учащихся в  ГБОУ НПО РО«Сельскохозяйственный профессиональный лицей №92 как средство формирование общих компетенций учащихся»…………………………..

1.2. Формирование общих компетенций учащихся в воспитательном процессе …………………………………………………..

1.3 Развитие личности в воспитательном процессе профессионального лицея………………………………………………….

1.4Основные формы и методы организации воспитательного процесса в учреждениях НПО…………………………………………………………

Глава 2. Приёмы и способы организации воспитательной работы в ГБОУ НПО РО «Сельскохозяйственный профессиональный лицей №92 как средство формирование общих компетенций учащихся».……......................

  1. 2.1 Описание учебного заведения…………………………………………
  1. 2.2 Состояние проблемы организации воспитательной работы учащихся в ГБОУ НПО РО
  1. 2.3 Разработка методических материалов для воспитательной работы ГБОУ НПО РО…………………………………………………………….
  1. 2.4. Оценка результативности воспитательной работы учащихся в ГБОУ НПО РО……………………………………………………………

Глава 3. Безопасность и экологичность работы .............................................................................................................................

3.1 Мероприятия по обеспечению  пожарной безопасности в ГБОУ НПО РО...................................................................................................

3.2 Экологическая безопасность ................................................................

Заключение ………………………………………………………………...

Библиография ……………………………………………………………...

Приложения

 

 

 

 

Введение

Воспитательная работа в начальных профессиональных заведениях является неотъемлемой частью выполнения своего предназначения – удовлетворения образовательных потребностей личности, подготовки конкурентно-способных специалистов для отраслей экономики и социальной сферы современной России, постоянно изменяется под воздействием большого числа факторов, как внутренних, так и внешних. К основным из них могут быть отнесены: общая социально-экономическая ситуация в России, социально-психологические особенности выпускников школ. Эти факторы порождают различные тенденции воспитательной деятельности в системе начального профессионального образования.Представляя собой сложное социально-педагогическое явление, воспитательная система выступает как целостная упорядоченная совокупность взаимодействующих компонентов, субъектов, целей, системообразующей деятельности, отношений, управления. Воспитательная система лицея охватывает весь педагогический процесс, объединяя обучение, внеурочная жизнь учащихся, разнообразную деятельность и общение за пределами лицея. Одна из главных характеристик воспитания - его целенаправленность, специальная организованность, осуществляемая специально подготовленным людьми. Целенаправленность предполагает проектирование результата, некоего идеализированного представления о нем. Цель воспитания, таким образом, выступает как идеальный образ будущего (человека, группы, коллектива, общества в целом, человечества, цивилизации...). Этот образ будущего детерминирует настоящее, определяет собой реальные действия человека, группы, коллектива, общества (В.В. Давыдов). Следует выделять два уровня целей воспитания: социальная (общественно ценная) и личностная (самовоспитание, познание, освоение окружающего мира и самореализация. Эта цель самобытна, так как зависит от особенностей личности).

 В «Концепции модернизации  Российского образования на период  до 2010 года» подчеркивалось: «развивающемуся  обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны». []

Таким образом, данную тему исследования я считаю наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как  именно от воспитательной работы в  учреждениях НПО зависит уровень  развития личности молодого рабочего, становления его умственных, нравственных и профессиональных качеств, а следовательно зависит и уровень развития общества в целом, его социальное благополучие.

Объектом исследования является воспитательный процесс в профессиональном лицее № 92.

Предмет исследования – условия организации воспитательного процесса в ГБОУ НПО РО Сельскохозяйственного профессионального лицея №92.

Цель работы: выявление педагогических условий формирования общих компетенций учащихся в процессе реализации воспитательного процесса профессионального лицея.

Гипотеза:

Задачи:

  • Выявить сущность и особенности организации воспитательного процесса в профессиональном лицее;
  • Изучить социальный портрет учащегося профессионального лицея №92;
  • Рассмотреть условия и тенденции, определяющие эффективность воспитательной работы;
  • Определить основные формы и методы организации воспитательного процесса в профессиональном лицее № 92.

Теоретическая и  практическая значимость настоящего исследования состоит в изучении диалектического метода и иных общенаучных методах познания закономерностей воспитательных процессов: объективно-существующие, устойчивые, повторяющиеся связи, учет которых позволяет добиться эффективных результатов в воспитании личности. Теоретической основой написания дипломной работы явились законодательные и нормативные акты, учебники, учебные пособия, монографии и статьи в периодических изданиях по изучаемому вопросу.

На практике методика воспитательного  процесса была разработана в ПЛ № 92

Методы исследования: теоретический анализ педагогической, психологической и лингводидактической литературы, инновационного педагогического опыта; метод моделирования; эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, тестирование, самооценка, интервьюирование, рейтинг), констатирующий и формирующий эксперименты;метод коллективной экспертной оценки; анализ документов (учебных планов и рабочих программ).

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложений, характеризующие ход проведения исследования.

В первой главе рассмотрены основные понятия формирования общих компетенций в процессе воспитательной работы.

Вторая глава посвящена  исследованию воспитательного процесса и его влияния на развитие личности учащихся

В третьей главе рассмотрены  основы безопасности жизнедеятельности  в профессиональном образовании.

Заключение сдержит основные выводы, сделанные по существу проведенного исследования, предложения по совершенствованию  профессионального образования.

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы проблемы формирования общих  компетенций в процессе воспитательной работы учащихся в ГБОУ НПО РО.

 

    1. Сущность понятия «воспитательная работа» в образовательном процессе профессионального лицея

Воспитание занимает важное место в целом педагогическом процессе. Оно проявляется там, где  формирование личности имеет управляемый  характер, где воспитатели и воспитуемые  руководствуются сознательными намерениями , действуют по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами.

Воспитание одно из ведущих  понятий в педагогики. В ходе исторического  развития общества и педагогики определились различные подходы к пониманию  этой категории. Прежде всего, различают  воспитание в широком и узком  смысле этого слова.

По мнению Смирнова В.И. Воспитание в широком смысле представляется как «совокупность формирующего воздействия всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения  в поколение накопленного социально-культурного  опыта, нравственных норм и ценностей». В этом смысле воспитание отожествляется с социализацией.

Воспитание в узком  смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов  и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Воспитание-это вскармливание, взращивание молодого поколения. В  педагогической литературе прочно укоренился метафорический образ воспитателя  как садовника, который заботливо  взращивает в своем воспитаннике семена добродетели.

Я.А.Коменский считал: «Хотя человек, как и всякое существо, сам приобретает свой образ, все же, без предварительной прививки черенков мудрости, нравственности и благочестия, он не сможет стать существом разумным, мудрым, нравственным и благочестивым».

По мнению Бондаревской Е.В и Кульневич С.В в воспитательном процессе осуществляется не просто взаимодействие педагога и воспитанника – происходит диалог двух людей, диалог разных поколений, диалог разных культур. Чем выше профессиональная культура педагога, тем разнообразнее и эффективнее в воспитательном плане этот диалог, в котором нет места авторитарности.  Современная программа воспитания личности опирается на те социальные роли, которые приходится исполнять в обществе каждому человеку: семьянину, труженику, гражданину и т.д. В этом и проявляется общественная направленность воспитания. Реализуя этот принцип, важно добиться практически-мотивированного взаимодействия с воспитанниками. Деятельность, к которой привлекаются воспитанники, должна оказывать воспитывающее воздействие. При этом необходимо формировать у них общественно-ценные мотивы деятельности.

Воспитание-это процесс  длительный и непрерывный. Основы характера, направленности личности закладываются  в детстве, но процесс формирования личности, ее совершенствование и  самосовершенствование продолжаются на протяжении всего жизненного пути. Процесс воспитания неотделим от самовоспитания. Каждый человек, для  того чтобы состоятся как личность, должен быть способен к саморазвитию. Поэтому воспитание должно опираться  на позитивную активность личности, ее способность и стремление к самосовершенствованию.

Развитие потенциальных  возможностей личности, формирование характера и направленность происходит в процессе взаимодействия человека с окружающей средой, где существенную роль играет активность самой личности. Следовательно, воспитание должно опираться  на природные задатки личности, ее характер и направленность и создавать  условия для развития потенциальных  возможностей личности, педагогически  целесообразно организуя общение  и деятельность.

    Воспитательный  процесс имеет ряд особенностей. Прежде всего, это целенаправленность. Наиболее эффективной является такая организация воспитательного процесса, при которой цель воспитания превращается в цель, понятную воспитаннику. На процесс воспитания оказывают влияние многочисленные объективные и субъективные факторы, усложняющие его своим совокупным действием. И чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияние организованной воспитательной деятельности и объективных условий, тем успешнее осуществляется формирование личности.

Воспитательный процесс  образовательного учреждения – это  сложнейший многогранный процесс прямого, непосредственного воздействия  образовательной среды на обучающихся, где сама образовательная среда  определяется через систему влияний  и условий формирования личности по заданному образцу, а также  возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметном окружении. Согласно современному подходу, воспитание базируется на культурологической парадигме, которая определяет его как вхождение ребенка и педагога в контекст современной культуры. Освоение, усвоение и присвоение культуры являются при этом слагаемыми процесса воспитания, а знания о мире, отношение к нему и умение взаимодействовать с ним составляют содержание воспитания. В этом вхождение двух субъектов воспитательного процесса в контекст культуры решающую роль играет момент их взаимодействия.

Сложность воспитательного  процесса состоит в том, что его  результаты не так быстро обнаруживают себя, как при обучении. Воспитательный процесс, динамичный, подвижный и  изменчивый, отличается длительностью. Для воспитания характерны отдаленность результатов от момента воспитательного  воздействия и его непрерывность. Будучи комплексным процессом, воспитание подразумевает единство целей, задач, содержания, форм и методов, подчиненных идее целостности формирования личности. Воспитательному процессу присущи вариативность и некоторая размытость результатов, что обусловлено наличием субъективных факторов - индивидуальными различиями воспитанников, их разным социальным опытом, отношением к воспитанию. Процесс воспитания имеет двусторонний характер – прямую и обратную связь от воспитателя к воспитаннику.

Информация о работе Воспитательная работа в ГБОУ НПО РО «Сельскохозяйственный профессиональный лицей №92 как средство формирование общих компетенций учащих