Дидактические и ролевые игры в системе школьного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 22:16, курсовая работа

Краткое описание

М. «Учение ради учения» уже не актуально. Время предъявляет школе другие требования. Учебные предметы должны решать современные задачи образования: сохранение здоровья детей, развитие их способностей, что должно обеспечить адаптацию в постоянно меняющихся условиях, успех в жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются  при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Сюда также относятся различные средства наглядности: таблицы, модели, а также дидактические раздаточные материалы, флажки, которыми награждаются команды-победители.

Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, могут или в их применении[18].

Дидактическая задача.

Для выбора дидактической  игры необходимо знать уровень подготовленности учащихся, так как в играх они  должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.

Определяя дидактическую  задачу, надо, прежде всего, иметь в  виду, какие знания, представления  детей о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности в связи с этим можно формировать средствами данной игры (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость и др.)[13].

Например, в известной  всем игре "Магазин игрушек" дидактическую  задачу можно сформулировать так: "Закрепить знания детей об игрушках, их свойствах, назначении; развивать связную речь, умение определять существенные признаки предметов; воспитывать наблюдательность, вежливость, активность". Такая дидактическая задача поможет учителю организовать игру: подобрать игрушки, разные по назначению, по материалу, внешнему виду; дать образец описания игрушки, вежливого обращения к продавцу и т.д.

В каждой дидактической  игре своя обучающая задача, что  отличает одну игру от другой. При определении дидактической задачи следует избегать повторений в ее содержании, трафаретных фраз ("воспитывать внимание, мышление, память и др.)[17].Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, развитию памяти, в других - мышления, в третьих - внимания. Воспитатель заранее должен знать и соответственно определять дидактическую задачу. Так игру "Что изменилось?" использовать для упражнений в запоминании, "Магазин игрушек" - для развития мышления, "Отгадай что задумали" - наблюдательности, внимания.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны  между собой и отсутствие основных из них, разрушает игру. Без игрового замысла и игровых действий, без  организующих игру правил дидактическая  игра или невозможна, или теряет свою специфическую форму, превращается в выполнение указаний, упражнений. Поэтому при подготовке к уроку, содержащему дидактическую игру, необходимо составить краткую характеристику хода игры (сценарий), указать временные рамки игры, учесть уровень знаний и возрастные особенности учащихся, реализовать межпредметные связи[11].

Сочетание всех этих элементов  игры и их взаимодействие повышают организованность игры. Её эффективность, приводят к желаемому результату.

Ценность дидактических  игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом.

При подборе и разработке игр мы исходили из основных закономерностей  обучения. Назовем главную из них. "Обучение происходит только при активной деятельности учащихся. Чем разностороннее обеспечиваемая учителем интенсивность деятельности учащихся с предметом усвоения, тем выше качество усвоения на уровне, зависящем от характера организуемой деятельности - репродуктивной или творческой".

Учитывая эту закономерность, мы разработали и отобрали игры с  учетом разнообразных видов деятельности ученика[8]. По характеру познавательной деятельности их можно отнести к следующим группам:

Игры, требующие от детей  исполнительской деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу[6]. Например, составляют узор по образцу и другие.

Игры, в ходе которых  дети выполняют воспроизводящую  деятельность. К этой группе относится  большое число игр, направленных на формирование вычислительных навыков.

Дидактическая игра - это  такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом  объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение  на выигрыш. Дидактическая игра - это  активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

Признаки дидактической  игры..

Отличительными особенностями  дидактических игр является наличие  игровой ситуации, которая обычно используется в качестве основы метода. Деятельность участников в игре формализована, то есть имеются правила, жесткая система оценивания, предусмотрен порядок действий, регламент. Из числа известных типов игр к дидактическим можно отнести: анализ конкретных ситуаций, игровое проектирование, и другие.

Виды дидактических  игр.

В основе метода лежит  коллективное решение обучающимися проблемной задачи.

Ситуация-иллюстрация. На конкретном примере из практики демонстрируются  закономерности и механизмы процессов  и поступков, возникающие в результате деятельности , методов работы, поведения, фактов и условий. Наиболее эффектным и продуктивным способом представления ситуации при этом является ее «проигрыш» силами обучающихся.

Ситуация-оценка. Предусматривает  всестороннюю оценку предлагаемой ситуации обучающимися. Для выработки оценки они могут использовать справочную литературу, конспекты, другие предусмотренные преподавателем источники.

Ситуация-упражнение. В  данном случае обучающиеся должны изучить  ситуацию по специальным источникам, литературе, справочникам и задавая вопросы преподавателю[8]. После чего они вырабатывают порядок действий.

Подбор ситуаций для  использования в этом методе отличается от традиционного, так как они  должны отвечать ряду требований:

В основе лежит конкретная реальная профессиональная ситуация;

Описание содержит информацию не соответствующую поставленной задаче. Часть ее является избыточной для  решения задачи, а, существенно важной, может не хватать[12].Выявление и затребование недостающих данных, игнорирование лишних входит в процесс выработки решения.

Ситуация имеет достаточно много вариантов решения, отличающихся степенью достижения поставленной цели или отдельных ее элементов.

Отсутствие четко сформулированного  вопроса. Задача обучающихся может  на первом этапе включать поиск и  формулирование проблемы, постановку задачи. Иногда это является целью всего занятия.

Дополнительным источником много альтернативности решений  является различный уровень компетентности обучающихся, различие их приоритетов, мировоззрений в сочетании с  многогранностью предлагаемой модели.

Активность при использовании  игровых приемов стимулируется  личностными социальными и познавательными  мотивами, естественным человеческим стремлением обучающихся к самореализации, самоутверждению. Большой интерес  в этом плане представляют игры-провокации и игры-эксперименты.

Игра-провокация применяются  без предупреждения, вызывают сильную  эмоциональную реакцию аудитории  и, при умелом использовании, позволяют  добиться заметного прорыва в  рассмотрении отдельного вопроса, термина, категории. Но применение этого приема ограничено. Он не может применяться часто, а подряд только однократно.

Игра-эксперимент или  игра-демонстрация имеют очень большое  значение в практике преподавания как  вариант наглядного доказательства многих положений[7]. При этом испытуемыми выступают слушатели, и такая демонстрация является весьма эффектной.

К этой категории относят  такие игровые формы, имеющие  дискретную продолжительность, как  лекции с запланированными ошибками. В начале лекции преподаватель обращает внимание слушателей на то, что может допустить ошибки и просит их отслеживать и фиксировать. Если такое предупреждение не делается, а ошибки «предусмотрены», значит используется метод лекции-провокации. В конце занятия преподаватель опрашивает и отмечает наиболее внимательных слушателей. На лекции пресс- конференции преподаватель объявляет тему лекции и просит присутствующих задать ему вопросы в письменном виде. После чего он строит лекцию в соответствии с заданными вопросами и по ее ходу отвечает на них. Непродолжительный игровой момент - получение вопросов по теме лекции, также обеспечивает повышенное внимание слушателей, ожидающих ответа на свой вопрос.

В процессе обучения педагогам  часто приходится прибегать к  не совсем традиционным методам. Целесообразность некоторых из них достаточно спорна, однако подчас они бывают очень эффективны. Это же относится и к ролевым играм. Игра вообще и ролевая игра в частности является очень полезным инструментом для быстрого усвоения материала, моделирования реальной жизненной ситуации для расширения рамок школьной программы[31].

Конечно педагогу приходится либо самому быть максимально подготовленным в той области, в которой он собирается провести ролевую игру, либо пригласить опытных профессионалов из этой области. Например, при изучении экономики можно пригласить экономистов, бизнесменов, коммерсантов. Организовать ролевую игру на первый взгляд очень сложно – должен быть соблюден определенный антураж, создана деловая обстановка, располагающая к серьезным деловым решениям. На деле же игра на то и игра, что в ней можно импровизировать и заменить большинство реальных деталей воображаемыми[14].В организации ролевой игры важная роль отводится постановочной подготовке, однако, при регулярном проведении ролевых игр в учебном процессе такая подготовка не понадобится. После двух-трех удачно проведенных ролевых игр вся постановка будет заключаться в распределении ролей и написании наброска сценария, в остальном можно будет полностью положиться на импровизацию. Возьмём,к примеру, типичную ситуацию взаимодействия предпринимателей с инвесторами. Девяносто процентов успеха такого мероприятия составляет грамотно составленный проект и убедительная презентация. Создавать презентации школьники умеют уже чуть ли не с начальных классов. Педагогу остается только помочь подобрать соответствующий материал и подсказать ученикам, какими правилами следует руководствоваться при создании презентаций подобного рода[.3] В финале фильма «Служебный роман. Наше время» была разыграна ситуация, когда исход борьбы двух конкурирующих фирм зависел от грамотно подготовленной презентации. Вот вам типичный пример из жизни, который вполне может стать предметом ролевой игры. Соревнование презентаций в борьбе за инвесторов можно проводить на оценку, что станет вполне определенным стимулом. В презентациях обязательно надо сделать главный акцент на экономический потенциал компании, который основывается главным образом на уже имеющихся в компании ресурсах, и выгоду, которую получат инвесторы от своих вложений. Для понимания основных рычагов управления экономикой эта ролевая игра может стать хорошей жизненной иллюстрацией и поможет быстрее освоить материал.

В качестве ролевой игры может быть предложена ситуация с  замещением вакантной должности  на конкурсной основе. Это наиболее типичная ситуация для солидных компаний, но она также может наблюдаться в мелких компаниях и даже у частных предпринимателей. Современный бизнес с его конкурентной борьбой и стремительным заполнением ниш требует от бизнесмена динамичности и мобильности и предъявляет повышенные требования к сотрудникам. В этой ситуации от соискателя требуется очень многое. Во-первых, это грамотно составленное резюме, которое для потенциального работодателя является своеобразным пропуском[6].Мельком пробежав неграмотно заполненное резюме, предприниматель даже разговаривать не будет с соискателем, а сразу же укажет ему на дверь. Во-вторых, обязательно наличие рекомендаций с предыдущих мест работы или характеристик с мест учебы. Несмотря на то, что это формальность и бизнесмены на них чаще всего не смотрят, но их наличие играет подчас решающую роль в выборе кандидата. В-третьих, для соискателя очень важно умение общаться и грамотно вести собеседование. Не секрет, что при изучении литературы многие ученики, даже те, которые много читают, часто не могут правильно и грамотно сформулировать свою мысль, не говоря уже о построении грамотного повествовательного рассказа. Изучение предмета литература и призвано привить учащимся навыки общения и составления связанных повествований[4].Здесь, кстати, могут быть задействованы сразу несколько предметов, но главным образом, конечно, это родной язык и литература. Грамотные и хорошо подкованные в плане составления документов сотрудники в настоящее время практически полностью вытеснили низкооплачиваемых и часто малограмотных секретарей и референтов, на которых держался весь документооборот предприятий. Современные требования к ведению канцелярии не допускают халатности в этом вопросе и общая грамотность, в конечном счете, является лицом любой уважающей себя фирмы.

Для математических дисциплин, таких как геометрия, алгебра  и физика может быть применима  ролевая игра по планировке города, строительства спального района города, спортивного комплекса, детской  площадки. В качестве экспертов можно  пригласить представителей муниципалитета, архитектора, строительных организаций. Надо поручить учащимся задание по полному расчету необходимой площади для размещения строений, необходимого строительного материала, требуемое количество техники, строителей, количество времени для выполнения всех работ. Некоторые тонкости можно опустить, чтобы не утомлять коллектив учеников. А вот время, затрачиваемое учащимися на выполнение всех расчетов можно использовать для оценки навыков. Кроме этого, можно позволить ученикам выполнить геометрические вычисления для создания оптимально устойчивых и в то же время необычных конструкций. Вес и прочность конструкции также можно не учитывать[14].Для закрепления материала по химии можно применить ролевую игру по применению химических соединений органической и неорганической химии в жизни-в лёгкой и пищевой промышленности, в медицине. Экспертами тут могут выступить представители крупного и мелкого производства, технологи и провизоры. В фармацевтике, например, широко применяются простые химикаты, которые смешивают прямо в аптеках для получения всевозможных микстур. В текстильной промышленности используют красители и дубящие вещества, свойства которых изучаются в школе[5].

Необходимость ролевых игр, кроме всего прочего, обусловлена еще и тем, что ученики очень часто теряют интерес к предметам только потому, что не видят им реального применения в жизни. И как только их удается убедить в том, что это не так как тут же интерес пробуждается с новой силой.

 

 

 

 

 

                                      ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ:

Роль дидактической  игры заключается в том, что она  благотворно влияет на усвоение знаний и умений, повышает интерес к учению, вносит разнообразие и эмоциональную  окраску в учебную работу, развивает  память и сообразительность.

Дидактическая игра снимает утомляемость, поддерживает внимание. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения.

Дидактическая игра увлекает, заставляет задуматься и проявить инициативу. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение.

Игра является определяющим фактором активизации познавательной деятельности. Она положительно влияет на повышение качества знаний, умений  и навыков.  

Информация о работе Дидактические и ролевые игры в системе школьного образования