Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 14:33, курсовая работа
Цель исследования: теоретическое обоснование и опытно-экспериментальное исследование педагогических условий гендерной социализации детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
Дать понятие гендерной социализации с позиции различных авторов и ученых.
Охарактеризовать процесс гендерной социализации младших школьников.
Раскрыть психолого-педагогические условия гендерной социализации детей младшего школьного возраста.
Определить критерии оценки гендерной социализации детей младшего школьного возраста.
Создать педагогические условия гендерной социализации младших школьников.
Выявить динамику уровня гендерной социализации детей младшего школьного возраста.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты гендерной социализации детей младшего школьного возраста 6
Понятие гендерной социализации с позиции различных авторов и ученых 6
Процесс гендерной социализации младших школьников 10
Психолого-педагогические условия гендерной социализации детей младшего школьного возраста 14
Выводы по главе 1 19
Глава 2. Методические основы реализации условий гендерной социализации детей младшего школьного возраста 21
2.1. Критерии оценки гендерной социализации детей младшего школьного возраста 21
2.2. Реализация педагогических условий гендерной социализации младших школьников 31
2.3. Выявление динамики уровня гендерной социализации детей младшего школьного возраста 35
Выводы по главе 2 44
Заключение 46
Список литературы 48
Эффективность процесса гендерной социализации требует создания определенных педагогических условий. Модернизация образования в качестве приоритетной выдвигает задачу обеспечения высокого качества российского образования, которое не сводится только к обученности учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с гендерной социализацией, понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность».
Глава 2. Методические основы реализации условий гендерной социализации детей младшего школьного возраста
2.1.
Критерии оценки гендерной
Теоретический анализ проблемы исследования, посвящённый теоретическому обоснованию процесса гендерной социализации младших школьников позволил, учитывая цель и гипотезу, связанных с определением психолого-педагогических условий гендерной социализации детей младшего школьного возраста, спланировать и организовать опытно-экспериментальную работу.
Данная работа проходила в период с марта 2013 года по май 2013 года и включила констатирующий, формирующий и контрольный этапы исследования. Исследование проходило на базе МОУ СОШ № г. Соликамска, в нем приняли участие 20 учеников младшего школьного возраста (средний возраст испытуемых - 8 лет, 10 мальчиков и 10 девочек).
Цель констатирующего этапа: выявить уровни развития гендерной социализации детей младшего школьного возраста.
Цель формирующего
этапа: реализовать систему
Цель контрольного этапа: сравнить результаты и выявить динамику в развитии гендерной социализации у детей младшего школьного возраста.
Исходя из цели констатирующего эксперимента, обозначенной нами, были определены критерии и показатели гендерной социализации (табл. 2).
Таблица 2
Критерии и показатели гендерной социализации младших школьников и методики определения
Критерии и показатели гендерной социализации младших школьников |
Методика выявления. Автор |
Описание методики |
Сформированность социальных ролей |
Опросник «Кто Я?» Авторы: М.Кун и Т.Макпартленд |
Применяется в диагностике для выявления роли гендерных характеристик в структуре Я-концепции личности. Вопрос «Кто
я?» логически связан с Когда ребенок отвечает на вопрос «Кто я?», он указывает роли и характеристики-определения, с которыми он себя соотносит, идентифицирует, т. е. с социальным статусом и теми чертами, которые, по его мнению, связываются с ним. Требование
теста дать 20 высказываний, связанных
с представлением о собственной
идентичности, исходит из признания
исследователями сложной и |
Сформированность представлений о гендерном поведении |
Методика «Какой должна быть девочка? Каким должен быть мальчик?» О.П. Елисеев |
Применяется в диагностике для изучения содержательных характеристик идентичности личности. |
Сформированность представлений о гендерной роли |
Анкетирование «Кем ты станешь, когда будешь взрослым?» Автор Л.Олейник |
Девочкам и мальчикам предлагалось при ответе на данный вопрос выписать варианты ответов в порядке их значимости: для мальчиков: мужчина, муж, папа, обладатель престижной профессией; для девочек: женщина, жена, мама, обладательница престижной профессией. Более рефлексивный ребенок дает в среднем больше ответов в соответствии со своей гендерной принадлежностью, чем ребенок с менее развитым представлением о себе. Те характеристики самого себя, которые испытуемый записывает в начале своего списка, в наибольшей мере актуализированы в его сознании, являются в большей мере осознаваемыми и значимыми для субъекта. |
Авторы: М.Кун и Т.Макпартленд [14].
Цель: выявление роли гендерных характеристик в структуре Я-концепции личности, изучение содержательных характеристик идентичности личности.
Инструкция для испытуемых.
«Ребята, у вас бланки, где в столбце 20 раз написано слово «Я», а далее оставлена пустая строка.
Вам необходимо в течение 20 минут ответить на вопрос «Кто я?». Употребляйте для этого наиболее подходящие, с вашей точки зрения, слова или предложения. Помните, первый ответ самый верный».
Обработка результатов.
Проанализировать содержание записанных в опросном бланке характеристики, т. е. обозначить, сколько в ответах присутствует социальных ролей и индивидуализированных характеристик.
Примерами социальных ролей могут быть следующие (табл. 3).
Таблица 3
Социальные роли младших школьников
категория социальных ролей |
характеристика, описанная ребенком |
профессиональные роли |
учитель, рабочий и т. д. |
гендерные роли |
женщина, мужчина, мать, жена и т. д. |
другие социальные роли |
ученик, студент, староста и т. д |
Примерами индивидуализированных характеристик могут быть следующие: 1) конкретные самоописания, раскрывающие особенности и качества личности; 2) возраст; 3) отношение мира к личности; 4) образные сравнения, метафоры; 5) отношение к дисциплине.
После обработки
результатов подсчитывается
Таблица 4
Данные исследования по опроснику «Кто Я?»
Социальные роли |
Индивидуализированные характеристики | |||||
семейные |
профессиональные |
другие |
фемининные |
мускулинные |
нейтральные | |
количественное значение (индивидуальное) |
||||||
среднее значение |
При обработке результатов группового тестирования центральным является выделение общих (среднегрупповых) тенденций по следующим позициям:
2) Методика «Какой должна быть девочка? Каким должен быть мальчик?». Автор О.П. Елисеев [18].
Цель: выяснение представления детей об идеале девочек и мальчиков.
Инструкция: «Ребята», дайте характеристики, описание мальчиков и девочек. Ответ вы придумываете сами».
Обработка результатов. В соответствии с характеристиками анализируются типы поведения детей: маскулинный, феминный, андрогинный и недифференцированный.
Цель: выявление представления детей о гендерной роли.
Инструкция: «Ребята, выпишите варианты ответов, начиная с того, который вы считаете более значимым.
Девочки |
женщина, жена, мама, обладательница престижной профессии |
Мальчики |
мужчина, муж папа, обладатель престижной профессии |
Результаты констатирующего эксперимента по опроснику «Кто Я?» представлены в табл. 5.
Таблица 5
Результаты исследования констатирующего эксперимента по опроснику «Кто Я?»
количественное значение (индивидуальное);
среднее значение |
Социальные роли |
Индивидуализированные характеристики | ||||
семейные |
профессиональные |
другие |
фемининные |
мускулинные |
нейтральные | |
№ исп. | ||||||
мальчики | ||||||
1 |
5 |
3 |
2 |
2 |
4 |
4 |
2 |
3 |
6 |
1 |
1 |
5 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
5 |
- |
4 |
4 |
5 |
3 |
2 |
3 |
3 |
5 |
1 |
1 |
4 |
2 |
7 |
5 |
6 |
7 |
2 |
3 |
2 |
5 |
1 |
7 |
3 |
3 |
5 |
4 |
4 |
1 |
8 |
3 |
5 |
4 |
4 |
4 |
- |
9 |
4 |
4 |
2 |
1 |
7 |
2 |
10 |
7 |
2 |
3 |
5 |
2 |
1 |
итого |
41 |
35 |
31 |
26 |
46 |
21 |
ср.зн. |
4,1 |
3,5 |
3,1 |
2,6 |
4,6 |
2,1 |
девочки | ||||||
1 |
5 |
3 |
3 |
5 |
2 |
4 |
2 |
2 |
5 |
3 |
5 |
3 |
2 |
3 |
3 |
4 |
3 |
5 |
2 |
3 |
4 |
6 |
2 |
4 |
6 |
2 |
- |
5 |
2 |
6 |
3 |
4 |
4 |
1 |
6 |
4 |
5 |
3 |
3 |
4 |
1 |
7 |
7 |
1 |
3 |
5 |
3 |
1 |
8 |
4 |
4 |
2 |
5 |
4 |
1 |
9 |
3 |
4 |
3 |
3 |
6 |
1 |
10 |
2 |
5 |
3 |
3 |
5 |
2 |
итого |
38 |
39 |
30 |
44 |
35 |
16 |
ср. зн. |
3,8 |
3,9 |
3,0 |
4,4 |
3,5 |
1,6 |
ВСЕГО |
79 |
74 |
61 |
70 |
81 |
37 |
СР. ЗН. ВСЕЙ ГРУППЫ |
3,95 |
3,7 |
3,05 |
3,5 |
4,05 |
1,85 |
Результаты исследования показали следующие.
У мальчиков наибольший средний балл – 4,1 выявлено по характеристике семейные социальные роли.
Наименьший
балл – нейтральные
У девочек наибольший
показатель относится к индивидуализирован
Наименьший
балл – нейтральные
Результаты исследования представим графически (рис. 1).
Рис. 4. Результаты констатирующего эксперимента исследования по методике «Кто Я?»
Ранжирование по степени значимости представлено по результатам констатирующего эксперимента следующим образом. Наибольшее значение по общей группе принадлежит мускулинным характеристикам – 81 балл, при это показатель девочек в данном составляет 43 % удельного веса, и – 57 % мальчиков). Следующая характеристика семейные социальные роли – 79 баллов (мальчики – 51,9 %; девочки – 48,1 %). На третьей позиции находится характеристика – профессиональные роли 74 балла (мальчики – 47,3 %; девочки – 52,7 %).
Результаты представлены графически (рис. 5).
Рис. 5. Ранжирование показателей по уровню преобладания (балл)
Итак, по результатам исследования констатирующего эксперимента при обработке результатов тестирования мы выявили и обобщили центральные общие тенденции по позициям, представленным в табл. 6:
Таблица 6
Центральные общие тенденции
Критерий тенденций |
Социальные роли |
Индивидуализированные характеристики |
1.Количественное преобладание (баллов, всего) |
Семейные роли - 79 |
Мускулинные - 81 |
2.Степень значимости |
1. семейные роли 2. профессиональные роли 3. другое |
1. мускулинные 2. фемининные 3. нейтральные |
3.Уровень преобладания стереотипных характеристик |
1. семейные роли - 79 2. профессиональные роли - 74 3. другое - 61 |
1. мускулинные - 81 2. фемининные - 70 3. нейтральные - 37 |
Таким образом, количественное преобладание социальных характеристик – 79 баллов составляют семейные роли; индивидуальных характеристик – мускулинные – 81 балл.
Результаты констатирующего эксперимента по методике «Какой должна быть девочка? Каким должен быть мальчик?» О.П. Елисеев [18] представлены в табл. 7.
Таблица 7
Результаты констатирующего эксперимента по методике «Какой должна быть девочка? Каким должен быть мальчик?». Автор О.П. Елисеев
Поведение девочки |
Ответы |
Поведение мальчика |
Ответы | ||
девочек |
мальчиков |
девочек |
мальчиков | ||
хорошая |
8 |
6 |
хороший |
5 |
4 |
послушная |
5 |
7 |
не обижать девочек |
5 |
5 |
аккуратная |
3 |
4 |
приличный |
5 |
6 |
не драться |
8 |
8 |
послушный |
6 |
4 |
культурная |
5 |
3 |
аккуратный |
4 |
3 |
добрая |
4 |
3 |
благородный |
4 |
2 |
не носить тяжестей |
5 |
7 |
помогать и уступать девочкам |
6 |
7 |
уважать старших |
6 |
6 |
не драться |
6 |
2 |
не бегать на перемене |
5 |
6 |
защищать девочек |
5 |
6 |
хорошо учиться |
8 |
6 |
умный |
3 |
4 |
не обзываться |
5 |
4 |
не обзываться |
4 |
2 |
По характеристике поведения девочки, результаты показали, что большинство человек, 8 человек (80%) считают, что девочка должна быть хорошей, ответы мальчиков по данной характеристике ниже, 6 человек (60%). Значительное число мальчиков – 7 человек (70 %), считают, что девочка должна быть послушной, Число характеристик в данном аспекте у девочек меньше – 5 (50%) человек. Характеристика поведения мальчиков – хороший отмечается у 5 (50%) девочек и 4 мальчиков (40 %), характеристика поведения мальчиков – не обижать девочек выявлена у мальчиков и девочек в одинаковом числе случаев по 5 (по 50%).
Ранжирование
выборов поведения девочек
Рис. 6. Ранжирование ответов в констатирующем этапе эксперимента (поведение девочки)
Рис. 7. Ранжирование ответов в констатирующем этапе эксперимента (поведение мальчиков)
Результаты показали, что наибольшее значение по характеристике поведение девочки получило значение «не драться», при этом удельный вес наличия данного значения у девочек и мальчиков находится в одном диапозоне по 8 ответов. Далее следует характеристика «хорошо учиться», 80 % - девочки, 60 % - мальчики. Следующая характеристик ав ранжировании поведения девочки – хорошая, ее отметили 80 % девлчек и 60 % мальчиков.
Информация о работе Гендерная социализация детей младшего дошкольного возраста