Дипломная работа по "педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:02, дипломная работа

Краткое описание

Целью данного исследования является изучение особенностей проявления одарённости и развитие творческого воображения в дошкольном возрасте.
Объект исследования – одарённость детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности одарённости детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение 2
Глава 1.Теоретические основы изучения одарённости
1.1.Из истории исследования проблемы одарённости 5
1.2.Определение понятий одарённость, одарённость ребёнка 11
1.3.Возрастные особенности одарённости, её проявление
в дошкольном возрасте 16
1.4. Вывод по главе I 26
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность с одарёнными
дошкольниками
2.1. Дифференцированный подход к составлению программ
работы с одарёнными дошкольниками 28
2.2. Методика работы социального педагога с талантливыми
детьми 38
2.3. Результаты экспериментальной деятельности с одарёнными
дошкольниками 43
2.4. Выводы по главе II 48

Заключение 50
Список литературы 52
Приложение 57

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 288.50 Кб (Скачать файл)

Новые возможности для  изучения специфики одаренности  дошкольников раскрываются при рассмотрении ее как творческого потенциала, заложенного в ребенке с рождения и реализующегося по мере взросления в разных областях и сферах деятельности. Такой подход представлен в концепции «Творческая одаренность» A.M. Матюшкина (8).

В развитие отечественной  психологии и педагогике по проблеме способностей внесли большой вклад фундаментальные работы Л.С.Выготского «Избранные психологические исследования», «Развитие высших функций», «Психология искусства»; Б.М.Теплова «Способности и одарённость», «Проблемы индивидуальных различий»; Н.С.Лейтеса «Об умственной одарённости», «Умственные способности и возраст», «Способности и одарённость в детские годы»; Л.А.Венгера «Педагогика способностей»; Э.А.Голубевой «Способности и индивидуальность»; А.А.Мелик-Пашаева «Педагогика искусства и творческие способности» и др.

Широкомасштабная деятельность по работе с одарёнными детьми началась с 1996 года, когда в процессе демократизации общества была признана социальная потребность и общепедагогическая актуальность решения проблем обучения, развития, социальной и психологической поддержки одарённых детей. Деятельность образовательных учреждений в этой сфере не подкреплялась единой государственной политикой. Изменения в этом вопросе наметились после выхода Указа Президента «Об утверждении основных направлений государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 год. А также «Национального плана действий в интересах детей» №942 от 14.09.95, отвечающего требованиям Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей, и далее после принятия в 1996 году отдельной Федеральной целевой программы  «Одарённые дети». В 1998 году опубликована «Рабочая концепция одарённости», подготовленная большим авторским коллективом ведущих учёных страны. В результате спустя 60 лет     государство осознало важность, перспективность и безотлагательность решения проблем поддержки одарённого детства.

К настоящему моменту  Россия оказалась в парадоксальной ситуации. С одной стороны, в отечественной  педагогической практике очень мало образовательных программ для одарённых  детей; в педагогических вузах практически  не ведётся целенаправленная профессиональная подготовка учителей, воспитателей, школьных и дошкольных психологов для работы с ними; отсутствует базовая теоретическая подготовка специалистов по педагогике детской одарённости. С другой стороны, в Сибири, например, одарённых детей в каждом возрасте насчитывается от 8 до 10%, и это самый высокий показатель на планете (среднемировой показатель – от 3 до 5%) (33).

Таким образом, анализ изученности  феномена одарённости в западной и российской науке позволяет  сделать несколько выводов:

1.Проблема одарённости возникает в связи с возрастающими потребностями общества, обусловленными изменениями экономических и политических систем, с острой необходимостью в одарённых, талантливых политиках, государственных деятелях и руководителях производства. Особый интерес к изучаемой проблеме пришёлся на конец  ХIХ  - начало ХХ века и возродился ровно через сто лет, в конце ХХ – начале ХХI века.

2.Первоначально при  изучении одарённости в нашей  стране использовался опыт зарубежных  школ, но уже в 20-30 годы появились и оригинальные отечественные методики, внёсшие определённый вклад в мировую психологию.

3.Исследования педагогов  способствовали усилению интереса  к проблеме одарённости и более  широкому использованию разнообразных  способов диагностики и развития  индивидуальных особенностей детей.

4.Особое внимание в  исследовании одарённости уделялось  интеллектуальному и креативному  направлениям.

5.В 80-90 годы наметилось  стремление к интегральным подходам  в исследовании одарённости.

6.Создание министерской  концепции «Одарённые дети» явилось значительным побудительным актом для изучения данной проблемы, послужив началом поиска как теоретического, так и практических наработок в области одарённости и гениальности человека, её диагностики и развития.

 

1.2.Определение  понятий одарённость,  одарённость ребёнка

В настоящее время  наблюдается неоднозначный подход к проблеме одарённости. Существует множество подходов к понятию  «одарённость», поэтому до настоящего времени нет чёткого его определения. Несмотря на сложность определения понятия «одарённость», важность его установления признаётся всеми. В 30-е годы ХХ века в разработку данной проблемы внёс значительный вклад психолог Б.М.Теплов. Он считал, что одарённость – это не те знания, которые усвоены, не отличия одного человека от другого, а лишь те индивидуальные особенности, которые способствуют успешности выполнения какого-то вида деятельности.

«Педагогическая энциклопедия», изданная в середине 60-х годов  ХХ века, также предлагает рассматривать  одарённость «как высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в определённых областях деятельности».

В психолого-педагогической литературе термин «одарённость» трактуется по-разному.

Существует более 100 определений  одарённости. Большинство из них отсылают к раннему развитию детей и используют такие психологические конструкты, как интеллект и креативность, или же основываются на показателях успеваемости.

Одаренность — совместное действие способностей, представляющих определенную структуру. Позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других. Одаренность понимается как общие способности или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека; уровень и своеобразие его деятельности; умственный потенциал, или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению; совокупность задатков, природных данных; характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей; талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности; наконец, божественный дар.

Приведенная характеристика одаренности указывает многозначность не только термина, но и проблемы целостного подхода к сфере способностей. По мнению ученых и специалистов, одаренность как самая общая характеристика сферы способностей требует комплексного изучения: психофизиологического, дифференциально- и социально-психологического (6).

C точки зрения А.И. Доровского, одаренность — своеобразное сочетание способностей у человека. Единство, которое они составляют в своем взаимодействии, приводит к высоким достижениям.

С точки зрения А.М.Матюшкина, в основе одаренности лежит творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений разного рода проблем: научных, технических, духовных. Творческий потенциал заложен с рождения. У разных детей он различен. Одаренные дети обладают высоким творческим потенциалом, признаками которого являются: стойкая познавательная мотивация, познавательная активность, опережение в развитии мышления и речи, выраженное стремление к творчеству в игре и других видах деятельности (10).

Среди современных концепций одаренности самой популярной является концепция одаренности, разработанная одним из известных специалистов в области обучения одаренных детей — итальянского исследователя Дж.Рензулли. Согласно его учению, одаренность есть сочетание трех характеристик интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), творческости и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).

В самом названии данной теоретической модели Дж.Рензулли использует вместо термина «одаренность» — термин «потенциал». Это свидетельство того, что данная концепция - своего рода универсальная схема, применимая не только для разработки» системы воспитания и обучения одаренных, но и всех детей.

Выделенная Дж.Рензулли триада представляется      автором обычно в виде трех взаимно пересекающихся окружностей, символизирующих мотивацию, выдающиеся способности (интеллект) и творческость (креативность) что в значительной мере проясняет характер взаимодействия данных трех составляющих.

Итак, одаренность —  это не только «интеллект», «творческость» и определенная мотивация. Это комплекс, включающий все три характеристики (Приложение 1) (48).  

Сегодня психологи и педагоги признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одарённости – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребёнка (игровой, учебной, трудовой). В то же время игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования (23).

В повседневной жизни  мы часто не замечаем, что каждый ребенок талантлив, причем талантлив по-своему. Одаренность обнаруживается тогда, когда ей каким-то образом удалось проявиться и закрепиться.

Одарённый ребёнок – ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

С педагогической точки  зрения одарённые дети – это дети, которые по уровню развития своих способностей явно выделяются среди сверстников или в среде своей социальной группы. Это могут быть общие, специальные, творческие, лидерские, музыкальные и другие виды способностей, необходимые для жизни в человеческом обществе.

При психологическом описании феномена одарённости указывают на следующие особенности одарённых детей:

- более высокая, чем  у сверстников восприимчивость  к учению и более выраженные  творческие проявления;

- наличие внутренней  установки, направленности личности, на занятие интересующей его деятельностью;

- необычайно высокая  познавательная активность, ненасыщаемая  потребность в деятельности;

- ранняя готовность  к целеустремлённому умственному  напряжению;

- способность к выдающимся  достижениям в любой социально  значимой сфере человеческой деятельности и т.д.

 Таким образом,  более выраженные, творческие проявления  наряду с большой восприимчивостью к учению большинство специалистов в настоящее время признают как основные показатели одаренности детей.

 Отличием психологической точки зрения на одарённость от педагогической также является и то, что в качестве объекта одарённость может быть представлена в психике ребёнка не только как наличная данность, но и как потенциальная возможность. А именно:

- как одарённость  явная (проявленная), которая, что называется, «у всех на виду»;

- как одарённость  возрастная, т.е. в одном возрасте  ребёнок показывает явную одарённость,  а потом, по истечению нескольких  лет она куда-то исчезает;

- как одарённость  скрытая (потенциальная, непроявленная), которая по каким-то причинам не проявила себя, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей (45).

В образовательной практике одаренность принято диагностировать по темпу умственного развития — степени опережения ребенком, при прочих равных условиях, своих сверстников. На этом основаны тесты умственной одаренности и коэффициент интеллектуальности IQ. Но значение такого показателя не следует преувеличивать, поскольку первостепенную роль играет творческая сторона ума.

 Не только в педагогической и психологической, но и в популярной литературе и на Интернет-сайтах можно встретиться с описанием и характеристикой разных видов одаренности.

Раньше других обнаруживается художественная одаренность детей в области музыки и рисования. В области науки быстрее всего проявляется одаренность к математике. Детей с ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрезвычайными достижениями в какой-либо деятельности называют вундеркиндами.

 Таким образом,  в современных теоретических концепциях одаренность рассматривается как многоаспектное и разноуровневое психологическое явление, включающее личность в целом; наряду с высоким уровнем развития интеллекта важным фактором считается творчество. Научные исследования показали, что раскрытие одаренности во многом зависит от социального окружения и обучения, но при этом признается влияние внутренних условий — природных задатков (анатомо-физиологических особенностей).

 

1.3.Возрастные  особенности одарённости, её проявление  в дошкольном возрасте

      Творчески одарённые дети отличаются от сверстников в различных сферах достаточно ярко. Исследования зарубежных М. Карне, Б. Кларк, Дж. Рензулли, К. Тэкэкс и др.) и отечественных (И.С.Аверина, Е.С.Белова, И.П.Ищенко, А.М.Матюшкин, Е.И.Щебланова, В.С.Юркевич) учёных показали, что эти отличия в большей степени касаются личностных особенностей ребёнка.

      Творческие  возможности человека проявляются  очень рано. Самый интенсивный  период его развития – 2-5 лет.  В этом возрасте закладывается  фундамент личности, и она уже проявляет себя. Первичное проявление способностей в непреодолимой, непроизвольной тяге к различным сферам деятельности. Именно в дошкольном возрасте характерны предприимчивость и старательность, ребёнок готов учиться легко, с желанием, быстро «взрослея» в плане участия в совместных занятиях, в плане ответственности. Ребёнок готов пользоваться опытом своего учителя и следовать примеру своего «кумира». Именно поэтому дело родителей, воспитателей, учителей – поддержать эти стремления ребёнка.

Информация о работе Дипломная работа по "педагогике"