Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 14:33, курсовая работа
Цель исследования: теоретическое обоснование и опытно-экспериментальное исследование педагогических условий гендерной социализации детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
Дать понятие гендерной социализации с позиции различных авторов и ученых.
Охарактеризовать процесс гендерной социализации младших школьников.
Раскрыть психолого-педагогические условия гендерной социализации детей младшего школьного возраста.
Определить критерии оценки гендерной социализации детей младшего школьного возраста.
Создать педагогические условия гендерной социализации младших школьников.
Выявить динамику уровня гендерной социализации детей младшего школьного возраста.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты гендерной социализации детей младшего школьного возраста 6
Понятие гендерной социализации с позиции различных авторов и ученых 6
Процесс гендерной социализации младших школьников 10
Психолого-педагогические условия гендерной социализации детей младшего школьного возраста 14
Выводы по главе 1 19
Глава 2. Методические основы реализации условий гендерной социализации детей младшего школьного возраста 21
2.1. Критерии оценки гендерной социализации детей младшего школьного возраста 21
2.2. Реализация педагогических условий гендерной социализации младших школьников 31
2.3. Выявление динамики уровня гендерной социализации детей младшего школьного возраста 35
Выводы по главе 2 44
Заключение 46
Список литературы 48
В процессе общения со сверстниками в начальной школе характерно проявление половой сегрегации. Мальчики и девочки разделяются на два отдельных лагеря, «перебезчики» осуждаются. Дружба в этот период чаще однополая, при этом мальчики и девочки не разделены глухой стеной, не выдвигают себя в общении как носители существующих в их представлении особенностей пола.
По мнению Л.В. Коломийченко, результатом гендерной социализации является формирование гендерной культуры, освоение которой определяется уровнем гендерной воспитанности и проявляется в трёх сферах или компонентах [11]: когнитивный, эмоциональный, поведенческий (табл. 1).
Таблица 1
Компоненты гендерной социализации
Компонент |
Характеристика |
Когнитивный |
Гендерное самосознание, включающее осознание своего тела как тела человека определенного пола; знание гендерных стереотипов (игры мальчиков и девочек; атрибуты одежды, которые демонстрируют, что перед нами представитель того или иного пола; профессии, которые предпочитают мужчины или женщины и т.д.); осознание своего соответствия гендерным представлениям, нормам, ролям; представления о сексуальном поведении своего пола и о своем сексуальном поведении; осознание себя представителем определенного пола |
Эмоциональный |
Гендерная идентичность, то есть отождествление себя с личностью определенного пола, предпочтения, эмоциональные и мотивационные выборы, связанные с определенным полом, а также единство трех установок: «я знаю, что я – женщина (мужчина)», «я чувствую себя женщиной (мужчиной)» и «я веду себя как женщина (мужчина)». |
Поведенческий |
Включает в себя гендерное поведение (поведение в соответствии со статусами, ролями, стереотипами, нормами, ценностями, присущими определенному гендеру) и гендерные роли (дифференциацию деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от того, к какому полу они принадлежат) |
В конечном счете, формирование гендерной социализации это сложное личностное образование, включающее знания основы гендерной культуры (когнитивный компонент), потребность в реализации себя как представителя определенного пола (эмоционально-чувственный компонент), способы поведения и взаимодействия с другими людьми в соответствии с генетически заданной половой принадлежностью и принятыми в социуме нормами гендерной культуры (поведенческий компонент) [15; 61].
В процессе гендерной социализации в начальной школе можно выделить основные его направления: а) гендерное воспитание, помогающее формированию психологической мужественности и женственности и оптимальных коммуникативных установок мужчин и женщин; б) сексуальное воспитание и образование, оптимизирующее формирование сексуально-эротических ориентаций и сексуального сознания в аспекте нравственных требований; в) подготовка к ответственному супружеству как формирование супружеских ролей и выработка установок взаимно ответственного партнерства; г) подготовка к ответственному родительству, предполагающая формирование гендерного поведения матери и отца по отношению к детям, выработку оптимальных способов взаимодействия родителей с детьми.
По мнению В.Е.Каган и Д.Н.Исаева в начальной школе гендерные е различия ярко видны в успеваемости и поведении. Так, школьная адаптация у мальчиков хуже, чем у девочек, которые имеют более высокие показатели успеваемости и поведения, чем у мальчиков. Утомляемость у мальчиков учеников начальной школы выше, чем у девочек, они легко отвлекаются, проявляют расторможенность. У мальчиков и девочек по-разному возникает учебный интерес: у мальчиков через материальное поощрение, у девочек - при эмоциональном поощрении. Существуют различия и в усвоении материала: мальчики лучше справляются с заданиями в одиночку, а девочки - в смешанной по полу группе. Уровень образования семьи оказывает влияние на девочек значительнее, чем на мальчиков, хотя притязания у мальчиков высокие [9; 104].
Принадлежность к определенному полу не является ведущей в определении статуса ребенка в группе одноклассников. Девочки помимо того, что ищут расположении сверстниц, стараются его также приобрести и у взрослых. Статус девочки при это остается измененным. Или, по крайней мере не становится ниже, а у мальчиков, он падает. Мальчик. Преуспевающий в учебе крайне редко обладает высоким социометрическим статусом. Лидером чаще становится ребенок с вызывающим поведением.
Ниже представлены принципы, которые следует соблюдать в процессе гендерной социализации в школе.
Рис. 3. Принципы процесса гендерной социализации младшего школьника
Модернизация образования в качестве приоритетной выдвигает задачу обеспечения высокого качества российского образования, которое не сводится только к обученности учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с гендерной социализацией, понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность» [19; 15].
В настоящее время педагогам приходится работать с неоднородным контингентом детей. Реальная практика образования испытывает потребность в педагоге-профессионале, способном к работе с различными категориями детей в соответствии с различными типами норм развития. Решение задач гендерной социализации детей младшего школьного возраста требует создания психолого-педагогических условий организации процесса.
Ряд педагогов (Л.В. Коломийченко, А.А. Чекалина, И.С. Клецина и др.) определяет в качестве цели гендерной социализации в учебно-воспитательном процессе начальной школы возвращение традиционных гендерных ценностей. Деятельность школы должна быть направлена на воспитание в мальчиках традиционных мужских качеств, а в девочках – традиционных женских качеств.
Другие ученые и педагоги сходятся во мнении о том, что традиционные гендерные стереотипы не отражают реалий жизни современности, ведь сегодня все чаще женщины входят в ранее мужские профессии и виды деятельности, а мужчины – в женские. Непосредственное следование традициям гендера, его стереотипам не в состоянии обеспечить реальное равенство женщин, в современном обществе в значительной степени престижной остается мужская роль [8; 33].
По мнению А. В. Мудрика, использование знаний о гендерных различиях важно в обеспечении деятельности образовательных учреждений; в определении содержания и методов обучения; в обеспечении условий для усвоения детьми норм гендерного поведения, в соответствии с возрастом, социальными ожиданиями [12; 12]. Таким образом, обеспечение процессов воспитания, обучения осуществляется при помощи гендерного подхода в образовании, т.е. с учетом гендерных психологических различий. Гендерно‑ориентированная педагогика направлена на гармонизацию гендерных отношений, на содействие педагогической поддержки в совершенствовании мужской и женской индивидуальности, на формирование культуры взаимодействия полов на принципах равенства.
Гендерная идентичность детей младшего школьного возраста осуществляется с помощью социальных институтов, в числе которых, кроме образовательного учреждения, семья, учреждения дополнительного образования и воспитания, СМИ и так далее. Гендерная социализация младших школьников в условиях образовательного учреждения формируется исходя из следующего. Обеспечение эффективности формирования гендерной идентичности младших школьников основывается на создании системы определенных психолого-педагогических условий в целенаправленном профессионально-организованном процессе образования. В основе гендерного подхода в педагогике лежит развитие гендерной компетентности у педагога, создание гендерно - комфортного уклада школы, оказание педагогической поддержки индивидуальности детей разных гендеров, гендерное просвещение учащихся [22; 112].
Особенность гендерного уклада школы характеризует характеристику качества личностного образования младших школьников. Гендерная идентичность выступает как основополагающий компонент социально обусловленного целостного развития личности, внутренняя система которого детерминирует самосознание субъекта и развивает особую структуру представлений о себе и своей социально-гендерной роли, созданной в социокультурном контексте. Целью гендерной социализации выступает реконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в соответствии с полом, осмысление и создание условий для предельной самореализации и реализации способностей девочек и мальчиков в процессе педагогического взаимодействия.
В рамках гендерной социализации младших школьников должны быть учтены основные особенности психосексуального развития детей в этом возрастном периоде. Психология поведения у младших школьников свяхана с интенсивной социализацией, с периодом начала обучения и отсутствием выраженного полового метаморфоза. Дети одного возраста, но обучающиеся в параллельных классах, отличаются друг от друга значительнее, чем дети разного возраста, которые учатся в одном классе. Л.С. Выготский, а в Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев указывали, что ребенок младшего школьного возраста занимает особое по сравнению с предыдущим возрастным этапом положение в системе принятых в данном обществе отношений.
Гендерная сегрегация это сильный фактор организации детского общения [14]. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. отмечают, что младший школьник четко знает о своей принадлежности к гендеру, что это необратимо, и утверждается в соответствии с полом. Костикова И.В. отмечает, что в классе девочки и мальчики при общении друг с другом не забывают о том, что они противоположны: когда учитель сажает мальчика и девочку за одну парту, дети смущаются, особенно если окружающие сверстники реагируют на это обстоятельство. В непосредственном общении у детей можно наблюдать некое дистанцирование в связи с тем, что они «мальчики» и «девочки».
Мальчик знает, что он не должен плакать, должен быть смелым, помогать взрослым и девочкам, проявляет внимание к профессиям, которые традиционно мужские, или сам пытается выполнять посильную мужскую работу. В случае получения одобрения со стороны взрослых, гордится данным фактом, старается, чтобы его заметили девочки. Т.е., мальчики стараются вести себя, как свойственно мужчинам.Девочка знает, что она должна быть опрятной, вежливой, приветливой, старательной, помощницей в хозяйстве маме, она с удовольствием приобщается к домашней работе. В случае похвалы, как и свойствепнно девочке, может смутиться [14; 31].
При изучении гендерных предпочтений учителей, Царёва Н.П. выявляет, что педагоги, сами являясь продуктом гендерной социализации, отдают неосознанное предпочтение либо мальчикам, либо девочкам. Гендерные специфические отношения проявляются как в повседневном общении с учащимися, так и в импровизированных педагогических действиях и приемах [5; 41].
В образовательных учреждениях существует парадоксальное явление: образование в нашей стране – мужское по своему содержанию, так как учебные планы, учебные предметы имеют определенную технократическую, естественнонаучную тенденцию и построены с расчетом включения подготовленного ученика в технологические процессы. Вследствие этого являются предпочтительными и мужские стили познания, а также маскулинные качества личности. Но формы организации обучения, способы передачи знаний выстроены таким образом, что являются преимущественно женскими по своим психофизиологическим параметрам, особенно в начальной школе.
В начальной школе мальчики сталкиваются с трудностями, их психофизиологические особенности часто мешают им быть «примерными» учениками. В среднем звене ситуация меняется, на первые позиции выступают иные подходы в обучении, в большинстве своем мужские, и на втором плане оказываются девочки. Социальный опыт и мальчиков и девочек в школах оказывается повседневным, потому что, что и те и другие лишены делового сотрудничества с мужчинами. Сохраняющаяся феминизация начальной школы продолжает линию феминизации воспитания. В ней складываются многие стереотипы последующей школьной жизни. Уэcт К. придерживается того мнения, что одна из особенностей поведения мальчиков и девочек младшего школьного возраста - образование однородных по полу групп, дети группируются в два лагеря [3; 72]. Эти внешние проявления психосексуальной дифференциации и половой социализации являются следствием психологических закономерностей.
Эффективность процесса гендерной социализации требует создания определенных педагогических условий. Гендерная социализация младших школьников направлена на развитие их гендерной компетентности, обеспечивающей успешную адаптацию в рамках гендерной социализации во всех звеньях системы образования, последующему личностному, социальному развитию и самореализации.
Выводы по главе 1
Изучение теоретических аспектов темы исследования позволило судить о следующем.
В последнее десятилетие при изучении вопросов воспитания и обучения детей разного пола все шире используется понятие «гендерная социализация». Гендер – социально-психологический пол человека, совокупность его психологических характеристик и особенностей социального поведения, проявляющихся в общении и взаимодействии.
В рамках гендерной социализации определяется, что в раннем возрасте ребенок воспринимает, что значит быть мальчиком и девочкой, мужчиной и женщиной, то есть, происходит принятие социальных поведенческих моделей, принимаемых в обществе как мужские и женские.
Гендерная социализация младших школьников направлена на развитие их гендерной компетентности, обеспечивающей успешную адаптацию в рамках гендерной социализации во всех звеньях системы образования, последующему личностному, социальному развитию и самореализации.
Формирование гендерной социализации это сложное личностное образование, включающее знания основы гендерной культуры (когнитивный компонент), потребность в реализации себя как представителя определенного пола (эмоционально-чувственный компонент), способы поведения и взаимодействия с другими людьми в соответствии с генетически заданной половой принадлежностью и принятыми в социуме нормами гендерной культуры (поведенческий компонент).
Информация о работе Гендерная социализация детей младшего дошкольного возраста