Выявление и дальнейшее развитие природоведческой художественной литературы в познании окружающего мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2015 в 18:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – раскрыть роль природоведческой художественной литературы в познании окружающего мира дошкольников.
Объект исследования – познание окружающего мира.
Предмет исследования – роль природоведческой художественной литературы как метод познания окружающего мира в ДОУ.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3-5
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы познания окружающего мира дошкольников посредством природоведческой художественной литературы.
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы в познании окружающего мира дошкольников посредством природоведческой художественной литературы…………………………………………………6-14
1.2 Роль природоведческой художественной литературы в познании окружающего мира…………………………………………………………..15-24

Глава 2. Выявление и дальнейшее развитие природоведческой художественной литературы в познании окружающего мира.
2.1 Выявление уровня сформированности познания окружающего мира (методика и результаты констатирующего эксперимента)…….25-36
2.2 Методика совершенствования работы в познании окружающего через природоведческую художественную литературу у дошкольников (организация и содержание формирующего эксперимента)…………37-41
2.3 Анализ и результаты исследования………………………….42-46
Заключение………………………………………………………………47
Список литературы…………………………………………………48-50

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 110.25 Кб (Скачать файл)

 

Условные обозначения: В- высокий уровень, С- средний уровень, Н - низкий уровень.

Высокий уровень - 1 человек, средний уровень - 5 человек, низкий уровень - 4 человека.

 

Таблица 2. Результаты констатирующего эксперимента в экспериментальной группе

Ф.И.

Знания о животных, птицах.

Знания о растительном мире

Знания о характерных признаках времен

ОтношК миру природы

Спец. ситуац.

Сумма баллов

Уровень экол. знаний

1.

Марина Б.

2

2

1

2

1

8

С

2.

Игорь Б.

1

1

2

1

1

6

Н

3.

Наиля Г.

2

1

2

1

1

7

Н

4.

Саша М.

1

2

1

1

1

6

Н

5.

Егор М.

1

2

2

1

1

7

Н

6.

Соня О.

2

2

1

2

1

8

С

7

Дима К.

.3

3

3

3

2

13

В

8.

Ваня И.

2

2

2

1

1

8

С

9.

Настя Н.

1

1

1

1

1

5

Н

100

Катя Т.

2

1

2

1

1

7

С


 

Условные обозначения: В- высокий уровень, С- средний уровень, Н – низкий уровень.

Высокий уровень – 1 человек, средний уровень – 4 человека, низкий уровень- 5 человек.

Уровни сформированноcти познания окружающего мира

Таблица 3. Констатирующий срез.

Уровень

Группа

 

контрольная

экспериментальная

Высокий

10%

10%

Средний

50%

40%

Низкий

40 %

50%


 

Наименьшее количество ошибок допустили Настя Р. и Дима К. - 2 человека (высокий уровень).

Настя Р., Дима К. правильно выполнили задания. Дима без особого труда распределила представителей животного мира по видам, четко отвечала на поставленные вопросы. Ребёнок самостоятельно называл разные виды растений. Без помощи взрослого называл условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Дима знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы.

Настя Р. при ответах на поставленные вопросы проявляла творчество и фантазию. Ребёнок правильно называл характерные признаки времен года. По памяти воспроизводил сезонные особенности того или иного времени года. Выражал эстетическое отношение к природе. Дети правильно нашли выход из специально созданных ситуаций.

К среднему уровню были отнесены дети - Алена А., Наиль Г., Арсений К., Рома М., Настя К. - 5 человек контрольной группы и Марина Б., Соня О., Ваня И., Катя Т. - 4 человека экспериментальной группы.

Марина Б. иногда допускала незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументировала свой выбор. Соня О. иногда допускал незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, цветов. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно.

К низкому уровню развития были отнесены дети - в контрольной группе – Юра Д., Ильдар Ф., Данил С., Дана С. - 4 человека и в экспериментальной группе - Егор М., Наиля Г., Саша М., Игорь Б., Настя Н. -5 человек.

Настя Н. часто допускала ошибки при распределении представителей животного мира по видам. На поставленные вопросы отвечать затруднялась, а если и отвечала, то в основном неверно. Саша М. не всегда правильно называла характерные признаки времен года. Не имеет представления о том, как нужно ухаживать домашними животными и обитателями уголка природы.

В 5 задании все дети с желанием брались за работу, но побеспокоились о еде лишь немногие дети. Сухое растение и грязная вода так и остались без внимания детей. Эти данные свидетельствуют о недостаточной работе взрослых по формированию у детей бережного отношения к природе.

Как видно и в контрольной (10%), и в экспериментальной (10%) группах мало детей с высоким уровнем сформированности экологических знаний. Средним уровнем обладает 50% детей в контрольной группе и 40% детей в экспериментальной группе. Низким уровнем сформированности экологических знаний владеет соответственно 40% и 50% детей.

Обе группы находятся приблизительно на одинаковом уровне развития, поскольку расхождения в процентах очень незначительны. Выявленный в ходе исследования уровень развития является недостаточным, т.к. очень мало детей и в контрольной, и в экспериментальной группах имеют высокий уровень сформированности экологических знаний, а значит и низкую экологическую культуру, которая свидетельствует о качестве осознанного правильного отношения детей к природе, их уровень в основном принадлежит к среднему и низкому.

На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что работа по формированию экологической культуры у детей осуществлялась не систематически, не был достаточно оснащён педагогический процесс, мало места отводилось наблюдениям, практической деятельности, труду и другим видам деятельности экологического характера.

Таким образом, перед нами стоит задача наметить методику совершенствования работы по познанию окружающего мира с помощью природоведческой художественной литературы, что и обусловило проведение формирующего эксперимента в экспериментальной группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Методика совершенствования  работы в познании окружающего  через природоведческую художественную  литературу у  дошкольников (организация  и содержание формирующего эксперимента)

На следующем этапе нашего исследования мы приступили к развитию у детей окружающего мира  через формирование природоведческой художественной литературы.

Целью формирующего эксперимента явилась разработка и апробация методики формирования окружающего мира.

При разработке методики окружающего мира средних дошкольников мы опирались на особенности экологического воспитания данной возрастной группы.

Характерной чертой средних дошкольников является активное постижение окружающего мира через наблюдение за ним. Процесс знакомства с окружающим миром должен строиться на выработке у детей навыка истолковывания своего опыта. Поскольку жизненный опыт ребенка еще невелик, то он познает мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. Необходимо показать всеобщую взаимосвязь ребенка со всей окружающей его действительностью.

Воспитание у ребенка интереса к явлениям природы начинается с умения всматриваться, любоваться окружающими растениями, живыми обитателями; проявлять наблюдательность и заботливое отношение к окружающему миру природы.

Познание окружающего мира основывается на возрастных психических возможностях детей этого возраста. Это помогает обеспечивать эффективность решения поставленных задач, доступных для детей.

Познание природы помогает детям среднего дошкольного возраста адаптироваться в окружающем мире, поддерживать любопытство и любознательность, активность и самостоятельность. В процессе ознакомления малышей с природой воспитатель решает важные задачи сенсорного развития, формирования у детей элементарных форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Воспитатель должен создать условия для включения детей в реальную деятельность по уходу за растениями, наблюдению за животными, воспитывать эмоциональную отзывчивость и гуманные чувства.

Данная методика, была построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребёнка, умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств.

В ходе формирующего эксперимента мы старались, чтобы каждый день пребывания детей в детском саду был интересным и насыщенным, поэтому реализация методики предполагала интегрированный подход в обучении. Экологические знания и навыки дети получали не только на специально организованных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, игровой и исследовательской деятельности, чтения книг, на занятиях по изобразительному искусству и музыкальных занятиях.

Систематические наблюдения в природе учат детей быть внимательными. Был разработан цикл наблюдений с проведением опытов, доступных для детей этого возраста и с использованием художественного слова (Приложение 1). Он помогает детям приобретать знания, мыслить, обобщать, делать выводы и правильно вести себя в мире природы.

В становлении экологического сознания особое место принадлежит игровой деятельности. Именно в ней формируются у детей моральные нормы и правила поведения детей в природе.

Сюжетно-ролевые игры помогают отображать разнообразные бытовые сюжеты, дают новые впечатления о жизни и труде людей, о состоянии природы и её изменениях. Игры для детей - способ познания окружающего, путь к познанию мира, в котором живут и который могут изменить и преобразить. В играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует, они воплощают свои мечты и желания

Дидактические игры являются эффективным средством в познании окружающего мира. Процесс игровой деятельности, в которой дошкольники ощущают повышенную потребность, позволяет: обеспечить возможность усвоения экологических представлений; пробудить интерес к природе и развить ценностное отношение к ней; формировать мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности; предоставить возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения; контроля и оценки результатов собственной экологически ориентированной деятельности. Дидактические игры и упражнения мы использовали в своём эксперименте.

В работе мы также использовали экологическое лото: его цель: развивать умение классифицировать животных (дикие, домашние).

Игры-медитации: «Я-солнце», «Я-дождь», «Я-ветер», «Я- облачко». Например: «Я - облачко, большое, пушистое. Я свободно и легко плаваю в синем небе. Мои руки лёгкие, они помогают мне лететь. Я поднимаю глаза вверх, всем своим телом вдыхаю воздух, наполняюсь влагой. Я могу напоить дождиком землю, я выдыхаю и потоком мелких капелек падаю на землю».

Интересным в работе с детьми является такой игровой приём, как получение писем-жалоб от жителей леса, сада, огорода. Дети задумывались над содержанием писем, обговаривали различные экологические ситуации, решали, как можно помочь тому, или иному живому существу, как нужно оберегать и охранять природу - своего края, и всей планеты. Например, такое письмо «Здравствуйте, дети! Нам очень нравится жить в этой комнате, радовать вас своими листьями и цветами, очищать воздух. Но многие из нас страдают от неправильного ухода. Поэтому мы обращаемся к вам за помощью - узнайте, как за каждым из нас правильно ухаживать, и мы всегда будем вашими лучшими друзьями. Комнатные растения». Эффективным методом расширения знаний по экологии, по нашему мнению, является использование жемчужин народной мудрости - сказок, легенд, поговорок, загадок на экологическую тематику, т.к. они ум обогащают, и душу волнуют: «Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади», «Не подноси на природу руку, будет и твоему внуку» и так далее. В работе с детьми практиковалось использование научности. Это разнообразные иллюстрации, гербарии, альбомы («Животные Красной книги», «Знай, люби, береги»); таблицы, схемы («Круговорот воды в природе», «Строение растений» и другие); карты, макеты, фотографии, натуральные природные объекты (растения, грунт, вода и другие).

Во время работы с натуральными природными объектами внимание детей обращалось на то, чтобы не нанести животному вреда, а после проведения наблюдения отпускали их на волю.

Информация о работе Выявление и дальнейшее развитие природоведческой художественной литературы в познании окружающего мира