Дипломная работа по "педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:02, дипломная работа

Краткое описание

Целью данного исследования является изучение особенностей проявления одарённости и развитие творческого воображения в дошкольном возрасте.
Объект исследования – одарённость детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности одарённости детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение 2
Глава 1.Теоретические основы изучения одарённости
1.1.Из истории исследования проблемы одарённости 5
1.2.Определение понятий одарённость, одарённость ребёнка 11
1.3.Возрастные особенности одарённости, её проявление
в дошкольном возрасте 16
1.4. Вывод по главе I 26
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность с одарёнными
дошкольниками
2.1. Дифференцированный подход к составлению программ
работы с одарёнными дошкольниками 28
2.2. Методика работы социального педагога с талантливыми
детьми 38
2.3. Результаты экспериментальной деятельности с одарёнными
дошкольниками 43
2.4. Выводы по главе II 48

Заключение 50
Список литературы 52
Приложение 57

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 288.50 Кб (Скачать файл)

A.H. Доровский предлагает матрицу для выявления признаков одаренности у детей. (Приложение 2)  В ней он выделил признаки одаренности ребенка в соответствии с возрастными периодами. Одним из доминирующих качеств одаренности, по его мнению, является любопытство, которое характерно для любого возраста (6).

  Одарённых детей  в дошкольном возрасте отличает  способность прослеживать причинно-следственные  связи и делать соответствующие  выводы. Они особенно увлекаются  построением альтернативных моделей  и систем. Эта способность лежит в основе многих интуитивных скачков («перескакивания через этапы») (53).

 Любознательность  и особый интерес к чему-то  составляет точку отсчёта в  развитии каждого. Выбор области  исследований ребёнка – важный  момент, который нельзя пропустить. Диапазон точек творческого роста бесконечен. Такой личностный выбор может относиться равно к природе, искусствам, науке, технике, спорту, к миру профессий, к социальной жизни.

       Ещё  одна точка отсчёта – память, характеризующая специальный талант, избирательна и эффективна. Отличная память базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Одарённых отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко использовать накопленные знания. Их склонность к классификации и категоризации иллюстрируется и любимым увлечением – коллекционированием. Большой словарный запас, умение ставить вопросы отличают маленьких «вундеркиндов». Они с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

      Одарённого  ребёнка отличает повышенная  концентрация внимания на чём-либо, упорство в достижении результата  в сфере, которая ему интересна.

    Для одарённых  детей дошкольного возраста характерно опережающее познавательное развитие.

1.Отличаясь широтой  восприятия, они остро чувствуют  всё происходящее в окружающем  их мире и чрезвычайно любопытны  в отношении того, как устроен  тот или иной предмет. Они  способны следить за несколькими  процессами одновременно, и склонны активно исследовать,  всё окружающее.

2.Они обладают способностью  воспринимать связи между явлениями  и предметами и делать соответствующие  выводы; им нравится в своём  воображении создавать альтернативные  системы.

3.Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребёнку накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её.

4.Одарённые дети обладают  большим словарным запасом, позволяющим  им свободно и чётко излагать. Однако ради удовольствия они часто изобретают собственные слова.

5. Наряду со способностью  воспринимать смысловые неясности,  сохранять высокий порог восприятия  в течение длительного времени,  с удовольствием заниматься сложными  и даже не имеющими практического решения задачами одарённые дети не терпят. Когда им навязывают готовый ответ.

6.Они отличаются продолжительным  периодом концентрации внимания  и большим упорством в решении  той или иной задачи.

Высокая познавательная активность проявляются у всех одаренных дошкольников, начиная с двух-трех лет. Вопросы пытливых малышей шире по тематике и глубже по содержанию, чем у сверстников. К пяти годам они пытаются искать ответы, решения самостоятельно, наблюдая, пробуя экспериментировать. С пяти-шести лет возросший уровень познавательной активности позволяет ребенку самому формулировать вопрос, задачу, обращая их уже не к другим, а к себе; поиск решения осуществляется планомерно и последовательно. К концу дошкольного возраста возможно появление стремления представить свои «открытия» другим — взрослым, детям. Иногда, если такой ребенок чувствует, что ему не хватает умений, навыков в реализации его идеи, замысла, он обращается к старшим с настойчивой просьбой обучить его (чтению, рисованию масляными красками, выпиливанию, составлению гербария и т.д.).

Наряду с познавательной в старшем дошкольном возрасте появляется и потребность в созидании, которую социальному педагогу следует стимулировать.

Необходимо помнить, что  деятельность детей чаще всего побуждается несколькими мотивами. Важно выбрать тот основной, опора на который обеспечит продуктивное руководство деятельностью детей.

При организации деятельности нужно учитывать желания и  интересы детей, их эмоциональный настрой. Часто дети придумывают самостоятельно, необходимо вовремя подхватить идею, помочь ее реализовать. В этом случае, важна импровизация способность быстро и верно оценить ситуацию, принять иной поворот событий. Взрослый должен умело руководить ходом рассуждения, направляя мысли детей в нужное русло (за одну идею просто похвалить, а другую - развить дополнительными вопросами и довести ее до логического конца).

 В сфере психосоциального  развития талантливым детям   свойственны следующие черты.

1.Одарённые дети обнаруживают обострённое чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.

2.Они предъявляют высокие  требования к себе и окружающим  и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

3.Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья или сёстры) весьма характерны для одарённых детей. Спустя много лет часть из них как в работе, так и в жизни сохраняют элемент игры, изобретательность и творческий подход.

4.Они обладают отличным  чувством юмора, любят смешные  несоответствия, игру слов, шутки.

5.Им недостаёт эмоционального  баланса, в раннем возрасте  одарённые дети нетерпеливы и  порывисты (П. Брег, П. Вайнцвайг).

6.Для одарённых детей  характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить  множество опасных последствий.  Они также чрезвычайно восприимчивы, эмоционально зависимы, несбалансированны,  нетерпеливы.

7.Одарённые дети имеют  высокую потребность в успехе и признании своих достижений (Б. Уайт, М.Карне, и др.). Им свойственна гордость за свои достижения уже в раннем возрасте.

8.Эгоцентризм в этом  возрасте, как и у обычных детей.

9.Нередко у одарённых  детей развивается негативное  самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками (1).

     

 

Физические характеристики.

1.Одарённых детей отличает  высокий энергетический уровень,  причём спят они меньше обычного.

2.Их моторная координация  и владение руками часто отстают  от познавательных способностей.

3.Зрение одарённых  детей (в возрасте до 8 лет) часто  нестабильно, им трудно менять  фокус с близкого расстояния  на дальнее.

Особенности детского творческого  воображения.

1.У детей дошкольного  возраста еще нет четкой границы  между реальностью и вымыслом. Создаваемый образ бывает настолько выразителен, что дети представляют все воображаемое реальной действительностью.

2.Образ, созданный  воображением ребенка всегда  ситуативен, большей частью  ценен  лишь для  самого  создателя,  и,  если реализуется в продукте, то обычно несовершенно, неумело.

3.Дети не думают  о рациональности своих проектов, степени новизны их изобретений,  т.е. отсутствуют сдерживающие  факторы, которыми бывают, отягощены  взрослые.

4.Собственный опыт  и возможность объективно оценивать  окружающий   мир   недостаточны.   Чтобы       решать   постоянно возникающие   проблемы   ребенок   привлекает   воображение   и фантазию. Они заменяют недостаток  знаний, опыта и помогают относительно уверенно чувствовать себя в сложном и изменчивом мире.

5.В процессе восприятия  ребенок постоянно обогащается  впечатлениями о предметах, явлениях  и связях между ними. Но так  как жизненный "багаж" еще  мал, в психике ребенка происходит  постоянное перекомбинирование впечатлений. Возникает множество сочетаний, рождающих новые связи между явлениями и предметами (но они менее содержательны, чем у взрослых). А для настоящей творческой деятельности важна содержательность комбинирования.

6.Воображение тесно  связано с эмоциями. У детей сила и яркость их проявления значительно интенсивнее, чем у взрослых.

7.Детское творческое  воображение чаще всего связано  с игровой  деятельностью.   Именно   в   игре  у   ребенка  начинают формироваться  основы умения  находить собственное решение, способность действовать в плане образных представлений (легкость в замене одного предмета другим, возможность увидеть нужную для игры вещь в самом простом предмете).

8.Во многих случаях,  отличительной чертой воображения  ребенка является полное отсутствие предварительного замысла. Неумение управлять своими идеями, подчинять их единой цели приводит к тому, что лучшие замыслы и намерения не находят воплощения.

9.Детское   творческое   воображение   отличается   так  же неожиданностью, непроизвольностью, спонтанностью. Процесс часто протекает на неосознанном уровне.

Таким образом, именно у  дошкольников вся жизнь пронизана  фантазией и творчеством. Не получив  должного развития в этот период, творческий потенциал может не проявиться в  будущем.       

Психологи отмечают, что у ребенка  также очень рано зарождается потребность в осознании своей значимости, признании, самоутверждении, реализовать которую ребенок может в игровой ситуации. Именно в игре реализуется потребность дошкольника действовать самостоятельно, активно, как взрослый. Игровой мотив позволяет сделать так, чтобы у детей выполнение заданий стало интересным, увлекательным. Дети с удовольствием включаются в игровую ситуацию, выступая в  позиции помощника, защитника, чувствуя себе сообразительными, умными. Диапазон интересующих одаренного дошкольника проблем, игр, занятий может быть очень широким, или же все внимание концентрируется на одной проблеме, игре.

Важным стимулом является мотив личной заинтересованности. Чем  старше дети, тем реже возникает необходимость в использовании этого мотива, больше внимание уделяется формированию общественно-значимых мотивов: желание сделать приятное, нужное другим людям принести пользу.

Значимой для дошкольников является потребность в общении  с взрослыми. Дети стараются получить одобрение, похвалу, положительную оценку со стороны взрослых. Процесс общения должен сопровождаться только положительными эмоциями: радость нового, радость открытия, радость творчества, удовлетворенность похвалой. Отрицательные эмоции недопустимы. Иногда все-таки возникают ситуации, когда наряду с одобрением необходима и объективная критическая оценка результатов детской деятельности с целью показа недостатков или коррекции поведения. В этом случае высказывают необходимую критику относительно тех или иных форм поведения ребенка, но не его личных качеств.

Особое значение приобретает  и сама личность взрослого, взаимодействующего с ребёнком. Ребенок, выбирая себе кумиров, «копирует» их поведение, отношение к жизни, к другим людям, подражает «своим авторитетам», поэтому так важно, кто рядом с ребенком. И каким бы видом деятельности не занимался ребенок (шахматы это или музыка, рисование или спорт), важно, что через этапы «подражания и копирования» к «творческому подражанию», от него - к «подражательному творчеству» ( по В. А. Просецкому), а затем и к самостоятельному творчеству - таков путь пройдет каждый по дороге развития творческих способностей.

Как отмечал Э.Фромм, у  педагогов и родителей должна присутствовать ориентация на жизнь. Иными  словами, взрослые должны иметь такие личностные качества, как жизнелюбие, оптимизм, жизнерадостность, способность быть счастливыми и чувство юмора, которые напрямую связаны с проблемами психического здоровья (5).

 Потребность в общении с взрослым претерпевает качественные изменения: основным мотивом общения все чаще выступает стремление получить новую информацию, обсудить что-то. Постепенно наиболее значимой для старших дошкольников становится познавательная потребность.

Таким образом, чтобы ребенок развивался как творческая личность, необходимы особые условия, «одаренные дети требуют особого психолого-педагогического подхода при обучении и социализации» (В. Н. Дружинин):

•    отсутствие образца регламентированного поведения;

•   наличие позитивного образца творческого поведения;

•    создание условий  для подражания творческому поведению  и  блокированию проявлений агрессивного и деструктивного поведения;

• социальное подкрепление творческого поведения (Приложение 3).

Охарактеризованные качества одарённых детей требуют к ним особого подхода, и не случайно одарённые дети по решению Всемирной организации здравоохранения входят в  «группу риска» наряду с умственно отсталыми, малолетними правонарушителями, детьми алкоголиков. Они нуждаются в особом воспитании, специальных учебных программ,  специально подготовленных педагогов.

Высокий творческий потенциал  может проявляться в какой-либо одной области, когда при высокой  избирательности по отношению к исследуемому новому предпочтение отдается звукам (цвету, форме и т.д.). Познавательная активность в этом случае первоначально выражается в форме восприятия музыки (цветовой гаммы и т.д.), затем дополняется попытками выразить свои переживания, впечатления в собственных импровизациях.

Особенно рано проявляются  яркие дарования детей в художественных областях, в дошкольном возрасте также может быть выявлена одаренность в математике или шахматах. Лидерская направленность дошкольника, реализующаяся в творческом построении общения, взаимодействий с окружающими предопределяет развитие творческой одаренности в социальной области.

Информация о работе Дипломная работа по "педагогике"