Воспитательная работа в ГБОУ НПО РО «Сельскохозяйственный профессиональный лицей №92 как средство формирование общих компетенций учащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 17:06, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: выявление педагогических условий формирования общих компетенций учащихся в процессе реализации воспитательного процесса профессионального лицея.
Гипотеза:
Задачи:
Выявить сущность и особенности организации воспитательного процесса в профессиональном лицее;
Изучить социальный портрет учащегося профессионального лицея №92;
Рассмотреть условия и тенденции, определяющие эффективность воспитательной работы;
Определить основные формы и методы организации воспитательного процесса в профессиональном лицее № 92.

Содержание

Введение.....................................................................................................
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования общих компетенций в процессе воспитательной работы учащихся в ГБОУ НПО РО……………………………………………………………………………….
1.1. Понятие воспитательной работы учащихся в ГБОУ НПО РО«Сельскохозяйственный профессиональный лицей №92 как средство формирование общих компетенций учащихся»…………………………..
1.2. Формирование общих компетенций учащихся в воспитательном процессе …………………………………………………..
1.3 Развитие личности в воспитательном процессе профессионального лицея………………………………………………….
1.4Основные формы и методы организации воспитательного процесса в учреждениях НПО…………………………………………………………
Глава 2. Приёмы и способы организации воспитательной работы в ГБОУ НПО РО «Сельскохозяйственный профессиональный лицей №92 как средство формирование общих компетенций учащихся».……......................
2.1 Описание учебного заведения…………………………………………
2.2 Состояние проблемы организации воспитательной работы учащихся в ГБОУ НПО РО
2.3 Разработка методических материалов для воспитательной работы ГБОУ НПО РО…………………………………………………………….
2.4. Оценка результативности воспитательной работы учащихся в ГБОУ НПО РО……………………………………………………………
Глава 3. Безопасность и экологичность работы .............................................................................................................................
3.1 Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в ГБОУ НПО РО...................................................................................................
3.2 Экологическая безопасность ................................................................
Заключение ………………………………………………………………...
Библиография ……………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

диплом Диана теория (1).docx

— 74.36 Кб (Скачать файл)

Таким образом, прохождение  производственной практики должно быть организовано так, чтобы задачи завершения формирования профессиональных компетенций  и общих компетенций решались в комплексе, не конкурируя друг с  другом. Средством такой организации  может стать дневник производственной практики, включающий, кроме всего  прочего, компетентностно-ориентированные  задания.

Стандарты  профессионального  образования определяют общие компе-тенции как конечные результаты освоения учащимся. Вместе с тем общие компетенции определены как результаты освоения профессиональных модулей и учебных дисциплин, причем таким образом, что одна и та же общая компетенция может оказаться результатом освоения, обучающимся каждой из десятка и более структурных единиц.

Чтобы успешно реализовать  профессиональную компетенцию, каждый педагог должен уметь:

  1. Видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учащихся;
  2. Успешно решать свои собственные жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;
  3. Ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися;
  4. В совершенстве использовать метод «создание ситуации успеха»;
  5. Оценивать достижения учащихся не только отметкой – баллом, но и содержательной характеристикой.

Компетентностный подход является методологической основой  для разработки модели специалиста, определяющей виды, структуру и специфику  компетенций, и на ее основе Федерального государственного образовательного стандарта  нового поколения для учреждений начального профессионального образования.

Компетентностный подход означает постепенную переориентацию знаний, формирование навыков на создание условий для формирования комплекса  компетенций у выпускника, способствующие устойчивой жизнедеятельности в  условиях многофакторного информационно  и коммуникативно-насыщенного экономического и социального пространства.

Особая роль при организации  воспитательного процесса в лицее отводится ученическому самоуправлению.  Человек как субъект активно проявляет себя в деятельности, общении с другими людьми. Эффективным механизмом включения ребенка в эти сферы являются социальная практика и социальные пробы. Общественно значимая деятельность способствует формированию социальных компетенций обучающихся.Ученическое самоуправление – процесс формирования и развития «партнерских отношений между детьми при подготовке и реализации коллективно-творческих дел». В рамках деятельности детской организации ребенок приобретает конкретный социальный и гражданский опыт: учится избирать и быть избранным, осваивает процедуру выборов и правила демократического устройства своей организации, принимает участие в формировании «политики» своего объединения, учится уважать закон.

Основной принцип самоуправления – это не когда одни дети управляют  другими, а когда все учатся основам  демократических отношений в  обществе.

Одним из путей решения  данной проблемы является создание творческих центров: интеллектуального, краеведческого, эколого-валеологического, эстетического.

Творческий центр –  это объединение родственных  форм и видов урочной и внеурочной работы с целью их координации  и упорядочения. Во главе центра стоит руководитель, который осуществляет планирование и координацию работы с учителями-предметниками, классными  руководителями, социальным педагогом, педагогами-организаторами, педагогами дополнительного образования, родителями, администрацией, учреждениями дополнительного  образования, культуры, спорта.

Общие цели творческих центров:

  • сделать досуговую деятельность управляемой и подчиненной целям обучения, воспитания, развития;
  • продолжить и дополнить теоретическое усвоение культурологических направлений в практических применениях;
  • удовлетворить дополнительные разнообразные интересы детей, лежащие вне учебной деятельности
  • предоставить дополнительные возможности для самоопределения в учебной работе.

Условия реализации проекта:

  1. Деятельностный характер обучения, т.е. включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование, руководство.
  2. Ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности.
  3. Четкость и понятность всем сторонам учебного процесса правил аттестации.
  4. Организация эффективного взаимодействия всех членов учебного процесса.
  5. Демонстрация педагогом своей собственной профессиональной компетентности.

Ожидаемый результат:

  1. создание комплекта нормативных актов, обеспечивающих внедрение ФГОС нового поколения;
  2. разработка и применение компетентностного УМК по дисциплинам и модулям учебного плана лицея;
  3. обеспечение соответствия обязательного результата нормативным требованиям, потребностям социума, рынка труда, самих обучающихся и их родителей;
  4. активное применение технологий и методик деятельностного обучения;
  5. внедрение системы оценивания и мониторинга сформированности профессиональных и общих компетенций учащихся.

 

1.3 Развитие личности в воспитательном процессе профессионального лицея

Личность человека формируется  и развивается в результате воздействия  многочисленных факторов, объективных  и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых  и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или  согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное  существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает  как субъект своего собственного формирования и развития.  
Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание. 

Система начального профессионального  образования - это социальный институт, который имеет свою специфику в профессиональной структуре образовательного комплекса, своеобразную социально культурологическую предысторию, свою логику развития.

Основной целью данной системы является подготовка работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно - полезной деятельности на базе неполного или основного  общего образования.

Главная задача учреждений НПО заключается в создании необходимых  условий для удовлетворения потребностей личности в получении начального профессионального образования, достижения специальности. Также учреждения НПО  призваны обеспечивать качественную подготовку конкурентоспособных кадров в условиях рыночных отношений.

Система начального профессионального  образования призвана:

-   удовлетворить потребности личности в профессиональных образовательных учреждениях;

-   обеспечить потребности экономики в квалифицированных кадрах.

Роль начального профессионального  учебного заведения не ограничивается только образованием. Большое значение имеет и воспитательная работа. Если образовательный процесс можно как-то оценить, например,  система баллов, то оценка эффективности воспитательной работы всегда вызывала большие трудности. В качестве критериев предлагались и уровень воспитанности, и нравственность, и степень развития личности и коллектива. Но, ни один из этих и других критериев не стал оптимальным. Сложность объясняется тем, что на личность влияет как прямо, так и косвенно множество факторов, учесть которые вряд ли возможно. Кроме того, оценка качества воспитательной работы сложна и ввиду отсроченности результатов и размытости границ учебной воспитательной деятельности.

Условно можно выделить две  группы критериев: критерии процесса и  критерии результата, которые тесно  взаимосвязаны.

Критерии процесса включают:

-    объем и содержание воспитательной работы;

-    необходимость и достаточность, педагогическая целесообразность мероприятий, равномерное распределение их по времени;

-    общественная активность.

Критерии результата включают:

-    качество педагогических условий;

-    нарушение дисциплины и устава учебных заведений;

-    свойства личности.

Важно не только выделить показатели, но и определить приоритеты одних  перед другими, т. е. придать им весовой  коэффициент, который зависит от места, занимаемого каждым из них  в общей оценке деятельности коллектива. Несомненно, самой важной характеристикой  является качество педагогических условий, как важнейшего фактора успешности в обучении, воспитании и развитии личности учащихся.

Специфический способ организации  воспитательного процесса в учреждения НПО отражает воспитательная система  как наиболее значимая организационная  сторона воспитательной деятельности. Главное предназначение воспитательной системы в педагогическом обеспечении и содействии развитию личности учащихся.

Воспитательная система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливают наличие у образовательного учреждения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся. Общая способность содействовать развитию личности представляется как целое, складывающееся из отдельных способностей, таких, как: способность выдвинуть и обосновать цель воспитательного процесса; способность организовать жизнедеятельность сообщества учащихся в максимальной степени благоприятную для самореализации и самоутверждения личности; способность создать в учреждении образования и за его пределами развивающую среду, нравственно благоприятную и эмоционально насыщенную.

Воспитательная система - развивающееся явление. Она создается, совершенствуется, регрессирует, обновляется, умирает. Развитие системы - процесс  управляемый. Чтобы успешно управлять  ее развитием, надо ясно представлять закономерности, тенденции и этапы  этого процесса.

Процесс развития воспитательной системы становится наиболее эффективным  при условии, что в идеологию  системы заложены идеи свободы выбора, личного достоинства, терпимости и  взаимной ответственности.

За десятилетие социокультурной  трансформации России и ее переходом к демократической модели рыночной экономики существенно изменился социальный облик учащихся системы начального профессионального образования, который необходимо учитывать при осуществлении воспитательной работы в учреждениях данного вида.

Сегодня необходимы глубокие измерения ценностных ориентаций учащейся молодежи, причин и тенденций их изменений, эффективности современных  способов организации учебно-воспитательного  процесса. Для системы НПО это имеет особое значение. Эта система обучает и воспитывает специфический контингент учащихся, многие из которых представляют социально неблагополучные слои населения.

Социальный облик учащегося  системы НПО на сегодняшний момент оставляет желать лучшего. Это подтверждают данные Института развития профессионального  образования Минобразования РФ, который  провел социологическое исследование на тему - «Социальный портрет учащегося  системы НПО»

Большинство опрошенных отрицают какое-либо участие в работе общественных организаций, фактическая ликвидация которых привела к тому, что  сейчас примечательной характеристикой  учащейся молодежи стала общественная пассивность. Характер использования свободного времени носит пассивно-развлекательную форму (более 2 ч в день смотрят телевизор ¾ учащихся, а 44% - более 3 ч. Это при том, что 40% учащихся еще и регулярно ходят на «тусовки»). Таким образом, в основном все внеучебное время учащихся приходится на неформальное общение и телевизор.

Вряд ли удастся, решить проблему «телемании» путем восстановления когда-то существовавшего на телевидении образовательного канала или предоставления просветительным программам определенного объема времени на телевидении. Непродуктивное противостояние систем образования и телевидения необходимо сменить стимулированием лучших воспитывающих программ. Возможно, часть средств, идущих сейчас в платное образование, следует переадресовать на поддержку СМИ, содействующих педагогическому сообществу. Телевидение должно быть, партнером системы образования.

Данные исследования также  свидетельствуют о деградации образовательного учреждения как организатора свободного времени молодежи. («У друзей» чаще всего проводит свободное время 28% учащихся, дома - 25%, в учреждениях НПО - лишь 13%).

Исследования показали тенденцию прогрессирующего увлечения учащихся системы НПО курением, пьянством, наркоманией и сквернословием.

На основе приведенных  выше данных можно сделать вывод, что необходимо вести борьбу за восстановление культуры в образовательных учреждениях.   

Следует начать с наиболее распространенного и вполне устранимого  порока: от культуры слова к культуре поведения - лучший путь освобождения молодежи от вредных привычек.

В целом вопросы воспитания требуют новой, более активной трактовки  в образовательной политике. Воспитание, как всякая другая деятельность, должно быть упорядочено.

Для успеха воспитательной работы не менее значим учет субъектного  опыта воспитуемых. Под субъектным опытом в педагогической науке понимаются сложившееся отношения индивида к миру вещей и людей, к самому себе, направления активности, природный потенциал, приемы выполнения действий, эмоциональные реакции, совокупность субъектных ценностей и потребностей. В необходимости изучать содержание субъектного опыта воспитанников, учитывать его во внешних воздействиях на личность состоит одна из основных специфических особенностей воспитания.

Информация о работе Воспитательная работа в ГБОУ НПО РО «Сельскохозяйственный профессиональный лицей №92 как средство формирование общих компетенций учащих