Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:02, дипломная работа
Целью данного исследования является изучение особенностей проявления одарённости и развитие творческого воображения в дошкольном возрасте.
Объект исследования – одарённость детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности одарённости детей дошкольного возраста.
Введение 2
Глава 1.Теоретические основы изучения одарённости
1.1.Из истории исследования проблемы одарённости 5
1.2.Определение понятий одарённость, одарённость ребёнка 11
1.3.Возрастные особенности одарённости, её проявление
в дошкольном возрасте 16
1.4. Вывод по главе I 26
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность с одарёнными
дошкольниками
2.1. Дифференцированный подход к составлению программ
работы с одарёнными дошкольниками 28
2.2. Методика работы социального педагога с талантливыми
детьми 38
2.3. Результаты экспериментальной деятельности с одарёнными
дошкольниками 43
2.4. Выводы по главе II 48
Заключение 50
Список литературы 52
Приложение 57
A.H. Доровский предлагает матрицу для выявления признаков одаренности у детей. (Приложение 2) В ней он выделил признаки одаренности ребенка в соответствии с возрастными периодами. Одним из доминирующих качеств одаренности, по его мнению, является любопытство, которое характерно для любого возраста (6).
Одарённых детей
в дошкольном возрасте
Любознательность
и особый интерес к чему-то
составляет точку отсчёта в
развитии каждого. Выбор
Ещё
одна точка отсчёта – память,
характеризующая специальный та
Одарённого
ребёнка отличает повышенная
концентрация внимания на чём-
Для одарённых детей дошкольного возраста характерно опережающее познавательное развитие.
1.Отличаясь широтой
восприятия, они остро чувствуют
всё происходящее в окружающем
их мире и чрезвычайно
2.Они обладают способностью
воспринимать связи между
3.Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребёнку накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её.
4.Одарённые дети обладают
большим словарным запасом,
5. Наряду со способностью
воспринимать смысловые
6.Они отличаются
Высокая познавательная активность проявляются у всех одаренных дошкольников, начиная с двух-трех лет. Вопросы пытливых малышей шире по тематике и глубже по содержанию, чем у сверстников. К пяти годам они пытаются искать ответы, решения самостоятельно, наблюдая, пробуя экспериментировать. С пяти-шести лет возросший уровень познавательной активности позволяет ребенку самому формулировать вопрос, задачу, обращая их уже не к другим, а к себе; поиск решения осуществляется планомерно и последовательно. К концу дошкольного возраста возможно появление стремления представить свои «открытия» другим — взрослым, детям. Иногда, если такой ребенок чувствует, что ему не хватает умений, навыков в реализации его идеи, замысла, он обращается к старшим с настойчивой просьбой обучить его (чтению, рисованию масляными красками, выпиливанию, составлению гербария и т.д.).
Наряду с познавательной в старшем дошкольном возрасте появляется и потребность в созидании, которую социальному педагогу следует стимулировать.
Необходимо помнить, что деятельность детей чаще всего побуждается несколькими мотивами. Важно выбрать тот основной, опора на который обеспечит продуктивное руководство деятельностью детей.
При организации деятельности нужно учитывать желания и интересы детей, их эмоциональный настрой. Часто дети придумывают самостоятельно, необходимо вовремя подхватить идею, помочь ее реализовать. В этом случае, важна импровизация способность быстро и верно оценить ситуацию, принять иной поворот событий. Взрослый должен умело руководить ходом рассуждения, направляя мысли детей в нужное русло (за одну идею просто похвалить, а другую - развить дополнительными вопросами и довести ее до логического конца).
В сфере психосоциального развития талантливым детям свойственны следующие черты.
1.Одарённые дети обнаруживают обострённое чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.
2.Они предъявляют высокие
требования к себе и
3.Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья или сёстры) весьма характерны для одарённых детей. Спустя много лет часть из них как в работе, так и в жизни сохраняют элемент игры, изобретательность и творческий подход.
4.Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.
5.Им недостаёт эмоционального баланса, в раннем возрасте одарённые дети нетерпеливы и порывисты (П. Брег, П. Вайнцвайг).
6.Для одарённых детей
характерны преувеличенные
7.Одарённые дети имеют высокую потребность в успехе и признании своих достижений (Б. Уайт, М.Карне, и др.). Им свойственна гордость за свои достижения уже в раннем возрасте.
8.Эгоцентризм в этом возрасте, как и у обычных детей.
9.Нередко у одарённых детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками (1).
Физические характеристики.
1.Одарённых детей отличает
высокий энергетический
2.Их моторная координация
и владение руками часто
3.Зрение одарённых детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее.
Особенности детского творческого воображения.
1.У детей дошкольного
возраста еще нет четкой
2.Образ, созданный воображением ребенка всегда ситуативен, большей частью ценен лишь для самого создателя, и, если реализуется в продукте, то обычно несовершенно, неумело.
3.Дети не думают
о рациональности своих
4.Собственный опыт
и возможность объективно
5.В процессе восприятия
ребенок постоянно обогащается
впечатлениями о предметах,
6.Воображение тесно связано с эмоциями. У детей сила и яркость их проявления значительно интенсивнее, чем у взрослых.
7.Детское творческое
воображение чаще всего
8.Во многих случаях,
отличительной чертой
9.Детское творческое воображение отличается так же неожиданностью, непроизвольностью, спонтанностью. Процесс часто протекает на неосознанном уровне.
Таким образом, именно у дошкольников вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал может не проявиться в будущем.
Психологи отмечают, что у ребенка также очень рано зарождается потребность в осознании своей значимости, признании, самоутверждении, реализовать которую ребенок может в игровой ситуации. Именно в игре реализуется потребность дошкольника действовать самостоятельно, активно, как взрослый. Игровой мотив позволяет сделать так, чтобы у детей выполнение заданий стало интересным, увлекательным. Дети с удовольствием включаются в игровую ситуацию, выступая в позиции помощника, защитника, чувствуя себе сообразительными, умными. Диапазон интересующих одаренного дошкольника проблем, игр, занятий может быть очень широким, или же все внимание концентрируется на одной проблеме, игре.
Важным стимулом является мотив личной заинтересованности. Чем старше дети, тем реже возникает необходимость в использовании этого мотива, больше внимание уделяется формированию общественно-значимых мотивов: желание сделать приятное, нужное другим людям принести пользу.
Значимой для дошкольников является потребность в общении с взрослыми. Дети стараются получить одобрение, похвалу, положительную оценку со стороны взрослых. Процесс общения должен сопровождаться только положительными эмоциями: радость нового, радость открытия, радость творчества, удовлетворенность похвалой. Отрицательные эмоции недопустимы. Иногда все-таки возникают ситуации, когда наряду с одобрением необходима и объективная критическая оценка результатов детской деятельности с целью показа недостатков или коррекции поведения. В этом случае высказывают необходимую критику относительно тех или иных форм поведения ребенка, но не его личных качеств.
Особое значение приобретает и сама личность взрослого, взаимодействующего с ребёнком. Ребенок, выбирая себе кумиров, «копирует» их поведение, отношение к жизни, к другим людям, подражает «своим авторитетам», поэтому так важно, кто рядом с ребенком. И каким бы видом деятельности не занимался ребенок (шахматы это или музыка, рисование или спорт), важно, что через этапы «подражания и копирования» к «творческому подражанию», от него - к «подражательному творчеству» ( по В. А. Просецкому), а затем и к самостоятельному творчеству - таков путь пройдет каждый по дороге развития творческих способностей.
Как отмечал Э.Фромм, у педагогов и родителей должна присутствовать ориентация на жизнь. Иными словами, взрослые должны иметь такие личностные качества, как жизнелюбие, оптимизм, жизнерадостность, способность быть счастливыми и чувство юмора, которые напрямую связаны с проблемами психического здоровья (5).
Потребность в общении с взрослым претерпевает качественные изменения: основным мотивом общения все чаще выступает стремление получить новую информацию, обсудить что-то. Постепенно наиболее значимой для старших дошкольников становится познавательная потребность.
Таким образом, чтобы ребенок развивался как творческая личность, необходимы особые условия, «одаренные дети требуют особого психолого-педагогического подхода при обучении и социализации» (В. Н. Дружинин):
• отсутствие образца регламентированного поведения;
• наличие позитивного образца творческого поведения;
• создание условий для подражания творческому поведению и блокированию проявлений агрессивного и деструктивного поведения;
• социальное подкрепление творческого поведения (Приложение 3).
Охарактеризованные качества одарённых детей требуют к ним особого подхода, и не случайно одарённые дети по решению Всемирной организации здравоохранения входят в «группу риска» наряду с умственно отсталыми, малолетними правонарушителями, детьми алкоголиков. Они нуждаются в особом воспитании, специальных учебных программ, специально подготовленных педагогов.
Высокий творческий потенциал может проявляться в какой-либо одной области, когда при высокой избирательности по отношению к исследуемому новому предпочтение отдается звукам (цвету, форме и т.д.). Познавательная активность в этом случае первоначально выражается в форме восприятия музыки (цветовой гаммы и т.д.), затем дополняется попытками выразить свои переживания, впечатления в собственных импровизациях.
Особенно рано проявляются яркие дарования детей в художественных областях, в дошкольном возрасте также может быть выявлена одаренность в математике или шахматах. Лидерская направленность дошкольника, реализующаяся в творческом построении общения, взаимодействий с окружающими предопределяет развитие творческой одаренности в социальной области.