Влияние детско-родительских отношений на агрессивное поведение дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 08:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель – изучить взаимосвязь родительско-детских отношений и агрессивности детей дошкольного возраста.

Объект: родительско-детские отношения.

Предмет: родительско-детские отношения и их взаимосвязь с агрессивностью детей дошкольного возраста.

Гипотеза: родительско-детские отношения связаны с агрессивностью детей дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 2

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………….3

1.1 Родительско-детские отношения как предмет психологического анализа.............................................................................................................3

1.2 Содержание понятия агрессивности в психологии.................7

1.3 Взаимосвязь родительско-детских отношений и агрессивности детей дошкольного возраста...................................................................................15

1.4 Выводы.....................................................................................................21


Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕВЗАИМОСВЯЗИ РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ И АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА ....................................................22

2.1Организация и методы исследования...............................................22

2.2 Исследование родительско-детских отношений и агрессивности поведения у детей .......................................................................................................................25

2.3 Результаты исследования взаимосвязи родительско-детских отношений и агрессивности детей дошкольного возраста...........................................................33

2.3 Выводы................................................................................................................40

Заключение.................................................................................................................41

Литература .................................................................................................................43

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по психодиагностике(коррекция).docx

— 94.30 Кб (Скачать файл)

Содержание 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 2

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………….3

1.1 Родительско-детские отношения как предмет психологического анализа.............................................................................................................3

1.2    Содержание понятия агрессивности в психологии.................7

1.3 Взаимосвязь  родительско-детских отношений и  агрессивности детей дошкольного  возраста...................................................................................15

1.4 Выводы.....................................................................................................21 
 

Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕВЗАИМОСВЯЗИ РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ И АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА ....................................................22

2.1Организация и методы исследования...............................................22

2.2   Исследование родительско-детских  отношений и агрессивности поведения  у детей .......................................................................................................................25

2.3 Результаты исследования взаимосвязи родительско-детских отношений и агрессивности детей дошкольного возраста...........................................................33

2.3 Выводы................................................................................................................40

Заключение.................................................................................................................41

Литература .................................................................................................................43 

ВВЕДЕНИЕ 
 

             Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. В целом же агрессивные проявления или же построенное ожидание подобного от окружающих ограничивает активность ребенка, усиливает его тревожность, формирует заниженную или компенсированную самооценку. Агрессивных детей, равно как и детей, опасающихся агрессии, относят к группе риска.

Поведение в детстве позволяет, по мнению многих исследователей, достаточно надежно  предсказывать поведение в зрелые годы. Следовательно, коррекция ранних проявлений агрессивности, научение адекватным социальным навыкам межличностного общения является одной из важнейших  задач психологии.

Все это  определило выбор темы для моей курсовой работы.

Цель  – изучить взаимосвязь родительско-детских отношений и агрессивности детей дошкольного возраста.

Объект: родительско-детские отношения.

Предмет: родительско-детские отношения и их взаимосвязь с агрессивностью детей дошкольного возраста.

Гипотеза: родительско-детские отношения связаны с агрессивностью детей дошкольного возраста. 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 
 

1.1 Родительско-детские отношения как предмет психологического анализа 

     Семья – это малая первичная группа, которая состоит из лиц, связанных  двумя типами отношений: супружества  и родства, которая обеспечивает личности эмоциональную стабильность, психологическую и физическую безопасность и личностный рост. Одной из важнейших  функций семьи является воспитательная. В ней удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве, контакты с детьми, их воспитание, самореализация в детях. По отношению к обществу воспитательная функция семьи обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества. В последние годы всё больше внимания стали уделять проблемам психологического здоровья общества. И совершенно естественно, что в рассмотрении данной проблемы особое внимание следует обратить на процесс становления личности, на «истоки» социализации, воспитание. Известно, что семья человека является первым и самым важным социальным институтом, основным «воспитателем». Все ценности, моральные принципы и установки личности закладываются родителями. И развитие здоровой, гармоничной личности возможно именно в «здоровой», счастливой, зрелой семье.

     Гармоничное развитие личности ребёнка возможно при сохранении и укреплении его  здоровья, определяемого как состояние  физического, психического и социального  благополучия. Психическое здоровье включает благополучие ребёнка в эмоциональной и познавательной сфере, развитие характера и формирование личности, нервно-психическое состояние детей.

     «Проблемные»  дети - это всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье и, как следствие, неудовлетворённых потребностей ребёнка. Неграмотность родителей в вопросах воспитания, психологическая незрелость родителей, незнание элементарных знаний о психике ребёнка – самые распространённые причины проблем воспитания. В различных семьях прослеживаются и различные стили родительского воспитания. Классификаций стилей воспитания много, но во всех них ярко прослеживаются два противоположных направления: авторитарное и индифферентное воспитание. Чаще других встречается именно авторитарное воспитание, характеризующееся высоким контролем, требовательностью, холодными отношениями между родителями и детьми. Дети в таких семьях обычно замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своём – пассивны и зависимы, мальчики – неуправляемы и агрессивны. Конфликты и проблемы в такой семье неизбежны и корни этих проблем формируются в раннем детстве. Именно в раннем детстве закладываются базисные подструктуры личности и установки, которые слабо поддаются коррекции у подростков, а затем у взрослых. Рассматривая семью как важнейшее условие обеспечения психологического благополучия ребёнка, можно полагать следующее:

  1. Существуют «нормальные» и «нарушенные» детско-родительские отношения, которые непосредственно обусловливают трудности в развитии ребёнка.
  2. Для благополучного развития ребёнка необходимо осознание проблем супружеских и детско-родительских отношений и гармонизация влияния семьи на воспитание ребёнка.

     В результате взаимовлияния индивидов  в семье она выступает как  персональная микросреда развития личности. Основными звеньями семьи как  микросреды развития являются: коллективное мнение, межличностные внутрисемейные отношения, семейные традиции, обычаи, настроения, нормы внутрисемейного поведения, нравственно-духовный климат.

     Конструктивность  воспитательного процесса в семье  в большей мере определяют частные  факторы: представления родителей  об эталоне воспитанной личности, предрасположенность к полу ребёнка  в семье, педагогическая культура общения  родителей, мотивы рождения ребёнка, установки  супругов на воспитание детей и уровень  притязаний родителей к ребёнку. Дети в семье – дополнение, обогащение жизни двух людей, связавших себя узами брака. Отношения между супругами имеют громадное влияние на развитие личности ребёнка. Конфликтная, напряженная обстановка делают ребёнка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным[8]. Трения между супругами, как правило, травмирующим образом влияют на ребёнка. Патология супружеских отношений продуцирует широкий спектр аномалий, и притом весьма серьёзных, как в психике, так и в поведении личности. Известно, что у лиц, воспитывающихся в конфликтных семьях, заметно возрастает массивность невротических, особенно неврастенических, реакций.

А. Болдуин  выделил два стиля родительского воспитания:

     демократический стиль характеризуется следующими параметрами: высокая степень вербального  общения между родителями и детьми, включённость детей в обсуждение семейных проблем, успешность ребёнка  при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребёнка.

     контролирующий стиль предполагает существенные ограничения поведения ребёнка при отсутствии разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер, четкое понимание ребёнком смысла ограничений. Требования родителей могут быть достаточно жесткими, но они предъявляются ребёнку постоянно и последовательно и признаются ребёнком как справедливые и обоснованные[4].

     На  основе наблюдений автора выделяются три типа детей, характер которых  соответствовал определённым методам  воспитательной деятельности их родителей:

     авторитетные родители – инициативные, общительные, добрые дети. Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь, лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители обычно проявляют твёрдость, сталкиваясь с детскими капризами, а тем более с немотивированными вспышками гнева. Дети таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче даётся усвоение социально приемлемых и поощряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль, им легче удаётся наладить хорошие отношения со сверстниками.

     Снисходительные родители – импульсивные, агрессивные дети. Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать, как заблагорассудится, не требуя от них ответственности и самоконтроля. Такие родители разрешают делать детям все, что им захочется, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение.

     Авторитарные родители – раздражительные, склонные к конфликтам дети. Авторитарные родители считают, что ребёнку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всём подчиняться их воле, авторитету. Не случайно эти родители в своей воспитательной практике, стремясь выработать у ребёнка дисциплинированность, как правило не оставляют ему возможность для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишают права возражать старшим, даже если ребёнок прав[12]. Авторитарные родители чаще всего не дают себе труда хоть как-то обосновывать свои требования. Жесткий контроль над поведением ребёнка – основа их воспитания, которое не идет дальше суровых запретов, выговоров и, нередко, физических наказаний. Наиболее часто встречающийся способ дисциплинарного воздействия – запугивание, угрозы. Такие родители исключают душевную близость с детьми, они скупы на похвалы, поэтому между ними и детьми редко возникает чувство привязанности. Однако жесткий контроль редко даёт положительный результат[20]. У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развиваются чувства вины или страха перед наказанием и, как правило, слишком слабый самоконтроль, если он вообще появляется. Дети авторитарных родителей с трудом устанавливают контакты со сверстниками из-за своей постоянной настороженности, и даже враждебности к окружающим. Они подозрительны, угрюмы, тревожны и вследствие этого – несчастны. Итак, рассматривая благополучие ребёнка в семье, создание условий для воспитания здоровой личности, как одну из важнейших функций семьи, необходимо учитывать следующее:

  1. Ребёнок – не просто продукт воспитания. Он сам осмысливает семью и себя в ней, определяет своё поведение, отношение к семье и к себе самому. В определённой мере ребёнок – воспитатель себя.
  2. Дети, вследствие своего ограниченного опыта, своеобразного мышления, иначе воспринимают и оценивают происходящее вокруг. Понять их поведение, эмоции, переживания и помочь им можно, лишь взглянув на мир их глазами.
  3. На детей влияют не только преднамеренные и целенаправленные воспитательные воздействия, но и в равной или даже большей степени все особенности поведения родителей.
 

1.2  Содержание понятия агрессивности в психологии 

     Семья может выступать в качестве как  положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Агрессивных детей, равно как и детей, опасающихся агрессии, относят к группе риска[4].

Агрессивность – одна из врождённых установок, коренящаяся  в садистической фазе либидо. Выражается в стремлении к наступательным или  насильственным действиям, направленным на нанесение ущерба или на уничтожение  объекта наступления.

     Одним из проявлений агрессивности личности является агрессия, которая рассматривается  нами как поведение или действие, направленное на нанесение физического  или психического вреда.

     Агрессия  – это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения[4]. Изучение агрессивности особенно важно по следующим причинам: если агрессивность человека корениться в его природных инстинктах, то тогда она не будет поддаваться психотерапии и может быть либо подавлена, либо отведена на нейтральный объект, если агрессивное поведение обусловлено социальной средой и воспитанием, тогда можно достаточно легко его изменить на более социально приемлемое, устранив травмирующие факторы и пробелы в воспитании. Самое раннее и возможно наиболее известное теоретическое положение, имеющее отношение к агрессии – это то, согласно которому данное поведение по своей природе преимущественно инстинктивное. Согласно этому подходу агрессия возникает, потому что человеческие чувства генетически или конституционально запрограммированы на подобные действия. Существует три отличных друг от друга подхода, объясняющих природу агрессивного поведения.

Информация о работе Влияние детско-родительских отношений на агрессивное поведение дошкольника