Гендерные представления детей среднего дошкольного ворзраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 16:52, курсовая работа

Краткое описание

Дошкольный возраст играет особую роль в личностном развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, в признании сверстников, проявляется интерес к коллективным формам деятельности); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…………..3
Глава 1. Теоретические аспекты влияния сюжетно ролевой игры на полоролевую идентификацию детей среднего дошкольного возраста…..…..7
1.1 Полоролевая идентификация детей дошкольного возраста.……………..7
1.2 Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте…………..……15
1.3 Особенности полоролевой идентификации в игровой деятельности дошкольников……………………………………………………………………23
Глава 2. Исследование влияния сюжетно ролевой игры на осознанное соотнесение к половой принадлежности детей среднего дошкольного возраста…………………………………………….……………………………..29
2.1 Исследование представлений о своей половой принадлежности детей среднего дошкольного возраста…………………………………………….…..29
2.2. Выявление своеобразия сюжетно-ролевых игр девочек и мальчиков среднего дошкольного возраста…………………..……………………….……32
2.3 Работа по гендерному подходу в развитии сюжетно-ролевых игр.…..…35
Заключение………………………………………………………………….……41
Библиографический список…………………….……………………………….44
Приложение………………………………………………………………………48

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая игра и гентер1вариант.docx

— 90.31 Кб (Скачать файл)

У детей среднего дошкольного возраста происходит усвоение ролевого поведения (ролевых отношений), которое наиболее ярко проявляется в сюжетно-ролевой игре, которую невозможно осуществлять без обращения друг к другу и вне общения. Игровые интересы девочек и мальчиков отличны, хотя и не достаточно разнообразны. У девочек преобладают социально - бытовые темы, ролевое взаимодействие у них более длительно, чем между мальчиками. В ходе наблюдения за сюжетно-ролевой игрой детей нами было замечено, что дети чаще всего предпочитают следующую тематику игр: «Семья», «Больница», «Магазин», «Гаражи», «Шоферы», и др.

Девочки стараются передать женское своеобразие, умеют хорошо перевоплощаться. Игровые интересы девочек более устойчивы, обдуманны и стабильны. Ролевые действия мальчиков часто носят непредсказуемый и непродолжительный характер. Взаимоотношения между мальчиками были в основном положительные. Но при попытке девочек включится в игру «Строители», мальчики стали яростно прогонять их, боялись за свои постройки. Нами замечено, что мальчики и девочки плохо объединяются в совместные игры. Если девочки объединяются по симпатиям, то мальчики в зависимости от интереса к содержанию игры. Но ролевые действия у мальчиков более разнообразны, чем у девочек. Многие игровые действия противоположного пола воспринимаются с насмешкой.

Результаты констатирующего эксперимента позволили сделать вывод о том, что не у всех детей правильно развиты формы поведения в соответствии половой принадлежностью, желает лучшего культура общения между мальчиками и девочками, недостаточно развиты представления детей о роли и занятости, социальном статусе мужчины и женщины в семье и обществе, о поведенческих, внешних, анатомических различиях мальчиков и девочек. У детей наблюдаются агрессивные реакции при взаимодействии с представителями противоположного пола, что сильно влияет на гендерную социализацию детей.

Работу по гендерному подходу в развитии сюжетно-ролевых игр осуществляли в двух направлениях: создание необходимой игровой среды и непосредственное руководство играми детей.

Основываясь на результатах исследования, можно утверждать, что проведение в средней группе сюжетно-ролевых игрс большим количеством разнообразных ролей для мальчиков и девочек, с перспективным развитием игрового содержания, отражающего интересы мальчиков и девочек, помогают успешно привить детям их социальные роли с учётом пола, формы поведения, культуру общения между мальчиками и девочками, расширить представления детей о роли и занятости, социальном статусе мужчины и женщины в семье и обществе, расширить представления детей о поведенческих, внешних, анатомических различиях мальчиков и девочек, сформировать эмоционально положительный настрой на взаимодействие с представителями своего и противоположного пола, и в конечном итоге способствовать осознанному соотнесению к половой принадлежности детей среднего дошкольного возраста.

Гипотеза нашла свое подтверждение.

Библиографический список

 

  1. Абраменкова В. В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе//Вопросы психологии. 1987. № 5. 70 - 78.
  2. Алёшина, Ю. Е. Проблема усвоения ролей мужчины и женщины / Ю. Е. Алешина, А. С. Волович // Вопросы психологии – 2001. – №4. – С. 74–82.
  3. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой /Н.П. Аникеева.- М.: Просвещение, 2007.
  4. Багдасарова, С.К. Психология и педагогика / С.К. Багдасарова, С.И.Самыгин, Л.Д.Столяренко. - М.: ИКЦ Март, 2006. - 180 с.
  5. Белинская Е.П. Временные аспекты «Я»- концепции и идентичности// Мир психологии. 1999. №3. С.140-147.
  6. Бендас Т.В. Гендерная психология / Т.В. Бендас. - СПб.: Питер,2005. – 431 с.
  7. Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 498 с.
  8. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности в детском возрасте / Л.И.Боживич. - М.: МПСИ, 2004 - 349 с.
  9. Венгер,  Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка  //Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов /Л.А. Венгер.  – М., 2003.
  10. Воронцов Д.В. Основы гендерной психологии / Д.В. Воронцов. – Ростов на Дону: Феникс, 2002. - 418 с.
  11. Воспитание детей в игре /сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик.  – М., 2003.
  12. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет.сада /под ред.Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 2002. - 128 с.
  13. Выготский, Л.С. Детская психология / Собрание сочинений. - Т.4. / Л.С.Выготский. - М.: Союз, 2006. - 224 с.
  14. Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика / под ред. Штылевой Л.В. - Мурманск: ОУ КРЦДОиРЖ, 2001. -249 с.
  15. Данилюк СБ. Особенности половой идентификации в структуре самосознания дошкольника, воспитывающегося в условиях детского дома//Дисс. на соиск. уч. степ. канд. психолог, наук. М., 2003.
  16. Деятельность и взаимоотношения дошкольников // Под. ред. Т.А. Репиной, М.: Сфера, 2007.
  17. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки: два разных мира. - СПб, 2000.
  18. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение /Р.И.  Жуковская.- М., 2005.
  19. Игра в педагогическом процессе образовательных учреждений. Материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов учебных педагогических заведений                                                  /под ред. Т.А. Куликовой. – М., 2008.
  20. Игра дошкольника /Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др.             /под ред. С.А. Новоселовой. – М., 2009.
  21. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчин и женщин / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2006. 544 с.
  22. Ильченко Л. В. Развитие психологического пола ребенка дошкольника (4 - 7 лет). Ростов-на Дону, 2005.
  23. Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 65-68.
  24. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И.С.Кон. - М.: академия, 2004. - 335 с.
  25. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). -М., 1997.
  26. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры                              //Психологическая наука и образование. – 2006. – №3.
  27. Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А. Взаимодействие взрослых с детьми в игре //Дошкольное воспитание. – 2003. - №4. - С.18-23.
  28. Михайловой Я. И. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка / под ред. Е. Д. Божович.- М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2008.- 448 с.
  29. Мухина В.С. Детская психология / В.С.Мухина. - М.: Просвещение, 1985. - 302 с.
  30. Общение и его влияние на развитие психики дошкольников / Под. ред. М.И. Лисиной. - М.: Сфера, 2004. -248 с.
  31. Плисенко Н.В. Генезис половой идентификации в дошкольном возрасте. Автореферат диссертации кандидата психологических наук. Москва 2004
  32. Попова Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности. М.: Владос, 2006.
  33. Проблемы дошкольной игры: Психолого-педагогические аспекты                /под ред. Н.Н. Поддъякова, Н.А. Михайленко. – М., 1996.
  34. Психология и педагогика игры дошкольника /под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. - М., 2006.
  35. Рубинштейн С.А. Проблемы общей психологии.- М,1986
  36. Холл, К.С. Теория личности / К.С.Холл, Г.Линдсей. - СПб.: Психотерапия, 2007. - 653 с.
  37. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я / О.В.Хухлаева, О.Е.Хухлаев, И.М.Первушина. - М: «Генезис», 2004. - 207 с.
  38. Цукерман, Г.А. Психология саморазвития / Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров. – М.: Интерпракс, 1995. – 288 с.
  39. Чекалина А.А. О формировании Я мальчика и Я девочки – мужчины и женщины// Мир психологии. 2002. №4. -С.110-117.
  40. Чеснокова О. Б. Возрастной подход к исследованию социального интеллекта у детей / О. Б. Чеснокова // Вопр. психологии. 2005. № 6. С. 35-45.
  41. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Владос, 2005.
  42. Эльконин В.С. Возрастная психология. - М.1998.
  43. Эльконин, Д.Б. Психология игры /Д.Б.  Эльконин.– М., 1999.
  44. Эриксон Э. Детство и общество/ пер. с англ. СПб, 1996.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

План работы

по организации совместной игровой деятельности девочек и мальчиков

Тема

Вариативность игровых действий

Приемы вовлечения девочек и мальчиков в игровую деятельность

«Семья»

Прием гостей

Скоро должны прийти гости. Но вот беда-то, папа ушел на работу, кто же поможет перенести стол и стулья из кухни в комнату (или наоборот)? Может быть соседи? Предложить мальчикам исполнить роль соседей по дому и помочь девочке-хозяйке расставить необходимую мебель.

День рождение куклы

У куклы день рождения. А какой же праздник без торта? Надо обратиться к повару-кулинару. Мальчики, кто хочет быть поваром, чтобы испечь для куклы торт? Но на торт же нужны свечки! Кто-то съездит на машине в магазин за свечками?

Кукла заболела. Вызов скорой помощи.

Кукла-дочка заболела. С ней дома один остался только папа. Ему нужна помощь. Девочки, подскажите, что делать? Девочка предлагает вызвать скорую помощь. Мальчики постройте скорее машину скорой помощи, а то врачу не на чем приехать к больной кукле. Приезжает скорая помощь с водителем-мальчиком и врачом-девочкой.

Семья переезжает в новую квартиру. Новоселье

В группе перестановка после дневного сна. Ребята, посмотрите, нам построили новую квартиру. Надо переезжать и перевозить вещи. А вещи-то все тяжелые. Нам нужна грузовая машины. Мальчики, может быть не все еще выехали из гаража? Есть ли свободный водитель грузовика и грузчики? На новоселье приглашаются все участники переезда.

Поездка на автобусе

Девочка-хозяйка решила сварить грибной суп. А грибов не оказалось. Где можно взять грибы для супа? (в магазине, в лесу). Давайте отправимся в лес за грибами. Для этого нам нужен автобус. Построим? Чтобы сесть в автобус нужно купить билет. Девочки, кто хочет стать билетным кассиром (кондуктором) и продавать билеты? А еще нам нужен внимательный, сильный, ответственный водитель для автобуса.

Водителя среди мальчиков можно выбрать считалкой. В путь!

Непредвиденная дорожная ситуация

На построенном автобусе девочки вместе с куклами «детьми» отправляются мо магазинам. Вдруг спускается колесо. Водитель обращается к пассажирам за помощью. Нужен телефон, чтобы вызвать аварийную машину. Мальчикам предлагают организовать спасательную бригаду, чтобы подкачать колесо или его заменить.

«Магазин»

Магазин открывается

Путешествие на автобусе (машине) было длительным. Пассажиры проголодались. Пассажир-воспитатель просит водителя остановить автобус возле ближайшего магазина. Остальных детей воспитатель просит организовать магазин овощей, магазин сладостей, магазин соков.

Купим одежду кукле

Девочка-мама идет в магазин, чтобы выбрать одежду для куклы-дочки. Магазин огромный, одежды много, поэтому весь товар должен охраняться. Роли охранников можно предложить мальчикам.

«Автомастерская»

Перерыв на обед

Мальчики-«слесаря» очень долго работали. Воспитатель, обращаясь к девочкам: «Девочки, пора наших мальчиков накормить». Давайте приготовим им обед. Мальчики-«водители» привезите девочкам овощи, фрукты и т.д.

«Парикмахерская»

Новые прически

Воспитатель приходит с новой прической и обращает на это внимание детей. Предлагает поиграть в парикмахерскую, в которой девочки будут парикмахерами, а мальчики - клиентами. Затем дети меняются ролями, ведь мальчики тоже могут быть хорошими парикмахерами.

Причешем куклу

Воспитатель обращается к сначала к девочкам, а потом к мальчикам: «Девочки, мне кажется, что вашим куколкам пора сходить в парикмахерскую. Что-то у них волосики спутались, да и челку надо подстричь. Мальчики открывайте скорее парикмахерские. К вам уже выстраиваются очереди. Нужно куклам головы помыть, причесать»


 

 

 

 

 

 


Информация о работе Гендерные представления детей среднего дошкольного ворзраста