Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 16:52, курсовая работа
Дошкольный возраст играет особую роль в личностном развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, в признании сверстников, проявляется интерес к коллективным формам деятельности); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе.
Введение……………………………………………………………….…………..3
Глава 1. Теоретические аспекты влияния сюжетно ролевой игры на полоролевую идентификацию детей среднего дошкольного возраста…..…..7
1.1 Полоролевая идентификация детей дошкольного возраста.……………..7
1.2 Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте…………..……15
1.3 Особенности полоролевой идентификации в игровой деятельности дошкольников……………………………………………………………………23
Глава 2. Исследование влияния сюжетно ролевой игры на осознанное соотнесение к половой принадлежности детей среднего дошкольного возраста…………………………………………….……………………………..29
2.1 Исследование представлений о своей половой принадлежности детей среднего дошкольного возраста…………………………………………….…..29
2.2. Выявление своеобразия сюжетно-ролевых игр девочек и мальчиков среднего дошкольного возраста…………………..……………………….……32
2.3 Работа по гендерному подходу в развитии сюжетно-ролевых игр.…..…35
Заключение………………………………………………………………….……41
Библиографический список…………………….……………………………….44
Приложение………………………………………………………………………48
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты влияния сюжетно ролевой игры на полоролевую идентификацию детей среднего дошкольного возраста…..…..7
1.1 Полоролевая идентификация
детей дошкольного возраста.………
1.2 Развитие сюжетно-ролевой
игры в дошкольном возрасте…………
1.3 Особенности полоролевой
идентификации в игровой деятельности
дошкольников………………………………………………
Глава 2. Исследование влияния
сюжетно ролевой игры на осознанное соотнесение
к половой принадлежности детей среднего
дошкольного возраста…………………………………………….…………
2.1 Исследование представлений
о своей половой
2.2. Выявление своеобразия
сюжетно-ролевых игр девочек и
мальчиков среднего
2.3 Работа по гендерному
подходу в развитии сюжетно-
Заключение……………………………………………………
Библиографический список…………………….……………………………….44
Приложение……………………………………………………
Введение
Дошкольный возраст играет особую роль в личностном развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, в признании сверстников, проявляется интерес к коллективным формам деятельности); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе.
В современной педагогике и психологии дошкольное детство рассматривается как один из важнейших этапов развития самосознания и становления Я-концепции ребенка (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, В.С. Мухина, К. Роджерс, З. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон и др.). Авторы считают, что центральным направлением движения процесса самосознания личности в период дошкольного детства является развитие полоролевого самосознания. Становление гендера продолжается на протяжении всего периода онтогенеза, но именно дошкольный возраст, отмечают Л.С. Выготский, М.И. Лисина, В.С. Мухина и др., является сензитивным периодом для становления полоролевого самосознания личности, ее гендерной схемы и концепции пола. После 5-6 лет воспитательные воздействия на отдельные стороны гендерной социализации гораздо менее эффективны.
Процесс полоролевой идентификации протекает в дошкольном возрасте, включая в себя три аспекта: когнитивный – ребенок начинает относить себя к одному из двух полов, приобретает представления и содержании типичного ролевого поведения; эмоциональный – половые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и феминности; поведенческий - усвоение типичной для пола модели поведения. Согласно Б.Г. Ананьеву, возраст и половая принадлежность - важнейшие индивидные особенности человека и учитывать их необходимо начиная с дошкольного возраста.
Игровая деятельность - это ведущий вид деятельности дошкольника, фундамент будущих социальных отношений ребенка, его успешности в мире других людей. Особое место в деятельности дошкольника занимает сюжетно-ролевая игра, которая позволяет ребенку приобщиться к самым разнообразным сферам жизни взрослых (Л.С.Выготский, Р.И. Жуковская, A.B. Запорожец, Е.В. Зворыгина, Н.А.Короткова, Е.Е. Кравцова, А.Н. Леонтьев, Д.В.Менджерицкая, Н.Я.Михайленко, С.Л. Новоселова, С.Л.Рубинштейн, А.П. Усова, Д.Б.Эльконин и др.). В дошкольном возрасте в сюжетно-ролевой игре дети в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей. Играя роль, ребенок выполняет определенную социальную функцию, дифференцированную по полу.
В последние годы в педагогической литературе и практике дошкольных образовательных учреждений остро стоит проблема возвращения сюжетно-ролевой игры как вида детской и творческой деятельности. К сожалению, игровая деятельность зачастую вытесняется социальным заказом родителей - включением в педагогический процесс ряда услуг дополнительного образования (подготовка к школе, английский язык, шахматы и т.д.) и все чаще становится формой обучения дошкольников. В связи с этим, игровая деятельность дошкольника не развивается, дети мало играют, игры кратковременны, однотипны, хотя возраст от трех до пяти лет является возрастом активной и разносторонне развивающей игровой деятельности. Наиболее значимым и в тоже время сложным, переломным периодом в развитии игровой деятельности является средний дошкольный возраст. Это обусловлено ярко выраженной полоролевой дифференциацией в сюжетно-ролевой игре детей и недостаточной разработанностью на научно-методическом уровне способов развития игровой деятельности современных мальчиков и девочек четырех-пяти лет. Отечественные и зарубежные исследователи (М. Гариен, С.Г. Достовалов, Л.В. Мальцева, Э. Маккоби, В.С. Мухина, Т.А. Репина и др.) отмечают у дошкольника четырех-пяти лет особый интерес и доброжелательную пристрастность к детям своего пола, что определяет интенсивное развитие самосознания. В игровых объединениях детей наблюдается полоролевая дифференциация, на основе которой возникает «половое расщепление» на подгруппу девочек и мальчиков. Однако развитие игровой деятельности дошкольников пятого года жизни в детском саду чаще всего осуществляется традиционно, воспитатели редко играют с детьми, не учитывают полоролевую дифференциацию дошкольников, не стремятся к продуманному игровому взаимодействию.
Наиболее значимым и в тоже время сложным, переломным периодом в развитии игровой деятельности является средний дошкольный возраст. Это обусловлено ярко выраженной полоролевой дифференциацией в сюжетно-ролевой игре детей
Отечественные и зарубежные исследователи (М. Гариен, С.Г.Достовалов, Л.В.Мальцева, Э. Маккоби, В.С.Мухина, Т.А. Репина и др.) отмечают у дошкольника четырех-пяти лет особый интерес и доброжелательную пристрастность к детям своего пола, что определяет интенсивное развитие самосознания. В игровых объединениях детей наблюдается полоролевая дифференциация, на основе которой возникает «половое расщепление» на подгруппу девочек и мальчиков.
Вместе с тем, в практике ДОУ содержание игровой деятельности недостаточно дифференцировано с учетом психофизиологических особенностей развития девочек и мальчиков. В современном детском саду чаще всего уделяют большое внимание материальному оснащению игры, а не развитию самих игровых действий и формированию у детей игры как деятельности. Развитие игровой деятельности дошкольников пятого года жизни в детском саду чаще всего осуществляется традиционно, воспитатели редко играют с детьми, не учитывают полоролевую дифференциацию дошкольников, не стремятся к продуманному игровому взаимодействию.
Цель исследования: изучить влияние сюжетно-ролевой игры на осознанное соотнесение к половой принадлежности детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: игровая деятельность детей среднего дошкольного возраста
Предмет исследования: влияние сюжетно-ролевой игры на осознанное соотнесение к половой принадлежности детей среднего дошкольного возраста
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что сюжетно ролевая игра имеет влияние на осознанное соотнесение к половой принадлежности детей среднего дошкольного возраста, а именно: игра позволяет закрепить гендерные стереотипы, заложить основы эмоционально положительного отношения к будущей социальной роли у мальчиков и девочек.
Задачи исследования:
Методы исследования: теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме; эмпирические: опрос, наблюдение, педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: МДОУ д/с № 67 г. Комсомольск-на-Амуре. В исследовании приняли участие 18 детей пятого года жизни: из них 9 мальчиков и 9 девочек.
Глава 1. Теоретические аспекты влияния сюжетно ролевой игры на полоролевую идентификацию детей среднего дошкольного возраста
1.1 Полоролевая идентификация детей дошкольного возраста
Впервые термин «гендер» - был введен в науку американским психоаналитиком Робертом Столлером, когда в 1968 году был опубликован его труд «Пол и гендер»: про развитие мужественности и женственности. По мнению Р. Столлера, гендер - это понятие, которое основывается на психологических и культурных объяснениях достаточно независимых от тех, которые трактуют (биологический) пол. Другими словами, совсем не обязательно прямо связывать бытие женщины с бытием «женственности» и бытие мужчины с «мужественным» поведением [7].
Гендер, содержит когнитивные (гендерное самосознание), эмоциональные (гендерная идентичность) и поведенческие (гендерные роли и особенности поведения) компоненты (А.А. Чекалина [39]). Рассмотрим более подробно данные компоненты.
Гендерное самосознание включает в себя следующие психологические образования: осознание своего тела как тела человека определенного пола; осознание себя, своей личности, своего жизненного пути как представителя определенного пола; знания тендерных стереотипов (об атрибутах одежды, возможностях, играх, занятиях и др.) и ролей (личных, семейных, профессиональных и др.) своего пола; представления о своих тендерных статусах, ролях и стереотипах, мужских и женских идеалах и др. [6]. Гендерная идентичность предполагает психологическое отождествление себя с определенным полом; предпочтения, эмоциональные, мотивационные выборы, связанные с определенным тендером; эмоционально-ценностное отношение к определенным тендерам и т.д. Гендерное поведение предполагает соответствие поведения человека тем статусам, ролям, стереотипам, нормам и ценностям, которые соответствуют определенному тендеру [6].
Психологический пол, таким образом, характеризует индивида по критерию соответствия его мужественной (маскулинной) или женственной (фемининной). Исследователи Алешина Ю.Е. и Волович А.С. [2] определяют социальные признаки фемининности и маскулинности, исходя из исторически сложившихся стереотипов оценок мужчины и женщины. Мужчина характеризуется агрессивностью, независимостью, силой, активностью, рациональностью, инструментальностью, ориентировкой на индивидуальные достижения. Женщина же характеризуется как слабая, пассивная, зависимая мягкая, эмоциональная, ориентированная на других, экспрессивная [2].
Полагаться на то, что мальчик вырастет настоящим мужчиной со всеми общественно одобряемыми качествами мужественности, а девочка с возрастом приобретет все необходимые качества женственности, было бы серьезным заблуждением. Эти качества не возникают сами по себе. Мужчинами и женщинами в социальном смысле не рождаются. Ими становятся в результате целенаправленного воспитания, которое важно начинать как можно раньше, уже с дошкольного возраста [6].Неслучайно в последнее время все больше ученых, отечественных и зарубежных, приходят к выводу, что полноценное формирование личности ребенка не может осуществляться без учета психологических особенностей его пола.
Психический пол, в отличие от пола биологического, - одна из существенных личностных характеристик человека. Это система потребностей, мотивов, ценностей, характеризующая представления человека о себе как представителе определенного пола, а также способов поведения, реализующих эти представления. И совершенно правильно указывают наши ученые, что «первая категория, в которой ребенок начинает осознавать себя, - это половая принадлежность» (И С. Кон [24]) и что «бесполая личность не более, чем абстракции» (В.Е. Каган [23]).
Дошкольный возраст, согласно исследованиям Т.А. Репиной [14] и ее учеников, является сензитивным периодом полоролевого развития и социализации ребенка, охватывающим все сферы личностного становления. В дошкольном детстве начинают формироваться представления о половой принадлежности и содержании ролевого поведения, соответствующего полу; возникают и активно развиваются полоролевые предпочтения, ценностные ориентации, потребности, мотивы, специфичные для пола. В дошкольном возрасте совершается этапное развертывание и становление половых ролей (идентичностей): первичная идентичность - роль - единство роли и идентичности. Первая категория, в которой ребенок осмысляет свое «я», это категория пола. К 0,5 - 2 годам ребенок знает, мальчик он или девочка, но не знает, почему это так. Далее разворачивается этап освоения половых ролей и знакомства с различиями полов. На этом этапе (0,5 - 5 лет) ребенок допускает обратимость пола, рассматривая его как временное и меняющееся состояние индивида, а не его постоянное свойство; половые роли и идентичности еще формируются и могут диссоциировать. Лишь к 5 - 6 годам в ходе нормального развития роли и идентичности сплавляются и становятся сторонами единого качества. К этому возрасту ребенок уже знает, что он вырастет и будет мужчиной (или женщиной), хотя количественная разница «мальчик - мужчина» («девочка - женщина») может казаться ему много больше, чем качественная разница сверстников разного пола [10].
Информация о работе Гендерные представления детей среднего дошкольного ворзраста