Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 22:16, курсовая работа
М. «Учение ради учения» уже не актуально. Время предъявляет школе другие требования. Учебные предметы должны решать современные задачи образования: сохранение здоровья детей, развитие их способностей, что должно обеспечить адаптацию в постоянно меняющихся условиях, успех в жизни.
Важно глубоко продумать стимулы для вещания, поощрять учащихся к активным речевых действий в связи с определенной ситуацией. Таким образом будет реализована взаимодействие и сотрудничество учителя с учеником, а также развитие интереса ученика к изучению языка. При наличии у учащихся интереса к языку, изучена язык не забывается учениками, даже если знание этого языка не будет использоваться в течение длительного времени. Одним из основных стимулов является игра. Из психологии известно, что ребенок играет всегда.
Игра - род деятельности, свободной и сознательной, которая дает ребенку не только наслаждение, но и позволяет самоутверждаться в занятиях, которые ее интересуют.
Игра - умная, планомерная, подчиненная известным правилам система поведения. По определению Выготского Л.С. игра является естественной формой труда ребенка, присущей только ей форме деятельности. Особенность детской игры в том, что ее мотив не в результате, а в смысле игрового действия. Игровые ситуации способствуют созданию особого пространства учебной деятельности, в котором ученик готовится к решению жизненно проблем и реальных осложнений.
С помощью языковой игры реализуется активная позиция ученика в учебном процессе, ведь ученик передает не только информацию, но и свое отношение к ней, а также фиксирует и впечатления других участников игры. Одним из видов языковой игры является ролевая игра.
"В основе концепции
ролевой игры лежит обращение
к ученику с просьбой
В итоге каждый игрок
выступает как часть
Само название "ролевые игры" свидетельствует о тех, что в ней учащиеся получают определенную роль, которую они должны сыграть.
Ролевые игры:
способствуют познанию о процессах и чувства других участников игры
создают условия, когда ученики решают определенную проблему, обыгрывая роли
создают благоприятные условия для обсуждения
Конечная цель ролевой игры - приобретение новых знаний и их отработка до уровня навыков, процесс познания признается первостепенным. Идея использования ролевой игры заключается в том, чтобы дать возможность учащимся потренироваться в общении с окружающими, взяв на себя роль по сценарию. Кроме того игра - это соревнование, оно активизирует память детей, отображено восприятие ими мира.
Участники ролевой игры не только оказывают сообщения из определенной теми, но и непринужденно вступают в беседу, пытаются поддержать ее. Они интересуются мнением других, соглашаются, спорят, отстаивают свою позицию ... Игра проходит в оживленной творческой атмосфере, и, наконец, разговор становится непринужденным.
ГЛАВА 2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ.
2.1 Описание
методик и процедуры
В соответствии с целью работы представлено эмпирическое исследование результативности использования дидактических игр в развитии мотивационной сферы у детей младшего школьного возраста.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 1 в городе Менделеевск. Респондентами являлись учащиеся 4-х классов, количество испытуемых – 30 человек.
С учетом задач и содержания проводимого исследования определились методы исследования:
2. Тест «Изучение познавательной мотивации и отношение к учебному предмету».
Анкетирование «Мотивы познавательной деятельности.
Цель: выявить мотивы познавательной деятельности методом анкетирования. Методика позволяет выявить ведущие, доминирующие мотивы в мотивационной сфере учащихся.
Шкалы: мотивы долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования, благополучия, мотивация престижа, мотивация избегания неприятностей, мотивация содержания учения, социальные мотивы учебной деятельности
Тест «Изучение познавательной мотивации и отношение к учебному предмету».
Состоит из 7 вопросов, на которые учащиеся должны были ответить.
Цель: раскрыть заинтересованность учащихся в учебной дисциплине, помочь определить объективные и субъективные причины заинтересованности.
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования использования дидактических игр в развитии мотивационной сферы.
Выявление мотивов познавательной деятельности было проведено методом анкетирования. Результаты видны на рисунке 1:
Процентное соотношение данных опроса следующее:
100% - количество детей, принявших участие в опросе;
40% - количество детей, имеющих мотив долга и ответственности в учебной деятельности;
33% - количество детей, имеющих социальные мотивы, заложенные в учебной деятельности;
27% - количество детей, имеющих мотивацию содержания учения;
Из результатов анкетирования видно, что следующие лидируют следующие мотивы познавательной деятельности: мотивация содержания-27%; социальные мотивы, заложенные в учебной деятельности-33%; мотив долга и ответственности в учебной деятельности-40% . Ученики чувствуют ответственность за учебную деятельность,то есть учёба для них является важным аспектом жизни; четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны; любовь к учёбе и уважение к преподавателям им привила школа.
По результатам тестирования были получены следующие результаты:
Наглядно результаты данного тестирования можно увидеть в таблице 1:
ВОПРОСЫ: |
ОТВЕТЫ: | ||
1.По понедельникам я просыпаюсь с мыслью |
Ура!Снова на учёбу! 100% |
_________________ |
_______________ |
2.Я прихожу в школу для того,чтобы |
Узнать что-то новое 50% |
Встретится с хорошими учителями 40% |
Пообщаться с друзьями 10% |
3.Я всегда готовлю домашнее задание |
Самостоятельно 40% |
Обращаются за помощью к взрослым 55% |
Выполняют под контролем взрослых 5% |
4.Для того,чтобы хорошо учиться нужно |
Иметь интерес к учёбе 77% |
Иметь способности 20% |
Уметь хорошо списывать 3% |
5.Когда я получаю плохую отметку,то |
Стараюсь тут же исправить её 100% |
_____________________ |
____________________ |
6.Нравится ли когда
на уроках используются |
Конечно,нравится 100% |
____________________ |
__________________ |
7.Какие дидактические игры проведены у вас в школе? |
«Что? Где? Когда?», «Лото», «Умники и умницы». 100% |
____________________ |
____________________ |
Таблица 1:изучение познавательной мотивации и отношение к учебному предмету.
Ответы на вопросы раскрывают заинтересованность учащихся в учебной дисциплине, помогают определить объективные и субъективные причины заинтересованности. Анализ ответов учеников выявил следующее: на первый вопрос « по понедельникам я просыпаюсь с мыслью…» все ученики ответили Ура! Снова на учёбу», На вопрос «я прихожу в школу для того, чтобы..» 50% учеников ответили «узнать что-то новое», 40%- «встретиться с такими хорошими учителями» и 10% учеников приходит в школу, чтобы пообщаться с друзьями. Было выявлено, что домашнее задание выполняют совершенно самостоятельно 40%учеников, 55% обращаются за помощью к взрослым и 5% выполняют под контролем родителей. Большинство учащихся (77% учеников) считают, что для того чтобы хорошо учиться, нужно иметь интерес к предмету, 20% учеников считают, что необходимо иметь способности к предмету и 3% ученика считают, что необходимо уметь списывать. На вопрос «когда я получаю плохую отметку, то..» 100% человек согласились с ответом «стараюсь тут же ее исправить». Ученики 4 класса на 6 вопрос все однозначно ответили положительно. Им очень нравится, когда на уроках используются игры. Проводили такие игры как: «Что? Где? Когда?», «Лото», «Умники и умницы». Таким образом, тестирование показало, что у учащихся сформировано представление об учебной деятельности, они очень ответственно подходят к выполнению как классных, так и домашних заданий, очень любят, когда проводятся дидактические и ролевые игры на уроках.
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ:
Применение дидактических и ролевых игр позволило сделать обучение школьников более интересным, занимательным, активизировать познавательную деятельность, повысить уровень внимания и памяти. Использование дидактических игр стимулирует активность каждого ребенка, повышает качество процесса обучения школьников. Дидактические игры помогают разнообразить виды учебной деятельности детей на уроке, ведут к систематизации знаний и жизненного опыта, являются хорошим средством для создания комфортной атмосферы урока.
В результате дидактических игр удалось развить у детей наблюдательность, внимание, воображение детей, формировать умения анализировать, рассуждать, делать умозаключения, то есть развить те мыслительные операции, которые составляют ядро познавательной.
Исследования мотивации дает возможность подготовить психолого- педагогический консилиум в классе и выработать рекомендации по изменению мотивации учащихся на среднем этапе обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Если мы будем с детьми только играть, у ученика может сформироваться несерьезное отношение к предмету, который будет восприниматься исключительно как игра, как какое-то развлечение
Игровые методики достаточно
хорошо формируют представление
детей о том, как должно быть, что
справедливо и что
Ролевые игры:
способствуют познанию о процессах и чувства других участников игры
создают условия, когда ученики решают определенную проблему, обыгрывая роли
создают благоприятные условия для обсуждения
Конечная цель ролевой игры - приобретение новых знаний и их отработка до уровня навыков, процесс познания признается первостепенным.
создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Результаты проведенного исследования были проанализированы и интерпретированы.
Следовательно, цель, поставленная в начале работы, была достигнута.
Таким образом, наблюдение за деятельностью учащихся на уроках подтвердили то, что включение в урок дидактических игр, отобранных в соответствии с целями урока, возрастными особенностями детей, оказывает существенное влияние на развитие мотивации познавательной деятельности.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Информация о работе Дидактические и ролевые игры в системе школьного образования