Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 21:42, реферат
Довольно быстро стало понятно, что дети являются ангелами не больше, чем взрослые, и агрессивность им присуща в полной мере. Согласно многочисленным исследованиям, сейчас проявления детской агрессивности являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым - родителям и специалистам (воспитателям, психологам, психотерапевтам). Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость. У подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия - от жалоб и агрессивных фантазий ("Сейчас придет Ба-бай и тебя заберет!"), до прямых оскорблений и угроз ("Ты - уродина", "Ну и дурак ты!", "Сейчас как дам больно!")
Введение
1. Детская агрессивность и ее причины
2. Особенности агрессии детей и подростков
3. Формирование детской агрессивности
4. Варианты проявления детской агрессивности
5. Возрастные различия в проявлении детской агрессивности
Заключение
Список использованных источников
План Введение 1. Детская агрессивность и ее причины 2. Особенности агрессии детей и подростков 3. Формирование детской агрессивности 4. Варианты проявления детской агрессивности 5. Возрастные различия
в проявлении детской Заключение Список использованных источников Введение Многие века ребенка рассматривали как взрослого, только небольшого, слабого и не имеющего прав, детям даже шили те же вещи, что и взрослым, только меньшего размера. О специфике детской психики заговорили после романов Диккенса - сначала в плоскости литературы, причем дети представлялись сущими ангелами: кроткими, добрыми, несчастными. А используя научный подход психологию детского возраста стали серьезно изучать в основном после работ 3. Фрейда, доказавшего влияние событий, происшедших в детстве, на всю дальнейшую судьбу человека. Довольно быстро стало понятно, что дети являются ангелами не больше, чем взрослые, и агрессивность им присуща в полной мере. Согласно многочисленным исследованиям, сейчас проявления детской агрессивности являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым - родителям и специалистам (воспитателям, психологам, психотерапевтам). Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость. У подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия - от жалоб и агрессивных фантазий ("Сейчас придет Ба-бай и тебя заберет!"), до прямых оскорблений и угроз ("Ты - уродина", "Ну и дурак ты!", "Сейчас как дам больно!"). У многих детей отмечаются случаи смешанной физической агрессии - как косвенной (разрушение чужих игрушек, порча одежды сверстника, лежащей возле его постели и пр.), так и прямой (дети бьют сверстников кулаком по голове или лицу, кусаются, плюются и т. п.). Такое агрессивное поведение всегда инициативно, активно, а иногда и опасно для окружающих, и потому требует грамотной коррекции. 1. Детская агрессивность и ее причины Основными причинами проявлений
детской агрессивности - стремление привлечь к себе внимание сверстников; - стремление получить желанный результат; - стремление быть главным; - защита и месть; - желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство. У детей, как и у взрослых,
существует две формы проявления
агрессии: недеструктивная агрессивность
и враждебная деструктивность. Первая
- механизм удовлетворения желания, достижения
цели и способности к адаптации.
Она побуждает ребенка к Вторая - не просто злобное
и враждебное поведение, но и желание
причинить боль, получить удовольствие
от этого. Результатом такого поведения
обычно бывают конфликты, становление
агрессивности как черты Среди психологических особенностей,
провоцирующих агрессивное - недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков; - сниженный уровень - неразвитость игровой деятельности; - сниженную самооценку; - нарушения в отношениях со сверстниками. Следует подчеркнуть, что
в большинстве случаев Таблица 1.Классификация видов агрессии
И. А. Фурманов делит агрессивное поведение детей на две формы: А. Социализированная. Дети обычно не имеют психических нарушений, у них низкий моральный и волевой уровень регуляции поведения, нравственная нестабильность, игнорирование социальных норм, слабый самоконтроль. Они обычно используют агрессию для привлечения внимания, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи). Такое поведение направлено на получение эмоционального отклика от других или отражает стремление к контактам со сверстниками. Добившись внимания партнеров, они успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия. У этих детей агрессивные акты мимолетны, обусловлены обстоятельствами и не отличаются особой жестокостью. Агрессия носит непроизвольный, непосредственный характер, враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников - готовностью сотрудничать с ними. Ребята обычно используют физическую агрессию (прямую или косвенную), поступки отличаются ситуативностью, наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. Такие дошкольники имеют весьма невысокий статус в группе сверстников - их не замечают, не принимают всерьез либо избегают. Наиболее яркая характеристика, которую им дают сверстники: "Во все вмешиваются, кричат, бегают, все портят и всем мешают". Поведение похоже на проявления гиперкинетического синдрома, только более целенаправленно и агрессивно. Б. Несоциализированная. Дети обычно страдают какими-нибудь психическими расстройствами (эпилепсия, шизофрения, органическое поражение головного мозга) с негативными эмоциональными состояниями (тревога, страх, дисфория). Отрицательные эмоции и сопровождающая их враждебность могут возникать спонтанно, а могут быть реакцией на психотравмирующую или стрессовую ситуацию. Личностными чертами таких детей являются высокая тревожность, эмоциональное напряжение, склонность к возбуждению и импульсивному поведению. Внешне это проявляется чаще всего прямой вербальной и физической агрессией. Эти ребята не пытаются искать сотрудничества со сверстниками, часто сами не могут внятно объяснить причины своих поступков. Обычно агрессивными действиями они либо просто разряжают накопившееся эмоциональное напряжение, либо получают удовольствие от причинения неприятностей другим. 2. Особенности агрессии детей и подростков 1. Жертвами агрессии становятся близкие люди - родные, друзья и пр. Это своего рода феномен "самоотрицания", поскольку такие действия направлены на разрыв кровных связей - жизненной основы существования человека. 2. Далеко не все агрессивные
дети воспитываются в 3. Агрессия часто возникает без реального повода. Одной из самых больших и распространенных ошибок взрослых (даже специалистов - в основном, педагогов) является стремление подавлять всяческие проявления детской агрессивности. Большинство взрослых отождествляют агрессию с насилием и стараются запрещать игры и фантазии с проявлениями враждебности, относя их к разряду патологии. Дети, которых регулярно за это наказывают, тоже начинают считать такие мысли, эмоции и действия опасными и/или недостойными и затормаживают, подавляют их, со всеми вытекающими неприятными последствиями. Почему-то большинство воспитателей считает, что подавление агрессивных проявлений приведет к установлению в группе (классе) обстановки дружелюбия и уравновешенности. К сожалению, это не просто совершенно неверно, но даже опасно: подавленная агрессия не исчезает, а накапливается в бессознательном ребенка. В один отнюдь не прекрасный день она вырывается наружу в виде яростного взрыва, причем обычно достается людям невиновным. При этом детская агрессивность вызывает встречную агрессию у взрослых и сверстников и образуется порочный круг, выбраться из которого без помощи специалиста участники часто не могут. Предвижу возмущенные возгласы многих педагогов: "Так что ж, давать им друг друга колотить почем зря?" Отвечаю: "Уважаемые, к чему такая примитивная дихотомия - либо давить, либо распускать?" Что касается родителей, то
очень часто требования вести
себя тихо, не шуметь и не прыгать, отражает
не заботу о ребенке, а только их
собственные проблемы: усталость, повышенную
нервозность и тревогу, которые
усиливаются под действием Пуританское воспитание приводит к тому, что дети перестают (вернее, не научаются) проводить необходимую грань между допустимым проявлением агрессии и непозволительным - у них не хватает практики. Наверно, у каждого из нас в детстве был печальный, но полезный опыт, когда мы весьма сильно били кого-либо из сверстников (часто "превышая пределы необходимой самообороны"). Реакция родителей и других взрослых тогда, да и собственный страх от содеянного, явились ценным вкладом в наше развитие и научили в дальнейшем соизмерять силу своей агрессии. 3. Формирование детской агрессивности В первые годы жизнь ребенка
всецело зависит от родителей, особенно
матери: именно она дает ему еду,
защиту, обслуживает и согревает
чувством любви и принятия. В этот
период, больше, чем в любой другой,
он ищет родительского внимания и
одобрения своего поведения. Проявления
агрессивности являются одним из
механизмов привлечения внимания и
способом добиться своих целей. Поэтому
первые проявления агрессивности видны
у ребенка уже на третьем месяце
его жизни: он бьет ручками, стучит ножками,
хватает любые лежащие в Многое зависит от реакции взрослых: они могут мгновенно выполнять все требования родного чада (особенно тревожные и неуверенные в себе мамы и бабушки), а могут и не обращать на него внимания. Интересно, что обе эти дороги приведут к одному результату - ребенок вырастет чрезвычайно агрессивным. Первый вариант воспитания
агрессивности: чрезмерно предупредительные
родители. Постоянно добиваясь нужного
результата с помощью агрессии, ребенок
вырабатывает стереотип агрессивного
поведения. При малейшем промедлении
в выполнении его желаний он начинает
кричать, топать ногами и проявлять
другие формы вербальной, экспрессивной
и, вполне вероятно, физической агрессии.
Подобное развитие событий особенно
вероятно при соответствующей врожденной
физиологической базе (холерический
темперамент) или социальном научении
(агрессивный отец). Такое поведение
сначала формируется дома, затем
оно переносится в общественную
среду - детский сад, двор, дачу и
пр. По мере взросления стереотип агрессивного
поведения у такого ребенка перерастает
в свойство личности, и это приносит
немало хлопот и самому человеку, и
всем окружающим. В характере уже
выросшего существа обязательно
будут отчетливо видны Второй вариант воспитания агрессивности: родители эмоционально отвергают ребенка, относятся к нему пренебрежительно или негативно (на мальчиков особенно влияет отсутствие внимания матери). Это рождает страх, влекущий за собой агрессию. Многочисленные истории болезней показывают, что большинство агрессивных детей в очень раннем возрасте были по разным причинам надолго оторваны от матерей. Появление агрессивности в этих случаях объясняется тем, что она приносит ребенку возможность какой-то эмоциональной разрядки и заставляет мать и/или других близких обратить на него внимание. Альтернативный вариант развития при отвержении матерью или при оторванности от нее - замкнутый, очень тревожный, безынициативный ребенок, готовый подчиняться всем и каждому. Однако это крайние
варианты, встречающиеся относительно
нечасто: большая часть агрессивности
детей развивается где-то между
этими двумя Попав в ситуацию, когда его потребности не удовлетворены, ребенок (как и взрослый) реагирует на нее отрицательными эмоциями - в зависимости от темперамента и психологических особенностей это могут быть ярость, гнев, страх и тревога. Для того чтобы восстановить психологический комфорт, у него (опять же, как и у взрослого) есть только два пути: - совладать с событиями и изменить ситуацию в нужном ему направлении; - восстановить свое Между тем, управляемые механизмы психологической защиты у маленьких еще не сформированы, поэтому обычно он стремится изменить ситуацию, и нередко - с помощью агрессии. Но рано или поздно проявление агрессивности перестает вызывать умилительные улыбки родителей и все чаще приводит к неодобрению, а то и наказанию, и это рождает у ребенка чувство тревоги и страха. У него вырабатывается комплекс вины, который затем будет частично превращаться в чувство совести и обрастать моральными нормами, способствуя его социализации и адаптации в окружающей среде. Дальше этот комплекс - вина, совесть и мораль - будут сопровождать подросшего ребенка всю жизнь, естественно, изменяясь и развиваясь. Для того чтобы вызывать одобрение родителей, ребенок учится контролировать свою агрессию, причем на первых порах это достигается внешним контролем, диктуемым реакциями окружающих и его страхом. Тревога обычно двоякая: это и страх наказания, и боязнь обидеть, вызвать раздражение родителей и лишиться из-за этого их поддержки. При нормальном развитии система социальных норм и запретов постепенно интериоризируется (становится частью психики человека, по 3. Фрейду - это формирование Супер-Эго), и контроль становится внутренним. Тогда большая часть поведения, в том числе и проявления агрессивности, регулируется уже совестью и/или чувством вины, в разных пропорциях у разных личностей. У многих людей, особенно агрессивных
по природе, внутренний контроль в силу
разных причин формируется неважно,
и внешний контроль остается ведущим
на всю жизнь. Тогда подросток (а
затем и взрослый человек), если и
подчиняется законам и Развитие внутреннего контроля у детей и подростков идет с помощью процесса идентификации - стремления поступать как значимый человек. В раннем возрасте это имитация родительского поведения - ведь именно подражая поведению родителей мы добиваемся одобрения своего поведения. А "исправляя ошибки" после родительского осуждения мы получаем, опять же, вожделенное родительское одобрение. Правда, здесь есть одна сложность. Дети в разговорах, играх и пр. стараются копировать поведение взрослых, считая его образцовым, но вот самим родителям в собственном поведении нравится далеко не все. Причем взрослые не всегда осознают непринимаемые формы своего поведения, зато когда видят его со стороны - сразу же напрягаются и реагируют очень бурно. В наших детях мы больше всего не любим те черты, которые нам не нравятся в нас самих. Страдают же, как водится, несчастные ребятишки, которые старательно копируют родительское поведение, а получают за это неодобрительные замечания, а то и угрозы наказания. В подростковом возрасте дети,
как известно, стараются избавиться
от зависимости от родителей и
вести себя максимально самостоятельно.
В своем поведении они Чего добиваются дети и
особенно подростки своей У агрессивного ребенка хуже развивается самоконтроль, и тогда он попадает в порочный круг: 4. Варианты проявления детской агрессивности Классифицировать проявления детской агрессивности можно по-разному - можно применить общие схемы (см. таблицу 1), но удобнее использовать специальные классификации, отражающие возрастные особенности проявлений агрессии. 5. Возрастные различия в проявлении детской агрессивности Маленький ребенок, находясь
в группе сверстников (в детском
саду, во дворе и т. п.), старается
стать в этой среде популярным
или авторитетным. Этим он удовлетворяет
свое желание быть признанным и защищенным,
пользоваться вниманием. Коммуникативные
навыки в этом возрасте обычно недостаточно
развиты, процессы возбуждения превалируют
над торможением, а моральные
нормы еще не сформированы, поэтому
маленький человечек часто В дошкольном возрасте инициаторами агрессии чаще становятся отдельные дети (обычно из вышеперечисленной группы). Она проявляется в виде отдельных вспышек ярости и гнева и обычно носит инструментальный характер - дети просто не умеют добиваться авторитета и популярности конструктивно. Заключение Родители (чаще мамы и бабушки),
напуганные сообщениями о росте
подростковой преступности, наркомании,
разврате и пр., стремятся контролировать
каждый шаг своего ребенка. Особенно
достается при этом девочкам. Нормальные
юноши и девушки, которым не дают
превратиться в самостоятельную
личность, превращаются в бунтарей.
А поскольку ума и опыта
для конструктивного бунта Конфликтуя с родителями, молодежь обычно переносит свою агрессивность на лиц, архетипически им соответствующих, - учителей, врачей, психологов и других специалистов. Это важно учитывать всем профессионалам, к которым родители приводят своих детей, не имея уже возможности с ними справиться. Некоторые особо впечатлительные юноши и девушки распространяют этот перенос и на своих сверстников, поведение которых, по их мнению, сходно с поведением взрослых. А поскольку со временем все их сверстники взрослеют, то они сужают круг общения до более молодых ребят (тем более что проявлять свою агрессию среди них более безопасно). Список использованных источников 1. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991. 2. Медведева И., Шишова Т. Разноцветные белые вороны. М., 1996. 3. Оклендер В. Окна в мир ребенка. М., 1997. 4. Паренс Г. Агрессия наших детей. М., 1997. |
Информация о работе Возрастные различия в проявлении детской агрессивности