Воспитательная работа в ГБОУ НПО РО «Сельскохозяйственный профессиональный лицей №92 как средство формирование общих компетенций учащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 17:06, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: выявление педагогических условий формирования общих компетенций учащихся в процессе реализации воспитательного процесса профессионального лицея.
Гипотеза:
Задачи:
Выявить сущность и особенности организации воспитательного процесса в профессиональном лицее;
Изучить социальный портрет учащегося профессионального лицея №92;
Рассмотреть условия и тенденции, определяющие эффективность воспитательной работы;
Определить основные формы и методы организации воспитательного процесса в профессиональном лицее № 92.

Содержание

Введение.....................................................................................................
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования общих компетенций в процессе воспитательной работы учащихся в ГБОУ НПО РО……………………………………………………………………………….
1.1. Понятие воспитательной работы учащихся в ГБОУ НПО РО«Сельскохозяйственный профессиональный лицей №92 как средство формирование общих компетенций учащихся»…………………………..
1.2. Формирование общих компетенций учащихся в воспитательном процессе …………………………………………………..
1.3 Развитие личности в воспитательном процессе профессионального лицея………………………………………………….
1.4Основные формы и методы организации воспитательного процесса в учреждениях НПО…………………………………………………………
Глава 2. Приёмы и способы организации воспитательной работы в ГБОУ НПО РО «Сельскохозяйственный профессиональный лицей №92 как средство формирование общих компетенций учащихся».……......................
2.1 Описание учебного заведения…………………………………………
2.2 Состояние проблемы организации воспитательной работы учащихся в ГБОУ НПО РО
2.3 Разработка методических материалов для воспитательной работы ГБОУ НПО РО…………………………………………………………….
2.4. Оценка результативности воспитательной работы учащихся в ГБОУ НПО РО……………………………………………………………
Глава 3. Безопасность и экологичность работы .............................................................................................................................
3.1 Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в ГБОУ НПО РО...................................................................................................
3.2 Экологическая безопасность ................................................................
Заключение ………………………………………………………………...
Библиография ……………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

диплом Диана теория (1).docx

— 74.36 Кб (Скачать файл)

На данный момент ядром  новой теории воспитания стала генеалогия личности, объясняющая ее происхождение  в системогенезе. В соответствие с этой теорией, развитие и становление человека как личности подчиняется системно-ролевой закономерности. Человек становится личностью, не иначе как осваивая и выполняя объективную совокупность социальных ролей.

       Основными  направлениями воспитательной работы  в профессиональном учебном заведении  являются:

  1. Гражданско-правовое воспитание (филасофско-мировоззренческая подготовка, воспитание политической культуры, гражданской зрелости, патриотизма, толерантности, культуры межнационального общения, правовой культуры, развитие общественно-политической активности);
  2. Социально-экономическое воспитание (формирование активной жизненной позиции, экономической и потребительской культуры, заинтересованного отношения к своему учебному заведению);
  3. Формирование духовно-нравственной культуры (воспитание гуманности, доброты, терпимости, формирование духовно-нравственного идеала, экологической культуры, готовности к семейной жизни);
  4. Художественно-эстетическое воспитание (формирование эстетических знаний, художественного – эстетического вкуса, идеала, развитие художественно-эстетического творчества);
  5. Воспитание физической культуры и валеологической культуры (формирование потребности в физическом развитии и занятиях физкультурой и спортом, развитие основных двигательных качеств, ориентация на здоровый образ жизни, привитие интереса к туризму);
  6. Формирование учебно-профессиональной культуры (развитие профессиональной направленности, профессионального важных качеств и потребности в постоянном профессиональном росте, воспитание учебной культуры, выработка индивидуального стиля учебной деятельности, формирование компьютерной грамотности, информационной культуры, творческого отношения к различным видам труда).

 

Специфические особенности  организации воспитательного процесса будут зависеть от ряда факторов:

  • Во-первых, от системы условий и влияний, создаваемых образовательным учреждением для развития и самореализации личности обучающегося.
  • Во-вторых, от системы условий и влияний, создаваемых образовательным учреждением для развития и самореализации личности обучающегося.

Воспитательная работа в  профессиональных учебных заведениях имеет свои особенности. Здесь идет продолжение воспитательного процесса на заключительном этапе формирования личности. Это самый сложный этап, когда перед педагогическим коллективом  стоит задача выпустить из учебного заведения квалифицированного специалиста, современного рабочего с наименьшим наследием вредных привычек. Оптимальной считается такая организация учебно-воспитательного процесса, которая обеспечивает в максимально возможной мере решение всего комплекса задач обучения, воспитания и развития при минимально необходимых расходах времени, усилий педагога и учащихся.

Специфический способ организации  воспитательного процесса в учреждения НПО отражает воспитательная система  как наиболее значимая организационная сторона воспитательной деятельности. Главное предназначение воспитательной системы в педагогическом обеспечении и содействии развитию личности учащихся.

Воспитательная система-это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействия и интеграция которых обуславливают наличие у образовательного учреждения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности. Общая способность содействовать развитию личности  представляется как целое, складывающееся из отдельных способностей, таких, как способность организовать жизнедеятельность сообщества учащихся в максимальной степени благоприятную для самореализации и самоутверждения личности; способность создать в учреждении образования и за его пределами развивающую среду, нравственно благоприятную и эмоционально насыщенную. Процесс развития воспитательной системы становится наиболее эффективным при условии, что в идеалогию системы заложены идеи свободы выбора, личного достоинства, терпимости и взаимной ответственности.

Нельзя не учитывать, что  большая роль в организации изучения эффективности воспитательного  процесса в воспитательной системы  принадлежит администрации учебного заведения, которая направляет и  регулирует эту работу.

Она обеспечивает:

  • Плавность изучения и состояния воспитательного процесса;
  • Проведение обследования по определенной проблеме с привлечением всех участников педагогического процесса;
  • Проведение исследования в один и тот же временной период;
  • Оформление специальных таблиц, где регулярно фиксируется основные данные исследований в доступной для восприятия студентов и сотрудников форме;
  • Контроль над объемом заполняемых студентами, педагогами анкеты тестов, что позволяет исключить перегрузки.

Воспитание, как всякая другая деятельность, должно быть упорядочено. Технология в целом представляет собой последовательное и непрерывное  движение субъектов и участников воспитательного процесса через  промежуточные этапы, виды деятельности.

Воспитательная работа предполагает общение и взаимодействие субъектов. Открытость  воспитанника воспитательному воздействию зависит от авторитета педагога. Нравственный авторитет педагога – одно из важных условий эффективности воспитательной работы.

Итак, главным объектом воспитательной работы является отношения воспитанника с социумом. В свою очередь отношения  человека к другим людям, обществу, отечеству, труду находятся в  прямой зависимости от положения  воспитанника в системе семейных, внутриколлективных, межличностных отношений. Воспитательная работа призвана удовлетворять потребность учащихся в общении. В свою очередь удовлетворение этой потребности углубляет и расширяет связи воспитанников с другими людьми, с обществом, со всем окружающим миром. Равностороннее общение является механизмом развития о разных сторонах своей личности, формирования самосознания. В общении развивается потребность человека в другом человеке, способность представлять себя на месте другого, переживать общие с ним чувства.

Повышение эффективности  воспитательной работы предполагает формирование культуры оценочной деятельности учителей и развернутость взаимооценочной деятельности воспитанников. Вовлеченность воспитуемых в самооценочную деятельность способствует их выходу на самовоспитание, осознанное принятие позиции саморазвития. Педагогическое управление воспитанием предполагает периодическое ознакомление учащихся с научно-популярной литературой по вопросам самовоспитания, организацию самооценочной деятельности, ознакомление учащихся с ее результатами, помощь в выработке индивидуальных программ самовоспитания. [1]

 

 

 

 

 

1.2. Формирование  общих компетенций учащихся в  воспитательном процессе 

 

Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в  общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности  и правового сознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Компетентностный подход в воспитательном процессе акцентирует  внимание на формировании у студентов  компетенций обеспечивающих им возможность успешной социализации.

Компетенции — это интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, это способность человека реализовывать на практике свою компетентность. Правильно организованное воспитание, основанное на высоконравственных идеалах и образцах поведения, на включении воспитанника в активную и разнообразную развивающую деятельность, становится важным, как правило, решающим фактором развития личности при условии, что оно порождает энергию самовоспитания. Воспитание всегда происходит не в какой то мифической «воспитательной» деятельности, а в предметно-учебной, трудовой, физкультурно-спортивной, общественной и т.д – при условии понимания и присвоения смысла этой деятельности, ее личной значимости для организатора и исполнителя.

А.Н.Леонтьев в одной из закономерностей утверждал:«Развитие человека, прежде всего, определяется типом ведущей деятельности (игра, познание, учение, труд, самоопределение), под которой понимается такая деятельность, которая обуславливает важнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности на данной стадии». Выделяют несколько основных субъектов воспитания: педагоги (учителя, воспитатели, руководители кружков, секций, студий, вузовские педагоги, психологи, родители и др.) и иные значимые взрослые (родственники, друзья и др.); воспитанники (дошкольники, школьники, студенты, слушатели и др) воспитательный коллектив. В процессе воспитания выделяют воспитательную ситуацию – особое, определяемое соотношением внешних и внутренних факторов развития и характером взаимодействия субъектов воспитания звено воспитательного процесса.

В числе образовательных  результатов, определенных стандартами  профессионального образования  нового поколения, названы общие  компетенции, которые понимаются как  «универсальные способы деятельности, общие для всех (большинства) профессий  и специальностей, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения  на рынке труда». Очевидно, что новые  образовательные результаты останутся  декларацией до тех пор, пока не будут  сформированы принципы и конкретные механизмы их измерения. Таким образом, первый требующий решения вопрос – это вопрос о конкретизации  и декомпозиции общих компетенций, определенных стандартом, для целей  их оценивания, и, соответственно, планирования формирования их в рамках образовательного процесса.

Компетенции — это интегративная  целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, это способность человека реализовывать на практике свою компетентность. Поскольку реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач, то в структуру компетенций, помимо деятельностных (процедурных) знаний, умений и навыков, входят также мотивационная и эмоционально-волевая сферы. Важным компонентом компетенций является опыт - интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач.

Авторы стратегии модернизации содержания общего образования, основываясь  на зарубежном опыте, приводят следующие  базовые компетентности:

  • компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;
  • компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);
  • компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации);
  • компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.);
  • компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).

В зависимости от ценностно-смысловой  направленности образовательной деятельности Э.Ф.Зеер выделяет следующие концепции образования:

 

  • Концепция когнитивно-ориентированного образования. Целевая ориентация - формирование знаний, умений и навыков, а также метазнаний. Главная ценность - социокультурный опыт, накопленный предшествующими направлениями. Смыслообразующим фактором является информационное обеспечение учащихся. Ценностно-смысловая направленность - учащиеся с заранее заданными характеристиками (компетентностью). Развитие личности оказывается «побочным продуктом» учебно- познавательной деятельности. С психологической точки зрения, это «личностно отчужденное образование» (М.М. Поташник).
  • Концепция деятельностно-ориентированного образования. Доминирует в системе начального и среднего профессионального образования, имеет отчетливо выраженную функциональную направленность. Целевая ориентация — формирование знаний, умений и навыков, а также способов выполнения умственных и практических действий, обеспечивающих успешность социальной, трудовой и художественно-прикладной деятельности. Ведущей ценностью являются обобщенные способы выполнения социально-профессиональных действий (компетенции). Субъективный опыт учащихся приобретает личностный смысл. Ценностно-смысловая направленность образования — учащийся с заданной учебно-прикладной (профессиональной) квалификацией.

Для формирования общих компетенций может быть использован потенциал воспитательной работы в учреждении, которая может частично строиться на основе проектных технологий. Социальный проект так же, как и учебный, позволяет формировать у учащихся общие компетенции, причем возможна такая организация работы, при которой обучающиеся взаимодействуют с социумом в контексте будущей профессиональной деятельности.

Ключевым элементом для  формирования общих компетенций  является профессиональная (производственная) практика, т.к. обучающийся оказывается  не в модельной, а в реальной ситуации, вынуждающей его использовать в  своей деятельности различные общие  компетенции, ситуативно выбирая те или иные освоенные универсальные  способы деятельности и комбинируя их. При этом важно помнить, что  производственная практика является системообразующим элементом, поскольку оба вида конечных результатов профессионального образования – общие и профессиональные компетенции – формируются в деятельности.

Во время производственной практики обучающийся:

  1. получает опыт завершенной деятельности в рамках участия в трудовых отношениях в реальной ситуации,
  2. получает опыт завершенного действия по выполнению конкретных профессиональных функций,
  3. выстраивает собственные ресурсы (знания, умения, навыки, освоенные способы деятельности) в соответствии с поставленными задачами, которые имеют производственный или учебно-производственный характер.

Информация о работе Воспитательная работа в ГБОУ НПО РО «Сельскохозяйственный профессиональный лицей №92 как средство формирование общих компетенций учащих