Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 16:52, курсовая работа
Дошкольный возраст играет особую роль в личностном развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, в признании сверстников, проявляется интерес к коллективным формам деятельности); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе.
Введение……………………………………………………………….…………..3
Глава 1. Теоретические аспекты влияния сюжетно ролевой игры на полоролевую идентификацию детей среднего дошкольного возраста…..…..7
1.1 Полоролевая идентификация детей дошкольного возраста.……………..7
1.2 Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте…………..……15
1.3 Особенности полоролевой идентификации в игровой деятельности дошкольников……………………………………………………………………23
Глава 2. Исследование влияния сюжетно ролевой игры на осознанное соотнесение к половой принадлежности детей среднего дошкольного возраста…………………………………………….……………………………..29
2.1 Исследование представлений о своей половой принадлежности детей среднего дошкольного возраста…………………………………………….…..29
2.2. Выявление своеобразия сюжетно-ролевых игр девочек и мальчиков среднего дошкольного возраста…………………..……………………….……32
2.3 Работа по гендерному подходу в развитии сюжетно-ролевых игр.…..…35
Заключение………………………………………………………………….……41
Библиографический список…………………….……………………………….44
Приложение………………………………………………………………………48
Выбирая партнеров для игры, дети ориентируются на те личностные качества, модели поведения, которые присущи женскому или мужскому полу. Такие качества, как инициативность, умение организовать, деловитость, поощряются как у мальчиков, так и у девочек. Отношения между мальчиками строятся, как правило, на признании умения организовать, достичь положительного результата, отстоять свое мнение, защитить себя. Немаловажное значение имеют дружеские связи. Мальчики выясняют отношения посредством силы, отвергая более слабого, «женственного» мальчика. Девочек в отношениях с девочками привлекают, прежде всего, душевные качества, внешность, дружба. Конфликтные ситуации между девочками решаются на эмоциональном уровне, в спорах, бойкотировании. Они чаще наговаривают друг на друга.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что у детей среднего дошкольного возраста происходит усвоение ролевого поведения (ролевых отношений), которое наиболее ярко проявляется в сюжетно-ролевой игре, которую невозможно осуществлять без обращения друг к другу и вне общения. Игровые интересы девочек и мальчиков отличны, хотя и не достаточно разнообразны. У девочек преобладают социально - бытовые темы, ролевое взаимодействие у них более длительно, чем между мальчиками. В ходе наблюдения за сюжетно-ролевой игрой детей нами было замечено, что дети чаще всего предпочитают следующую тематику игр: «Семья», «Больница», «Магазин», «Гаражи», «Шоферы», и др.
Девочки стараются передать женское своеобразие, умеют хорошо перевоплощаться. Игровые интересы девочек более устойчивы, обдуманны и стабильны. Ролевые действия мальчиков часто носят непредсказуемый и непродолжительный характер. Взаимоотношения между мальчиками были в основном положительные. Но при попытке девочек включится в игру «Строители», мальчики стали яростно прогонять их, боялись за свои постройки. Нами замечено, что мальчики и девочки плохо объединяются в совместные игры. Если девочки объединяются по симпатиям, то мальчики в зависимости от интереса к содержанию игры. Но ролевые действия у мальчиков более разнообразны, чем у девочек. Многие игровые действия противоположного пола воспринимаются с насмешкой.
2.3 Работа по гендерному подходу в развитии сюжетно-ролевых игр
Результаты констатирующего эксперимента позволили сделать вывод о том, что не у всех детей правильно развиты формы поведения в соответствии половой принадлежностью, желает лучшего культура общения между мальчиками и девочками, недостаточно развиты представления детей о роли и занятости, социальном статусе мужчины и женщины в семье и обществе, о поведенческих, внешних, анатомических различиях мальчиков и девочек. У детей наблюдаются агрессивные реакции при взаимодействии с представителями противоположного пола, что сильно влияет на гендерную социализацию детей.
Работу по гендерному подходу в развитии сюжетно-ролевых игр осуществляли в двух направлениях: создание необходимой игровой среды и непосредственное руководство играми детей.
Однако, для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре, пожтому особую роль отводила чтению литературных произведений с последующей этической беседой. В них были эпизоды, которые дети могли перенести в игру (рассказы о представителях героических профессий и об их мужественных поступках). В ходе беседы дети учились выделять главные качества девочек и мальчиков, сравнивали поведение детей в группе. Также знакомили девочкам и мальчикам об общественных и производственных сферах занятости мужчин и женщин (мам и пап), помочь осознать их значимость в семье.
При организации игровой среды использовали гендерный подход. К данной деятельности были привлечены родители группы. Папы помогали в оснащении сюжетно-ролевых игр «мужскими» атрибутами, изготовили дорожные знаки и дома для игр с машинами. Мамы сшили для сюжетных игр красивые тематические костюмы: моряки, продавцы, дорожный инспектор, парикмахер.
При руководстве сюжетно - ролевой игрой мы не старались организовывать чисто игру для мальчиков или девочек. Ребёнок имел возможность примерить к себе разные роли и приобретал соответствующий социальный опыт. При воспитании мальчиков и девочек в процессе сюжетно – ролевых игр важной задачей являлось преодоление разобщенности между ними, в процессе которых дети действовали сообща, в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимали на себя мужские роли, а девочки – женские.
Вся проводимая работа способствовала развитию у детей интереса к игровой деятельности. Они правильно воспринимали все рекомендации, что очень помогло в работе.
Направляя игру детей, мы старались бережно относиться к их собственному замыслу, инициативе, выбору партнёров по игре, видя в то же время свою задачу в расширении тематики и обогащении сюжетов таким образом, чтобы у детей была возможность участвовать в игровом взаимодействии со сверстниками другого пола в процессе привлекательной для себя роли.
Так, например, игра «Ателье». Девочки выступали в роли швеи, закройщицы, модельера. Они с удовольствием строчили на швейных машинках, снимали мерки. Но, как известно в современном обществе мужчины и женщины могут заменять друг друга практически во всех сферах деятельности, поэтому мальчики в этой игре также могли выступать в роли модельера, закройщика. В процессе игры девочки больше уделяли внимания подбору деталей, любили украшать игровое пространство, использовать различные атрибуты для создания игрового образа. Девочки бережно раскладывали перед собой ткань, бусинки, пуговички - и играли на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Что же касается мальчиков, то они более подвижны, используя при этом все окружающее их пространство. Мальчики предпочитали организовывать свою игру с помощью технических игрушек.
В игре «Мы военные» главная роль отводилась мальчикам. У них проходили боевые учения, мальчики распределяли роли, кто-то из них выступал инструктором и надевает офицерскую фуражку, остальные курсанты. Мальчики с удовольствием надевали военную форму. Девочки в этой игре выполняли роль медсестры, связистки, повара. Они оказывали медицинскую помощь раненым, делали перевязки, помогали раненым дойти до госпиталя. В данной игре мальчики учатся быть смелыми, выдержанными, учатся преодолевать трудности. Разъясняя детям ход военных и героических игр, мы делали акцент на том, что их персонажи оберегают тех, кто нуждается в помощи, защищают Родину. Игра дает им возможность проявить мужество, выдержку. У девочек же в этой игре проявились такие качества как: доброта, трудолюбие, отзывчивость к чужому горю, внимательность, самоотверженность, заботливость, желание опекать и оберегать.
В результате за год работы у детей расширился кругозор, повысился интерес к близким людям, их взаимоотношениям, стало обычным проявление внимания, вежливости по отношению друг к другу. Шире стали представления о разнице полов: у одних есть косички, платья и юбки, нежный и ласковый голос, другие любят играть в футбол, не носят бижутерию, «говорят басом» и любят бегать. Дружить хочется с девочкой нежной, веселой, умной, красивой, а лучший друг получится из мальчика храброго, трудолюбивого, защитника и с воображением. Хочется надеяться, что в положенное время из этих ребятишек вырастут настоящие защитники и хранительницы уюта.
***
По окончании формирующего этапа эксперимента был проведен контрольный срез. Использовались теже методы исследования, что и на констатирующем этапе исследования.
Результаты показали, что существенно увеличились представления детей о различиях мальчиков и девочек, культуре их общения. Примитивные ответы об отличиях мальчиков и девочек во внешнем облике сменились более сложными. Однако, так как мы рассматриваем именно средний возраст, развернутого рассказа все же не получилось.
Повысился эмоциональный настрой детей на противоположный пол.
Эти изменения нашли свое отражение в повседневной жизни и взаимодействии мальчиков и девочек. Мальчики стали проявлять заботу о девочках. Девочки научились видеть и оценивать хорошие поступки мальчиков и положительные черты их характера, доброжелательно относится, выражать благодарность за проявление к ним внимания и доброты, оказывать помощь в совместной деятельности, следить за внешним видом.
Сравнительный анализ наблюдений за игровой деятельностью мальчиков девочек показал, что игровое взаимодействие между детьми разных полов несколько изменилось, замечено некоторое объединение детей в группы независимо от половой принадлежности. Наблюдение показало, что мальчики и девочки чаще стали организовывать совместные игры. У детей повысился эмоциональный настрой на принятие в игру ребенка противоположного пола. Мальчики перестали отрицательно реагировать на игрушки, различные атрибуты которые девочки использовали в своих играх.
Сюжеты игр стали более развернутыми и разнообразными. Дети исполняли роли согласно своей половой принадлежности. Например, при наблюдении за игрой «Семья» было отмечено, что до эксперимента совместной игры между мальчиками и девочками не получилось, после проведённого нами формирующего эксперимента в игре уже были задействованы дети обоих полов. Конечно же, действие игры носило примитивный характер, но, при включении в игру взрослого (родителя) наблюдалось заметное оживление. Действие продолжалось 15 минут. Игра прервалась только по причине ухода детей домой.
Из наблюдения видно, что после проведенной нами работы дети группы стали более свободно вступать в игровое взаимодействие со сверстниками противоположного пола, повысился их эмоциональный настрой на роль в игре, соответствующую своему и противоположному полу.
Приведём пример взаимодействия мальчиков и девочек в игре «Городок». На начальном этапе игры мальчики строили гаражи из деревянного конструктора, в это время девочки (Катя, Софья Г., Сюзанна) играли с куклами Барби, Кеном и их ребёнком. Девочки не могли придти к единому мнению, как будет разворачиваться сюжет игры, или кукла Барби пойдёт в магазин за покупкой новой одежды, или будет плавать в бассейне с дочкой. Игра девочек переросла в спор. После чего Сюзанна и Софья Г. забрали своих кукол и вышли из игры. Катя с куклой Кен подошла к городку мальчиков. Ребята посадили Кена на грузовую машину, дав ему роль шофёра. Увидев совместную игру детей, Сюзанна и Софья Г. стали тоже участвовать в их игре. Лёня озвучивал роль шофёра. Барби и её дочь, по задумке девочек, катались с горки на построенной мальчиками игровой площадке.
Из наблюдения видно, что после проведённой нами работы дети группы стали более свободно вступать в игровое взаимодействие со сверстниками противоположного пола, повысился их эмоциональный настрой на роль в игре, соответствующую своему и противоположному полу.
Вывод: основываясь на результатах исследования, можно утверждать, что проведение в средней группе сюжетно-ролевых игрс большим количеством разнообразных ролей для мальчиков и девочек, с перспективным развитием игрового содержания, отражающего интересы мальчиков и девочек, помогают успешно привить детям их социальные роли с учётом пола, формы поведения, культуру общения между мальчиками и девочками, расширить представления детей о роли и занятости, социальном статусе мужчины и женщины в семье и обществе, расширить представления детей о поведенческих, внешних, анатомических различиях мальчиков и девочек, сформировать эмоционально положительный настрой на взаимодействие с представителями своего и противоположного пола, и в конечном итоге способствовать осознанному соотнесению к половой принадлежности детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза нашла свое подтверждение.
Заключение
Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать следующие выводы:
Проблемы гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребёнка, так как это биосоциокультурные характеристики. Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются не в закреплении жёстких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании человеческого в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимании, взаимодополнимости.
Дошкольный возраст – важный период усвоения им половой принадлежности и соответствующих полу форм поведения и социальных ролей. Определенную роль в этом процессе играют биологические факторы, но дети, как правило, выясняют, какого они пола и какие социальные роли они могут выполнять в детстве и последующей жизни, главным образом благодаря общению с другими – взрослыми и детьми.
Рассмотрев проблему развития игровой деятельности в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов, можно сделать вывод о том, что игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребёнок постоянно сталкивается в семье. Но это вовсе не означает, что воспитательное воздействие, оказываемое на девочку или мальчика в этом нежном возрасте, не повлияет на развитие личности. Поэтому в процессе руководства детской игрой воспитатель и родители должны создавать ситуации, направленные на проявление у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.
Анализ результатов констатирующего этапа исследования показал, что дети пятого года жизни характеризуются большей четкостью в определении полового образа. Все девочки и 89 % мальчиков понимают, что пол необратим (нельзя из мальчика превратиться в девочку и наоборот); оценивают себя в целом положительно; знают, как ведут себя мальчики или девочки, перечисляют их отличительные признаки (одежда, рост, ряд качеств, поведение); называют некоторые функции мальчика и девочки в семье в настоящее время и в будущем, что соответствует среднему уровню.
Информация о работе Гендерные представления детей среднего дошкольного ворзраста