Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2015 в 18:27, курсовая работа
Цель работы – раскрыть роль природоведческой художественной литературы в познании окружающего мира дошкольников.
Объект исследования – познание окружающего мира.
Предмет исследования – роль природоведческой художественной литературы как метод познания окружающего мира в ДОУ.
Введение………………………………………………………………..3-5
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы познания окружающего мира дошкольников посредством природоведческой художественной литературы.
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы в познании окружающего мира дошкольников посредством природоведческой художественной литературы…………………………………………………6-14
1.2 Роль природоведческой художественной литературы в познании окружающего мира…………………………………………………………..15-24
Глава 2. Выявление и дальнейшее развитие природоведческой художественной литературы в познании окружающего мира.
2.1 Выявление уровня сформированности познания окружающего мира (методика и результаты констатирующего эксперимента)…….25-36
2.2 Методика совершенствования работы в познании окружающего через природоведческую художественную литературу у дошкольников (организация и содержание формирующего эксперимента)…………37-41
2.3 Анализ и результаты исследования………………………….42-46
Заключение………………………………………………………………47
Список литературы…………………………………………………48-50
Свою роль в развитии художественной литературы природоведческого характера сыграл и Л.Н. Толстой. Как и К.Д. Ушинский. Лев Николаевич большое внимание уделял устному народному творчеству. В свою "Азбуку" он включил лучшие произведения фольклора: сказки, пословицы, поговорки, былины, басни.
Одной из задач "Новой азбуки" (1875 г) было знакомство детей с жизнью природы. В ней содержались рассказы-миниатюры, загадки, пословицы, поговорки, сказки и др.
Многие произведения писателя для детей носят научно-познавательный характер, например, сказки "Шат и Дон", "Волга и Вазуза", они помогают детям усвоить материал научного характера. Так же сюда можно отнести и научно-познавательные рассказы. Лев Толстой впервые сближает стиль научно-популярных и художественных произведений в учебных книгах для детей. "В его коротких рассказах и сказках научность гармонично соединяется с поэтичность, с образностью.
Писатель стремился дать детям доступные им сведения о законах природы, советовал, как практически использовать эти законы…"
"Есть червь, он желт, он ест лист. Из червя того шелк".
Сел рой на куст. Дядя его снял, снес в улей. И стал у него год целый мед белый".
"Девочка поймала стрекозу и хотела рвать ей ноги. Отец сказал: эти самые стрекозы поют по зарям. Девочка вспомнила их песни и пустила" (Л.Н. Толстой).
Явления природы писатель изображает поэтически ("Какая бывает роса на траве", "Отчего в морозы трещат деревья", "Тепло", "Сырость", "Пришла весна"). Свое место в творчестве Льва Николаевича занимают и рассказы о животных – "Лев и собачка", "Мильтон и Булька", "Булька", "Пожарные собаки", "У Розки были щенки", "Хотела галка пить" и др., в этих рассказах Толстой знакомит детей с повадками животных и птиц, очеловечивая их, наделяя индивидуальными чертами характера.
Так же многие рассказы о детях носят природоведческий характер ("Филипок", "Акула", "Корова" и др.).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой не только увековечили произведения фольклора, но и создали свои произведения, в том числе и природоведческого характера, имеющие актуальность и высокую педагогическую ценность на современном этапе.
Сегодня известно много писателей и поэтов, посвятивших свое творчество детям, среди их художественных произведений известно немало посвященных природе. Познакомимся с их творчеством ближе.
Основоположниками детской природоведческой книжки являются В.В. Бианки и М.М. Пришвин.
Классиком русской природоведческой литературы для детей следует назвать Виталия Валентиновича Бианки. Он разработал практически все художественно−литературные жанры, в рамках которых воплощается природоведческая тематика (рассказы, сказки, повести, очерки, "лесная газета" и др.). Познавательное значение произведений писателя трудно переоценить.
Книги В. Бианки учат детей научному видению природы. В основе каждого рассказа, сказки, созданных В. Бианки, лежат точные факты, научные сведения об окружающей природе. Произведения В. Бианки помогают воспитателю в занимательной форме раскрыть перед детьми сложные явления природы, показать закономерности, существующие в мире природы. Это и многообразие форм приспособления организма к окружающей среде, и взаимодействия среды и организма и др. Например, сказка "Первая охота" В. Бианки знакомит маленьких детей с таким сложным явлением в природе, как мимикрия, показывает разнообразные формы защиты животных: одни ловко обманывают, другие прячутся, третьи пугают и т. д. Интересны сказки В. Бианки "Чьи это ноги?", "Кто чем поет?", "Чей нос лучше?", "Хвосты". Они позволяют раскрыть обусловленность строения того или иного органа животного средой его обитания, жизненными условиями. Воспитатель использует произведения В. Бианки и для того, чтобы показать ребенку, что мир природы находится в постоянном изменении, развитии. Из произведений В. Бианки "Лесная газета", "Наши птицы", "Синичкин календарь" дети узнают о сезонных изменениях в неживой природе, в жизни растений и разных представителей животного мира.
Многие рассказы и сказки написаны с юмором, что, конечно же привлекает детей. Но в тоже время каждое произведение его пронизано добротой ("Как муравьишка домой спешил", "Приключения Пика", "Лесные домишки", "Бешенный бельчонок" и др.).
Одной из задач, которую ставит Бианки – воспитать в ребенке чувство сопричастности природы и земли, через прием придания животным и природе человеческих качеств. Эта задача сближает творчество Виталия Бианки с творчеством Михаила Пришвина.
Михаил Пришвин, в отличие от Бианки, в своих произведениях передает объективные ощущения художника. В своих произведениях Пришвин раскрывает перед ребенком чудеса природы, он наделяет своих "героев" голосами и привычками, даже деревья и растения становятся живыми ("Золотой луг", "Силач", "Шепот в лесу", "Именины осинки". "Колокольчик", "Лисичкин хлеб", "Чудесный доктор", "Деревья в плену", "Осинкам холодно"). Вся природа у М. Пришвина очеловечена. Много рассказов у него посвящено животным-родителям: "Ярик", "Орлиное гнездо", "Ребята и утята", "Пиковая дама", "Курица на столбах", "Борец и плакса", "Первая стойка". У писателя во многих рассказах повествуется о роли человека в природе – "Ярик". "Ужасная встреча", "Сват", "первая стойка", "Кладовая солнца и др.
Близок по своему творчеству к В. Бианки и М. Пришвину Евгений Чарушин. Он сыграл свою роль в природоведческой литературе для детей. В биографии этого человека написано, что еще с самого детства полюбил природу, наблюдал за животными, пытался их рисовать, писал стихи. Сейчас мы знаем Евгения Чарушина и как писателя, и как художника, в основе творчества которого лежит образ природы. Чарушин-писатель позаимствовал от В. Бианки интерес к научному наблюдению природы и точному объяснению повадок зверей, но в отличие от Баинки, Чарушин своих героев показывает более индивидуализировано, лирично. Желание передать маленькому читателю красоту окружающего мира роднит писателя с Пришвиным. При знакомстве ребят с собакой можно использовать такие рассказы Чарушина, как "Военная собака", "Верный Трой", "Томка"; кошка описана в таких произведениях, как "Кот Епифан", "Кот и рыбки", "Кошка Маруська"; образ медведя в рассказах "Медведь-рыбак", "Медвежата", "Медвежонок". О лесных зверях-детенышах повествуется в рассказах "Олешки", "Лесной котенок", "Про зайчат", "Волчишко", "Друзья", сборник "Про больших и маленьких" ("Про зверей", "Про охоту", "Про ребят и зверят"), о птицах – "Хитрая мама", "Четыре утки", "Пунька и птицы", "Сорока", "Яшка". Все эти рассказы и сказки можно с успехом использовать в ознакомлении детей с природой.
Научно-художественный характер имеют произведения Б. Житкова. В его творчестве нашлось место и для детей дошкольного возраста. Одним из циклов для маленьких детей является цикл "Про животных" − "Про волка", "Про обезьянку", "Беспризорная кошка", "Мангуста", "Про слона" и др. Особенностью его рассказов является то, что рядом с животным всегда находится рядом человек, как заботливый друг. Такие рассказы помогают педагогу воспитать у детей заботливое отношение к животному миру. Так же в произведениях Житкова даны подробно видовые признаки животного (слон трудолюбив, мангуст подвижен, галка любительница блестящих вещей).
Неизгладимое впечатление в сердце детей оставляют рассказы К.Г. Паустовского. Это "Растрепанный воробей", "Дремучий медведь", "Летние дни", "Барсучий нос" и другие. В детском саду так же можно использовать его произведения.
Произведения, природоведческого характера можно найти и у Н. Павловой, Е. Серовой, Г. Снегирева и др.
Для формирования у детей осознанно правильного отношения к природе, воспитания любви ко всему живому целесообразно использовать поэзию. Детям дошкольного возраста доступны многие произведения таких русских поэтов, как А. Пушкин, Ф. Тютчев, А. Фет, А. Майков, Н. Некрасов, С. Есенина и др.
Пушкин не писал специально для детей, но многие его стихотворения и отрывки из его произведений давно используют для чтения детям. Воспитательное значение поэзии А.С. Пушкина для детей дошкольного возраста огромно: его стихотворения "Зимний вечер", "Еще дуют холодные ветры…", пейзажные зарисовки из романов "Евгений Онегин" и "Цыганы", "Зимняя дорога" развивают нравственную и эстетическую восприимчивость. Эти художественные произведения рекомендованы для ознакомления детей программой "Пралеска". Все стихи поэта пронизаны мудрой и светлой пейзажной лирикой. Пушкин дает реалистическое представление о родной природе, природа изображена жизненно правдиво, в многообразных и конкретных ее признаках, свойствах, явлениях.
Многие стихотворения посвятил детям Н.А. Некрасов, часть из которых можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста при ознакомлении их с природой, формировании у ребят бережного отношения к природе, заботе о ней ("Дедушка Мазай и зайцы", "Пчелы", "Соловьи"). Замечательно поэт описывает природу в стихотворениях: "Перед дождем", "На ручей, рябой и пестрый…" и др.
Говоря о природоведческой литературе, которую педагог использует в работе с детьми, нельзя не вспомнить о замечательном русском поэте Ф. Тютчеве. Его стихотворения "Летний вечер", "Весенние воды", "Осенний вечер" считаются подлинными шедеврами русской поэзии. "Его художественный образ природы конкретно зрим, отмечен печатью романтического чувства". В дошкольном учреждении мы можем использовать такие стихотворения, как "Зима недаром злится…", "Чародейкою зимой", "Пусть сосны и ели…", "Ещё земли печален вид", "В небе тают облака…", многие из стихотворений Тютчева рекомендованы программой "Пралеска" для ознакомления с ними детей дошкольного возраста.
Любовью к родной природе пронизана поэзия А.А. Фета. Его стихи посвящены красоте природы, смене времен года, в них поэт выражает радость от созерцания природы. Фету свойственна слитность с природой, очеловечивание ее, его описания конкретны, детализированы. "Каждая птица, каждое дерево, каждое насекомое показаны в свое неповторимости: коростель "вполголоса скрипит", "краснеют по краям кленовые листы". В детском саду можно познакомить ребят с такими произведениями А.А. Фета – "Чудная картина", "Ласточки пропали", "Рад я дождю", "Кот поет…", "Мама! Глянь-ка…".
Природоведческий характер носят многие стихотворения поэта А.Н. Плещеева. Всем знакомое стихотворение "Травка зеленеет" с радостью и живостью повествует о приходе весны. Все его стихи радостны и светлы – "Старик", "Птичка", "Дети и птичка", − даже стихотворение "Осень" не наводит грусти.
"Летний дождь", "Ласточка примчалась", "Ласточка", "В мае", "Осень", "Весна" − эти стихи принадлежат поэту А. Майкову. "Стихотворения Майкова удовлетворяют педагогов только одним, но очень ценным качеством: природа воссозданная поэтом, полна гармонии и той цельности, которая укрепляет ребенка в здоровом отношении к миру".
Сергей Есенин так же посвятил детям многие стихотворения, которые, в основном, носят природоведческий характер: он рассказывает маленьким читателям о родной природе. Яркие образы природы переданы в детских стихотворениях Есенина "Береза", "Поет зима, аукает", "Нивы сжаты", "Черемуха".
В работе по ознакомлению дошкольников с окружающим можно использовать стихотворения:
Все писатели и поэты, о которых мы вспомнили в этой главе относятся к русской культуре. Но не стоит забывать и о белорусских творцах, посвятивших немало рассказов, стихов, сказок детям, в том числе и природоведческого характера.
Глава 2. Выявление и дальнейшее развитие природоведческой художественной литературы в познании окружающего мира.
2.1 Выявление уровня сформированности познания окружающего мира (методика и результаты констатирующего эксперимента)
Для того чтобы ребенок мог осознанно и правильно относиться к объектам природы он должен обладать элементарными экологическими знаниями, характерными для данного возраста.
Для осуществления экспериментальной работы мы поставили перед собой ряд задач: