Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 22:16, курсовая работа
М. «Учение ради учения» уже не актуально. Время предъявляет школе другие требования. Учебные предметы должны решать современные задачи образования: сохранение здоровья детей, развитие их способностей, что должно обеспечить адаптацию в постоянно меняющихся условиях, успех в жизни.
Деловые (управленческие, операционные и экономические) игры.
Производственные (технологические, технические) игры.
Спортивные игры (игры с правилами).
Формальные (формализованные игры).
Мотивация
Развлекательные игры.
Азартные игры.
Актёрские игры.
Индивидуальные игры (игры с природой).
Коллективные (командные) игры.
Соревновательные игры (игры - состязания).
Результативные игры.
Итак, на первом месте приведённой выше классификации игр стоят учебные игры. Учебная игра - это обучающая игра, для которой характерно, что игровой процесс сопровождается усвоением игроками содержания обучения. Игра по содержанию, учение по форме[4]. Но она всегда должна оставаться игрой. Связь с содержанием школьного обучения достигается в ней не в результате механического введения учебного материала в ткань уже готовой игры, а путём специального проектирования содержания учебной игры.
Игра, учение и труд являются основными видами деятельности человека. При этом игра готовит ребёнка как к учению, так и к труду, сама являясь одновременно и учением и трудом[11]. Глубоко ошибаются те, кто считает, что игра - лишь забава и развлечение.
Игру можно назвать восьмым чудом света, т.к в ней заложены огромные воспитательные и образовательные возможности. В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах.
И явлениях окружающего мира. Игра
развивает детскую
Типология учебных игр представляет игры: проблемные, соревновательные, имитационные, ролевые. Несколько слов о них.
Ситуационные игры образуют самостоятельный тип учебных игр.
Они характеризуются как собственным содержанием, так и собственной формой, основу которой составляет принцип индивидуального обучения.
Всякую ситуационную игру можно назвать проблемной ситуацией, ибо в области человеческой деятельности категория проблемной ситуации является предельно общей абстракцией, фиксирующей проблемный и ситуационный характер всякой деятельности, в том числе и игровой.
Соревновательная игра является одной из форм организации процесса игрового обучения[12]. Процесс соревновательной игры возможен, если организовано командное соревнование, все команды состязаются в выполнении конкретной практической деятельности, заканчивающейся получением одного и того же продукта, если все участники будут состязаться в выполнении действий, входящих в состав деятельности, выполняемой их командой, если соревнование будет предусматривать организацию взаимного пооперационного контроля правильности выполнения действий каждым обучающимся со стороны остальных участников соревнования, если в ходе игры и по её завершении будет проводиться подсчёт результатов и выявление победителей, занявших 1-е, 2-е, 3-е и т.д. места.
Имитационные игры. Учебная
игра-результат имитационного
Имитационные игры как единство игр и имитаций. Имитационную игру можно определить как игровой процесс, в порождении которого принимает игровая имитация; каким является игровой процесс, зависит в первую очередь от того, что представляет собой игровая имитация.
Смысл ролевой игры усматривается в том, что игроки берут на себя исполнение определённых ролей. Ролевая игра, по Эльконину, является наиболее развитой формой игры. В связи с этим понятие роли позволяет, с одной стороны, проследить за развитием игры, а с другой, заняться исследованием теоретического происхождения ролевой игры как развёрнутой формы игровой деятельности[9].
В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения. В рамках уроков применяются учебные деловые игры[14].Их отличительными свойствами являются:
моделирование приближённых к реальной жизни ситуаций;
поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предыдущего этапа влияет на ход следующего;
наличие конфликтных ситуаций;
обязательная совместная
деятельность участников игры, выполняющих
предусмотренные сценарием
использование описания объекта игрового имитационного моделирования;
контроль игрового времени;
элементы состязательности;
правила системы оценок хода и результатов игры.
Возможный вариант структуры деловой игры на уроке математики может быть таким:
знакомство с реальной ситуацией; - построение её имитационной модели; - постановка главной задачи командам (бригадам, группам), уточнение их роли в игре;
создание игровой проблемной ситуации;
вычисление необходимого для решения проблемы теоретического материала;
разрешение проблемы;
обсуждение и проверка полученных результатов;
коррекция;
реализация принятого решения;
анализ итогов работы (рефлексия);
оценка результатов работы.
Тесным образом деловая игра связана с ролевой игрой[8]. Специфика ролевой игры, в отличие от деловой, характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределёнными ролями[4].
Уроки - ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на три группы:
имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального действия;
ситуационные, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы - игровой ситуации;
условные, посвящённые разрешению, например, учебных или
производственных конфликтов и т.д.
Формы проведения ролевых игр могут быть самыми разными: это и воображаемые путешествия, и дискуссии на основе распределения ролей, и пресс-конференции, и уроки-суды и т.д.
Методика разработки и проведения ролевых игр состоит из этапов: подготовительного, игрового, заключительного и этапа анализа результатов игры.
На первом этапе рассматриваются организационные вопросы: распределение ролей; выбор жюри или экспертной группы; формирование игровых групп; ознакомление с обязанностями.
Предваряющие: знакомство с темой, проблемой; ознакомление с заданиями; сбор материала, анализ его; изготовление наглядных пособий, консультации.
Игровой этап характеризуется включением в проблему и осознанием проблемной ситуации в группах и между группами. Внутригрупповой аспект: индивидуальное понимание проблемы; дискуссия в группе; выявление позиций; принятие решения[15]. Межгрупповой: заслушивание сообщений групп, оценка решения.
На заключительном этапе вырабатываются решения по проблеме, заслушивается сообщение экспертной группы, выбирается наиболее удачное решение.
При анализе результатов ролевой игры определяется степень активности участников, уровень знаний и умений, вырабатываются рекомендации по совершенствованию игры.
1.2Дидактические и ролевые игры в обучении.
Особый вариант
Какое же значение имеет игра? В процессе
игры у детей вырабатывается привычка
сосредотачиваться,мыслить самостоятельно,
развивается внимание, стремление к знаниям.
Увлекшись, дети не замечают, что учатся:
познают, запоминают новое, ориентируются
в необычных ситуациях, пополняют запас
представлений, понятий, развивают фантазию.
Даже самые пассивные из детей включаются
в игру с огромным желанием, прилагают
все усилия, чтобы не подвести товарищей
по игре[29].Для активизации познавательной
деятельности младших школьников на уроках
применяются различные игровые моменты
в начале, в середине, в конце урока. Для
проверки домашнего задания необязательно
опрашивать устно детей каждый урок, это
можно сделать различными способами с
помощью загадок, ребусов, кроссвордов.
Дидактическая игра - средство активизации познавательной деятельности.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках - одно из наиболее существенных требований обеспечивающие качества обучения. Формирование интереса к учению - важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умения самостоятельно пополнять свои знания необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях[2].
Одним из важнейших факторов развития их интереса к учению является понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу, большое значение имеет методика преподавания данного материала.
Дидактическая игра - одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их познавательную деятельность и помогает легче усвоить учебный материал.
В практике начальной школы дидактические игры могут выступать самостоятельно или взаимно дополнять друг друга. Использование каждого вида игры определяется целями, содержанием учебного материала, возрастными особенностями учащихся, умениями и навыками в проведении подобных игр[30].
Игра только внешне кажется
развлечением, в действительности она
требует серьезной
Активизация деятельности
учащихся на уроке - одно из основных направлений
совершенствования учебно-
Из всего существующего многообразия различных видов игр дидактические игры используются в качестве одного из способов обучения. Дидактическая игра - это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. "Двойственная природа игры - учебная направленность и игровая форма - позволяет стимулировать овладение в непринуждённой форме конкретным учебным материалом[6].
Дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличаете от другой деятельности. Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры[5].
В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком - наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровой замысел - первый структурный компонент игры - выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде загадки. В любом случае он придаёт игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определённые требования в отношении знаний[3].
Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки [6].Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с учётом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворённости, успеха.
Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.
Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Очень часто игровые действия предваряются устным решением задачи.
Учитель, как руководитель игры, направляет её в нужное дидактическое русло, при необходимости активизирует её ход разнообразными приёмами, поддерживает интерес к игре, подбадривает отстающих.
Основой дидактической игры, которая пронизывает собой её структурные элементы, является познавательное содержание.
Информация о работе Дидактические и ролевые игры в системе школьного образования