Детская агрессивность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 19:33, реферат

Краткое описание

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять современные корригирующие меры.

Содержание

Введение…………………………..………….……с. 3.
1. Детская агрессия и ее причины…………………..с. 3.
2. Портрет агрессивного ребенка…………………...с. 5.
3. Как выявить агрессивного ребенка………………с. 6.
4. Детская агрессивность как предмет
психологического исследования…………….…..с. 8.
5. Как снизить агрессивность детей…………….…..с.11.
6. Работа с родителями агрессивного ребенка……..с.11.
Список литературы…………………….……………с. 13.

Вложенные файлы: 1 файл

агресс.docx

— 26.94 Кб (Скачать файл)
Детская агрессивность
Реферат

2004

 

План

 

 

 

    Введение…………………………..………….……с. 3.

 

1. Детская агрессия и ее причины…………………..с. 3.

2. Портрет агрессивного ребенка…………………...с. 5.

3. Как выявить агрессивного ребенка………………с. 6.

4. Детская агрессивность как  предмет 

     психологического исследования…………….…..с. 8.

5. Как снизить агрессивность  детей…………….…..с.11.

6. Работа с родителями агрессивного  ребенка……..с.11.

 

Список литературы…………………….……………с. 13.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Повышенная  агрессивность детей является одной  из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая  волна детской преступности и  увеличение числа детей, склонных к  агрессивным формам поведения, выдвигают  на первый план задачу изучения условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности  является в дошкольном возрасте, когда  эта черта находится в стадии своего становления и когда еще  можно предпринять современные  корригирующие меры.

Те или  иные формы агрессии характерны для  большинства детей. Однако известно, что у определенной категории  детей агрессия как устойчивая форма  поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь  в устойчивое качество личности. В  итоге снижается продуктивный потенциал  ребенка, сужаются возможности полноценной  коммуникации, деформируется его  личностное развитие. Агрессивный ребенок  приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе [6;С.18].

1. Слово «агрессия» произошло от латинского aggressio, что означает «нападение», «приступ». В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: «Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)» [5].

Причины появления агрессии у детей могут  быть самыми разными. Возникновению  агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания  или заболевания головного мозга. Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в семье, причем с  первых дней жизни ребенка. Социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью  сводят к минимуму, у детей формируются  такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении  с ребенком присутствует мягкость, ребенок окружен заботой и  вниманием, эти качества не вырабатываются.

На становление  агрессивного поведения большое  влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у  своего чада. В таких ситуациях  могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто  встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих.

Исследования  показали, что родители, резко подавляющие  агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют  это качество, а, напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или  дочери чрезмерную агрессивность, которая  будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло  порождает только зло, а агрессия — агрессию.

Если  же родители вовсе не обращают внимания на агрессивные реакции своего ребенка, то он очень скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева  незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.

Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, «золотую середину», могут  научить своих детей справляться  с агрессией. Агрессивное поведение  — это немотивированное нанесение  ущерба людям, животным или предметам. Ребенок стремиться ломать предметы, портить вещи, ссориться с окружающими  не оттого, что его обида связана  с ними, а по причинам чисто внутренним, с этими предметами и людьми не связанным. И рационального объяснения такому поведению родители не могут  вывести из конкретных ситуаций. Между  тем, причина эта есть, но лежит  она гораздо глубже, чем сиюминутная  ситуация.

Безэмоциональность  родителей, душевная пустота, в которой  вынужден жить ребенок, — подчас гораздо  более сильный стимулятор агрессивности, чем суровое наказание.

2.Почти  в каждой группе детского сада, в каждом классе встречается  хотя бы один ребенок с признаками  агрессивного поведения. Он нападает  на остальных детей, обзывает  и бьет их, отбирает и ломает  игрушки, намеренно употребляет  грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского  коллектива, источником огорчений  воспитателей и родителей. Этого  ершистого, драчливого, грубого ребенка  очень трудно принять таким,  какой он есть, а еще труднее  понять.

Однако  агрессивный ребенок, как и любой  другой, нуждается в ласке и  помощи взрослых, потому что его  агрессия — это прежде всего отражение  внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребенок  часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность  родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным» — неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как сделать лучше — он не знает [2].

3. Агрессивные дети нуждаются  в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача  заключается не в том, чтобы  поставить «точный» диагноз и  тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и  своевременной помощи ребенку.

Как правило, для воспитателей и учителей не составляет труда определить, у кого из детей  повышен уровень агрессивности. Но в спорных случаях можно  воспользоваться критериями определения  агрессивности, которые разработаны  американскими психологами М.Алворд и П.Бейкер.

Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком). Ребенок:

1. Часто  теряет контроль над собой. 
2. Часто спорит, ругается со взрослыми. 
3. Часто отказывается выполнять правила. 
4. Часто специально раздражает людей. 
5. Часто винит других в своих ошибках. 
6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо. 
7. Часто завистлив, мстителен. 
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок агрессивен, можно  лишь в том случае, если в течение  не менее чем 6 месяцев в его  поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.[6]

Ребенку, в поведении которого наблюдается  большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога  или врача.

Кроме того, с целью выявления агрессивности  у ребенка в группе детского сада или в классе можно использовать специальную анкету, разработанную  для воспитателей.

Критерии  агрессивности у ребенка :

1. Временами  кажется, что в него вселился  злой дух. 
2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен. 
3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же. 
4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться. 
5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит. 
6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение. 
7. Он не прочь подразнить животных. 
8. Переспорить его трудно. 
9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает. 
10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих. 
11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот. 
12. Часто не по возрасту ворчлив. 
13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного. 
14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других. 
15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых. 
16. Легко ссорится, вступает в драку. 
17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми. 
18. У него нередки приступы мрачной раздражительности. 
19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится. 
20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение  оценивается в 1 балл.

Высокая агрессивность  — 15—20 баллов. 
Средняя агрессивность — 7—14 баллов. 
Низкая агрессивность — 1—6 баллов. [6]

Приведенные данные критерии необходимы для того, чтобы  воспитатель или учитель, выявив агрессивного ребенка, в дальнейшем смог выработать свою стратегию поведения  с ним, помог ему адаптироваться в детском коллективе.

4. Психоанализ  поставил агрессивность в центр  структуры личности, так как инстинкт  агрессии – основная побуждающая  сила поведения людей. Подавление  ее обществом негативно отражается  на самой личности : не нашедшая  выхода наружу агрессивность  как бы переходит в стремление  к саморазрушению. Агрессивность,  как и невроз, - следствие стремления  личности к особому положению,  основанному на чувстве неполноценности. 

В современном  психоанализе существует мнение о том, что страх является одной из частых причин агрессивности. К. Бютнер, например, считает, что за агрессивностью детей  стоит, как правило, конфликт в межличностных  отношениях, связанных с отсутствием  понимания подлинных причин детских поступков. Агрессивность служит защитной реакцией ребенка на тревожность и страх.

Однако, она не всегда трактуется как отрицательное  явление. Э. Фромм выделяет «доброкачественную»  и «злокачественную» агрессивность. Первая является защитной, общей для  всех животных и человека, и служит делу выживания. Она затухает, как  только исчезает угроза или опасность. Вторая – это разрушительность  и жестокость, свойственная только человеку[3].

Агрессивные действия не возникают без подходящих внутренних условий, и частое их повторение воспитывает привычку к такому поведению, т.е. проявления агрессии зависят от внешнего мира.

Исследования  многих ученых показали, что к агрессивности  могут вести частые и необоснованные запреты родителей, неблагоприятные  социально-экономические условия  жизни семьи. Согласно распространенной «модели принуждения», родители агрессивных  детей больше командуют и критикуют  своих детей, часто дают неопределенные команды и создают неадекватные условия для их выполнения.

По утверждению  ряда психологов, агрессивное поведение  – это не что иное, как результат  полезной реакции, которая используется для достижения какого-либо ожидаемого вознаграждения. Причина агрессии –  «неизжитая жизнь» (Э. Фромм), «нереализованный потенциал» (А. Маслоу) [7;С. 44]

У психологов существует две основные гипотезы, объясняющие  детскую агрессию. Обе они связаны  с эмоциональной нестабильностью  ребенка, сложившейся под влиянием семейного стиля воспитания. Ребенок  не имеет возможности ответить в  полной мере, как взрослый, на поступки старших, которые он переживает, как несправедливые. Поэтому он направляет свою агрессию на другие объекты, более безопасные для него — других детей, менее защищенных родственников (например, бабушку или младшего брата), на животных, на растения или просто неодушевленные предметы.

Первая  гипотеза, объясняющая появление  агрессии у дошкольника связана  с чрезмерно жесткими требованиями, предъявляемыми ребенку дома. Семьи, где родители не считают зазорным поставить ребенка в угол, шлепнуть, лишить любимого лакомства — все  это относится к жестким мерам  наказания. В таких семьях агрессивность  детей выше. Однако, это касается не всех детей, а только… девочек. Так что девочек жестко наказывать опасно, — то зло, которое они  получают от взрослых, они незамедлительно  вымещают в любой пригодной для  этого ситуации. Мальчиков же наказывать жестко тоже бессмысленно — это  мало влияет на их поведение, которое  в гораздо большей степени, чем  у девочек, определяется внутренними  причинами.

Вторая  гипотеза о причинах детской агрессивности  состоит в том, что агрессивность  могут проявлять дети, живущие  в обстановке эмоциональной холодности. Что это значит? Часто агрессивность  порождается не столько недовольством  окружающими, сколько недовольством  собой, отсутствием любви к себе. А как ребенок подтверждает собственную  значимость, то, что он любим близкими? Прежде всего через их одобрение, похвалу, выраженные словом или просто жестом. Очень много семей, где  ребенка, вроде бы и не наказывают, но при этом никак и не поощряют. Этакий "ледяной дом", где маленький  человек может только гадать, любим  он или нет. [7]

5. Представляется необходимым на  ранних стадиях развития личности  обучать цивилизованным способам  выхода гнева и саморегуляции  поведения, чтобы уже к 5-6 годам  у ребенка сформировалась правильная  социальная ориентация, развилась  способность к адаптации и  саморегуляции.

Основными способами снижения агрессивности  детей дошкольного возраста являются : игры, хоровое пение, участие в  самодеятельности, творческая деятельность (лепка, рисование, пересказ, придумывание сказок, сочинение стихов), аутогенная тренировка, упражнения на устойчивость к стрессу. Причин агрессивного поведения  может быть много. Но часто дети поступают  именно так потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся  на предложение, и наше общение с  ними станет более эффективным и  приятным для обеих сторон [1].

Этот  совет (предоставление выбора способа  взаимодействия) особенно актуален, когда  речь идет об агрессивных детях. Работа воспитателей и учителей с данной категорией детей должна проводиться  в трех направлениях:

    1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым

Информация о работе Детская агрессивность