Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 19:33, реферат
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять современные корригирующие меры.
Введение…………………………..………….……с. 3.
1. Детская агрессия и ее причины…………………..с. 3.
2. Портрет агрессивного ребенка…………………...с. 5.
3. Как выявить агрессивного ребенка………………с. 6.
4. Детская агрессивность как предмет
психологического исследования…………….…..с. 8.
5. Как снизить агрессивность детей…………….…..с.11.
6. Работа с родителями агрессивного ребенка……..с.11.
Список литературы…………………….……………с. 13.
Введение…………………………..………….……с. 3.
1. Детская агрессия и ее причины…
2. Портрет агрессивного ребенка……
3. Как выявить агрессивного
4. Детская агрессивность как предмет
психологического исследования…
5. Как снизить агрессивность детей…………….…..с.11.
6. Работа с родителями
Список литературы…………………….…………
Введение
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять современные корригирующие меры.
Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе [6;С.18].
1. Слово «агрессия» произошло от латинского aggressio, что означает «нападение», «приступ». В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: «Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)» [5].
Причины
появления агрессии у детей могут
быть самыми разными. Возникновению
агрессивных качеств
На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих.
Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют это качество, а, напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия — агрессию.
Если
же родители вовсе не обращают внимания
на агрессивные реакции своего ребенка,
то он очень скоро начинает считать,
что такое поведение дозволено,
и одиночные вспышки гнева
незаметно перерастают в
Только родители,
которые умеют находить разумный
компромисс, «золотую середину», могут
научить своих детей
Безэмоциональность родителей, душевная пустота, в которой вынужден жить ребенок, — подчас гораздо более сильный стимулятор агрессивности, чем суровое наказание.
2.Почти
в каждой группе детского сада,
в каждом классе встречается
хотя бы один ребенок с
Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия — это прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.
Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным» — неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как сделать лучше — он не знает [2].
3. Агрессивные дети нуждаются
в понимании и поддержке
Как правило,
для воспитателей и учителей не составляет
труда определить, у кого из детей
повышен уровень агрессивности.
Но в спорных случаях можно
воспользоваться критериями определения
агрессивности, которые разработаны
американскими психологами М.
Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком). Ребенок:
1. Часто
теряет контроль над собой.
2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
3. Часто отказывается выполнять правила.
4. Часто специально раздражает людей.
5. Часто винит других в своих ошибках.
6. Часто сердится и отказывается сделать
что-либо.
7. Часто завистлив, мстителен.
8. Чувствителен, очень быстро реагирует
на различные действия окружающих (детей
и взрослых), которые нередко раздражают
его.
Предположить, что ребенок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.[6]
Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога или врача.
Кроме того,
с целью выявления
Критерии агрессивности у ребенка :
1. Временами
кажется, что в него вселился
злой дух.
2. Он не может промолчать, когда чем-то
недоволен.
3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно
старается отплатить тем же.
4. Иногда ему без всякой причины хочется
выругаться.
5. Бывает, что он с удовольствием ломает
игрушки, что-то разбивает, потрошит.
6. Иногда он так настаивает на чем-то, что
окружающие теряют терпение.
7. Он не прочь подразнить животных.
8. Переспорить его трудно.
9. Очень сердится, когда ему кажется, что
кто-то над ним подшучивает.
10. Иногда у него вспыхивает желание сделать
что-то плохое, шокирующее окружающих.
11. В ответ на обычные распоряжения стремится
сделать все наоборот.
12. Часто не по возрасту ворчлив.
13. Воспринимает себя как самостоятельного
и решительного.
14. Любит быть первым, командовать, подчинять
себе других.
15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение,
желание найти виноватых.
16. Легко ссорится, вступает в драку.
17. Старается общаться с младшими и физически
более слабыми.
18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
19. Не считается со сверстниками, не уступает,
не делится.
20. Уверен, что любое задание выполнит
лучше всех.
Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.
Высокая агрессивность
— 15—20 баллов.
Средняя агрессивность — 7—14 баллов.
Низкая агрессивность — 1—6 баллов. [6]
Приведенные данные критерии необходимы для того, чтобы воспитатель или учитель, выявив агрессивного ребенка, в дальнейшем смог выработать свою стратегию поведения с ним, помог ему адаптироваться в детском коллективе.
4. Психоанализ
поставил агрессивность в
В современном психоанализе существует мнение о том, что страх является одной из частых причин агрессивности. К. Бютнер, например, считает, что за агрессивностью детей стоит, как правило, конфликт в межличностных отношениях, связанных с отсутствием понимания подлинных причин детских поступков. Агрессивность служит защитной реакцией ребенка на тревожность и страх.
Однако,
она не всегда трактуется как отрицательное
явление. Э. Фромм выделяет «доброкачественную»
и «злокачественную»
Агрессивные действия не возникают без подходящих внутренних условий, и частое их повторение воспитывает привычку к такому поведению, т.е. проявления агрессии зависят от внешнего мира.
Исследования
многих ученых показали, что к агрессивности
могут вести частые и необоснованные
запреты родителей, неблагоприятные
социально-экономические
По утверждению ряда психологов, агрессивное поведение – это не что иное, как результат полезной реакции, которая используется для достижения какого-либо ожидаемого вознаграждения. Причина агрессии – «неизжитая жизнь» (Э. Фромм), «нереализованный потенциал» (А. Маслоу) [7;С. 44]
У психологов существует
две основные гипотезы, объясняющие
детскую агрессию. Обе они связаны
с эмоциональной
Первая гипотеза, объясняющая появление агрессии у дошкольника связана с чрезмерно жесткими требованиями, предъявляемыми ребенку дома. Семьи, где родители не считают зазорным поставить ребенка в угол, шлепнуть, лишить любимого лакомства — все это относится к жестким мерам наказания. В таких семьях агрессивность детей выше. Однако, это касается не всех детей, а только… девочек. Так что девочек жестко наказывать опасно, — то зло, которое они получают от взрослых, они незамедлительно вымещают в любой пригодной для этого ситуации. Мальчиков же наказывать жестко тоже бессмысленно — это мало влияет на их поведение, которое в гораздо большей степени, чем у девочек, определяется внутренними причинами.
Вторая гипотеза о причинах детской агрессивности состоит в том, что агрессивность могут проявлять дети, живущие в обстановке эмоциональной холодности. Что это значит? Часто агрессивность порождается не столько недовольством окружающими, сколько недовольством собой, отсутствием любви к себе. А как ребенок подтверждает собственную значимость, то, что он любим близкими? Прежде всего через их одобрение, похвалу, выраженные словом или просто жестом. Очень много семей, где ребенка, вроде бы и не наказывают, но при этом никак и не поощряют. Этакий "ледяной дом", где маленький человек может только гадать, любим он или нет. [7]
5. Представляется необходимым на
ранних стадиях развития
Основными способами снижения агрессивности
детей дошкольного возраста являются
: игры, хоровое пение, участие в
самодеятельности, творческая деятельность
(лепка, рисование, пересказ, придумывание
сказок, сочинение стихов), аутогенная
тренировка, упражнения на устойчивость
к стрессу. Причин агрессивного поведения
может быть много. Но часто дети поступают
именно так потому, что не знают,
как поступить иначе. К сожалению,
их поведенческий репертуар
Этот совет (предоставление выбора способа взаимодействия) особенно актуален, когда речь идет об агрессивных детях. Работа воспитателей и учителей с данной категорией детей должна проводиться в трех направлениях: