Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 23:17, курс лекций
Предмет, задачи педагогической психологии и проблемы которые она решает. Образование как многоаспектный феномен. Понятие о научении. Соотношение понятий «учение», «научение», «обучение». Общая характеристика и определение учебной деятельности. Развивающая и коррекционная работа с неуспевающими школьниками. Психологическая необходимость мотивирования учебной деятельности и воспитания детей. Парциальные педагогические оценки, их типы и роль в учебно воспитательном процессе. Общая характеристика педагогический деятельности.
7. — умения
осознавать перспективу своего
профессионального развития, определять
особенности своего
8. — объединяет
умения определять
9. — умений
соотносится с оцениванием
58. Педагогические способности
Педагогические способности как специальные способности личности (Кузьмина)
Н.В. Кузьмина рассматривает совокупность способностей педагога в качестве важнейшего фактора развития и формирования способностей учащихся. В связи с этим в структуре педагогических способностей ею выделяются два ряда признаков:
● Специфическая чувствительность педагога как субъекта деятельности к объекту, процессу и результатам собственной педагогической деятельности, в которой учащийся выступает в роли субъекта-объекта педагогического воздействия.
● Специфическая чувствительность педагога к учащемуся как субъекту общения, познания и труда, поскольку главными средствами воспитания являются виды деятельности формирующейся личности (т.е. самого учащегося) и способы их организации в целях получения искомого конечного результата.
Первый уровень составляют перцептивно-рефлексивные способности, обращенные к объекту-субъекту педагогического воздействия, т.е. к учащемуся, в связи с самим собой (педагогом). Они обусловливают интенсивность формирования сенсорного фонда личности педагога.
Второй уровень составляют прое
Перцептивно-рефлексивные педагогические способности, в свою очередь, по мнению Н.В. Кузьминой, включают три вида чувствительности:
□ Чувство объекта.
□ Чувство меры или такта.
□ Чувство причастности.
Уровень сформированности перцептивно-рефлексивных педагогических способностей обеспечивает формирование педагогической интуиции, которая, в свою очередь, может быть как "хорошей", т.е. помогающей продуктивно решать педагогические задачи, так и "плохой", т.е. подсказывающей неверные решения.
Таким образом, перцептивно-
Проектировочные педагогические способности состоят в особой чувствительности к способам создания продуктивных технологий учебно-воспитательного воздействия на учащихся в целях формирования у них искомых качеств, т.е. достижения искомых конечных результатов.
59. Психологические особенности педагогического общения. Виды пед. общения
Педагогическое
общение – специфическое
Выделяют два вида общения:
В педагогическом общении присутствуют
оба вида общения. Когда учитель
ведет объяснение нового материала,
он включен в социально-
Педагогическое общение
Однако, поскольку общение протекает непосредственно, лицом к лицу, оно приобретает для участников педагогического взаимодействия личностное измерение. Педагогическое общение "втягивает" личность педагога и ученика в этот процесс. Учащимся далеко не безразличны индивидуальные особенности педагога. У них складывается групповая и индивидуальная шкала оценок каждого учителя. Существует и неоформленное, но четкое мнение о любом из них. Оно обусловлено прежде всего общественными требованиями, предъявляемыми к личности педагога. Несоответствие личностных качеств этим требованиям отрицательно сказывается на его взаимоотношениях с учениками. В тех случаях, когда действие педагога в чем-то не соответствует элементарной этике, подрывается не только его личный престиж, но и авторитет всей педагогической профессии. В результате снижается эффективность личностного воздействия педагога.
Характер общения педагога с учащимися обусловлен прежде всего его профессионально-предметной подготовленностью (знания, умения и навыки в области своего предмета, а также в области педагогики, методики и психологии), научным потенциалом и профессиональными устремлениями и идеалами. В этом ракурсе воспринимаются и качества его личности. Однако
кроме знаний в процессе общения
педагог проявляет свое отношение
к миру, людям, профессии. В этом смысле
гуманизация педагогического
Не меньшую значимость имеет развитие способности педагога отрефлексировать (проанализировать) свою позицию как участника общения, в частности то, в какой степени он ориентирован на учащихся. При этом важно то обстоятельство, что познание другого человека усиливает интерес к нему, создает предпосылки для его преобразования.
Модели педагогического общения:
Способы общения: наставления, разъяснения. Запреты, требования, угрозы, наказания, нотации.
Тактика общения: диктат или
опека. Личностная позиция педагога:
удовлетворить требования руководства
и контролирующих инстанций. Учащийся
как пассивный участник этого
процесса усваивает или запоминает
ту ограниченную информацию, которая
предоставляется ему в готовом
виде. У него не формируется способность
самостоятельно овладевать новой информацией,
главная цель образования (становление
умелой, самостоятельной и
Цель общения: обеспечить
чувство психологической
Характерен диалогический
стиль общения. Педагог не подгоняет
развитие детей, а предупреждает
возникновение возможных
Тактика: сотрудничество.
Личностная позиция педагога6 исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
Пытаясь выяснить
причины, делающие общение одним из сильнейших факторов, участвующих
в формировании личности, было бы большим
упрощением видеть его воспитательное
значение только в том, что вступающие
в общение люди получают таким образом
возможность передать друг другу знания
об окружающей их действительности, которыми
они обладают, а также умения и навыки,
требующиеся обычно человеку для успешного
выполнения предметной деятельности.
Воспитательное значение общения заключается
не только в том, что оно расширяет общий
кругозор человека и способствует развитию
психических образований, которые необходимы
ему для успешного выполнения деятельности,
носящей предметный характер. Воспитательное
значение общения заключается еще и в
том, что оно является обязательным условием
формирования общего интеллекта человека
и, прежде всего, многих его перцептивных, мнемических и мыслительных характеристик.
Какие требования предъявляют учителя
к вниманию, восприятию, памяти, воображению, мышлению учащихся, когда с ним повсеместно общаются,
какие задачи перед ними ставят и какой
уровень их активности при этом вызывают
- от этого в большой степени зависит то
конкретное сочетание различных характеристик,
которые определяют интеллект учащегося (см. Хрест. 14.1).
В психолого-педагогической литературе
все чаще сегодня рассматривается такое
явление как дидактогения.
Дидактогения
- негативное психическое состояние учащегося,
вызванное нарушением педагогического
такта со стороны воспитателя (учителя,
тренера). Выражается в фрустрации, страхах, подавленном настроении и т.п.
Отрицательно сказывается на деятельности
учащегося, затрудняет межличностные
отношения. В основе возникновения дидактогении
лежит психическая травма, полученная
учеником по вине педагога. Этим объясняется
близость симптоматики дидактогении и неврозов у детей, причем
дидактогения нередко перерастает в невроз
и в этом случае может потребовать специального
лечения, в частности методами психотерапии (Белухин Д.А., 1994; см. аннотацию).
Некоторые педагоги считают допустимым
с целью наказания ученика либо для снижения
его завышенной самооценки публично высмеять
его, подчеркнуть (нередко с преувеличением)
его недостатки, провести невыгодное сравнение
с достижениями сверстников. С точки зрения
школьной психогигиены такая форма педагогического общения крайне вредна,
поскольку дает внешний эффект снижения
нежелательной активности ученика, но
не может ориентировать на положительные
достижения в учебной деятельности и т.п.
Таким образом, разрушается авторитет
педагога, вера в его доброжелательность
и справедливость, ослабляется чувство
его психологической защищенности, необходимое
для эмоционального равновесия ребенка.
Чтобы предотвратить возникновение дидактогении у учащихся, каждый педагог должен стремиться
к максимальной тактичности в общении,
осуществлять воспитание учащихся с учетом
их возрастных и индивидуально-психологических
(главным образом личностных) особенностей.
60. Стили педагогического
общения. Индивидуальный стиль
Индивидуальный стиль педагогической деятельности
Рассмотрим основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности. Он проявляется:
o в темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость);
o характере реакций на те или иные педагогические ситуации;
o выборе методов обучения;
o подборе средств воспитания,
o стиле педагогического общения;
o реагировании на действия н поступки детей;
o манере поведения;
o предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний;
o применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.
А.К. Маркова и А.Я. Никонова рассматривают три группы характеристик индивидуального стиля педагогической деятельности - 1) содержательные, 2) динамические и 3) результативные характеристики.
1. Среди важнейших содержательных характеристик ученые указывают такие, как:
o преимущественная ориентация учителя: на процесс обучения, процесс и результаты обучения, только на результаты обучения;
o адекватность-неадекватность планирования учебно-воспитательного процесса;
Наиболее полно собственно деятельностное представление о стилях педагогической деятельности в зависимости от ее характера предложено А.К.Марковой и А.Я.Никоновой.
1. Эмоционально-импровизационный. Ориентируясь преимущественно на процесс обучения, учитель недостаточно адекватно по отношению к конечным результатам планирует свою работу; для урока он отбирает наиболее интересный материал, менее интересный (хотя и важный) часто оставляет для самостоятельной работы учащихся. Ориентируется в основном на сильных учеников. Деятельность учителя Высоко оперативна: на уроке часто меняются виды работы, практикуются коллективные обсуждения. Но богатый арсенал используемых методов обучения сочетается с низкой методичностью, недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Деятельность учителя характеризуется интуитивностью, повышенной чувствительностью в зависимости от ситуации на уроке, личностной тревожностью. По отношению к учащимся такой учитель чуток и проницателен.
2. Эмоционально-методический. Ориентируясь как на результат, так и на процесс обучения, учитель адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, не упуская закрепление знаний учащихся. Деятельность учителя высоко оперативна, но преобладает интуитивность над рефлексивностью. Учитель стремится активизировать учащихся не внешней развлекательностью, а особенностями самого предмета. Учитель повышенно чувствителен к изменению ситуации на уроке, личностно тревожен, но чуток и проницателен по отношению к учащимся.