Дидактические и ролевые игры в системе школьного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 22:16, курсовая работа

Краткое описание

М. «Учение ради учения» уже не актуально. Время предъявляет школе другие требования. Учебные предметы должны решать современные задачи образования: сохранение здоровья детей, развитие их способностей, что должно обеспечить адаптацию в постоянно меняющихся условиях, успех в жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Урок - «клеточка» педагогического  процесса.

В нем, как солнце в  капле воды, отражаются

все его стороны. Если не вся, то значительная

часть педагогики концентрируется  в уроке.

М. «Учение ради учения» уже не актуально. Время предъявляет школе другие требования. Учебные предметы должны решать современные задачи образования: сохранение здоровья детей, развитие их способностей, что должно обеспечить адаптацию в постоянно меняющихся условиях, успех в жизни. Научить всему невозможно, вложить в головы детей важнейшие достижения различных наук - не в силах преподавателей. Куда важнее дать детям «не рыбу, а удочку», научить их добывать эти знания, развивать средствами обучения их интеллектуальные, коммуникативные, творческие умения, формировать научное мировоззрение[25].

С изменением задач изменяется и характер преподавания дисциплин. Важнейшим становится вопрос «Как учить?», а уже затем - «Чем учить?». Поэтому так актуальны сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенции[16].

В настоящее время  основное обучение школьников происходит на уроке. К отличительным признакам  урока относят работу с постоянной группой учащихся (классом) по твердому расписанию, в строго ограниченное время, при обязательной работе учащихся под руководством учителя.

В уроке современной  школы взаимодействуют все основные элементы учебно-воспитательного процесса: его цели, содержание, средства, методы и формы организации обучения. Творческий подход к уроку предполагает хорошее знание его нормативных начал.

Любая технология, будь она  производственной, сельскохозяйственной или педагогической, характеризуется  совокупностью (сочетанием, соединением) каких-либо компонентов; логикой, последовательностью компонентов; методами, приемами, действиями.

Поиск новых методов  и форм организации обучения породили новый термин в методике обучения-«современный урок», который противопоставляется традиционному уроку[2].

Требования педагогической науки к уроку, к эффективности педагогического процесса постоянно возрастают и изменяются. Наряду с нетрадиционными уроками в школьной практике используются нетрадиционные технологии обучения[36].

Актуальность  работы состоит в том, что в настоящее время происходит переход на новые (нетрадиционные) технологии обучения в связи с изменениями условий существования и развития общества. В современной начальной школе происходит активное обновление целей, содержания и методов образования.[34] В «Концепции развития образования в Республике Татарстан на 2012 год» подчеркивается необходимость ориентации образования не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей[35]. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования».

В Государственном стандарте начального образования особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, «конкретным способам деятельности, так как развитие личностных качеств учащихся невозможно без приобретения ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной»[1].

Важным является культура поведения для последующего усвоения материала. Во время занятий постепенно формируются некоторая сдержанность, организованность, целенаправленность поведения, достижение результата вызывает чувство радости[33].

Одной из актуальных проблем  нашего общества является формирование конкурентоспособной личности, готовой  не только творчески мыслить, но и  активно влиять на существующую действительность. А как раз игра для ребенка - это сфера его социального творчества, поле его общественного и творческого самовыражения.

Проблемы методов обучения сегодня приобретают всё большее  значение. Этой проблеме посвящено  множество исследований в педагогике и психологии[4].И это закономерно, т.к. учение - ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе[31]. В настоящее время дидакты пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения[3]. В связи с этим много вопросов связано с использованием на уроках занимательного материала. И среди них особое значение уделяется дидактическим играм, так как главная особенность дидактической игры состоит в том, что в ней учебные задачи выступают перед ребенком не в явном виде, а маскируются[32]. Играя, ребенок не ставит учебной задачи, но в результате игры он чему-то научается. Учение здесь протекает непреднамеренно. В этой непреднамеренности и кроется глубокий смысл дидактический игры[5].

В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П. Усовой, Е.И. Радиной, Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, З.М. Богуславской, Е.Ф. Иваницкой, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, В.Н. Аванесовой, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгером[37].

Для того чтобы дидактические  и ролевые игры являлись наиболее эффективными методами обучения, нужно  больше места отводить играм. Кроме  этого необходим переход от игры к серьезным занятиям. В качестве такого перехода и выступают дидактические игры.

Данная проблема широко рассматривается в работе В.А. Сухомлинского  «О воспитании». В этой книге он знакомит нас со своими мыслями о воспитании детей в семье и школе, в  том числе автор пишет об использовании  игры: «…Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»[6]. Продолжая работу Сухомлинского, в своей работе «Психология игры» Эльконин Д.Б. пишет, что игра влияет на развитие психических процессов: «Значение игры не ограничивается тем, что у ребёнка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. В игре возникает психологическая форма мотивов».Продолжая работу Эльконина, Амонашвили Ш.А. в своей книге «В школу - с шести лет» описывает опыт обучения шестилетних детей в школах, а также рассматривает проблему использования игры на уроках: «Дидактическая игра, если не делать из неё самоцель, может выполнить свою исключительную роль усиления сложного процесса учения, ускорения развития» .

Итак, игра воспроизводит  стабильное и инновационное в  жизненной практике и, значит, является деятельностью, которая создает  тренинговую основу развития ребенка[7].В связи с этим нужно отметить, что игровые формы обучения являются наиболее эффективной технологией усовершенствования образовательного процесса в 12-летней школе.

Цель исследования: исследовать особенности использования дидактических и ролевых игр в системе школьного образования и их влияние на качество учебного процесса.

Объект исследования: процесс формирования познавательных качеств личности при организации ролевых и дидактических игр.

Предмет исследования: поиск путей оптимистического сочетания традиционных видов учебной деятельности (урок) и нетрадиционных игровых технологий.

Гипотеза исследования: если использовать дидактические и ролевые  игры во всех видах деятельности на занятиях в системе образования с другими методами обучения и включить их в урок, то они окажут существенное влияние на развитие мотивации познавательной деятельности.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть использование  нетрадиционных технологий обучения  в современной школе и критерии  их отбора.

2. Раскрыть понятие  игровых технологий в обучении.

3. Показать основные  разновидности  игр.

          Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, опрос, анкетирование.

          Cтруктура работы: курсовая работа состоит из содержания, введения,2 глав,заключеия,списка литературы и приложений.

Практическая  значимость исследования заключается в уточнении значения дидактических и ролевых игр как наиболее эффективного метода обучения  школьниками. «Так как именно игра помогает школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, учит логически мыслить и фантазировать». Материал данного исследования может быть использован начинающими учителями и студентами-практикантами на занятиях и во внеурочной деятельности.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.ДИДАКТИЧЕСКИЕ  И РОЛЕВЫЕ ИГРЫ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

1.1Сущность  и характеристика дидактических  и ролевых игр.

 

Проблемы методов обучения сегодня приобретают все большее  значение. Этой проблеме посвящено  множество исследований в педагогике и психологии. И это закономерно, так как учение - ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В настоящее время дидакты пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов связано с использованием на уроках занимательного материала. И среди них особое значение уделяется дидактическим играм на уроках математики[29].

В играх используется присущая каждому ребенку способность к воображению[8].Дети быстро и легко входят в игру со своим воображением, даже не подозревая о том, какие сложные задания они порой выполняют.

Игра - наиболее доступный  для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего  мира впечатлений. В игре ярко проявляются  особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другие.

Играя, дети учатся применять  свои знания, умения на практике, пользоваться ими в разных условиях[9].Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети выступают в общении со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.

Игра имеет большое  образовательное значение, она тесно  связано обучением на занятиях, с  наблюдением повседневной жизни. Они  учатся решать самостоятельно игровые  задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словами.

Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированны.

Также игра - одна из важнейших  средств умственного и нравственного  воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.

Прежде всего, игра - своеобразное отражение жизни. Великий русский  педагог К.Д. Ушинский неоднократно подчеркивал большое воспитательное значение игры, готовящий ребенка  к творческому труду, деятельности, жизни. Он отмечал, что в игре ребенок ищет не только удовольствия, но и серьезных занятий; игра - это мир практической деятельности ребенка, которая удовлетворяет не только физически, но и духовные его потребности[10].

Ребенок начинает играть еще в раннем возрасте. Игра постепенно развивается, ее формы последовательно сменяют друг друга.

Поступив в школу  и включившись в новую для  него учебную деятельность, ребенок  не перестает играть.

В книге "Технология игры в обучении и развитии" авторов П.И. Пидкасистого и Ж.С. Хайдарова отмечено: "Сегодня мало кого удивишь тем, что передовых учебных центрах взрослые люди, студенты и школьники учатся уму-разу, играя, как малые дети, интересно и весело. И играют они не в жмурки-бирюльки, а в законы и формулы, в войну и мир, в большой и малый бизнес, словом, в жизнь"[11].

В настоящее время  в научной литературе выделяют множество  известных игр, которые разбили  на три группы с тематическими  заголовками: "Механизм", "Процесс", "Мотивация", группировка по типологическому принципу[2].

Учебные игры.

Дидактические игры (академические, обучающие, образовательные, воспитательные и педагогические).

Механизм.

Имитационные игры (имитации, машинные имитации, имитаторы)

Проблемные (эвристические) игры.

Сюжетные игры (драматизации, инсценировки)

Ситуационные игры (игровые  ситуации).

Творческие игры (манипулятивные и строительные).

Настольные игры.

Языковые игры.

Абстрактные игры

Процесс.

Ролевые (организационные  и функциональные) игры.

Военные игры (военные  учения).

Информация о работе Дидактические и ролевые игры в системе школьного образования