Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 14:33, курсовая работа
Цель исследования: теоретическое обоснование и опытно-экспериментальное исследование педагогических условий гендерной социализации детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
Дать понятие гендерной социализации с позиции различных авторов и ученых.
Охарактеризовать процесс гендерной социализации младших школьников.
Раскрыть психолого-педагогические условия гендерной социализации детей младшего школьного возраста.
Определить критерии оценки гендерной социализации детей младшего школьного возраста.
Создать педагогические условия гендерной социализации младших школьников.
Выявить динамику уровня гендерной социализации детей младшего школьного возраста.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты гендерной социализации детей младшего школьного возраста 6
Понятие гендерной социализации с позиции различных авторов и ученых 6
Процесс гендерной социализации младших школьников 10
Психолого-педагогические условия гендерной социализации детей младшего школьного возраста 14
Выводы по главе 1 19
Глава 2. Методические основы реализации условий гендерной социализации детей младшего школьного возраста 21
2.1. Критерии оценки гендерной социализации детей младшего школьного возраста 21
2.2. Реализация педагогических условий гендерной социализации младших школьников 31
2.3. Выявление динамики уровня гендерной социализации детей младшего школьного возраста 35
Выводы по главе 2 44
Заключение 46
Список литературы 48
По характеристикам
поведения мальчика наиборлее часто
встречается «помогать и
Таким образом, результаты исследования показали, что младшие школьники недостаточно полно понимают, каким же именно должно быть гендерное поведение. Как правило, оно оценивается как хорошее. Девочки идентифицируют себя как послушных, аккуратных, культурных. Мальчики идентифицируют поведение девочки как хорошее. Незначительно выражены в ответах девочек такие характеристики, как аккуратность, доброта. Мальчики слабо отметили позиции аккуратность, культура, доброта. О поведении мальчиков девочки судят как о хорошем, мальчики не должны обижать девочек. Мальчики же о своем поведении рассуждают как о хорошем, о том, что они должны защищать девочек. Такие характеристики, как благородный, недрачливый, необзывающийся у девочек в отшении поведения мальчиков встречаются редко.
Результаты констатирующего эксперимента анкетирование «Кем ты станешь, когда будешь взрослым?» Л.Олейник представлены в табл. 8.
Таблица 8
Результаты констатирующего эксперимента. Анкетирование «Кем ты станешь, когда будешь взрослым?»
Кто нарисован |
рисовали мальчики |
рисовали девочки |
мальчик |
4 |
1 |
девочка |
1 |
6 |
мужчина |
3 |
- |
женщина |
1 |
2 |
мужчина и женщина |
- |
1 |
мальчик и женщина |
1 |
- |
По результатам исследования: 4 мальчиков, 40 %, нарисовали мальчика и 3 мальчика, 30%, нарисовали мужчину. Возможно судить о сформированности адекватных гендерных стереотипов поведения, о самостоятельном включении себя в гендерную группу. 1 мальчик, 10 %, нарисовал девочку, 1 мальчик, 10 %, нарисовал женщину и 1 (10 %) – мальчика и женщину. В данном случае мы можем судить об искаженной репродуктивной функции, неполном усвоении гендерной принадлежности.
6 из 10 девочек, 60 %, нарисовали девочку, 2 (20 %) – женщину. Т.е. речь идет о наличии у детей адекватной гендерной идентичности, принятие своих гендерных особенностей. 1 девочка (7 %) нарисовала мужчину и женщину.
2.2. Реализация педагогических условий гендерной социализации младших школьников
В ходе исследования нами была выдвинута гипотеза: эффективность процесса гендерной социализации детей младшего школьного возраста определяется совокупностью условий:
Цель формирующего эксперимента: реализовать систему педагогических условий содействия гендерной социализации младших школьников.
Формирующий эксперимент построен по основам программы И. Ткаченко [29]. Принципы организации формирующего эксперимента представлены в табл. 9.
Таблица 9
Принципы для мальчиков и девочек в процессе гендерной социализации в начальной школе
Описание принципа | |
для мальчиков |
выcoкий темп подачи материала |
использование групповых форм работы с элементами соревновательности | |
дозированная эмоциональность подачи материала | |
для удержания внимания требуется продумать большое число разнообразных стимулов; | |
подбор творческих заданий | |
при похвале сделать акцент на то, что оценивается в их деятельности | |
для девочек |
неспешный, размеренный темп урока, подача нового материала |
использование групповых форм работы с акцентом на взаимопомощь | |
использование большого количества наглядности на уроке | |
эмоциональная окраска и оценка любой проделанной работы с обoзначением перспективных направлений | |
постоянная похвала как стимул |
В процессе гендерной социализации реализуются направления:
Описание направлений представлено в табл. 9.
Таблица 9
Направления гендерной социализации
детей младшего школьного возраста
Направление |
Цель |
Ответственный и время проведения |
Этические беседы |
Формирование фемининности и маскулинности через беседы этической направленности |
Педагог начальных классов 1 раз в неделю |
Уроки природоведения |
Гендерная социализация учащихся начальной школы через усвоение основ происхождения и развития человека |
Педагог начальных классов 1 раз в неделю |
Уроки чтения |
Формирование основ семейной этики через фольклорные и литературные произведения |
Педагог начальных классов 1 раз в неделю |
Включение мальчиков и девочек в совместную работу на уроках, внеклассных мероприятиях, тренингах |
Гендерное воспитание и образование в совместной деятельности |
Педагог начальных классов, психолог школы 1 раз в неделю |
Этические беседы. Характеристика направления в табл. 10.
Задачи направления:
Таблица 10
Характеристика направления «Этическая беседа»
№ п/п |
Темы |
время проведения |
1 |
Что такое семья? Что такое общество? Место семьи в обществе. Разные поколения в семье. |
1 неделя вторник |
2 |
Функции и обязанности членов семьи. Преимущества жизни в семье. Взаимопомощь в семье. Обязанности родителей (продолжение рода, воспитание детей). |
1 неделя четверг |
3 |
Периоды в жизни человека (до рождения, грудной период, детство, отрочество, юность, зрелость, старость), их основные особенности. |
1 неделя суббота |
4 |
Возникновение жизни на земле (общая схема). Понятие о человеке (его сходство с животными и различия между ними). Главное, что отличает человека от животных. |
2 неделя среда |
5 |
Мужские и женские роли в семье и обществе, основные различия между мужчинами и женщинами, лежащие в основе разделения ролей. Как лучше организовать взаимодействие членов семьи в домашних делах. |
2 неделя пятница |
6 |
Мальчики и девочки должны лучше знать друг друга. Значение дружбы между ними. |
3 неделя понедельник |
7 |
Развитие человеческого общества и роль взаимодействия всех членов общества в труде. Общественный долг человека. |
3 неделя среда |
8 |
Особенности мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Различия и сходство между ними. Их положительные качества. Необходимость ценить и учитывать эти качества. |
3 неделя пятница |
9 |
В чем состоит истинная сила и слабость человека. Значение духовной и физической силы. Проявление жестокости — признак внутренней слабости человека. |
4 неделя вторник |
10 |
Продолжение рода в животном мире. Понятие о размножении. Понятие о наследственности. |
4 неделя пятница |
Уроки природоведения.
Задачи:
Тематика.
«Строение мальчика и девочки»;
«Рождение ребенка» и т.д..
Уроки чтения.
Задачи:
Таблица 11
Тематика уроков чтения
Тематика |
Цель |
Формирование представлений о мужчине и женщине средствами фольклора |
Придать эмоциональную окраску гендерным ролям. Формировать положительное отношение к роли в семье в соответствии с гендером |
«Кладезь народной мудрости» |
Формирование гендерной социализации средствами народного творчества (пословицы, поговорки, потешки и т.д) |
«Свет мой зеркальце, скажи» |
Использование народной этики и эстетики в организации совместной деятельности мальчиков и девочек |
Как одеты мальчики и мужчины, девочки и женщины |
Формирование о гендерной роди, культуре через этнические мотивы |
Марья-царевна и Иван-царевич |
Использование национальных костюмов для окраски значимости гендера |
2.3. Выявление динамики уровня гендерной социализации детей младшего школьного возраста
Цель контрольного этапа: сравнить результаты и выявить динамику в развитии гендерной социализации у детей младшего школьного возраста.
Результаты контрольного эксперимента по опроснику «Кто Я?» представлены в табл.12.
Таблица 12
Результаты исследования контрольного эксперимента по опроснику «Кто Я?»
количественное значение (индивидуальное);
среднее значение |
Социальные роли |
Индивидуализированные характеристики | ||||
семейные |
профессиональные |
другие |
фемининные |
мускулинные |
нейтральные | |
№ исп. | ||||||
мальчики | ||||||
1 |
5 |
4 |
4 |
1 |
4 |
2 |
2 |
7 |
3 |
1 |
3 |
5 |
2 |
3 |
5 |
4 |
3 |
4 |
4 |
- |
4 |
4 |
5 |
2 |
3 |
4 |
2 |
5 |
3 |
1 |
4 |
4 |
3 |
5 |
6 |
5 |
4 |
3 |
1 |
6 |
1 |
7 |
4 |
3 |
5 |
5 |
4 |
1 |
8 |
5 |
5 |
3 |
3 |
4 |
- |
9 |
5 |
4 |
1 |
1 |
7 |
2 |
10 |
7 |
2 |
3 |
4 |
2 |
2 |
итого |
50 |
35 |
29 |
29 |
43 |
17 |
ср.зн. |
5 |
3,5 |
2,9 |
2,9 |
4,3 |
1,7 |
девочки | ||||||
1 |
6 |
4 |
2 |
5 |
1 |
4 |
2 |
2 |
4 |
3 |
6 |
3 |
2 |
3 |
3 |
5 |
3 |
4 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
6 |
2 |
- |
5 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
1 |
6 |
6 |
5 |
2 |
4 |
2 |
1 |
7 |
7 |
3 |
- |
6 |
3 |
1 |
8 |
4 |
5 |
2 |
6 |
4 |
1 |
9 |
3 |
4 |
3 |
4 |
5 |
1 |
10 |
2 |
4 |
4 |
3 |
5 |
2 |
итого |
42 |
41 |
26 |
48 |
31 |
16 |
ср. зн. |
4,2 |
4,1 |
2,6 |
4,8 |
3,1 |
1,6 |
ВСЕГО |
92 |
76 |
58 |
77 |
74 |
33 |
СР. ЗН. ВСЕЙ ГРУППЫ |
4,6 |
3,8 |
29 |
3,85 |
3,7 |
1,55 |
Результаты исследования показали следующие. У мальчиков наибольший средний балл – 5, выявлено по характеристике семейные социальные роли. Следует отметить, что данный показатель был наивысшим и в констатирующем эксперименте (4,1 балла). Таким образом, мальчики отдают предпочтение семейной роли, и по данному показателю наблюдается положительная динамика – на 21,95 %.
Наименьший балл у мальчиков по прежнему – нейтральные индивидуализированные характеристики.
У девочек, так же, как и в констатирующем эксперименте наибольший показатель относится к индивидуализированной характеристике – фемининные. Средний балл по ней составляет 4,8, что на 9,09 % выше, чем в констатирующем.
Наименьший
балл – нейтральные
Таблица 13
Сводная таблица результатов исследования по опроснику «Кто Я?»
Социальные роли |
Индивидуализированные характеристики | |||||||||||
семейная роль |
профессиональная роль |
другое |
фемининные |
мускулинные |
нейтральные | |||||||
конс |
конт |
конс |
конт |
конс |
конт |
конс |
конт |
конс |
конт |
конс |
конт | |
мальчики |
4,1 |
5 |
3,5 |
3,5 |
3,1 |
2,9 |
2,6 |
2,9 |
4,6 |
4,3 |
2,1 |
1,7 |
девочки |
3,8 |
4,2 |
3,9 |
4,1 |
3,0 |
2,6 |
4,4 |
4,8 |
3,5 |
3,1 |
1,6 |
1,6 |
ср. зн. всей группы |
3,9 |
4,6 |
3,7 |
3,8 |
3,1 |
2,9 |
3,5 |
3,9 |
4,1 |
3,7 |
1,9 |
1,6 |
Информация о работе Гендерная социализация детей младшего дошкольного возраста