Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2015 в 18:27, курсовая работа
Цель работы – раскрыть роль природоведческой художественной литературы в познании окружающего мира дошкольников.
Объект исследования – познание окружающего мира.
Предмет исследования – роль природоведческой художественной литературы как метод познания окружающего мира в ДОУ.
Введение………………………………………………………………..3-5
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы познания окружающего мира дошкольников посредством природоведческой художественной литературы.
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы в познании окружающего мира дошкольников посредством природоведческой художественной литературы…………………………………………………6-14
1.2 Роль природоведческой художественной литературы в познании окружающего мира…………………………………………………………..15-24
Глава 2. Выявление и дальнейшее развитие природоведческой художественной литературы в познании окружающего мира.
2.1 Выявление уровня сформированности познания окружающего мира (методика и результаты констатирующего эксперимента)…….25-36
2.2 Методика совершенствования работы в познании окружающего через природоведческую художественную литературу у дошкольников (организация и содержание формирующего эксперимента)…………37-41
2.3 Анализ и результаты исследования………………………….42-46
Заключение………………………………………………………………47
Список литературы…………………………………………………48-50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1. Рассказ о ветре
На свете много ветров и у всех у них разные характеры. Легкий, теплый ветерок любит играть с занавесками на окне, шевелить листвой, сбрасывать шишки с сосен и приносить людям прохладу, запах цветов, лесных ягод. В конце лета ветер пахнет горячими колосьями, поспевающими фруктами. Люди очень радуются такому ветру, открывают настежь окна и двери. Ветер–гуляка летает по полям, лесам, ломает сучки, срывает с деревьев листву. Иногда он хулиганит: ломает деревья, сносит с домов крыши, может сорвать с головы шапку и бросить ее в лужу. Вы уже знаете, что ветер появляется тогда, когда встречается теплый и холодный воздух. Если один из них будет очень–очень холодным, а другой – очень–очень теплым, то получится быстрый и сильный ветер, который и можно назвать ураганом. Это будет настоящий вихрь, сметающий все на своем пути. Очень сильный вихрь называется смерч.
Это воздушный столб, который очень быстро вертится. У него даже есть свой “хобот”, в который он втягивает все, что попадается на его пути. Вот такой же смерч и захватил домик Эли и перенес его в волшебную страну. Иногда смерч проносится очень быстро, а иногда носится по земле несколько часов.
Бури, ураганы, смерчи угрожают людям во всем мире, несут беду, разрушения, так как появляются внезапно, без предупреждения. Но ученые со специальных спутников, самолетов следят за тем, куда движутся ураганы, чтобы предостеречь людей от надвигающей опасности.
Приложение 2. Стихи и загадки о природе по темам. (об овощах и фруктах, грибах, птицах, домашних и диких животных, о временах года, цветах)
* * *
Прекрасный день!
Такая чудная погода
Бывает только дивною сентябрьскою порой.
Ликует в праздничном наряде вся природа,
И золотая осень кружит над землей.
А солнце светит
Ласково и нежно,
Даря земле частичку теплоты,
И над водой с изяществом небрежным
Порхают бабочки, как поздние цветы.
И как приятно,
Выйдя на прогулку,
Почувствовать вдруг свежесть ветерка,
Услышать тишины дыханье гулкое,
Увидеть, как прекрасны облака...
Владимир Кочураев
* * *
Огурцы и помидоры,
Есть морковка и салат,
Лук на грядке, перец сладкий
И капусты целый ряд.
В саду созрели сливы,
Яблоки и груши.
До чего ж они красивы
На здоровье кушай.
* * *
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох!..
Вот овощи спор завели на столе –
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка и свёкла?
Ох!...
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох!..
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка и свёкла?
Ох!...
И суп овощной оказался не плох!
Загадки.
Ни стола в жилище том,
Ни трубы, ни печки,
И закручен этот дом
В хитрые колечки.
(Улитка)
Подрастала –
Хвост растила,
Платье темное носила.
Подросла –
Зеленой стала,
Хвост на весла поменяла.
(Лягушка)
Что выше леса?
(Солнышко)
В воде она живет,
Нет клюва, а клюет.
(Рыба)
Золотой хозяин с поля идет,
Серебряный пастух на поле идет,
Мелкое стадо гонит.
(Солнце, месяц, звезды)
Не зверь,
Не птица,
А нос, как спица,
Летит - кричит,
Сядет - молчит,
Кто его убьет,
Свою кровь прольет.
(Комар)
Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка.
(Месяц)
Вся дорожка
Обсыпана горошком.
(Звезды, Млечный Путь)
Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса)
Он в берлоге спит зимою под большущею сосною,
А когда придёт весна, просыпается от сна. (Медведь)
Сделал дыру, вырыл нору.
Солнце сияет, а он и не знает. (Крот)
Маленький рост, длинный хвост,
Серенькая шубка, остренькие зубки. (Мышь)
По веткам скачет, да не птица,
Рыжая, да не лисица. (Белка)
Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Лось)
Он в своей лесной палате
Носит пёстренький халатик,
Он деревья лечит, постучит – и легче. (Дятел)
Зимой беленький, а летом серенький.
Никого не обижает, а всех сам боится. (Заяц)
С хозяином дружит, домик сторожит,
Живёт под крылечком, и хвостик колечком. (Собака)
Вместо хвостика – крючок, вместо носа – пятачок.
Пятачок дырявый, а крючок вертлявый. (Свинья)
С бородою, а не старик; с рогами, а не бык;
Доят, а не корова; с пухом, а не птица;
Лыко дерёт, а лаптей не плетёт. (Коза)
Я не будильник, но бужу,
Я с бородой и в шпорах.
С большою важностью хожу
И вспыльчив, словно порох. (Петух)
Рыжий молокозавод день жуёт и ночь жуёт.
Ведь траву не так легко переделать в молоко. (Корова)
Сер, да не волк, длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь. (Осёл)
Очень много силы в нём; ростом он почти что с дом.
У него огромный нос, будто нос лет тыщу рос. (Слон)
Домовитая хозяйка полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком – он поделится медком. (Пчела)
Надо мной она кружит, надо мной она жужжит.
Ну и приставуха эта цокотуха. (Муха)
Белка.
Кто там скачет, кто мелькает?
Белка дело затевает-
Сосны сеет на пригорке,
А под горочкою- ёлки.
На подмогу ей спешу-
Тоже шишки шелушу.
Борзый конь.
Гоп-гоп! Ну, скачи в галоп!
Ты лети, конь, скоро-скоро,
Через реки, через горы!
Все-таки в галоп - гоп-гоп!
Трух-трух! Рысью, милый друг!
Ведь сдержать-то станет силы.
Рысью, рысью, конь мой милый!
Трух-трух-трух! Не споткнись, мой друг!
Ходит конь по бережку,
Вороной по зеленому.
Он головушкой помахивает,
Черной гривушкой потряхивает,
Золотой уздой побрякивает.
Все колечушки-то - бряк, бряк, бряк!
Золотые они - звяк, звяк, звяк!
Кто кем становится.
Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок -
Взрослая собака.
Жеребенок с каждым днем
Подрастал и стал конем.
Бык, могучий великан,
В детстве был теленком.
Толстый увалень баран -
Толстеньким ягненком.
Этот важный кот Пушок -
Маленьким котенком.
А отважный петушок -
Кро-о-хотным цыпленком.
А из маленьких гусят
Вырастают утки
Специально для ребят,
Тех, кто любит шутки.
А. Шибаев
Лось
- Я схожу сейчас в аптеку, -
Говорит лосихе лось.
- У меня с начала лета
Выпадение волос.
Да не нужен мне рецепт -
это вздор!
Нужен мне один огромный
ядовитый мухомор!
О.Г. Зыкова
Приложение3
Сравнение снегиря с вороной
Ход занятия
Приходит игровой персонаж и говорит: что по дороге в детский сад встретил чудовище. Описывает его: оно большое, серого цвета, чёрные крылья, две ноги, на голове большой клюв.
Воспитатель спрашивает у детей, как называется эта птица. (Вывешивается картина вороны).
Игровой персонаж спорит, что ворона – это не птица, потому что она большая.
Дети доказывают игровому персонажу, что ворона – птица. Называют существенные признаки (крылья, клюв, перья). Обсуждается размер крыльев, цвет перьев.