Дипломная работа по "педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:02, дипломная работа

Краткое описание

Целью данного исследования является изучение особенностей проявления одарённости и развитие творческого воображения в дошкольном возрасте.
Объект исследования – одарённость детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности одарённости детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение 2
Глава 1.Теоретические основы изучения одарённости
1.1.Из истории исследования проблемы одарённости 5
1.2.Определение понятий одарённость, одарённость ребёнка 11
1.3.Возрастные особенности одарённости, её проявление
в дошкольном возрасте 16
1.4. Вывод по главе I 26
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность с одарёнными
дошкольниками
2.1. Дифференцированный подход к составлению программ
работы с одарёнными дошкольниками 28
2.2. Методика работы социального педагога с талантливыми
детьми 38
2.3. Результаты экспериментальной деятельности с одарёнными
дошкольниками 43
2.4. Выводы по главе II 48

Заключение 50
Список литературы 52
Приложение 57

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 288.50 Кб (Скачать файл)

Была использована методика «Дорисовывание фигур» (автор О.М.Дьяченко).

В качестве материала  был использован один комплект карточек, на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего  в наборе по 10 карточек.

Методика проведения

Экспериментатор: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».

Ребенку дается простой карандаш и карточка с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется. Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки.

Обработка данных, полученных в результате диагностики.

Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка  подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор): количество неповторяющихся изображений.

Одинаковыми считаются  изображения, в которых фигура для  дорисовывания превращается в один и тот же элемент.

Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания.

Т.о. (Кор.) равен количеству рисунков, не повторяющихся (по характеру использованию заданной фигурки) у самого ребенка и ни у кого из детей группы.

Затем выводят средний (Кор.) по группе (индивидуальные величины суммируются и делятся на количество детей в группе).

Низкий уровень выполнения задания – Кор. меньше среднего по группе на 2 и более балла.

Средний уровень Кор. равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего.

Высокий уровень – Кор. выше среднего по группе на 2 и более балла.

Результаты проведенной  диагностики заносятся в протоколы (Приложение  4).

Результаты отражены в графике (Приложение  5).

По результатам проведения диагностического обследования можно сделать вывод: из 10 обследованных детей экспериментальной группы 3 ребёнка имеют высокий уровень воображения; 5 детей – средний уровень воображения; 2 ребёнка – низкий уровень воображения. Из 10 обследованных детей контрольной группы 2 ребёнка имеют высокий уровень воображения; 6 детей – средний уровень воображения; 2 ребёнка – низкий уровень воображения.

Результаты определения  среднего коэффициента оригинальности групп занесёны в таблицу.

                                                                                            Таблица 1

 

Ср.Кор.

       Экспериментальная  группа

4,3

        Контрольная группа

3,9


 

        Уровень воображения дошкольников констатирующего эксперимента  выведен в диаграммы                                   Диаграмма 1

                                                                                                                        

               экспериментальная группа                        контрольная  группа

 

 

                                     


 


 



 

 

 

Анализ полученных данных показывает, что в экспериментальной группе высокий уровень выполнения задания у 30% детей, средний уровень у 50% детей, низкий уровень у 20%. В контрольной группе  высокий уровень выполнения задания выявлен у 20% детей, средний уровень у 60% детей, низкий у 20% детей.

  Наряду с количественной  обработкой результатов (подсчет  коэффициента оригинальности) при  использовании данной методики  возможен качественный анализ  по уровням выполнения заданий.

1. Выполнение заданий  с повторяющимися стандартными  изображениями, не детализированными  объектами, соответствует низкому  уровню.

2.Дети, выполняющие задание на среднем уровне, рисуют отдельные объекты с деталями. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.

3.Дети, выполнившие задание на высоком уровне, дают оригинальные изображения отдельных объектов с деталями или решения по типу «включения», когда предъявленная фигурка является незначимой частью созданного ребенком рисунка.

Так как в основе воображения  лежит процесс диссоциации (расщепление уже сложившихся связей) и воображение тесно связано с мышлением, я решила обследовать ассоциативное мышление детей.

Цель исследования: Выяснить, легко ли возникают ассоциативные связи, отличаются ли ответы оригинальностью.

Детям было предложено 6 разноцветных кружков: желтого, оранжевого,   красного,   зеленого,   синего,   коричневого   цветов. Диагностика    проводилась    индивидуально.    Каждому    ребёнку поочередно предъявлялся кружок и задавался вопрос «На что, на кого похож?».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Все ответы фиксировались.

При качественном анализе  ответов было выделено 5 уровней  ассоциативного мышления.

I  уровень. Ответы построены на ассоциации с цветом кружка (огурец, лягушка, листок, травка, стебель - зеленые, ягода - красная, морковь - оранжевая, медведь - коричневый, небо - синее и т.д.).

II уровень. Ассоциации с формой (шарик, мяч, краски, светофор, тарелка, колобок).

III  уровень. Традиционные ответы детей с опорой на форму и цвет (апельсин, одуванчик, яблоко, луна, блин, солнце).

IV уровень. Оригинальные ответы с опорой на цвет и форму (Солнце на закате, серединка ромашки).

V уровень. Идет абстрагирование, отвлечение от заданной формы, форма видоизменяется, перерабатывается в конкретный предмет (нос собаки, крылья бабочки, лепесток незабудки, кора дерева, цветущие тюльпаны, ткань).

Последние два уровня говорят о наличии у детей творческого воображения. Ответы отличаются оригинальностью, можно отметить легкость возникновения ассоциаций.

В исследуемой группе преобладают ответы первых трех уровней, следовательно, ассоциативное мышление недостаточно развито, и необходимо развивать ассоциативный фундамент воображения. А для этого развивать чувственное восприятие и расширять круг знаний о мире, о жизни.

 Сложившаяся система  дошкольного воспитания фактически  не содержит в себе (или содержит  в недостаточной степени) специальные  меры, направленные на последовательное  и систематическое развитие воображения  у детей. В этих условиях  их воображение развивается в основном лишь стихийно и в результате, как правило, не достигает высокого уровня развития.

Значит, у меня есть возможность подтвердить экспериментально свою гипотезу, исходящую из того, что развитие творческого воображения можно повысить. Для этого я наметила направления дальнейшей работы:

1.Создать оптимальную ситуацию развития воображения через комплексный подход в работе с группой детей.

2.Составить программу развития творческого воображения на основе игры.

3.Провести   сравнительный   анализ   констатирующего   и формирующего экспериментов.

                                                                                                                                                                                            2.2. Методика работы социального педагога с талантливыми детьми

                  Формирующий эксперимент

Цель эксперимента: подтвердить  на практике выдвинутую гипотезу: « Развитие творческого воображения можно повысить, если использовать различные диагностические методики, разработать и внедрить программу, направленную на развитие творческого воображения».

Программа развития творческого воображения у детей  дошкольного возраста «Мир творчества»

Современная жизнь требует  иного подхода к воспитанию и  развитию детей дошкольного возраста, а именно формирование свободного, инициативного, раскрепощенного, творческого человека. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы.

Способность воображать и фантазировать помогает сохранить чувство нового. У ребенка особое, не скованное ничем воображение. Для него нет обыденного, нет невозможного: "удивительное всегда рядом" - таковы законы его воображения. У ребенка ещё мал опыт наблюдений, поверхностны ассоциации, но уже то, что детское воображение действительно не знает невозможного, делает проблему его исследования и использования актуальнейшей.

                  Цель программы:

          Развитие творческого воображения  как целостной структуры.

Исходя из этого, можно выделить следующие направления работы:

1. Развитие воображения.

2.Формирование качеств творческой личности.

3.Формирование культуры  общения, поведения.

В работе по каждому направлению  должны решаться определённые задачи.

Задачи по развитию воображения:

                  1.Формировать у детей умение представлять себе то, что не      

        существует в действительности.

2.Учить детей смотреть  на предметы с разных сторон, видеть новое в старом, привычном.

3.Развивать направленность, управляемость воображения;

4.Формировать умение  отражать реальную действительность  в новых непривычных сочетаниях  и связях.

Одним из важных направлений  в развитии креативности дошкольников является формирование качеств творческой личности. Это предполагает решение  таких задач, как:

1.Формировать   умение   находить   собственное   решение, оригинальные ответы, открыто высказывать смелые идеи и гипотезы, защищая, и аргументировано отстаивая свое мнение.

2.Развивать целеустремленность и настойчивость в поиске решения проблем, стремление доводить начатое до конца.

3.Формировать умение принимать критику без обид, а так же способности видеть недостатки в собственных суждениях и оценках, высказывать критику в адрес других с позитивных позиций, с желанием помочь.

4.Развивать умение сочувствовать, сопереживать людям, животным, растениям.

5.Поощрять   в   ребенке   инициативность,   независимость, изобретательность,  уверенность в своих силах  и способностях.

6.Развивать   умение   сохранять   уверенность   в   своих способностях, несмотря на временные трудности и неудачи.

Формирование качеств  творческой личности невозможно без  развития способности социально-психологической  адаптации к различным ситуациям, способности входить в контакт  с разными людьми, влиять на них, располагать их к себе, что возможно при достаточно сформированных навыках культуры общения, поведения.

Задачи по формированию культуры общения, поведения и этических представлений дошкольников включают:

1.Развитие  умения   адаптироваться  к людям,   правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки, взаимодействовать с ними  и налаживать хорошие взаимоотношения  в различных социальных ситуациях;

2.Воспитание культуры общения, основных коммуникативных качеств и навыков;

3.Развитие умения  воздерживаться от неуместных слов, действий, замечать и понимать состояние и настроение других людей, не   перебивать   говорящего,   терпеливо   выслушивать,    уметь налаживать общение с незнакомыми детьми;

4.Развитие относительной  непринужденности  в  общении, умения как отстаивать свою правоту, так и соглашаться с мнением других людей, умения принимать и "дарить" комплименты и похвалы.

        Все указанные задачи взаимосвязаны и решаются в комплексе.

         Основу программы составляют  творческие сюжетные игры. В совокупности  они представляют собой последовательно построенные блоки занятий. Длительность блоков занятий зависит от потребностей детей.

I блок: «Мир вокруг тебя».

Цель:    Развитие   восприятия,   ассоциативного   мышления, эмпатии.

1. «Потрогай и нарисуй».

2. «Подарки для куклы».

3. «Нарисуй музыку».

4. «Если бы ты был игрушкой?».

5. «Новое применение ненужному предмету».

6. «Жизнь замечательных вещей».

II блок: «Mы – фантазеры».

Цель: Развитее мелкой моторики рук, воображения, образного мышления.                                                                                                                                                                                                                                                                 1. «Фантик для конфеты».

2. «Если вдруг...».

3. «Циферблат».

4. «Волшебный кружок».

Информация о работе Дипломная работа по "педагогике"