Дипломная работа по "педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:02, дипломная работа

Краткое описание

Целью данного исследования является изучение особенностей проявления одарённости и развитие творческого воображения в дошкольном возрасте.
Объект исследования – одарённость детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности одарённости детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение 2
Глава 1.Теоретические основы изучения одарённости
1.1.Из истории исследования проблемы одарённости 5
1.2.Определение понятий одарённость, одарённость ребёнка 11
1.3.Возрастные особенности одарённости, её проявление
в дошкольном возрасте 16
1.4. Вывод по главе I 26
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность с одарёнными
дошкольниками
2.1. Дифференцированный подход к составлению программ
работы с одарёнными дошкольниками 28
2.2. Методика работы социального педагога с талантливыми
детьми 38
2.3. Результаты экспериментальной деятельности с одарёнными
дошкольниками 43
2.4. Выводы по главе II 48

Заключение 50
Список литературы 52
Приложение 57

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 288.50 Кб (Скачать файл)

 

2.4. Выводы по главе II

  Анализ литературы по вопросу развития воображения дошкольников и полученные результаты исследования позволяют сделать следующие заключения:

1.Воображение можно развивать;

2.Развитию воображения в значительной мере способствуют специально организованные занятия.

3.Развивая воображение,  необходимо формировать качества творческой личности и культуру общения, поведения, так как все задачи тесно взаимосвязаны и должны решаться в комплексе.

4.Необходимыми   условиями   для   развития   творческого потенциала детей являются: создание благоприятной атмосферы сотрудничества, взаимного доверия между взрослыми и детьми; позитивное подкрепление всех детских идей и ответов.

         5.Апробированная программа по специальному воздействию на развитие творческого воображения у дошкольников не является окончательным   вариантом.   Она   требует   своего   уточнения   и корректирования.

        Таким образом, результаты проведенной диагностики позволяют с удовлетворением констатировать, что специально организованные занятия были эффективны и способствовали развитию воображения у детей. Выдвинутая гипотеза, исходящая из того, что развитие творческого воображения можно повысить, получила экспериментальное подтверждение.

                        

 

 

 

                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        

                                                     Заключение

 В современном мире  очень актуальны проблемы раннего выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развитие одарённых и талантливых детей. Правильное построение взаимоотношений одарённого ребёнка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности.

 Особенно для развития  одарённых детей очень важен  и благоприятен дошкольный возраст,  так как  именно в этом  возрасте для ребёнка характерна  усиленная познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность  в умственной нагрузке. «Родовыми»  чертами  дошкольного возраста являются фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления. Кроме того, дошкольник обладает особой чувствительностью, отзывчивостью на окружающее. Умелое использование потенциальных возможностей малыша в ходе его развития может обеспечить достаточно высокий результат.

Каждый одаренный ребенок  – индивидуальность, требующая особого  подхода. Содействие реализации одаренности  чаще всего требует организации  особой среды. К сожалению, в течение  дошкольного возраста, почти ничего не делается для поддержания творческих способностей ребёнка.

Работа социального  педагога с одарёнными дошкольниками  может вестись в трёх направлениях : развития основных интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, помощь в адаптации ребёнка в  окружающем мире, приобретение ребёнком конструктивных форм общения со сверстниками и взрослыми. Необходимо помочь родителям, воспитателям и самому ребёнку правильно организовать учебную деятельность.       

          Мировой опыт показывает, что  часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство педагогов  и родителей, способны творить  чудеса. В жизни часто оказывается  важно даже не то, что дала  человеку природа, а то, что  он сумел сделать с тем даром, который у него есть.

 Детство – пора  жизни, имеющая высочайшую самостоятельную  ценность. Главная проблема в  отношении незаурядных детей  состоит не в том, чтобы заранее  предвидеть степень их будущих  успехов, а в том, чтобы уже  теперь уровень их умственной нагрузки и виды занятий соответствовали бы их способностям. Важно, чтобы ребенок с необычными способностями прожил детские годы, не стесняемый в своем развитии, получая радость от полноты и своевременности приложения своих сил. Внимательнейшим образом следует относиться к признакам одаренности у растущего человека.

 Таким образом,  необходимо делать всё возможное,  чтобы дошкольное детство было  творческим.

 

 

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      Список литературы

1.Алфеева Е.В.Одарённый ребёнок. – Курган, 2001. – 54с.

2.Афанасьева Т. Нестандартные  дети //  Воспитание школьников. –  2001. - №1. - С.30-32.

3.Афонькина Ю. Психологическая  работа с одарёнными детьми // Дошкольное воспитание. – 2000. - №11. – С.96.

4.Бабаева Ю.Д., Вайскунский А.Е. Одарённость детей и подростков в области  новых информационных технологий// Одарённый ребёнок. – 2005. - № 2. – С. 4-23.

5.Бабич О.М, Вьюнова  Н.И, Гайдар К.М. Развитие творческих  способностей у старших дошкольников // Психолог в детском саду. – 2004. - №3. – С.33-51.

6.Барбитова А.Д. Одарённость,  или нестандартный ребёнок»: от  теории к практике // Одарённый  ребёнок. – 2007. №1. – С.17-30.

7.Бебчук С. Как заразить  творчеством //  Директор школы.-2004. -  №8. – С. 57-65.

8.Белова Е.С. Исследование гендерных различий в развитии способностей одарённых дошкольников к выдвижению и реализации новых идей // Психолог в детском саду. – 2005. - №4. – С.15 – 23.

9.Белова Е.С. Одарённые  дети // Дошкольное воспитание. –  1991. - №4-5.-С.69-78.

10.Белова Е.С, Щебланова Е.И. Психологические особенности одарённых дошкольников // Одарённый ребёнок. – 2003. - №6. – С.6-15.

11.Белова Е. С., Щебланова  Е. И. Исследование особенностей  развития творческого мышления  у детей 5-6 лет // Школа здоровья. – 2000. - №1. - С.8-15.

12.Беркинблит М.Б., Петровский  А. В. Фантазия и реальность. – М., 2001. – С.345.

13.Богоявленская Д.Б.  Психология творческих способностей. –   М., 2002. – С.234.

14.Богоявленская М.  Требуется помощь: школьные проблемы  одарённых детей // Школьный психолог. – 2005. -№3. – С.6-9.

15.Василькова Ю. В.  Методика и опыт работы социального  педагога. – М., - 2004. – С.124-126.

16.Василькова Ю. В.  Социальная педагогика . – М., - 2004. – С.380-383.

17.Введенский В.Н. Одарённый  ребёнок. Что с ним делать?// Директор школы. – 2005. - №3. – С.79-84.

18.Веракса Н.Е. Развитие  умственной одарённости в детском  возрасте // Одарённый ребёнок. -  2005. - №6. – С.43-45.

19.Гарбузов В.И. Воспитание  ребёнка. – СПб.: «Дельта», М.: ООО  «Издательство АСТ», 1997. – С.379-397.

20.Гарри Пассоу А. Обучение одарённых детей : (к истории вопроса) // Воспитание школьников. – 2004. - № 2. – С.47-52.        

21.Гильбух Ю.З. Внимание : одарённые дети. -2000. – С.235.

22.Грабовский А.И. К  вопросу о классификации видов  детской одарённости // Педагогика. – 2003. - №8. – С.13-18.

23.Гуляев В.Н. Развитие  творческой одарённости детей  // Наука и образование в Зауралье. -  2001. - №1. – С.30-32.

24.Дьяченко О. М., Кириллова  А. И. О некоторых особенностях  развития воображения // Вопросы  психологии. – 2000. - №2. – С.34-39.

25.Ерёмкин А.И. Школа  одарённости. Тайна рождения гениев. – М.: ООО «А иФ Принт», 2003. –  333с.

26.Калиш И.В. Федеральная  целевая программа «Одарённые  дети»: реализация и перспективы  // Одарённый ребёнок. – 2003. - №4. – С.16-22.

27.Клименто В. В.  Психологические тесты таланта  , 2004. – С.283-291.

28.Коноплёва Н. Легко  ли быть вундеркиндом? Одарённые  дети // Директор школы. -2004. - №3. –  С.54-59.

29.Коршунова Л.С. Воображение  и его роль в познании, 2001. –  С.89-111.

30.Крынцылова И. Развиваем способности ребёнка // Дошкольное воспитание. – 2007. - №5. – С.54-58.

31.Кукушин В. С. Теория  и методика обучения. – Ростов  н /Д.: Феникс, 2005. – С. 150-166.

32.Кулемзина В. Ловушки  в педагогике детской одарённости  // Учитель. – 2003. - №4. – С.76-81.

33.Кулемзина А. В.  Принципы педагогической поддержки  одарённых детей // Педагогика. –  2003. - №6. – С.27-31.

34.Леднёва С. Диагностика и развитие детской одарённости педагогом // Дошкольное воспитание. – 2007. - №5. – С.50-54.

35.Ландау Э. Одарённость требует мужества. Психологическое сопровождение одарённого ребёнка. – М., 2002. – С.35-54.

36.Лейтес Н.С. Возрастная  одарённость школьников. – М., 2001. - С.284-291.

37.Лейтес Н.С. Легко  ли быть одарённым? // Семья и  школа. – 2000. - №6. – С. 34.

38.Максимова С. Как быть с теми, что непохожи на других? //  Директор школы. – 2001. - №6. – С.12-16.

39.Малафеев Р. И.  Одарённых детей нужно «выращивать» // Наука и образование в Зауралье. – 2000. - №3. – С.122-124.            

40.Миллер А. Драма  одарённого ребёнка и поиск собственного Я, 2001. – 352с.

41.Немов Р. С. Общая  психология. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 208 -226.

42.Никитина Н. И.  и Глухова Н.Ф. Методика и  технология работы социального  педагога. – М., 2005. – С.280-291.

43.Овчарова Р. В.  Психологическое сопровождение семьи и семейного воспитания. – Курган, -  2002. – С.24 – 29.

44.Одарённые дети: Пер.  с англ./ общ. Ред. Г. В. Бурменской  и В. М. Слуцкого; Предисл. В.  М. Слуцкого. –М.:Прогресс , 1991.-376с. 

45.Панов В Не только  дар, но и испытание // Директор школы. – 2000.-№3.-С.56-62.

46.ПановВ.И.Одарённые  дети: выявление-обучение – развитие // Педагогика.- 2001.- №4С.30-44.

47. Рабочая концепция  одарённости. - М., 2003.-С . 7-12.

48.Савенков А.И. У  колыбели гения. – М.,2000. – 224с.

49.Савенков А.И. Детские исследования в домашнем обучении // Одарённый ребёнок. – 2002. - №5. – С.62-76.

50.Савенков А.И. Ваш  ребёнок талантлив. – Я., 2002. –  С.225-340.

51.Савенков А.И. Прогнозирование  выдающихся достижений // Одарённый  ребёнок. – 2005. - №2. – С.23-31.

52.Савенков А.И. Диагностика детской одарённости как педагогическая проблема // Педагогика. – 2000. - №10. – С.87-94.

53.Савенков А.И. Путь  к одарённости: исследовательское  поведение дошкольников. –  СПб.: Питер, 2004. – 272с.

54.Савенков А.И. Одарённые  дети: методики, диагностики и стратегии обучения// Директор школы. – 1999. - №5. – С.55-63.

55.Стрельцова В. Станет  ли вундеркинд гением? // Здоровье  детей. – 2003.- №19. – С.20-21.

56.Фокина Л. Одарённый  ребёнок в коллективе сверстников  // Одарённый ребёнок. -2002. - №2. – С.23-28.

57.Фролова Т. Большие  амбиции маленькой школы // Директор  школы. – 2004.-№8. – С.53-56.

58.Хорошко Н.Ф. Педагогическая  концепция «школы» интеллектуально  одарённые дети // Школьные технологии.  – 2002. - №6. – С.97-105.

59.Хромова Т. Одарённый ребёнок // Воспитание школьников. – 1997. - №4. – С.47-52.

60.Шнейдер Л. Б. Психология  семейных отношений. – М.: Апрель  – Пресс; ЭКСМО – Пресс , 2000. – С.339 – 352.

61.Щебланова Е.И.Психологическая  диагностика одарённых школьников: проблемы, методы, решения. – М-В., - 2004. – С.187-196.

62.Щебланова Е.И. Трудности  в учении одарённых школьников // Одарённый ребёнок. – 2005. - №3-4.

63.Юркевич В.С. Работа  психолога с одарёнными детьми  и подростками // Одарённый ребёнок.  – 2004. - №4. – С.16-26.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Дипломная работа по "педагогике"