Гендерная социализация детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 14:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретическое обоснование и опытно-экспериментальное исследование педагогических условий гендерной социализации детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
Дать понятие гендерной социализации с позиции различных авторов и ученых.
Охарактеризовать процесс гендерной социализации младших школьников.
Раскрыть психолого-педагогические условия гендерной социализации детей младшего школьного возраста.
Определить критерии оценки гендерной социализации детей младшего школьного возраста.
Создать педагогические условия гендерной социализации младших школьников.
Выявить динамику уровня гендерной социализации детей младшего школьного возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты гендерной социализации детей младшего школьного возраста 6
Понятие гендерной социализации с позиции различных авторов и ученых 6
Процесс гендерной социализации младших школьников 10
Психолого-педагогические условия гендерной социализации детей младшего школьного возраста 14
Выводы по главе 1 19

Глава 2. Методические основы реализации условий гендерной социализации детей младшего школьного возраста 21
2.1. Критерии оценки гендерной социализации детей младшего школьного возраста 21
2.2. Реализация педагогических условий гендерной социализации младших школьников 31
2.3. Выявление динамики уровня гендерной социализации детей младшего школьного возраста 35
Выводы по главе 2 44

Заключение 46
Список литературы 48

Вложенные файлы: 1 файл

ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.doc

— 623.50 Кб (Скачать файл)

 

Результаты  исследования представим графически (рис.8).

Рис. 8. Сравнительные результаты исследования по методике «Кто Я?»

 

В контрольном  эксперименте ранжирование по степени значимости представлено по результатам следующим образом. Наибольшее значение по общей группе принадлежит семейной роли – 92 балла, при это показатель девочек в данном составляет 43,8 % удельного веса, и – 56,2 % мальчиков). Следующая характеристика фемининность – 77 баллов (мальчики – 26,7 %; девочки – 63,3 %). На третьей позиции находится характеристика – профессиональные роли 76 балла (мальчики – 46,1 %; девочки – 53,9 %).

 

Итак, по результатам  исследования констатирующего эксперимента при обработке результатов тестирования мы выявили и обобщили  центральные общие тенденции по позициям, представленным в табл. 14:

Таблица 14

Центральные общие тенденции

Критерий тенденций

Социальные  роли

Индивидуализированные характеристики

1.Количественное  преобладание (баллов, всего)

Семейные роли - 92

Мускулинные - 77

2.Степень значимости

1. семейные роли

2. профессиональные  роли

3. другое

1. мускулинные

2. фемининные

3. нейтральные

3.Уровень преобладания  стереотипных характеристик

1. семейные роли - 92

2. профессиональные  роли - 76

3. другое - 58

1. мускулинные  - 77

2. фемининные - 74

3. нейтральные  - 33


 

Таким образом, количественное преобладание социальных характеристик: 92 балла составляют семейные роли; индивидуальных характеристик – мускулинные, 77 баллов.

Таким образом, мы можем судить о том, что в  результате осуществления с младшими школьниками деятельности, направленной на увеличение уровня гендерной социализции, повысился показатель семейные роли, так у мальчиков, так и у девочек. Иначе говоря, отмечена положительная динамика в формировании представлений о социальной роли.

 

Результаты  контрольного эксперимента по методике  «Какой должна быть девочка? Каким должен быть мальчик?». Автор О.П. Елисеев представлены в табл. 15.

Таблица 15

Результаты  констатирующего эксперимента по методике  «Какой должна быть девочка? Каким должен быть мальчик?». Автор О.П. Елисеев

Поведение девочки

Ответы

Поведение мальчика

Ответы

девочек

мальчиков

девочек

мальчиков

хорошая

7

6

хороший

6

5

послушная

7

8

не обижать  девочек

6

8

аккуратная

5

5

приличный

6

6

не драться

8

8

послушный

6

7

культурная

6

3

аккуратный

5

4

добрая

4

5

благородный

7

5

не носить тяжестей

5

6

помогать и  уступать девочкам

6

8

уважать старших

5

5

не драться

6

3

не бегать на перемене

4

3

защищать девочек

5

8

хорошо учиться

8

6

умный

3

3

не обзываться

5

7

не обзываться

4

4


 

 

По характеристике поведения девочки, результаты показали, что большинство, 7 девочек (70%) считают, что девочка должна быть хорошей, ответы мальчиков по данной характеристике ниже, 6 человек (60%), т.е остались в том же диапазоне, что и в констатирующем эксперименте. Увеличилось число мальчиков – до 8 человек (80 %), которые считают, что девочка должна быть послушной (положительная динамика – 10 %). Число характеристик в данном аспекте у девочек меньше – 7 (70%) человек, но отмечается положительная динамика на 20 %.

 Характеристика  поведения мальчиков – «хороший» отмечается у 6 (60%) девочек (положительная динамика 10 %) и 6 мальчиков (60 %), положительная динамика 20%. Характеристика поведения мальчиков – не обижать девочек, помогать, уступать (80 % мальчиков, 60 % девочек);  защищать увеличилась, выявлена у мальчиков в 80 %, у девочек в 50 %.

Ранжирование  выборов поведения девочек представлено на рис.9.

 

 

Рис. 9. Ранжирование ответов в коконтрольном этапе эксперимента (поведение девочки)

 

Рис. 10. Ранжирование ответов в контрольном этапе эксперимента (поведение мальчиков)

 

 

Результаты контрольного эксперимента показали, что наибольшее значение по характеристике поведение девочки получило значение, как и в констатирующем эксперименте, «не драться», при этом удельный вес наличия данного значения у девочек и мальчиков находится также в одном диапозоне по 8 ответов.

По характеристикам поведения мальчика также наиболее часто встречается «помогать и уступать девочкам», т.е. 60 % - девочки и 80% мальчики (положительная динамика 10 %).

Данные результатов  представим в сводной таблице 16.

Таблица 16

Результаты  исследования по методике «Какой должна быть девочка? Каким должен быть мальчик?» (групповой балл)

Поведение девочки

Ответы (общее значение)

Поведение мальчика

Ответы (общее значение)

конст.

контр.

конст.

контр.

хорошая

14

13

хороший

9

11

послушная

12

15

не обижать  девочек

10

14

аккуратная

7

10

приличный

11

12

не драться

16

16

послушный

10

13

культурная

8

9

аккуратный

7

9

добрая

7

9

благородный

6

12

не носить тяжестей

12

11

помогать и  уступать девочкам

13

14

уважать старших

12

10

не драться

8

9

не бегать на перемене

11

7

защищать девочек

11

13

хорошо учиться

14

14

умный

7

6

не обзываться

9

12

не обзываться

6

8


 

Таким образом, мы можем судить о том, что в большей степени показатели увеличились в представлениях о поведении мальчиков. В частности, младшие школьники в характеристике о поведении мальчиков, стали большее внимание уделять такой характеристике, как не обижать девочек, положительная динамика 40%; характеристике послушание (30%), благородство (60 %).

Таким образом, в ходе эксперимента отмечена положительная  динамика в формировании представлений  о гендерном поведении.

 

Результаты  контрольного эксперимента анкетирование  «Кем ты станешь, когда будешь взрослым?» Л.Олейник  представлены в табл. 17.

Таблица 17

Результаты  контрольного эксперимента. Анкетирование «Кем ты станешь, когда будешь взрослым?»

Кто нарисован

рисовали мальчики

рисовали девочки

мальчик

5

1

девочка

-

6

мужчина

3

-

женщина

-

2

мужчина и женщина

1

1

мальчик и женщина

1

-


 

По результатам исследования: 4 мальчиков, 50 %,  нарисовали мальчика и 3 мальчика, 30%, нарисовали мужчину. У младших школьников сформированы адекватные гендерные стереотипы поведения, они могут самостоятельно включать себя в гендерную группу. 1 мальчик, 10 %, нарисовал мужчину и женщину и 1 (10 %) – мальчика и женщину. В данном случае мы можем судить об искаженной репродуктивной функции, неполном усвоении гендерной принадлежности.

6 из 10 девочек, 60 %, нарисовали девочку, 2 (20 %) – женщину. Т.е. речь идет о наличии у детей адекватной гендерной идентичности, принятие своих гендерных особенностей. 1 девочка (7 %) нарисовала мужчину и женщину.

Таким образом, в ходе контрольного эксперимента выявлена положительная динамика по критериям гендерной социализации, сформированности о социальной роли, гендерном поведении и гендерной роли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы  по главе 2

 

В ходе анализа методических основ реализации условий гендерной социализации детей младшего школьного возраста  стало возможным сделать следующие выводы.

Цель констатирующего  этапа: выявить уровни развития гендерной социализации детей младшего школьного возраста проходил по методикам:

  1. Опросник «Кто Я?». Авторы: М.Кун и Т.Макпартленд
  2. Методика «Какой должна быть девочка? Каким должен быть мальчик?» О.П. Елисеев.
  3. Анкетирование «Кем ты станешь, когда будешь взросл<span class="dash0410_0431_0437_0430_0446_0020_0441_043f_0438_0441_043a_0430__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-size: 14pt; text-d

Информация о работе Гендерная социализация детей младшего дошкольного возраста