Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:02, дипломная работа
Целью данного исследования является изучение особенностей проявления одарённости и развитие творческого воображения в дошкольном возрасте.
Объект исследования – одарённость детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности одарённости детей дошкольного возраста.
Введение 2
Глава 1.Теоретические основы изучения одарённости
1.1.Из истории исследования проблемы одарённости 5
1.2.Определение понятий одарённость, одарённость ребёнка 11
1.3.Возрастные особенности одарённости, её проявление
в дошкольном возрасте 16
1.4. Вывод по главе I 26
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность с одарёнными
дошкольниками
2.1. Дифференцированный подход к составлению программ
работы с одарёнными дошкольниками 28
2.2. Методика работы социального педагога с талантливыми
детьми 38
2.3. Результаты экспериментальной деятельности с одарёнными
дошкольниками 43
2.4. Выводы по главе II 48
Заключение 50
Список литературы 52
Приложение 57
Была использована методика «Дорисовывание фигур» (автор О.М.Дьяченко).
В качестве материала был использован один комплект карточек, на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в наборе по 10 карточек.
Методика проведения
Экспериментатор: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».
Ребенку дается простой карандаш и карточка с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется. Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки.
Обработка данных, полученных в результате диагностики.
Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор): количество неповторяющихся изображений.
Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент.
Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания.
Т.о. (Кор.) равен количеству рисунков, не повторяющихся (по характеру использованию заданной фигурки) у самого ребенка и ни у кого из детей группы.
Затем выводят средний (Кор.) по группе (индивидуальные величины суммируются и делятся на количество детей в группе).
Низкий уровень выполнения задания – Кор. меньше среднего по группе на 2 и более балла.
Средний уровень Кор. равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего.
Высокий уровень – Кор. выше среднего по группе на 2 и более балла.
Результаты проведенной диагностики заносятся в протоколы (Приложение 4).
Результаты отражены в графике (Приложение 5).
По результатам проведения диагностического обследования можно сделать вывод: из 10 обследованных детей экспериментальной группы 3 ребёнка имеют высокий уровень воображения; 5 детей – средний уровень воображения; 2 ребёнка – низкий уровень воображения. Из 10 обследованных детей контрольной группы 2 ребёнка имеют высокий уровень воображения; 6 детей – средний уровень воображения; 2 ребёнка – низкий уровень воображения.
Результаты определения среднего коэффициента оригинальности групп занесёны в таблицу.
Ср.Кор. | |
Экспериментальная группа |
4,3 |
Контрольная группа |
3,9 |
Уровень воображения дошкольников констатирующего
эксперимента выведен в диаграммы
экспериментальная группа
Анализ полученных данных показывает, что в экспериментальной группе высокий уровень выполнения задания у 30% детей, средний уровень у 50% детей, низкий уровень у 20%. В контрольной группе высокий уровень выполнения задания выявлен у 20% детей, средний уровень у 60% детей, низкий у 20% детей.
Наряду с количественной
обработкой результатов (
1. Выполнение заданий
с повторяющимися стандартными
изображениями, не
2.Дети, выполняющие задание на среднем уровне, рисуют отдельные объекты с деталями. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.
3.Дети, выполнившие задание на высоком уровне, дают оригинальные изображения отдельных объектов с деталями или решения по типу «включения», когда предъявленная фигурка является незначимой частью созданного ребенком рисунка.
Так как в основе воображения лежит процесс диссоциации (расщепление уже сложившихся связей) и воображение тесно связано с мышлением, я решила обследовать ассоциативное мышление детей.
Цель исследования: Выяснить, легко ли возникают ассоциативные связи, отличаются ли ответы оригинальностью.
Детям было предложено 6
разноцветных кружков: желтого, оранжевого,
красного, зеленого, синего,
коричневого цветов. Диагностика
проводилась индивидуально.
Каждому ребёнку поочередно предъявлялся кружок
и задавался вопрос «На что, на кого похож?».
При качественном анализе ответов было выделено 5 уровней ассоциативного мышления.
I уровень. Ответы построены на ассоциации с цветом кружка (огурец, лягушка, листок, травка, стебель - зеленые, ягода - красная, морковь - оранжевая, медведь - коричневый, небо - синее и т.д.).
II уровень. Ассоциации с формой (шарик, мяч, краски, светофор, тарелка, колобок).
III уровень. Традиционные ответы детей с опорой на форму и цвет (апельсин, одуванчик, яблоко, луна, блин, солнце).
IV уровень. Оригинальные ответы с опорой на цвет и форму (Солнце на закате, серединка ромашки).
V уровень. Идет абстрагирование, отвлечение от заданной формы, форма видоизменяется, перерабатывается в конкретный предмет (нос собаки, крылья бабочки, лепесток незабудки, кора дерева, цветущие тюльпаны, ткань).
Последние два уровня говорят о наличии у детей творческого воображения. Ответы отличаются оригинальностью, можно отметить легкость возникновения ассоциаций.
В исследуемой группе преобладают ответы первых трех уровней, следовательно, ассоциативное мышление недостаточно развито, и необходимо развивать ассоциативный фундамент воображения. А для этого развивать чувственное восприятие и расширять круг знаний о мире, о жизни.
Сложившаяся система
дошкольного воспитания
Значит, у меня есть возможность подтвердить экспериментально свою гипотезу, исходящую из того, что развитие творческого воображения можно повысить. Для этого я наметила направления дальнейшей работы:
1.Создать оптимальную ситуацию развития воображения через комплексный подход в работе с группой детей.
2.Составить программу развития творческого воображения на основе игры.
3.Провести сравнительный анализ констатирующего и формирующего экспериментов.
Формирующий эксперимент
Цель эксперимента: подтвердить на практике выдвинутую гипотезу: « Развитие творческого воображения можно повысить, если использовать различные диагностические методики, разработать и внедрить программу, направленную на развитие творческого воображения».
Программа развития
творческого воображения у
Современная жизнь требует иного подхода к воспитанию и развитию детей дошкольного возраста, а именно формирование свободного, инициативного, раскрепощенного, творческого человека. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы.
Способность воображать и фантазировать помогает сохранить чувство нового. У ребенка особое, не скованное ничем воображение. Для него нет обыденного, нет невозможного: "удивительное всегда рядом" - таковы законы его воображения. У ребенка ещё мал опыт наблюдений, поверхностны ассоциации, но уже то, что детское воображение действительно не знает невозможного, делает проблему его исследования и использования актуальнейшей.
Цель программы:
Развитие творческого
Исходя из этого, можно выделить следующие направления работы:
1. Развитие воображения.
2.Формирование качеств творческой личности.
3.Формирование культуры общения, поведения.
В работе по каждому направлению должны решаться определённые задачи.
Задачи по развитию воображения:
1.Формировать у детей умение представлять себе то, что не
существует в действительности.
2.Учить детей смотреть на предметы с разных сторон, видеть новое в старом, привычном.
3.Развивать направленность, управляемость воображения;
4.Формировать умение
отражать реальную
Одним из важных направлений в развитии креативности дошкольников является формирование качеств творческой личности. Это предполагает решение таких задач, как:
1.Формировать умение находить собственное решение, оригинальные ответы, открыто высказывать смелые идеи и гипотезы, защищая, и аргументировано отстаивая свое мнение.
2.Развивать целеустремленность и настойчивость в поиске решения проблем, стремление доводить начатое до конца.
3.Формировать умение принимать критику без обид, а так же способности видеть недостатки в собственных суждениях и оценках, высказывать критику в адрес других с позитивных позиций, с желанием помочь.
4.Развивать умение сочувствовать, сопереживать людям, животным, растениям.
5.Поощрять в
ребенке инициативность,
независимость,
6.Развивать умение сохранять уверенность в своих способностях, несмотря на временные трудности и неудачи.
Формирование качеств
творческой личности невозможно без
развития способности социально-
Задачи по формированию культуры общения, поведения и этических представлений дошкольников включают:
1.Развитие умения адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях;
2.Воспитание культуры общения, основных коммуникативных качеств и навыков;
3.Развитие умения воздерживаться от неуместных слов, действий, замечать и понимать состояние и настроение других людей, не перебивать говорящего, терпеливо выслушивать, уметь налаживать общение с незнакомыми детьми;
4.Развитие относительной непринужденности в общении, умения как отстаивать свою правоту, так и соглашаться с мнением других людей, умения принимать и "дарить" комплименты и похвалы.
Все указанные задачи взаимосвязаны и решаются в комплексе.
Основу программы составляют творческие сюжетные игры. В совокупности они представляют собой последовательно построенные блоки занятий. Длительность блоков занятий зависит от потребностей детей.
I блок: «Мир вокруг тебя».
Цель: Развитие восприятия, ассоциативного мышления, эмпатии.
1. «Потрогай и нарисуй».
2. «Подарки для куклы».
3. «Нарисуй музыку».
4. «Если бы ты был игрушкой?».
5. «Новое применение ненужному предмету».
6. «Жизнь замечательных вещей».
II блок: «Mы – фантазеры».
Цель: Развитее мелкой моторики
рук, воображения, образного мышления.
2. «Если вдруг...».
3. «Циферблат».
4. «Волшебный кружок».