Доктрина российского образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 07:09, реферат

Краткое описание

Доктрина российского образования по своему смыслу и значимости должна быть разработана до начала любых концепций реформ образования. Но так не произошло. Ее отсутствие свидетельствует о камуфлировании истинных целей реформирования образования и образовательной политики в целом, которые связаны с сокращением образовательного и научного потенциалов России по сравнению с достигнутыми рубежами по подсказке советников Международного валютного фонда. Такие цели независимо от желаний авторов реформ укладываются в стратегии идеологов «силового мондиализма», в первую очередь находящиеся в США, по превращению России в сырьевой придаток Запада, лишения ее экономической и геополитической самостоятельности.

Содержание

Введение
1. Понятие «Доктрины образования» и основные доктринальные положения
2. Национальная доктрина российского образования как исторический итог «Потока образования и просвещения» в истории развития российской цивилизации
3. Российское образование в ХХ веке
3.1 Национальная доктрина развития образования и национальная идея России
4. Образование в ХХI веке
4.1 Образование как вид инвестиций в человеческий капитал
4.2 Двухуровневая система образования и рынок труда
4.3 «Болонский процесс»
4.4 Взгляды на участие России в Болонском процессе
4.5 Проблемы участия России в Болонском процессе
4.6 Опыт других стран
5. Высшее образование в России сегодня
6. «Идеал учащегося народа» и модель образования ХХI века в форме образовательного общества. Основные принципы
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

история образования и педагогической мысли.docx

— 110.71 Кб (Скачать файл)

 

 В ХХ веке, как формы  проявления «напряжений» в развитии  энергетической цивилизации, возникли  асимметрии:

 

 — информационно-энергетическая  асимметрия общественного интеллекта  как форма растущего дисбаланса  между энергетической мощью проектов  и качеством функций предвидения  нежелательных последствий от  растущей по масштабности проектной,  плановой, программирующей, законотворческой  деятельности общественного интеллекта;

 

 — технократическая  асимметрия в эволюции единого  корпуса знаний как дисбаланс  между развитием естественнонаучной, техноведческой частей единого  корпуса знаний и развитием  знаний о живом веществе, человеке  и его интеллекте, когда доля  последних является очень малой  по сравнению с другими долями (по В.П.Казначееву: 95 % — знания  «естественной предметности», 5 % —  знания о «живом веществе», 1 % — знания о человечестком интеллекте [18]);

 

 — асимметрия между  темпами роста антропогенных  изменений в живом веществе  и темпами роста исследования  причин, сущности и последствий  этих изменений, когда последние  значительно отстают от первых, порождая феномен «интеллектуальной  черной дыры» (интеллект человека  через хозяйственную деятельность  и достижения в технологическом  развитии, порождает такие изменения  в своей «собственной природе»  и в «живой природе» Земли,  которые не успевают проконтролировать,  измерить, исследовать и осмыслить).

 

 Последние две «асимметрии»  — формы проявления первой. Все  три типа «асимметрий» есть  асимметрии общественного интеллекта, отражающие отставания качества  общественного интеллекта от  роста энергетического потенциала, которым он владеет.

 

 Переход к доминанте  идеальной детерминации на базе  общественного интеллекта включает  в себя преодоление указанных  асимметрий и формирует соответствующий  цивилизационный заказ к развитию  науки и образования в начале  XXI века.

 

 Информационное общество  второй половины ХХ века, электронно-компьютерная  революция, давшая ему новый  технологический базис, в условиях  рыночно-капиталистической цивилизации  увеличило неустойчивость развития, углубило указанные «ассиметрии», породило информационные глобальные  патологию и экологию.

 

 Внедрение рыночных  механизмов: в производство информации  и знаний породило производство  ложной информации, информационное  оружие и информационные войны, в том числе на уровне геополитической конкуренции.

 

 В конце ХХ века  на фоне информатизации общества  состоялись Глобальная Информационная  и Духовная Катастрофы, отражающие  «кризис человека», породившего  первую фазу Глобальной Экологической  Катастрофы.

 

 Образовательное общество  XXI века как единственная модель устойчивого развития в XXI веке несет в себе смысл реализации интенций преодоления указанных Глобальных Катастроф, перехода к Новому Качеству Бытия, которое есть Тотальная Неклассичность Будущего Бытия человечества.

 

 Здесь Неклассичность, наряду с принципами Дополнения  или Дополнительности, Антропными  принципами в науке и теории  знаний как характеристиками  Неклассинчости, приобретает новое  измерение — принцип Управляемости  (а в его системе — принципы  Наблюдаемости и Диагностируемости). Речь идет о переходе от  Классической, Стихийной, Конкурентной  Истории — к Неклассической, Управляемой,  Кооперационной Истории.

 

 При этом «образ  управления» становится Неклассическим, включая в себя ценностно-ориентированные,  рефлексивные, нелинейно-циклические  формы управления. В центре системы  Тотальной неклассичности — Неклассический  Человек, Неклассические наука,  культура и образование. Предел  Классической, Стихийной Истории  несет в себе смысл Предела  Классического Гуманизма, восходящего к эпохе Возрождения, — эгоцентричного Гуманизма. Вопрос стоит о переходе от ЭГО – центризма к ЭКО – центризму, от Гуманизма Свободы к Гуманизму Ответственности, от Гуманизма Конкуренции – к Гуманизму Кооперации, Коллективизма, о переходе от состояния «Разума для Себя» к состоянию «Разума для Биосферы, Земли, Космоса». Неклассический Человек, как и Неклассический общественный интеллект, реализует указанные императивы в изменениях своих функций в сторону повышения своего ЭКО-центризма, повышения ЭКО-центризма всех форм механизмов социальной организации, в том числе и нравственности.

 

 Образовательное общество  — это «Неклассическое общество»  в смысле Тотальной Неклассичности  Бытия в XXI веке. Оно есть такое состояние общества, при котором образование экспансируется на все социальные институты и организационные системы общества.

 

 Образовательное общество  — это общество тотальной кооперации, «общество — организм», в котором  образование, выполняя функцию  главного механизма воспроизводства  общественного интеллекта, одновременно  становится «базовой формой воспроизводства  общества», определяя характер, цикличность,  формы других типов воспроизводства,  включая «воспроизводство общественного  производства».

 

 Долгосрочный горизонт  целевых установок «Доктрины»  включает в себя цель установления  образовательного общества России. Логика развития России как  общинной, евразийской цивилизации  наиболее ее подготовила к  реализации этой цели. Образованная  Россия как общественный идеал  включает в себя становление в России образовательного общества как формы ее устойчивого развития.

 

 Образовательное общество  как вектор происходящих изменений  в статусе социальных функций  «института образования» в конце  ХХ века определяет содержание  образовательной формационной революции.

 

 На смену 300-летней  «формации образования» как образовательно-педагогического  производства образовательных услуг  и «частичного человека» приходит  «образовательно-педагогическая формация  образовательного общества» как  образовательно-педагогического производства  универсального, всесторонне, гармонично  развитого, целостного, творческого  человека (Homo Creator’a).

 

 Она включает в себя  императивы, определяющие изменения  в структуре и содержании образования:

 

 — императив непрерывного  образования;

 

 — императив становления  проблемно-ориентированного, универсального, энциклопедического профессионализма;

 

 — императив фундаментализации  знаний и образования, включая  на институциональном уровне  императив университизации образования;

 

 — императивы тотальной  космизации, экологизации, ноосферизации  образования.

 

 Образование становится  стилем жизни личности, базисной  технологией развития интеллекта  на протяжении всей жизни (интеллектоонтогенеза) [2].

 

 Всеобщее высшее образование  в единстве с принципом непрерывности  образования – важнейшее измерение  образовательного общества –  модели образования в XXI веке.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 Как видно, взгляды  нашего правительства по поводу  дальнейшего развития системы  образования оцениваются как  положительно, так и отрицательно. Я считаю, что, несомненно, монолитная  система образования требует  изменений. Введение двухуровневой  системы в высшей школе вполне  оправдано развитием экономики  России. Но всё же не стоит  чересчур подражать Западу –  необходимо создать синтез. Подготовка  бакалавров должна в идеале  проходить с определенным балансом  между специальными знаниями  и общими умениями, что обуславливает  удовлетворение запросов рынка  труда. В программах бакалавриата  усиливаются профессиональные элементы (и специальные, и более широкие), заимствуется с этой целью  все лучшее из старой и новой  систем образования. Должно быть  создано образовательное пространство, которое позволит бакалаврам  продолжать образование в течение всей жизни. Каждый работник должен одновременно быть обучающимся. Сама рабочая среда должна поощрять самообразование.

 

 Кроме того, такая система  теоретически подкреплена специфическим  поведением человека экономического  в также специфических условиях  сервисной экономики: рациональность, эгоизм, информированность.

 

 Вступление России  в Болонский процесс, несомненно, открывает для наших выпускников  новые возможности. Но в то  же время необходимо детально  продумывать все шаги изменений  нашей образовательной системы  ввиду возможного, а точнее неизбежного  возникновения проблем и трудностей.

 

 Задача в реформировании  нашего образования совсем не  простая и прежде, чем будет  заметен хоть какой-либо результат,  должно быть затрачено немало  усилий. И, конечно же, исторический  срез данного рассматриваемого  вопроса способен помочь решить  возникшие в России проблемы.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

Вишневская Н.Т., Гимпельсон В.Е. и др. Обзор занятости в  России. Вып.1. (1991-2000гг.) М.: Теис. – 2002. –  С.71-74.

 

Гоголин Ф. Профессионалы  за сотрудничество. Вып.6 / Гл. ред. М.Кизима. – М.: 2004. – 344 С.

 

Курганский С.А. Человеческий капитал: сущность, структура, оценка. – Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1999.

 

Курганский С.А., Даниленко  Н.Н., Долгополова И.С. Институциональные  аспекты теории человеческого капитала. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2005. – 122 с.

 

Илычев Г. Какие национальные проекты нужны России? / Г. Илычев. – izvestia/ - (10.02.06).

 

Киселёва Т. Реформа образования // Труд. – 2005. – 18 февр.

 

Куприянова Т. Плюсы и  минусы реформы // Восточно-Сибирская  правда. – 2005. – 12 апр.

 

Магун В.С. Ход Болонского процесса в европейских странах // Университетское управление: практика и анализ. – 2005. – №№ 5-6 (33)

 

Сальников В. Актуальные вопросы  развития высшей школы в условиях реформы образования // Alma mater. – 2005. - №10. – с.11-15

 

Итоговые документы Третьего Съезда Петровской академии наук и  искусств по научной проблеме «Образованная  Россия: специалист XXI века» // Ред. коллегия: Председатель — академик Л.А. Майборода. Зам. председателя — академик А. И. Субетто. Члены редколлегии — академики Е.П. Борисенков, В.А.Коковин, В.П. Петленко, В.П. Чистяков. — СПб.: ПАНИ, 1997.- с.52.

 

Новое качество высшего образования  в современной России (содержание, механизмы реализации, долгосрочные и ближайшие перспективы). Коллективная монография // Под науч.ред. Н.А.Селезневой и А.И.Субетто. — М.: Исследовательский  центр проблем качества подготовки специалистов. 1995 — с.199.

 

Майборода Л.А., Субетто А.И. Общая концепция и структура  опережающего стандарта качества высшего  образования и ее применения применительно  к крестьянскому высшему образованию. — М.: Исследовательский центр  проблем качества подготовки специалистов, ПАНИ, 1994. — с.204. убетто А.И. Гуманизация  российского общества. Авторская  концепция. — СПб. — М.: ПАНИ, Исследовательский  центр проблем качества подготовки специалистов, 1992. — с.156.

 

Субетто А. И. Концепция стандарта  качества базового высшего образования (системная методология стандарта  и проблема нормативного отражения  в стандарте фундаментализации  образования). — СПб. — М.: Исследовательский  центр проблем качества подготовки специалистов, ПАНИ, 1992. — с.36.

 

Субетто А.И. Социоморфность системы образования как критериальное  основание квалиметрии страновых  образовательных систем // Тезисы Международной  конференции-семинара «Сравнение систем высшего образования и сравнительная  педагогика (г. Новгород, 26-30 сентября 1994 г.). — М.: Исследовательский центр  проблем качества подготовки специалистов, 1994. -с. 12-14.

 

Субетто А. И. Проблема доктрины образования XXI века в контексте роста «организмичности» человечества. The Problem //Issue of Education’s of the Education’s/ Educational Doctrine in the Context of «Ordanismness» Growth of the Mankind /7 Образовательная политика на рубеже XX-XXI веков (материалы международной конференции 28 марта — 3 апреля 1994 года). Часть 6. — СПб.: Европейский Форум за свободу образования, Постоянная Комиссия по вопросам культуры Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, 1996. — с. 62-64.

 

Субетто А.И. Образовательное  общество как форма реализации императива выживаемости человечества // Политехник. Изд.СПб ГТУ.- 1995.- 19 (3144) — 27 сентября. — с. 3.

 

Субетто А.И. Судьба Российского  образования — судьба России // Образование  и социальное развитие региона. Изд-во АГУ (Барнаул). — 1995. — 3-4. — с. 3-6.

 

Субетто А.И. Проблемы фундаментализации  и источников формирования содержания высшего образования: грани государственной  политики. — М.-Кострома: КГПУ им. Н.А. Некрасова, Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1995. — с.332.

 

Субетто А.И., Чекмарев В.В. Мониторинг источников формирования содержания высшего  образования. — М.- Кострома: КГПУ им. Н.А. Некрасова, Исследовательский центр  проблем качества подготовки специалистов, 1996. — с.242.

 

Субетто А. И. Предисловие. Геополитические  основания Доктрины российского  образования на рубеже второго и  третьего тысячелетий // В кн.: В. П. Казначеев. Здоровье нации. Просвещение. Образование. — М.-Кострома: Исследовательский  центр, КГПУ им. Н.А. Некрасова, 1996.-c.5-26. 13. Субетто А.И. Этюды философии образования (доктрина, содержание,

www.hse/science/modern_ed/

 rc.edu/bologna/works/

www.isea

 www.finec/rus/academic/master/bologna/

 

 

 

 

 

 

 

В конце XX в. мировое сообщество ста- ральное благополучие, возможность  реа-

 

ло осознавать, что в XXI в. положение лич- лизации своих  материальных и нравственности в  обществе, ее материальное и мо- ных  потребностей, даже сохранение соб-

 

ственного здоровья во многом будут зависеть от уровня и качества образования. В России, как и во всем мире, интеллектуальный потенциал  становится определяющим фактором прогрессивного развития общества и конкурентоспособности  национальной экономики на мировом  рынке. Опыт конца XX в. наглядно показывает возможности быстрого и эффективного развития государства за счет подъема  образовательного уровня граждан, что  является глобальной задачей системы  образования любого уровня, особенно в XXI в.

Информация о работе Доктрина российского образования