СОДЕРЖАНИЕ
Введение
- Понятие «Доктрины образования» и основные доктринальные положения
- Национальная доктрина российского образования как исторический итог «Потока образования и просвещения» в истории развития российской цивилизации
- Российское образование в ХХ веке
- Национальная доктрина развития образования и национальная идея России
- Образование в ХХI веке
4.1 Образование как вид
инвестиций в человеческий капитал
4.2 Двухуровневая система
образования и рынок труда
4.3 «Болонский процесс»
4.4 Взгляды на участие
России в Болонском процессе
4.5 Проблемы участия России
в Болонском процессе
4.6 Опыт других стран
5. Высшее образование в России
сегодня
6. «Идеал учащегося народа»
и модель образования ХХI века в форме
образовательного общества. Основные
принципы
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Доктрина российского
образования по своему смыслу
и значимости должна быть разработана
до начала любых концепций
реформ образования. Но так
не произошло. Ее отсутствие
свидетельствует о камуфлировании
истинных целей реформирования
образования и образовательной
политики в целом, которые связаны
с сокращением образовательного
и научного потенциалов России
по сравнению с достигнутыми
рубежами по подсказке советников
Международного валютного фонда.
Такие цели независимо от желаний
авторов реформ укладываются
в стратегии идеологов «силового
мондиализма», в первую очередь
находящиеся в США, по превращению
России в сырьевой придаток
Запада, лишения ее экономической
и геополитической самостоятельности.
Образование – один
из ключевых моментов в стратегии
выживания России в начале XXI века,
реализации концепции ее устойчивого
развития, обеспечения всей системы
национальной безопасности. Россия
сможет выжить только как «образованная,
просвещенная Россия», в которой
государство вместе с обществом
постоянно несет ответственность
за темпы повышения среднего
образовательного ценза населения.
Образовательная политика является
ядром всей системы внутренней
политики российского государства.
Поэтому вопрос о Доктрине
российского образования – ключевой
вопрос внутренней политики, стратегии
реформ, долгосрочных перспектив
развития России.
Категория Доктрины
образования в России нами
разрабатывается с 1992 года [1-17]. На
III-ем съезде Петровской академии
наук и искусств «Образованная
Россия: специалист XXI века» в итоговом
документе принято решение о
разработке Доктрины российского
образования [1, с. 27, п. 1].
Доктрина образования
– это сжатое, декларативное,
системное изложение основных
целей, принципов и положений
организации, функционирования и
развития образования на базе
принятых общественных идеалов,
механизмов и условий их осуществления.
Доктрина образования
есть баланс учета традиций
развития национального образования,
зарубежного опыта в сфере
образования и прогнозных оценок
в форме моделей образования
будущего.
Доктрина образования
всегда есть исторический итог
развития образования в стране.
Поэтому Доктрина образования
не может быть создана только
в целенормативной логике разработки
проекта, она формируется исходя
из тенденций эволюции отечественного
образования мировых тенденций
развития образования и прогнозного
сценария его роли в обществе
XXI века.
Доктрина образования
– основа долгосрочной образовательной
политики.
I. ПОНЯТИЕ «ДОКТРИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ»
И ОСНОВНЫЕ ДОКТРИНАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Национальная Доктрина
российского образования исходит
из следующих основных положений,
подводящих итог современным
воззрениям на развитие и будущее
отечественного образования.
1. Образование — ведущий
механизм развития российского
общества и российской цивилизации.
Данное доктринальное
положение цивилизационной статусности
образования обусловлено характеристиками
образования в конце ХХ века
как:
— главного механизм
социокультурной преемственности
и развития;
— основы воспроизводства
духовного потенциала России
и развития личности;
— родовой потребности,
формы жизни человека в «изменяющемся
обществе»;
— механизма воспроизводства
науки и культуры;
— базы сохранения
исторической и национально-этнической
самоидентификации русского народов
и народов России;
— «базиса» современной
интеллектоемкой, наукоемкой, образованиеемкой
экономики, технологического и
социального развития России;
— основы национальной
безопасности России — военной,
экономической, демографической,
экологической, информационной, национально-этнической,
духовно-нравственной;
— механизма обеспечения
исторического здоровья нации;
— главного механизма
воспроизводства общественного
интеллекта.
От 40 – 70 % прироста
национального дохода обеспечивается
приростом знаний и образования.
Образование становится главной
воспроизводственной функцией всех
социальных институтов. В конце
ХХ века происходит интеллектуализация
производительных сил общества
и изменение природы действия
экономических механизмов. Образование
на фоне роста интеллектоемкости
и наукоемкости экономических
процессов — главный фактор
в изменении движущих сил развития
экономики.
В конце ХХ века
развернулась геополитическая и
экономическая межстрановая конкуренция
по качеству интеллектуальных
ресурсов и качеству образования
на долгосрочных горизонтах упреждения.
Не случайно, в 80-х годах Конгресс США неоднократно
возвращался в своих обсуждениях к оценке
качества образования в страновом и геополитическом
измерениях как фактору конкурентоспособности
экономики страны в XXI веке высшего приоритета.
Рекомендации Международного
валютного фонда по сокращению
науки и высшего образования
на 30-60 % в России имеют скрытую
стратегическую цель – лишить
Россию необходимого качества
образовательного потенциала, чтобы
понизить и экономическую конкурентоспособность
на долгосрочную перспективу,
открыть возможности ее интеллектуально-духовной,
информационной колонизации, а
на ее основе – экономической
колонизации.
2. Образование — основа
устойчивого развития России.
Наши исследования
и обобщения показали, что единственная
модель устойчивого развития
российского общества и человечества
в целом — это управляемая
социоприродная эволюция на базе
общественного интеллекта и образовательного
общества.
В конце ХХ века
уже состоялась первая фаза
Глобальной Экологической Катастрофы.
Сформировались Пределы сложившимся
механизмам цивилизационного развития,
определившим стихийный, спонтанный,
непредсказуемый характер Истории.
Возник императив выживаемости
человечества, и России в том
числе, в ХХ веке. В центре
механизмов реализации этого
императива — императив качественного
скачка в управляемости социально-экономическим
и экологическим развитием на
базе общественного интеллекта,
доминирования общественных собственности
и капитала, механизмов закона
опережающего развития качества
человека, качества общественного
интеллекта и качества образовательных
систем в обществе как ведущего
закона системы устойчивого развития
в форме управляемой социоприродной
эволюции.
Средний образовательный
ценз экологического выживания
населения к 2000 г. составит 16-17
лет обучения. Возник императив
перехода в начале XXI века к
всеобщему высшему образованию.
Данный императив является и
экологическим, и экономическим.
Уже ряд развитых
стран приняли программы перехода
к всеобщему высшему образованию.
Реформы в российском образовании
должны исходить из этой долгосрочной
перспективы.
Образовательная политика
лежит в основе экологической
политики, движения России к модели
«общества устойчивого развития».
Вне этих реалий экологическая
политика России и стратегии
ее устойчивого развития приобретают
утопические черты.
Данное положение усиливается
под воздействием угрозы появления
«экологического империализма»,
когда недостаточность образовательного
и научного потенциалов в обществах
«развивающихся стран» для создания
возможностей разработки технологий
добычи ресурсов, удовлетворяющих
международным стандартам, будут использоваться
для обоснования и оправдания захвата
добычи ресурсов со стороны «развитых
стран». Такая угроза «экологического
империализма» будет усиливаться и для
России, если будет происходить разрушение
ее образовательных и научных потенциалов
и ее способности разрабатывать интеллектоемкие
и наукоемкие технологии.
3. Образование — основа
качества жизни личности в
изменяющемся мире, основа ее
становления и самореализации.
Образование становится
главной формой существования
личности в «мире изменений»,
трансформируясь в непрерывное
образование.
Переход образования
в конце ХХ века в статус
непрерывного образования — часть
основной тенденции образовательной
революции в мире.
При этом непрерывность
как фундаментальное свойство
отечественного образования приобретает
два основных смыслообразующих
измерения:
— институциональное;
— личностно-ориентированное.
«Институциональное измерение»
непрерывности обеспечивается инфраструктурой
сети образовательных учреждений,
что бы она обеспечивала такое
согласование «мощностей» ступеней
непрерывного образования в стране,
которое бы обеспечивало реализацию
потребности личности и общества
в непрерывном образовании.
«Личностно-ориентированное
измерение» непрерывности обращено
к ценностным аспектам образовательной
политики, к ее целям: создать
мотивацию личности, ценностные
ориентации личности к непрерывному
образованию и условия для
реализации таких мотиваций и
ценностных ориентаций.
В такой постановке
качество непрерывного образования
– системообразующий фактор качества
жизни личности в «изменяющемся
мире».
Забота государства
о качестве жизни личности
и общества начинается с заботы
о качестве образования. Поэтому
мониторинг качества образования
является важнейшей подсистемой
управления качеством жизни личности
и общества со стороны государства
и общества.
II. НАЦИОНАЛЬНАЯ ДОКТРИНА
РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК
ИСТОРИЧЕСКИЙ ИТОГ «ПОТОКА ОБРАЗОВАНИЯ
И ПРОСВЕЩЕНИЯ» В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Образование и просвещение,
как его неотъемлемая часть,
в социогенетическом и институциональном
измерении есть исторический
поток, норма которого определяет
поток исторического здоровья
нации. В этом своем измерении
образование предстает как внутренний
механизм воспроизводства исторического
здоровья нации.
«Доктрина» включает
в себя, как принцип, концептуально-методологически
системную триаду [12, с. 12] 1) Здоровье
нации – историческое здоровье;
2) Просвещение как часть и механизм
исторического развития; 3) Образование
как механизм просвещения, движитель
потока просвещения и как часть
механизма сохранения.
Данная системная триада
определяет образовательную политику
как важнейшее основание здравоохранительной,
демографической, национально-этнической
политики российского государства.
Ядром в этой политике выступает
цель формирования такого «мировоззренческого
фона» у личности (В.П.Казначеев),
«мировоззренческого экрана», которое
бы обеспечило социальное поведение
личности, создающее прогрессивное
развитие исторического здоровья
нации, его приращение в историческом
времени, прогрессивное развитие
репродуктивного этнического «потокового»
потенциала нации во взаимодействии
с прогрессивным развитием витально-природного
базиса жизни российского общества.
Здесь Образование (и просвещение)
предстают как «история в потоке»
и одновременно как «поток»
геополитических и социально-культурных
оснований и взглядов на существование
и развитие российской цивилизации.
В мире «действуют»
и развиваются разнообразие цивилизаций,
культур, этносов и их «сканирующих»
разнообразия страновых образовательных
систем. Закон развивающегося необходимого
разнообразия в социальной эволюции
есть закон ее прогрессивной
направленности.