Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 17:06, дипломная работа
Цель работы: выявление педагогических условий формирования общих компетенций учащихся в процессе реализации воспитательного процесса профессионального лицея.
Гипотеза:
Задачи:
Выявить сущность и особенности организации воспитательного процесса в профессиональном лицее;
Изучить социальный портрет учащегося профессионального лицея №92;
Рассмотреть условия и тенденции, определяющие эффективность воспитательной работы;
Определить основные формы и методы организации воспитательного процесса в профессиональном лицее № 92.
Введение.....................................................................................................
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования общих компетенций в процессе воспитательной работы учащихся в ГБОУ НПО РО……………………………………………………………………………….
1.1. Понятие воспитательной работы учащихся в ГБОУ НПО РО«Сельскохозяйственный профессиональный лицей №92 как средство формирование общих компетенций учащихся»…………………………..
1.2. Формирование общих компетенций учащихся в воспитательном процессе …………………………………………………..
1.3 Развитие личности в воспитательном процессе профессионального лицея………………………………………………….
1.4Основные формы и методы организации воспитательного процесса в учреждениях НПО…………………………………………………………
Глава 2. Приёмы и способы организации воспитательной работы в ГБОУ НПО РО «Сельскохозяйственный профессиональный лицей №92 как средство формирование общих компетенций учащихся».……......................
2.1 Описание учебного заведения…………………………………………
2.2 Состояние проблемы организации воспитательной работы учащихся в ГБОУ НПО РО
2.3 Разработка методических материалов для воспитательной работы ГБОУ НПО РО…………………………………………………………….
2.4. Оценка результативности воспитательной работы учащихся в ГБОУ НПО РО……………………………………………………………
Глава 3. Безопасность и экологичность работы .............................................................................................................................
3.1 Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в ГБОУ НПО РО...................................................................................................
3.2 Экологическая безопасность ................................................................
Заключение ………………………………………………………………...
Библиография ……………………………………………………………...
На данный момент ядром новой теории воспитания стала генеалогия личности, объясняющая ее происхождение в системогенезе. В соответствие с этой теорией, развитие и становление человека как личности подчиняется системно-ролевой закономерности. Человек становится личностью, не иначе как осваивая и выполняя объективную совокупность социальных ролей.
Основными
направлениями воспитательной
Специфические особенности
организации воспитательного
Воспитательная работа в
профессиональных учебных заведениях
имеет свои особенности. Здесь идет
продолжение воспитательного
Специфический способ организации воспитательного процесса в учреждения НПО отражает воспитательная система как наиболее значимая организационная сторона воспитательной деятельности. Главное предназначение воспитательной системы в педагогическом обеспечении и содействии развитию личности учащихся.
Воспитательная система-это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействия и интеграция которых обуславливают наличие у образовательного учреждения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности. Общая способность содействовать развитию личности представляется как целое, складывающееся из отдельных способностей, таких, как способность организовать жизнедеятельность сообщества учащихся в максимальной степени благоприятную для самореализации и самоутверждения личности; способность создать в учреждении образования и за его пределами развивающую среду, нравственно благоприятную и эмоционально насыщенную. Процесс развития воспитательной системы становится наиболее эффективным при условии, что в идеалогию системы заложены идеи свободы выбора, личного достоинства, терпимости и взаимной ответственности.
Нельзя не учитывать, что
большая роль в организации изучения
эффективности воспитательного
процесса в воспитательной системы
принадлежит администрации
Она обеспечивает:
Воспитание, как всякая другая деятельность, должно быть упорядочено. Технология в целом представляет собой последовательное и непрерывное движение субъектов и участников воспитательного процесса через промежуточные этапы, виды деятельности.
Воспитательная работа предполагает общение и взаимодействие субъектов. Открытость воспитанника воспитательному воздействию зависит от авторитета педагога. Нравственный авторитет педагога – одно из важных условий эффективности воспитательной работы.
Итак, главным объектом воспитательной работы является отношения воспитанника с социумом. В свою очередь отношения человека к другим людям, обществу, отечеству, труду находятся в прямой зависимости от положения воспитанника в системе семейных, внутриколлективных, межличностных отношений. Воспитательная работа призвана удовлетворять потребность учащихся в общении. В свою очередь удовлетворение этой потребности углубляет и расширяет связи воспитанников с другими людьми, с обществом, со всем окружающим миром. Равностороннее общение является механизмом развития о разных сторонах своей личности, формирования самосознания. В общении развивается потребность человека в другом человеке, способность представлять себя на месте другого, переживать общие с ним чувства.
Повышение эффективности
воспитательной работы предполагает формирование
культуры оценочной деятельности учителей
и развернутость
1.2. Формирование общих компетенций учащихся в воспитательном процессе
Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и правового сознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Компетентностный подход в воспитательном процессе акцентирует внимание на формировании у студентов компетенций обеспечивающих им возможность успешной социализации.
Компетенции — это интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, это способность человека реализовывать на практике свою компетентность. Правильно организованное воспитание, основанное на высоконравственных идеалах и образцах поведения, на включении воспитанника в активную и разнообразную развивающую деятельность, становится важным, как правило, решающим фактором развития личности при условии, что оно порождает энергию самовоспитания. Воспитание всегда происходит не в какой то мифической «воспитательной» деятельности, а в предметно-учебной, трудовой, физкультурно-спортивной, общественной и т.д – при условии понимания и присвоения смысла этой деятельности, ее личной значимости для организатора и исполнителя.
А.Н.Леонтьев в одной из
закономерностей утверждал:«
В числе образовательных
результатов, определенных стандартами
профессионального образования
нового поколения, названы общие
компетенции, которые понимаются как
«универсальные способы деятельности,
общие для всех (большинства) профессий
и специальностей, направленные на
решение профессионально-
Компетенции — это интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, это способность человека реализовывать на практике свою компетентность. Поскольку реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач, то в структуру компетенций, помимо деятельностных (процедурных) знаний, умений и навыков, входят также мотивационная и эмоционально-волевая сферы. Важным компонентом компетенций является опыт - интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач.
Авторы стратегии модернизации содержания общего образования, основываясь на зарубежном опыте, приводят следующие базовые компетентности:
В зависимости от ценностно-смысловой направленности образовательной деятельности Э.Ф.Зеер выделяет следующие концепции образования:
Для формирования общих компетенций может быть использован потенциал воспитательной работы в учреждении, которая может частично строиться на основе проектных технологий. Социальный проект так же, как и учебный, позволяет формировать у учащихся общие компетенции, причем возможна такая организация работы, при которой обучающиеся взаимодействуют с социумом в контексте будущей профессиональной деятельности.
Ключевым элементом для формирования общих компетенций является профессиональная (производственная) практика, т.к. обучающийся оказывается не в модельной, а в реальной ситуации, вынуждающей его использовать в своей деятельности различные общие компетенции, ситуативно выбирая те или иные освоенные универсальные способы деятельности и комбинируя их. При этом важно помнить, что производственная практика является системообразующим элементом, поскольку оба вида конечных результатов профессионального образования – общие и профессиональные компетенции – формируются в деятельности.
Во время производственной практики обучающийся: